Правовые основы деятельности органов внутренних дел в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 09:52, отчет по практике

Описание работы

В соответствии со статьей 1 закона «Об органах внутренних дел Республики Беларусь» органы внутренних дел – государственные правоохранительные органы, осуществляющие борьбу с преступностью, охрану общественного порядка и обеспечивающие общественную безопасность в соответствии с задачами, возложенными на них настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь [5].
Органы внутренних дел являются составной частью системы обеспечения национальной безопасности Республики Беларус

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................3
ГЛАВА 1 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ..............................................5
1.1 Задачи и принципы деятельности, организация органов
внутренних дел в Республике Беларусь..........................................................5
1.2 Система органов внутренних дел в Республике Беларусь……………..7
1.3 Права и обязанности органов внутренних дел ………………………..10
ГЛАВА 2 ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ…………..................................................................................15
2.1 Органы дознания……..………………………………….........................15
2.2 Органы предварительного следствия…………………..…..…………..18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ................................................35

Работа содержит 1 файл

отчет.docx

— 75.91 Кб (Скачать)

По действующему законодательству следователями являются: следователи органов прокуратуры, следователи органов внутренних дел, следователи (или следственный аппарат) органов государственной  безопасности, военной прокуратуры  и финансовых расследований. Все  эти органы и состоящие на службе в них следователи составляют следственный аппарат [14]. 

Следователи органов прокуратуры производят расследование дел о ряде государственных  преступлений, большинстве преступлений против жизни, здоровья, свободы и  достоинства личности, обо всех преступлениях  против политических и трудовых прав граждан, преступлений несовершеннолетних и т.п.

Следователи Министерства внутренних дел Республики Беларусь, в соответствии с определенной законом подследственностью расследуют основную часть уголовных дел.

Деятельность  следователя начинается с возбуждения  уголовного дела. Эта стадия представляет собой регулируемую деятельность органов следствия по получению информации о готовящемся или совершенном преступлении, установлению наличия или отсутствия фактических и юридических оснований для возбуждения уголовного дела и принятия соответствующего решения. До возбуждения уголовного дела следователем могут быть получены объяснения, истребованы дополнительные документы, произведены осмотр места происшествия, экспертизы, задержания [8].

Начинается  стадия возбуждения уголовного дела с поступления информации о преступлении (заявление или сообщение о  преступлении либо непосредственного  обнаружения преступления). Заканчивается  – принятием одного из следующих  решений:

– о возбуждении уголовного дела (Приложение 1);

– об отказе в возбуждении уголовного дела (Приложение 2);

– о передаче заявления (сообщения) по подследственности (Приложение 3-4).

Возбудить уголовное дело можно только при  наличии указанного в законе повода и основания.

Повод к  возбуждению уголовного дела – это  установленный уголовно – процессуальным законом источник, из которого компетентные государственные органы и должностные  лица получают информацию о совершенном  или готовящемся преступлении.

В соответствии со статьей 168 УПК поводами являются:

–заявление граждан;

–явка с повинной;

–сообщение должностных лиц государственных органов, учреждений, организаций, объединений. Это сообщение исходит от юридического лица. Такие сообщения делаются в письменной форме, подписывается руководителем этого юридического лица и скрепляется печатью, прилагаются материалы, подтверждающие изложенные факты [15];

–сообщение о преступлении в средствах массовой информации. Должно быть опубликовано в газете либо журнале, может быть распространено по радио и телевидению;

–непосредственное обнаружение органом уголовного преследования сведений, указывающих на признаки преступления.

Заявления могут быть устными и письменными. Письменные заявления должны быть подписаны  лицом, от которого они исходит. Устные заявления  заносятся в протокол, который подписывается заявителем и должностным лицом, принявшим  заявление (Приложение 5) [14].

Явка  с повинной – это добровольное сообщение органу уголовного преследования  о совершенном лицом преступлении, сделанное до предъявления постановления  о возбуждения уголовного дела, до признания лица подозреваемым, до избрания в отношении него меры пресечения и до вынесения постановления  о привлечении в качестве обвиняемого [14]. При явке с повинной устанавливается личность заявителя, составляется протокол, в котором излагается сущность сделанного заявления.

Основания к возбуждению уголовного дела –  это наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления при отсутствии обстоятельств, исключающих  производство по уголовному делу, а  также исчезновение лица, если в  течение десяти суток с момента  подачи заявления оперативно–розыскными мероприятиями, проведенными в этот срок, установить местонахождение лица не представилось возможным.

