Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 06:48, дипломная работа
Целью исследования является разработка и обоснование логически взаимосвязанных теоретических выводов относительно уголовно-процессуального статуса несовершеннолетнего потерпевшего, формулирование прав и обязанностей несовершеннолетнего потерпевшего, выявление роли законного представителя в обеспечение прав и интересов несовершеннолетнего потерпевшего. Также в работе выявляются особенности производства следственных действий с участием несовершеннолетних потерпевших.
Для достижения указанной цели предполагается постановка и решение следующих задач:
- определить понятие «несовершеннолетний потерпевший»;
- выявить основания и порядок наделения несовершеннолетнего процессуальным статусом потерпевшего;
- сформулировать положения, определяющие процессуальную правоспособность несовершеннолетнего потерпевшего;
- исследовать нормативно-правовые акты, закрепляющие законные интересы несовершеннолетних, и их реализацию в уголовном процессе;
- исследовать состояние действующей нормативно-правовой базы, регулирующей права, обязанности и обеспечение гарантий несовершеннолетнего потерпевшего в ходе уголовного судопроизводства;
- определить основные направления совершенствования законодательства, регламентирующего статус несовершеннолетнего потерпевшего в уголовном судопроизводстве.
Введение
Глава 1. Общая характеристика правового положения несовершеннолетнего потерпевшего в уголовном судопроизводстве.
1.1. Понятие несовершеннолетнего потерпевшего в уголовном судопроизводстве.
1.2. Права и обязанности несовершеннолетнего потерпевшего.
1.3. Роль законного представителя в обеспечении прав и интересов несовершеннолетнего потерпевшего.
Глава 2. Особенности производства следственных действий с участием несовершеннолетнего потерпевшего.
2.1. Осмотр места происшествия и освидетельствование несовершеннолетнего потерпевшего.
2.2. Особенности допроса несовершеннолетнего потерпевшего.
Заключение
Список использованной литературы.
Осмотр места происшествия в таких условиях имеет чрезвычайно важное значение. Некоторыми особенностями отличается определение границ осмотра. В них необходимо включать не только площадь, на которой могло происходить событие, непосредственно связанное со смертью несовершеннолетнего, но и комнату, уголок, где проживал умерший, его личные вещи: одежда, книги, предметы, характеризующие увлечения жертвы, компьютер, рукописные записи и т.п. Их исследование позволяет выявить следы других фактов насилия, получить более полное представление о свойствах личности погибшего, его психическом состоянии, предшествовавшем смерти. Во многих ситуациях для принятия решения по заявлению, сообщению о преступлении требуется продолжительная и серьезная проверка. При ее проведении следует учитывать психологические особенности несовершеннолетнего, в отношении которого предположительно совершено преступление. В ряде случаев необходимо принимать меры к психологической реабилитации потерпевшего, выведению его из депрессивного состояния, обеспечению его защиты от возможного продолжения посягательств. Первоначальный этап расследования преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних, также отличается определенной спецификой. Основной задачей этого этапа является раскрытие преступления, т.е. доказывание наличия признаков преступного деяния и установление лиц, причастных к его совершению. При расследовании преступлений в отношении несовершеннолетних, оставшихся живыми, многие следователи справедливо считают потерпевшего главным источником сведений о характере, обстоятельствах и участниках события. Однако в реальных следственных ситуациях при проведении допроса потерпевших не учитываются особенности личности и психологического
состояния несовершеннолетних. Допросу потерпевшего, в особенности малолетнего, должна предшествовать серьезная подготовка, включающая глубокое изучение личности допрашиваемого. Во всех случаях планировать расследование рекомендуется таким образом, чтобы обеспечить раскрытие преступления и не усугубить психологическую травму, причиненную потерпевшему. В сложных ситуациях для объяснения особенностей его поведения в предкриминальный период, во время совершения преступления и после этого рекомендуется использовать помощь специалиста-психолога. Наиболее предпочтительной формой привлечения этого специалиста к расследованию является назначение и производство психологической экспертизы. В условиях дефицита времени следователь может допросить специалиста или получить от него заключение по интересующим вопросам, прежде всего о возможности производства следственных действий с участием несовершеннолетнего, особенностях его состояния и поведения. У
специалиста могут быть
получены консультации относительно продуктивных
приемов допроса
Вывод по параграфу?
