Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 23:50, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Современное уголовное судопроизводство в соответствии с правилом, закрепленным в ч.3 ст.123 Конституции Российской Федерации, основывается на принципе состязательности и равноправия сторон. Важнейшим проявление реальной возможности является предоставление подозреваемому и обвиняемому реальной возможности активно участвовать в судопроизводстве
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ИНСТИТУТ ПОДОЗРЕВАЕМОГО В РОССИЙСКОМ
УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ……………………………………………………...5
1.1. Уголовно-процессуальное понятие «подозреваемый»
в уголовном процессе………………………………………………………….5
1.2. Допрос подозреваемого…………………………………………………14
1.3. Уведомление родственников подозреваемого о задержании…………19
2. ПРАВОВОЙ СТАТУС ПОДОЗРЕВАЕМОГО……………………………...23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….33
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА 36
Законодатель не требует от следователя (дознавателя и др.) вручения близким родственникам или родственникам подозреваемого копии протокола задержания. УПК РФ также не призывает оглашать им данный протокол. Хотя в иных случаях предусмотренного УПК РФ уведомления ученые считают возможным осуществление уведомления в таких формах. К примеру, в ч. 3 ст. 178 УПК РФ закреплена обязанность уведомить близких родственников или родственников покойного о вынесении постановления об эксгумации. К.Б. Калиновский рекомендует в этом случае родственников покойного заблаговременно уведомлять копией постановления об эксгумации.14
Законом не предусмотрен бланк уведомления ни близких родственников, ни родственников подозреваемого. Между тем о произведенном задержании следователь (дознаватель и др.) обязан сообщить также прокурору (ч. 3 ст. 92 УПК РФ). И в случае с близкими родственниками (родственниками) подозреваемого, и когда речь идет о прокуроре, лицу сообщается (лицо уведомляется) о произведенном задержании.
Уведомление следователь (дознаватель и др.) обязан осуществить в соответствии со ст. 96 УПК РФ. Содержание данной статьи нацеливает орган предварительного расследования на уведомление кого-либо из близких родственников подозреваемого, а при их отсутствии - других родственников не позднее двенадцати часов с момента задержания. Следователь (дознаватель и др.) вправе предоставить возможность такого уведомления самому подозреваемому.
Итак, подозреваемый принимает участие в уголовном процессе только в стадии предварительного расследования. Особенность его правового положения состоит в том, что свои права и обязанности в уголовном деле он приобретает не по постановлению органа расследования (как это характерно для иных участников процесса - обвиняемого, потерпевшего, гражданского истца и др.), а вследствие принятия решений, указанных в ч. 1 статьи 46 УПК РФ. При всей разнородности решений о возбуждении уголовного дела в отношении определенного лица, о задержании, об уведомлении о подозрении в совершении преступления и о применении меры пресечения у них есть и общее. В них впервые в материалах уголовного дела находит определенное документальное выражение возникшее в отношении лица подозрение (как предположение о причастности к преступлению).
Лица, в отношении которых имеются оперативно-розыскные или иные данные о причастности к преступлению, не признаются подозреваемыми, если они не задержаны или не арестованы, или в отношении них не возбуждено уголовное дело. Не считаются подозреваемыми также лица, в отношении которых получены уголовно-процессуальные доказательства, позволяющие их заподозрить в совершении преступления, но недостаточные для задержания и заключения под стражу, если они не уведомлены в установленном порядке о подозрении в совершении преступления.
2.
ПРАВОВОЙ СТАТУС
ПОДОЗРЕВАЕМОГО
В последней части ст. 46 УПК РФ законодатель перечисляет основные права подозреваемого, которые, как следует из ч. 1 ст. 92, приложений NN 28, 38, 110 к ст. 476 УПК РФ, разъясняются последнему при составлении протокола его задержания в соответствии со ст. ст. 91 и 92 УПК РФ, а также перед началом допроса подозреваемого.
Эта часть ст. 46 УПК РФ состоит из одиннадцати пунктов и начинается словами "подозреваемый вправе". Подозреваемый "вправе" означает, что подозреваемый имеет предусмотренные законом и, соответственно, обеспеченные государственным принуждением, отраженные в комментируемой части ст. 46 УПК РФ конкретные возможности. Эти возможности (права) предоставлены подозреваемому для того, чтобы он мог реализовать свою уголовно-процессуальную функцию.