При наличии  вышеуказанных поводов и оснований  орган уголовного преследования  выносит постановление о возбуждении  уголовного дела/ Прокурор, проверив законность возбуждения уголовного дела, направляет дело следователю или органу дознания для производства предварительного расследования.

Предварительное расследование производится только после возбуждения уголовного дела. Следователь обязан незамедлительно  приступить к предварительному расследованию  по возбужденному или переданному  ему делу [10]. О принятии дела к своему производству выносится постановление (Приложение 4). Копия постановления не позднее 24 часов направляется прокурору.

Как правило, предварительное расследование  производится по месту совершения преступления, а в случае, если его невозможно определить, по месту его обнаружения  или выявления [11].

Предварительное следствие по уголовным делам  должно быть закончено не позднее  чем в двухмесячный срок со дна  возбуждения уголовного дела и до передачи дела прокурору для направления  в суд. Срок предварительного следствия  может быть продлен. Законом не установлен предельный срок продления предварительного следствия. Оно возможно в рамках срока давности привлечения лица к уголовной ответственности. Продление  сроков обусловлено объемом работы по сложным и многоэпизодным делам, длительностью процедуры экстрадиции обвиняемых, проведением экспертиз, ревизий, возобновлением расследования по ранее приостановленным делам в связи с установлением лиц, совершивших преступление, либо по факту задержания преступников, находившихся в розыске [11].

Стадия  возбуждения уголовного дела – это  регулируемая законом деятельность органов дознания, следствия, прокуратуры, по получению информации о готовящемся  или совершенном преступлении установлению наличия или отсутствия фактического и юридического  основания для  возбуждения уголовного дела и принятия  соответствующего решения [2, с. 114].

Осуществляя надзор за законностью возбуждения  уголовного дела, прокурор вправе: продлить срок разрешения заявления или сообщения; отменить постановление органа дознания или следствия об отказе в возбуждении  уголовного дела и направить материалы  для проведения дополнительной проверки; отменить постановление органа дознания или следствия об отказе в возбуждении  уголовного дела и возбудить уголовное  дело; отменить постановление органа дознания или следствия о возбуждении  уголовного дела и направить материалы для проведения проверки по заявлению или сообщению о преступлении; отменить постановление органа дознания или следствия о возбуждении уголовного дела и прекратить производство по уголовному делу, если по нему уже произведены следственные действия [14].

После возбуждения  уголовного дела следователь приступает к проведению следственных действий. Следственное действие – это предусмотренная  уголовно – процессуальным законом  совокупность операций и приемов, проводимых следователем для обнаружения и  закрепления фактических данных, имеющих значение доказательств  по уголовному делу.

Следственные  действия делят на две группы:

1.направленные  на собирание и проверку доказательств:  осмотр, освидетельствование, следственный  эксперимент, обыск, выемка, очная  ставка, проверка показаний на  месте, производство экспертизы  и др.;

2. реализующие решение следователя по наиболее важным вопросам, направленным на обеспечение прав участвующих в деле лиц.

Все следственные действия проводятся в строго определенном порядке и подлежат обязательному  процессуальному закреплению. Они  проводятся только при наличии оснований, т.е. фактических данных, вызывающих необходимость выполнения определенных действий в интересах установления истины.

Все следственные действия (за исключением осмотра  места происшествия и экспертизы) можно проводить только после  возбуждения уголовного дела. Они  проводятся по инициативе следователя, а также по письменному указанию прокурора, начальника следственного  отдела, а также по ходатайству  участников уголовного процесса. При  проведении следственного действия должны соблюдаться нравственные принципы, не допускающие унижения человеческого  достоинства и создания угрозы жизни  и здоровья лица. По усмотрению следователя  в следственном действии может участвовать  специалист, во многих следственных действиях  требуется участие понятых (ими  в соответствии с УПК являются не заинтересованные в исходе уголовного дела совершеннолетние лица, участвующие в производстве следственного действия для удостоверения его факта, хода и результатов). Понятой может быть допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, связанных с производством следственного действия, в котором он участвовал [14].

Как правило, следственное действие проводится в  дневное время суток. Могут применяться  технические средства и использоваться научно – обоснованные способы обнаружения, фиксации и изъятия следов преступления и вещественных доказательств.

