Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 09:52, отчет по практике
В соответствии со статьей 1 закона «Об органах внутренних дел Республики Беларусь» органы внутренних дел – государственные правоохранительные органы, осуществляющие борьбу с преступностью, охрану общественного порядка и обеспечивающие общественную безопасность в соответствии с задачами, возложенными на них настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь [5].
Органы внутренних дел являются составной частью системы обеспечения национальной безопасности Республики Беларус
ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................3
ГЛАВА 1 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ..............................................5
1.1 Задачи и принципы деятельности, организация органов
внутренних дел в Республике Беларусь..........................................................5
1.2 Система органов внутренних дел в Республике Беларусь……………..7
1.3 Права и обязанности органов внутренних дел ………………………..10
ГЛАВА 2 ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ…………..................................................................................15
2.1 Органы дознания……..………………………………….........................15
2.2 Органы предварительного следствия…………………..…..…………..18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ................................................35
Подразделения предварительного
расследования органов
Подразделения по гражданству и миграции органов внутренних дел осуществляют меры, направленные на реализацию законодательства о гражданстве и миграции, в том числе о выезде из Республики Беларусь и въезде в Республику Беларусь граждан, о передвижении и выборе ими места жительства, о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь, о предоставлении статуса беженца или убежища на территории Республики Беларусь [5].
Подразделения охраны органов внутренних дел осуществляют функции в сфере охранной деятельности, охрану общественного порядка на охраняемых объектах, в зонах постов и маршрутов патрулирования.
Подразделения финансов и
тыла органов внутренних дел осуществляют
организацию финансовой и тыловой
деятельности органов внутренних дел
и внутренних войск, обеспечивают их
финансирование и централизованное
снабжение материальными
Органы и учреждения уголовно–исполнительной системы организуют (осуществляют) исполнение и отбывание наказания и иных мер уголовной ответственности, исполнение меры пресечения в виде заключения под стражу, актов амнистии и помилования, осуществляют розыск лиц, уклоняющихся от отбывания наказания и иных мер уголовной ответственности.
1.3 Права и обязанности органов внутренних дел
Органам внутренних дел в целях выполнения возложенных на них задач в пределах их компетенции предоставляется право:
Органам внутренних дел в
соответствии с законом предоставляется
право задерживать и содержать
в местах содержания под стражей,
помещать в иные предназначенные
для содержания лиц помещения
подразделений органов
Органы внутренних дел в целях выполнения возложенных на них задач в пределах своей компетенции обязаны:
ГЛАВА 2
ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ
2.1 Органы дознания
Органы дознания – это компетентные государственные органы и должностные лица, задача которых состоит в раскрытии преступления, выявлении и розыске виновного (виновных), пресечении и предупреждении преступлений [2, с. 122]. Дознание – одна из форм расследования преступлений, осуществляемая уполномоченными на то органами дознания в целях пресечения, предотвращения и раскрытия готовящихся или совершённых преступлений путём сочетания в своей деятельности оперативно–розыскных и уголовно–процессуальных действий. Органы дознания – это компетентные государственные органы и должностные лица, задача которых состоит в раскрытии преступления, выявлении и розыске виновного (виновных), пресечении и предупреждении преступлений. Они, как правило, осуществляют вспомогательное по отношению к предварительному следствию расследование. Как говорится, работают «по горячим следам». Лишь по делам о преступлениях, не представляющих особой сложности и значительной общественной опасности, органы дознания проводят расследование в полном объеме, и их материалы являются основанием для рассмотрения дела в суде.
Статья 37 Уголовно–процессуального кодекса (далее УПК) определяет систему органов дознания [15]:
– органы милиции;
– органы государственной безопасности – по уголовным делам, отнесенным законом к их ведению;
– командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов – по уголовным делам о преступлениях, совершенных лицами, на которых распространяется статус военнослужащих, о преступлениях, совершенных гражданским персоналом Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований в связи с исполнением ими служебных обязанностей и расположение части, соединения, учреждения, гарнизона;
– начальники учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, следственных изоляторов – по уголовным делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками этих учреждений, а равно по уголовным делам о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений;
– органы пограничных войск – по уголовным делам, отнесенных законом к их ведению;
– таможенные органы – по уголовным делам, отнесенным законом к их ведению;
– органы финансовых расследований – по уголовным делам, отнесенным законом к их ведению;
– органы государственного пожарного надзора – по уголовным делам о пожарах и нарушений противопожарных правил;
– капитаны морских или речных судов, командиры воздушных судов, находящихся вне пределов Республики Беларусь, – по уголовным делам о преступлениях, совершенных на судах;
– главы дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь – по делам о преступлениях, совершенных в пределах территории дипломатических представительств и консульских учреждений.
