Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 23:50, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Современное уголовное судопроизводство в соответствии с правилом, закрепленным в ч.3 ст.123 Конституции Российской Федерации, основывается на принципе состязательности и равноправия сторон. Важнейшим проявление реальной возможности является предоставление подозреваемому и обвиняемому реальной возможности активно участвовать в судопроизводстве
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ИНСТИТУТ ПОДОЗРЕВАЕМОГО В РОССИЙСКОМ
УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ……………………………………………………...5
1.1. Уголовно-процессуальное понятие «подозреваемый»
в уголовном процессе………………………………………………………….5
1.2. Допрос подозреваемого…………………………………………………14
1.3. Уведомление родственников подозреваемого о задержании…………19
2. ПРАВОВОЙ СТАТУС ПОДОЗРЕВАЕМОГО……………………………...23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….33
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА 36
Допрос подозреваемого - это следственное действие, в ходе которого следователем (дознавателем и др.) в строгом соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства осуществляется процесс заслушивания устной речи (показаний) подозреваемого, результаты которого фиксируются в соответствующем протоколе допроса (приложения NN 38 и 110 ст. 476 УПК РФ).10
Протокол допроса подозреваемого может быть составлен и в случае отказа подозреваемого давать показания. Если же подозреваемый отказывается вообще говорить в присутствии следователя (дознавателя и др.), не сообщает даже сведений о себе, рекомендуется и этот факт фиксировать в виде письменного процессуального документа. Причем нельзя признать нарушением уголовно-процессуального закона присвоение данному процессуальному документу наименования "протокол допроса подозреваемого". К такому заключению мы приходим, исходя из того, что следователь (дознаватель и др.) обязан в указанный в законе срок приступить к допросу подозреваемого. Из указанного "протокола допроса подозреваемого" будет следовать, каким образом реализована данная обязанность. Из рассматриваемого процессуального документа должно быть также видно, что права подозреваемого в ходе производства его допроса не были нарушены, а показания его не зафиксированы, в связи с его добровольным отказом давать таковые.11
Другие статьи, которыми следует руководствоваться при производстве предусмотренного ч. 2 ст. 46, а равно ч. 4 ст. 92 УПК РФ допроса подозреваемого, - это ст. ст. 189 и 190УПК РФ. Они посвящены общим правилам проведения допроса и порядку протоколирования его результатов. Анализ их содержания позволяет сформулировать следующие характеристики указанного правового института.
Фактические основания допроса подозреваемого, о котором упоминается в ч. 2 ст. 46 УПК РФ, - это сведения о том, что подозреваемому известны обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, а также совокупность доказательств, являющихся фактическим основанием возбуждения в отношении его уголовного дела, задержания в соответствии со ст. ст. 91 и 92 УПК РФ, подтверждающих факт применения к лицу избранной в отношении его меры пресечения до предъявления обвинения.
Юридическое
основание такого допроса подозреваемого
- вынесение постановления о
Последовательность действий во время первого допроса подозреваемого следующая:
1)
устанавливаются анкетные
2)
подозреваемый своей подписью
удостоверяет правильность
3)
в протокол заносятся сведения
о паспорте или ином документе,
4)
в случае необходимости
5)
отражается фамилия, имя и
6) следователь (дознаватель и др.) удостоверяется в личности привлеченных им к допросу участников уголовного судопроизводства, разъясняет им права, обязанности, ответственность, а также порядок производства допроса подозреваемого. Если в производстве допроса участвует потерпевший, свидетель, специалист, эксперт или переводчик, то он также предупреждается об ответственности, предусмотренной ст. ст. 307 и 308 УК РФ (ч. 5 ст. 164 УПК РФ);
7)
присутствующие
8)
подозреваемому разъясняются
9) подозреваемый своей подписью удостоверяет данный факт;
10)
объявляются изложенные в
11)
подозреваемый своей подписью
удостоверяет факт объявления
ему, в совершении какого
12)
подозреваемый дает показания
по обстоятельствам
13) подозреваемому задаются вопросы;
14)
осуществляется
По общему правилу задержанный в соответствии со ст. ст. 91 и 92 УПК РФ подозреваемый допрашивается "не позднее 24 часов с момента его фактического задержания". "Не позднее" означает до того, как пройдет двадцать четыре часа с указанного момента. Причем двадцатичетырехчасовой срок продлению не подлежит.12
Данный срок исчисляется часами. В ст. 128 УПК РФ, которая так и именуется "исчисление срока", ничего не сказано о том, каков порядок исчисления срока часами. Но логика изложения материала законодателем позволяет рекомендовать следующие правила исчисления такового. Срок, исчисляемый часами, истекает на шестидесятой минуте последнего часа. Иначе говоря, если фактическое задержание лица состоялось, к примеру, в 12 часов, то двадцатичетырехчасовой срок истечет в 12 часов следующего дня.