Ход и  результат следственного действия фиксируются в протоколе. Протоколирование является одним из обязательных правил производства предварительного расследования. Ни одно действие, произведенное по уголовному делу, не получившее письменного закрепления не может иметь правовых последствий.

Уголовный процесс выделяет два вида протоколов:

1.протокол  следственного действия как один  из основных источников доказательств;

2.протокол  удостоверительного порядка, который  составляется в целях подтверждения  выполнения того или иного  действия органом расследования.

Протокол  первого вида – это процессуальный документ, отражающий в установленном законе порядке ход, содержание и результаты следственного действия. Протокол составляется в ходе следственного действия или после него. Он может быть рукописным, машинописным.

Протоколы второго вида составляются в целях  обеспечения прав участников уголовного процесса (протокол об ознакомлении обвиняемого  с назначением экспертизы, протокол об ознакомлении участников с уголовным  делом, протокол получения образцов для сравнительного исследования) [15].

В соответствии с УПК, в протоколе указывается  место и дата производства следственного  действия, время его начала и окончания, фамилия, имя, отчество каждого лица, участвующего в следственном действии и другие данные о личности. Делается отметка о разъяснении прав участвующим лицам, о применении технических средств. Отражаются действия в порядке их осуществления, выявленные обстоятельства, заявления лиц, участвующих в следственном действии.

К протоколу  прилагаются фотографии, негативы, снимки, чертежи (если при производстве следственного действия применялись  научно – технические средства обнаружения  и закрепления следов преступления), изъятые предметы.

Протокол  предъявляется для ознакомления всем лицам, участвующим в производстве следственного действия [12]. Протокол подписывается следователем и участвующими лицами. Если же вести речь о протоколе допроса, то после его прочтения допрашиваемым лицом, в данном протоколе пишется примерно такая фраза «Протокол мною прочитан, с моих слов записано, верно» и протокол подписывается допрашиваемым и лицом проводившим допрос.

Серьезным шагом при расследовании уголовного дела является предъявление обвинения. Обвинение–это утверждение о совершении определенным лицом конкретного общественно опасного деяния, предусмотренного уголовным законом, сделанное в порядке, установленном УПК, а также процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения. При наличии необходимых доказательств, дающих основания для предъявления лицу обвинения в совершении преступления, следователь выносит мотивированное постановление о привлечении его в качестве обвиняемого (Приложение 6). С момента принятия такого постановления лицо становится обвиняемым и приобретает все права обвиняемого (Приложение 7). В постановлении о привлечении в качестве обвиняемого описывается инкриминируемое ему преступление с указанием времени, места его совершения, а также иных обстоятельств, которые необходимо доказать, указывается уголовный закон (статья, часть, пункт), предусматривающий ответственность за данное преступление. Немедленно после предъявления обвинения следователь обязан допросить обвиняемого [15]. О допросе обвиняемого составляется протокол (Приложение 8). Обвиняемый должен прочесть протокол допроса. Если в нем есть неточности, на них следует указать в этом же протоколе. После того как обвиняемый прочел протокол и убедился в том, что все, им сказанное, записано верно, он подписывает протокол допроса и пишет примерно такую фразу: «Протокол мною прочитан, с моих слов записано верно», и подписывается обвиняемым.

Очень часто  преступления совершают лица в возрасте до восемнадцати лет. Такое следственное действие как допрос несовершеннолетних имеет некоторые особенности. Участие  в нем защитника  и педагога или психолога является обязательным. Допрос несовершеннолетних подозреваемого или обвиняемого не может продолжаться без перерыва более двух часов, а  в общей сложности – более  четырех часов в день. При проведении предварительного следствия по делу несовершеннолетнего подлежат обязательному  установлению его возраст (число, месяц, год рождения); условия жизни и  воспитания; степень интеллектуального, волевого и психического развития; наличие взрослых подстрекателей и  других подстрекателей [15].

При расследовании  уголовного дела по мере необходимости  может назначаться экспертиза (криминалистическая, судебно – медицинская, судебно–почвоведческая, пожарно–техническая и другие). Признав необходимым назначение экспертизы, следователь выносит об этом постановление (Приложение 9-10),в котором указываются основания назначения экспертизы; фамилии эксперта или наименование учреждения, в котором должна быть проведена экспертиза; вопросы, поставленные перед экспертом; материалы, предоставляемые в распоряжение эксперта [15].

Информация о работе Правовые основы деятельности органов внутренних дел в Республике Беларусь