Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 23:50, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Современное уголовное судопроизводство в соответствии с правилом, закрепленным в ч.3 ст.123 Конституции Российской Федерации, основывается на принципе состязательности и равноправия сторон. Важнейшим проявление реальной возможности является предоставление подозреваемому и обвиняемому реальной возможности активно участвовать в судопроизводстве
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ИНСТИТУТ ПОДОЗРЕВАЕМОГО В РОССИЙСКОМ
УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ……………………………………………………...5
1.1. Уголовно-процессуальное понятие «подозреваемый»
в уголовном процессе………………………………………………………….5
1.2. Допрос подозреваемого…………………………………………………14
1.3. Уведомление родственников подозреваемого о задержании…………19
2. ПРАВОВОЙ СТАТУС ПОДОЗРЕВАЕМОГО……………………………...23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….33
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА 36
ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. ИНСТИТУТ ПОДОЗРЕВАЕМОГО В РОССИЙСКОМ
УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ……………………………………………………..
1.1. Уголовно-процессуальное понятие «подозреваемый»
в уголовном
процессе…………………………………………………………
1.2. Допрос
подозреваемого…………………………………………
1.3. Уведомление родственников подозреваемого о задержании…………19
2. ПРАВОВОЙ СТАТУС ПОДОЗРЕВАЕМОГО……………………………...23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ
ЛИТЕРАТУРА 36
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Современное уголовное судопроизводство в соответствии с правилом, закрепленным в ч.3 ст.123 Конституции Российской Федерации, основывается на принципе состязательности и равноправия сторон. Важнейшим проявление реальной возможности является предоставление подозреваемому и обвиняемому реальной возможности активно участвовать в судопроизводстве
Статья 2 Конституции РФ называет человека, его права и свободы высшей ценностью государства. Названная норма является одной из основ конституционного строя, поэтому ее действие распространяется на все сферы правового регулирования. Не составляет исключения и сфера уголовно-процессуального права, в которой важнейшим проявлением этого положения является используемая в действующем уголовно- процессуальном кодексе Российской Федерации формулировка назначения уголовного судопроизводства .
При этом на практике по-прежнему допускается случаи нарушения прав тех участников уголовного судопроизводства, чья процессуальная позиция органов, осуществляющих предварительное расследование и наделенных государственной властью. Причина этому кроется как в неправильном применении или игнорировании уполномоченных должностных лиц норм закона, так и в недостатках, допущенных законодателем при создании уголовно-процессуального кодекса. Возможность же применения к таким участникам мер процессуального принуждения усиливает их уязвимость.
В свете сказанного исследование процессуального статуса подозреваемого, проблемы обеспечения реализации его прав применения к нему мер процессуального принуждения представляют значительный интерес.
В свете
сказанного исследование процессуального
статуса подозреваемого, проблемы обеспечения
реализации его прав, применения к нему
мер процессуального принуждения представляют
значительный интерес. Об актуальности
темы свидетельствует протекающий с самого
момента принятия УПК РФ в 2001г. Процесс
активного реформирования
законодательства, который в том числе включает и корректировку норм, регламентирующих правовое положение подозреваемого. В качестве одного из последних примеров можно назвать федеральный закон «о внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 6 июня 2007г. №90-ФЗ1, благодаря которому появилось четвертое основание вовлечения лица в уголовное судопроизводства в качестве подозреваемого, ранее отечественному уголовному процессу неизвестное.
Степень разработанности темы. В отечественной литературе
проблемам правового положения подозреваемого уделялось значительное внимание. Отдельные проблемы правового положения подозреваемого в уголовном судопроизводстве, а также процессуальный статус подозреваемого в целом исследовали А.П. Рыжаков, П.А Смирнов, С,М, Трашкова, В.Т.Томин, М.А.Фомин, С,В, Яшин и др.
Объектом исследования являются процессуальные отношения, складывающиеся при вовлечении подозреваемого в уголовное судопроизводство уполномоченными на осуществление предварительного расследования государственными органами. Предметом исследования являются правовые нормы, регламентирующие основания наделения лица статусом подозреваемого, порядок осуществления подозреваемым процессуальных прав, механизм реализации этих прав в ходе уголовного судопроизводства.
Целью
данной работы является анализ понятия
подозреваемого и характеристика его
правового статуса. Данная цель обусловила
необходимость решения следующих задач:
дать уголовно-правовую характеристику
понятию «подозреваемый» в уголовном
процессе; изучить сущность допроса подозреваемого;
проанализировать порядок уведомления
родственников подозреваемого о задержании;
дать характеристику правам и обязанностям
подозреваемого.
1.
ИНСТИТУТ ПОДОЗРЕВАЕМОГО
В РОССИЙСКОМ УГОЛОВНОМ
ПРОЦЕССЕ
1.1.
Уголовно-процессуальное
понятие «подозреваемый»
в уголовном процессе
Подозреваемый. согласно УПР РФ, является участником уголовного судопроизводства, выполняющим функцию защиты.