Эти органы осуществляют дознание, наряду с другими функциями. Для производства дознания привлекаются дознаватели.
Дознаватель – это должностное лицо, осуществляющее в пределах своей компетенции досудебное производство. Дознаватель обязан принимать все меры по рассмотрению заявлений и сообщений о преступлении и всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств уголовного дела [14].
Указания прокурора, начальника органа дознания, поручения следователя и суда обязательны для дознавателя. Указания начальника органа дознания по уголовным делам могут быть обжалованы прокурору, а указания прокурора – вышестоящему прокурору. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения [6]. Дознаватель вправе самостоятельно проводить следственные и другие процессуальные действия, принимать решения, за исключением случаев, когда предусмотрены утверждение их начальником органа дознания или санкция прокурора. Дознаватель вправе обратиться к начальнику органа дознания с мотивированным ходатайством о даче им поручения соответствующим работникам органа дознания о производстве оперативно–розыскных мероприятий и следственных действий [14].
Постановления дознавателя по находящимся в его производстве уголовным делам обязательны к исполнению всеми предприятиями, учреждениями, организациями, объединениями, должностными лицами и гражданами.
Закон различает деятельность органов дознания в зависимости от того, обязательно (статья 186 УПК) или не обязательно (статья 187 УПК) производство предварительного следствия по делу. По делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, органы дознания, возбудив уголовное дело, производят самые неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления (осмотр, обыск, выемка, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемых, допросы потерпевших и свидетелей) и не позднее десяти дней (суток) со дня возбуждения уголовного дела, не ожидая указаний прокурора, передают дело следователю [15].
О начале производства дознания по таким делам орган дознания должен немедленно уведомить прокурора. После истечения срока дознания дело немедленно направляется органу предварительного следствия (по подследственности).
По делам, которые не требуют обязательного предварительного следствия, материалы дознания являются основанием для рассмотрения дела судом, за исключением преступлений, по которым производилось дознание в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого [14].
2.2 Органы предварительного следствия
Предварительное следствие – урегулированная уголовно–процессуальным законом основная форма расследования преступлений, производимая следователями прокуратуры, органами предварительного следствия Министерства внутренних дел, государственной безопасности финансовых расследований [2, с. 150].
Следствие – это более общее, собирательное понятие, включающее предварительное следствие как самостоятельную стадию уголовного процесса, следующую за возбуждением уголовного дела.
Деятельность следователей направлена на выявление и пресечение преступлений, изобличение виновных в совершении преступления, привлечение в качестве обвиняемого, установление причин и условий, способствующих совершению преступления, и принятие мер по их устранению, а так же по обеспечению возмещения вреда, причинённого преступлением [2, с. 154].
Предварительное следствие начинается после возбуждения уголовного дела и заканчивается направлением дела прокурору с обвинительным заключением или прекращением уголовного дела [7]. А по делам, по которым проводилось дознание, предварительное следствие начинается после его окончания.
Таким образом, можно выделить различия между предварительным следствием и дознанием:
– они осуществляются различными органами (следствие – следователями, дознание – органами дознания);
– имеются особенности в сроках процессуальной деятельности (предварительное следствие – не позднее 2 месячного срока; дознание – не позднее месяца со дня возбуждения уголовного дела);
– различна процессуальная самостоятельность следователя и дознавателя. Следователь принимает все процессуальные решения самостоятельно, за исключением тех, где требуется санкция прокурора. Решение органа дознания во многих случаях приобретает юридическую силу только после утверждения их начальником органа дознания.
– различие проводится по объектам, что означает отнесение расследования преступления к компетенции дознания или следствия зависит от степени тяжести совершенного преступного деяния. Данное разграничение прямо предусмотрено в УПК; так дознание расследует преступления не представляющие большой общественной опасности и некоторые менее тяжкие преступления [14].
Информация о работе Правовые основы деятельности органов внутренних дел в Республике Беларусь