2.2. Особенности допроса несовершеннолетнего потерпевшего
Основные особенности производства следственных действий с участием несовершеннолетнего потерпевшего (свидетеля) предусмотрены ст. 191 УПК РФ применительно к такому следственному действию как допрос. Нет оснований полагать, что правила данной статьи не могут быть применены к иным следственным действиям, в рамках которых предполагается получение устных или письменных показаний от несовершеннолетнего потерпевшего (свидетеля), таких как очная ставка, следственный эксперимент и т.д.
Статья 191 УПК РФ разделена законодателем на две части. Первая часть закрепляет требования, касающиеся участия педагога и законного представителя в допросе свидетеля (потерпевшего). Начинается она со слова «допрос».
Данное понятие в настоящей статье употреблено 3 раза. И всегда в одном и том же значении. Под «допросом», о котором идет речь в ст. 191 УПК РФ, законодатель понимает следственное действие, в ходе которого дознавателем, следователем, руководителем (членом) следственной группы, начальником следственного отдела, прокурором в строгом соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства осуществляется процесс заслушивания устной речи (показаний) свидетеля и потерпевшего, результаты которого фиксируются в соответствующем протоколе допроса . Допрос, которому посвящена настоящая статья, – это не любой допрос, а лишь допрос несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего на стадии предварительного расследования.
Допрос несовершеннолетнего пот
Результаты такого допроса
фиксируются в протоколе
В ст. 191 УПК РФ урегулированы особенности двух видов допроса: допроса несовершеннолетнего потерпевшего и допроса несовершеннолетнего свидетеля. Следует отметить, что допрос несовершеннолетнего потерпевшего осуществляется по правилам допроса несовершеннолетнего свидетеля, за одним исключением. Потерпевший не только обязан, но и вправе давать показания. Для того чтобы стало ясно, о каких именно видах допросов идет речь, следует определиться с понятиями «потерпевший» и «свидетель».
По делам публичного и частно-публичного обвинения потерпевшим человек или организация (предприятие, учреждение) становится после того, как дознаватель, следователь, руководитель следственной группы, начальник следственного отдела оформил и подписал соответствующее постановление, а суд – определение о признании его потерпевшим.
Иначе говоря, гражданин, которому преступлением причинен вред, а также организация (предприятие, учреждение), имуществу и (или) деловой репутации которой преступлением причинен вред (в лице ее представителя), может участвовать в деле в качестве потерпевшего, пользоваться соответствующими процессуальными правами и нести определенные обязанности только после того, как вынесено постановление (определение) о признании его (ее) потерпевшим.1 Однако допросить можно лишь физическое лицо, поэтому по делам публичного и частно-публичного обвинения под потерпевшим, о котором идет речь в настоящей статье, понимается лишь физическое лицо, которое специальным постановлением компетентного на то должностного лица (органа) признано потерпевшим.
По правилам ст. 191 УПК РФ производится допрос несовершеннолетнего не только потерпевшего, но и свидетеля. Свидетель – это лицо, которому может быть известна какая-либо информация, имеющая отношение к возбужденному уголовному делу.
В качестве свидетеля несовершеннолетний может быть допрошен только тогда, когда в распоряжении дознавателя, следователя, руководителя (члена) следственной группы имеются материалы (доказательства), из которых следует, что ему могут быть известны какие-либо обстоятельства, подлежащие установлению или проверке по данному уголовному делу.
В качестве свидетеля несовершеннолетний может быть вызван только после возбуждения уголовного дела. До возбуждения уголовного дела нет свидетелей, а есть очевидцы. Допрос не являющегося свидетелем (потерпевшим, обвиняемым или подозреваемым) очевидца преступления УПК РФ не предусмотрен.
Следует также иметь в виду, что, исходя из содержания конкретных решений Верховного Суда РФ, не является свидетелем лицо, в отношении деяния которого возбуждено уголовное дело (хотя в постановлении о возбуждении уголовного дела упоминание о нем и отсутствует), когда у органов предварительного расследования имелись все основания разъяснить ему требования ст. 51 Конституции РФ2 о том, что никто не обязан свидетельствовать против себя самого. Такой несовершеннолетний должен допрашиваться в порядке, предусмотренном для допроса подозреваемого.