Статья 46 УПК РФ2 состоит из четырех частей, в первой из которых законодатель дал определение уголовно-процессуальному понятию «подозреваемый». Здесь указано, что подозреваемым является лицо:
1) либо в отношении которого возбуждено уголовное дело по основаниям и в порядке, которые установлены главой 20 УПК РФ;
2)
либо которое задержано в
3)
либо к которому применена
мера пресечения до
4)
либо которое уведомлено о
подозрении в совершении
Подозреваемым является "лицо", гласит ч. 1 ст. 46 УПК РФ. Под термином "лицо", использованным здесь законодателем, следует понимать отдельно взятое физическое, но никак не юридическое лицо. Юридическое лицо подозреваемым быть не может. В отношении оного невозможно принять указанные в ч. 1 ст. 46 УПК РФ процессуальные действия (решения).3
Лицом, о котором идет речь в ч. 1 ст. 46 УПК РФ, может быть как совершеннолетнее, так и несовершеннолетнее (достигшее возраста, с наступлением которого возможно привлечение его к уголовной ответственности) лицо, как здоровый, так и нездоровый гражданин, вне зависимости от занимаемой им должности и т.п. Как гласит ч. 2 ст. 19 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Перечисленные положения полностью распространяются и на лиц, обладающих статусом подозреваемого.
В ч. 1 ст. 46 УПК РФ закреплено четыре разновидности подозреваемого. Каждой из таковых посвящен отдельный пункт. Все пункты начинаются с разделительного союза "либо". Наличие данного союза в начале любого из рассматриваемых пунктов позволяет утверждать, что для того, чтобы у лица появился статус подозреваемого достаточно наличия юридического факта, о котором упоминается в одном из пунктов (а не сразу двух и тем более трех фактов).
Под "уголовным делом" в ст. 46 УПК РФ понимается осуществляемая после принятия решения о наличии в распоряжении следователя (дознавателя и др.) достаточных данных, указывающих на признаки объективной стороны состава преступления, и предусмотренного ст. ст. 140 - 143 УПК РФ источника таковых, уголовно-процессуальная деятельность по расследованию обстоятельств совершения преступления (общественно опасного деяния), рассмотрению и разрешению вопросов, поставленных перед следователем (дознавателем и др.), судом (судьей), уголовно-процессуальным законом.
В УПК РФ предусмотрено две формы возбуждения уголовного дела. Первая, чаще всего встречающаяся - это процессуальное решение о наличии в распоряжении следователя (дознавателя и др.) достаточных данных, указывающих на признаки объективной стороны состава преступления, и предусмотренного ст. ст. 140 - 143 УПК РФ источника таковых. Это решение должно быть оформлено постановлением о возбуждении уголовного дела.
Вторая форма возбуждения уголовного дела предусмотрена для некоторых дел частного обвинения. Однако о ней говорится не в главе 20 УПК РФ, а значит, она не имеет отношения к положениям, закрепленным в п. 1 ч. 1 ст. 46 УПК РФ. Уже только по этому мы не можем согласиться с утверждением И.Л. Петрухина, согласно которому подозреваемым является любое лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело частного обвинения.4
Моментом возбуждения уголовного дела является момент подписания постановления о возбуждении уголовного дела следователем (дознавателем и др.). С этого момента, если уголовное дело возбуждено в отношении конкретного лица, указанное лицо наделяется правовым статусом подозреваемого.
Возбуждение уголовного дела должно осуществляться "по основаниям и в порядке, которые установлены главой 20 настоящего Кодекса". Под "настоящим Кодексом" здесь понимается УПК РФ.
Юридическое понятие оснований возбуждения уголовного дела, о которых идет речь в п. 1 ч. 1 ст. 46 УПК РФ определено ч. 2 ст. 140 УПК РФ. Здесь, в частности, сказано, что "основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления".
В ч. 2 ст. 140 УПК РФ под основаниями для возбуждения уголовного дела понимаются имеющиеся в распоряжении компетентного органа достаточные данные, указывающие на процессуально значимые признаки объективной стороны состава преступления. Такой позиции, касаясь оснований для возбуждения уголовного дела, придерживается большинство процессуалистов.
Для того чтобы лицо стало подозреваемым по правилам, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 46 УПК РФ, недостаточно наличия оснований возбуждения уголовного дела. Помимо указанных оснований должен быть соблюден порядок возбуждения уголовных дел, установленный главой 20 УПК РФ. Этот порядок закреплен в ст. ст. 146 и 147 УПК РФ.5
Обязательные правила процедуры возбуждения уголовных дел публичного обвинения закреплены в ст. 146 УПК РФ, а того же рода правила, касающиеся дел частно-публичного обвинения - в ст. 147 УПК РФ.
Применительно
к порядку возбуждения
1)
для возбуждения уголовного
2)
все, за исключением прокурора,
3)
обязательно соблюдение
4)
до получения согласия
5) прокурор вправе возвратить для дополнительной проверки направленные ему с постановлением о возбуждении уголовного дела материалы. Дополнительная проверка может продолжаться не более 5 суток.