Первое право - право "знать, в чем он подозревается, и получить копию постановления о возбуждении против него уголовного дела, либо копию протокола задержания, либо копию постановления о применении к нему меры пресечения". Это право закреплено в п. 1 ч. 4 ст. 46 УПК РФ. Термин "знать, в чем он подозревается" предполагает прежде всего наличие у подозреваемого права на получение копии процессуального документа, оформление которого ознаменовалось наделением его статусом подозреваемого. Однако указанным действием нельзя ограничивать процесс реализации подозреваемым предусмотренного п. 1 ч. 4 ст. 46 УПК РФ права.
"Знать, в чем он подозревается" означает также то, что подозреваемый должен быть ознакомлен с той частью протокола допроса, где изложены обстоятельства преступления, в совершении которого он подозревается.
Предоставлением подозреваемому соответствующего права на следователя (дознавателя и др.) возлагается обязанность разъяснить подозреваемому в доходчивой форме в совершении какого именно преступления (с указанием времени, места его совершения, а также иных обстоятельств, подлежащих доказыванию в соответствии с п. п. 1 - 4 ч. 1 ст. 73 УПК РФ, пункта, части, статьи УК РФ, предусматривающих ответственность за данное преступление) он подозревается.
Причем как факт получения им копии документа, так и факт разъяснения, в чем именно он подозревается, должен быть письменно отражен в материалах уголовного дела.
Подозреваемый вправе давать объяснения и показания по поводу имеющегося в отношении него подозрения либо отказаться от их дачи. При согласии подозреваемого дать показания он должен быть предупрежден о том, что его показания могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу, в том числе и при его последующем отказе от этих показаний, за исключением случая, когда они были даны на досудебном производстве в отсутствие защитника и не подтверждены данным лицом в суде (п. 2 ч. 4 ст. 46). Дача показаний - это право, а не обязанность подозреваемого. Он не несет никакой ответственности за отказ от дачи показаний. Подозреваемый не подвергается юридической ответственности также и за дачу заведомо ложных показаний. Это объясняется опасением законодателя, что угроза дополнительной ответственности за дачу ложных показаний (наряду с ответственностью за "основное" преступление, в совершении которого он подозревается) иногда может понудить подозреваемого к самооговору по принципу: "Из двух зол выбирают меньшее". Подобная ситуация может складываться в случаях, когда роковым образом существуют некие, на первый взгляд достаточно веские доказательства виновности лица в совершении преступления, заставляющие его допускать высокую вероятность своего осуждения, хотя бы в действительности он этого преступления и не совершал.
Показания, которые вправе давать подозреваемый, - это сведения об известных ему конкретных фактических обстоятельствах уголовного дела, которые он сообщает во время допроса. Показания необходимо отличать от объяснений, под которыми понимаются выдвигаемые подозреваемым в свою защиту доводы - версии и предположения, содержащие истолкование тех или иных фактов (например, по делу о краже версия, объясняющая застижение подозреваемого с поличным случайной находкой им ранее утерянных или похищенных кем-то предметов; предположение о мотивах, по которым потерпевший или свидетели могут давать против него ложные показания, и т.п.). Процессуальное значение объяснений подозреваемого состоит в том, что они являются средством его защиты против выдвинутого подозрения, а потому в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 14 (презумпция невиновности) возлагают на обвинителя (дознавателя, следователя, прокурора) обязанность их следственной проверки и бремя опровержения.15
Показания и объяснения подозреваемый вправе давать на родном языке или языке, которым он владеет (п. 6 ч. 4 ст. 46 УПК РФ). Это, в частности, значит, что, несмотря даже на то, что подозреваемый может хорошо владеть иностранным для него языком, на котором ведется производство по данному делу, он имеет право выбрать для общения со следователем, дознавателем и т.д. свой родной язык. Данная норма опирается на конституционное положение, что "каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения" (ст. 26 Конституции РФ). Право давать показания на избранном им языке предполагает право подозреваемого пользоваться помощью переводчика, которая предоставляется ему бесплатно (п. 7 ч. 4 ст. 46 УПК РФ).
Подозреваемый имеет право пользоваться помощью защитника. Под понятием "защитник" в настоящей статье, как правило, понимается адвокат, предъявивший удостоверение адвоката и выданный соответствующим адвокатским образованием ордер на осуществление защиты в уголовном процессе данного конкретного лица, которое является подозреваемым.16
Согласно п. 3 ч. 4 ст. 46 УПК РФ пользоваться помощью защитника подозреваемый вправе с момента, предусмотренного п. п. 2 - 3.1 ч. 3 ст. 49 УПК РФ. Иначе говоря, он соответствующим правом наделяется в случае, когда подозреваемым он стал в связи с возбуждением в отношении его уголовного дела, задержанием его в соответствии со ст. ст. 91 и 92 УПК РФ, применением к нему заключения под стражу, с момента вручения уведомления о подозрении в совершении преступления в порядке, установленном статьей 223.1 УПК РФ.