Соответственно его допрос не может продолжаться без перерыва более 2 часов, а в общей сложности более 4 часов в день. В этом следственном действии участвует защитник, который вправе задавать ему вопросы, а по окончании допроса знакомиться с протоколом и делать замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей. Если такой допрашиваемый не достиг возраста шестнадцати лет либо достиг этого возраста, но страдает психическим расстройством или отстает в психическом развитии, участие педагога или психолога в допросе обязательно (ч. ч. 1 – 3 ст. 425 УПК РФ).
Представляется необходимым и возможным положения, касающиеся продолжительности допроса несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого), а также участия в допросе психолога, распространить на практику допроса несовершеннолетних свидетелей (потерпевших).3 В.В. Кальницкий, более того, рекомендует делать в допросе несовершеннолетнего свидетеля (потерпевшего) перерыв для отдыха через каждые 45 минут.4
Когда же лицо обладает статусом свидетеля или потерпевшего,5 участие педагога обязательно, лишь если он не достиг четырнадцати, а не шестнадцати лет, как это закреплено в отношении подозреваемого (обвиняемого). Причем в статье 191 УПК РФ речь идет об участии именно педагога. Его не может заменить психолог. А при допросе не достигшего шестнадцати лет подозреваемого (обвиняемого) вместо педагога в следственном действии может принять участие психолог.
«По усмотрению» следователя (дознавателя и др.) допрос потерпевшего или свидетеля в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет проводится с участием педагога, гласит ч. 1 статьи 191 УПК РФ. Усмотрение следователя (дознавателя и др.) рекомендуется отражать письменно в материалах уголовного дела. Это может быть постановление, в котором будет закреплено решение следователя (дознавателя и др.) о необходимости привлечения к допросу несовершеннолетнего свидетеля (потерпевшего) педагога. Усмотрение следователя (дознавателя и др.) дозволительно фиксировать в самом протоколе допроса несовершеннолетнего свидетеля (потерпевшего).
Заметим, что принимать решение о необходимости и возможности производства допроса несовершеннолетнего свидетеля (потерпевшего) и соответственно приглашать (допускать) на допрос педагога (законного представителя) вправе не только следователь. На это уполномочено любое должностное лицо (орган), осуществляющее предварительное расследование или же деятельность, осуществляемую по правилам ведения судебного следствия, иначе говоря, производящее следственные (судебные) действия.
Дознаватель согласно п. 1 ч. 3 ст. 41 УПК РФ может самостоятельно производить следственные действия, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК РФ на это требуются согласие начальника органа дознания, и (или) судебное решение. Право дознавателя на производство допроса, кроме того, следует из приложений N 38, 56, 59, 62, 94, 126 к ст. 476 УПК РФ, согласно содержанию которых, наряду со следователем, лицом, осуществляющим допрос (составляющим протокол этого следственного действия), является и дознаватель.
Допрос может быть неотложным следственным действием, его производят и во время осуществления дознания по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно. Реализация этих видов уголовно-процессуальной деятельности возложена на орган дознания (ч. 2 ст. 40, ст. 157, ч. 1 ст. 223 УПК РФ). Таким образом, орган дознания также уполномочен производить допрос.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 37 УПК РФ в ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор вправе лично осуществлять отдельные следственные действия. Такое же право предоставлено руководителю и члену следственной группы (ч. 5 ст. 163 УПК РФ). В ч. 2 ст. 39 УПК РФ сказано, что начальник следственного отдела может принять уголовное дело к своему производству и произвести предварительное следствие в полном объеме, обладая при этом полномочиями следователя.
Таким образом, на стадии предварительного расследования допрашивать несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего вправе не только следователь, но и дознаватель, орган дознания, руководитель (член) следственной группы.
В ходе всего проведения
допроса несовершеннолетнего
Информация о работе Правовое положение несовершеннолетнего потерпевшего в уголовном судопроизводстве