Два раза в ч. ч. 2 и 4 ст. 46 УПК РФ употреблено словосочетание "с момента". Им обозначается "короткий промежуток времени", после наступления которого в первом случае начинает течь определенный срок, во втором - у лица появляется такое право подозреваемого, как право "пользоваться помощью защитника".
Из ч. 2 ст. 46 УПК РФ следует, что срок, в течение которого первый раз должен быть допрошен подозреваемый, задержанный в соответствии со ст. ст. 91 и 92 УПК РФ, следует исчислять с момента его, то есть лица, подозреваемого в совершении преступления, фактического задержания. Но что представляет собой термин "фактическое задержание", использованный законодателем в ч. 2 ст. 46 УПК РФ?
Исходя из закрепленного в п. 15 ст. 5 УПК РФ определения допрос подозреваемого, задержанного в соответствии со ст. ст. 91 и 92 УПК РФ, должен быть произведен не позднее 24 часов:
1)
с момента, когда лицо
2)
с момента, когда сотрудник
учреждения, наделенного статусом
органа дознания, и (или) должностное
лицо, уполномоченное производить
предварительное расследование,
3) с момента доставления задержанного в орган дознания (к следователю и др.), если фактический захват и препровождение в орган дознания (к следователю и др.) лица, подозреваемого в совершении преступления, осуществлен частными лицами, без участия в этом процессе сотрудника учреждения, наделенного статусом органа дознания, и (или) должностного лица, уполномоченного производить предварительное расследование.13
Итак,
допрос представляет собой расспрос подозреваемого
с целью получения от него устных показаний
и их процессуальной фиксации.
1.3.
Уведомление родственников
подозреваемого о задержании
Третья часть ст. 46 УПК РФ возлагает на следователя (дознавателя и др.) обязанность уведомления определенной категории лиц о имевшем место задержании в соответствии со ст. ст. 91 и 92 УПК РФ. Она сформулирована следующим образом: "В случае, предусмотренном пунктом 2 части первой настоящей статьи, следователь, дознаватель обязан уведомить об этом близких родственников или родственников подозреваемого в соответствии со статьей 96 настоящего Кодекса".
В ч. 3 ст. 46 УПК РФ дан перечень лиц, на которых законодатель возложил обязанность уведомить о факте произведенного в соответствии со ст. ст. 91 и 92 УПК РФ задержания лица по подозрению в совершении преступления его близких родственников или родственников. Здесь говорится о следователе и дознавателе.
В соответствии с положениями, закрепленными в п. 41 ст. 5 и ч. 1 ст. 38 УПК РФ, следователь - это должностное лицо, уполномоченное в пределах компетенции, предусмотренной УПК РФ, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные законом. Следователем является гражданин, законно состоящий в должности следователя (старшего следователя, следователя по особо важным делам, старшего следователя по особо важным делам) прокуратуры, органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности или органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Согласно п. 7 ст. 5 УПК РФ "дознаватель" - это должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.
В ч. 3 ст. 46 УПК РФ упоминается об обязанности лишь следователя и дознавателя. Между тем не только указанные должностные лица в случае производства ими задержания в порядке ст. ст. 91 и 92 УПК РФ должны уведомить об этом близких родственников или родственников подозреваемого. Рассматриваемая обязанность возложена на любое должностное лицо (орган), в производстве которого находится уголовное дело. Соответственно обязанность уведомить об этом близких родственников или родственников подозреваемого возложена также на составившего протокол соответствующего задержания прокурора, руководителя (члена) следственной группы, начальника следственного отдела.
Направление соответствующего письменного уведомления "обязанность" следователя (дознавателя и др.). Возложение на орган предварительного расследования, в производстве которого находится уголовное дело соответствующей обязанности, не только предопределяет, что он должен сделать в случае оформления им протокола задержания в соответствии со ст. ст. 91 и 92 УПК РФ. Наличие рассматриваемой обязанности в то же время указывает на право близких родственников, а в случае отсутствия таковых - и родственников подозреваемого требовать от следователя (дознавателя и др.) направления в их адрес соответствующего документа, содержащего все сведения "об этом".