В п. 3 ч. 4 статьи 46 УПК РФ зафиксировано право подозреваемого "иметь свидание с ним наедине и конфиденциально до первого допроса подозреваемого".
Свидания должны проходить как наедине, так одновременно и "конфиденциально", то есть "доверительно", без последующей огласки, "секретно". Иначе говоря, во-первых, все, что будет сказано и сделано во время свидания, не должно подлежать последующей огласке как (и прежде всего) со стороны защитника, так и со стороны подозреваемого. Нарушение этого правила возможно лишь по общей подозреваемого и защитника договоренности. Во-вторых, свидания с защитником проводятся в условиях, позволяющих сотруднику правоохранительных органов видеть их, но не слышать, о чем подозреваемый с защитником (переводчиком) говорят. В-третьих, если во время свидания присутствовал переводчик или иное лицо, которому стало что-либо известно о ходе (результатах) встречи между подозреваемым и его защитником или же услышаны какие-то сведения (которыми он не располагал ранее), указанное лицо (в том числе переводчик) не имеет права кому-либо рассказывать об увиденном (услышанном). Данный запрет распространяется и на передачу информации следователю (дознавателю и др.).
Право подозреваемого представлять доказательства (п. 4 ч. 4 ст. 46 УКП РФ) может быть реализовано путем дачи им показаний либо представления органам предварительного расследования или прокурору предметов и документов, имеющих отношение к данному делу.
Подозреваемый вправе заявлять ходатайства и отводы (п. 5 ч. 4 ст. 46 УПК РФ). Ходатайства подозреваемого могут быть направлены не только на собирание органами предварительного расследования новых или дополнительных доказательств, проверку оправдывающих его версий, но и содержать требования о прекращении уголовного преследования подозреваемого, о предоставлении ему возможности ознакомления с теми или иными доказательствами, процессуальными актами и документами и т.п. Следователь, дознаватель обязаны рассмотреть каждое заявленное по уголовному делу ходатайство. При этом подозреваемому и его защитнику не может быть отказано в допросе свидетелей, производстве судебной экспертизы и других следственных действий, если обстоятельства, об установлении которых они ходатайствуют, имеют значение для данного уголовного дела (ч. ч. 1, 2 ст. 159 УПК РФ).
Подозреваемый может заявить отвод дознавателю, следователю, прокурору, судье, переводчику, эксперту, специалисту, защитнику по обстоятельствам, исключающим их участие в производстве по уголовному делу (гл. 9).
П. 6 ч. 4 ст. 46 УПК РФ указывает на то, что у подозреваемого есть право только давать показания и объяснения на родном языке (языке, которым он владеет), не давать показания или объяснения и не давать показания и (или) объяснения на указанном языке, а только лишь давать показания и объяснения на родном языке или языке, которым он владеет.
Подозреваемый вправе пользоваться помощью "переводчика". Переводчиком является физическое лицо, свободно владеющее языком, знание которого необходимо для перевода, в отношении которого уполномоченным на то должностным лицом вынесено постановление о назначении его переводчиком (привлеченное защитником к участию в уголовном процессе в этом качестве).17
Подозреваемый пользуется помощью переводчика "бесплатно". Этот термин означает, что подозреваемый не обязан платить за оказываемую ему переводчиком помощь. И та, и другая "помощь" подозреваемому оказывается вне зависимости от того, имеются ли у него деньги. Но даже при наличии таковых следователь (дознаватель и др.) не вправе их взять у подозреваемого для оплаты (дополнительной оплаты) работы переводчика. Помощь переводчика оказывается без оплаты ее подозреваемым, но не вообще без оплаты. С переводчиком за его работу расплачивается государство.
Подозреваемый имеет право участвовать с разрешения следователя или дознавателя в следственных действиях, производимых по его ходатайству, ходатайству его защитника либо законного представителя, а также знакомиться с протоколами следственных действий, произведенных с его участием, и подавать на них замечания (п. п. 8, 9 ч. 4 ст. 46 УПК РФ). Это не лишает подозреваемого права заявлять ходатайства о допуске его к участию и в тех следственных действиях, которые производятся по инициативе органа предварительного расследования или по ходатайству других участников судопроизводства. Если в помещении, которое занимает подозреваемый, производится обыск или выемка, он (а также его защитник), во всяком случае, вправе присутствовать при проведении этих следственных действий (ч. 11 ст. 182, ч. 2 ст. 183 УПК РФ).