Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 23:22, реферат
Любой юрист обязан хорошо знать, как развивались, как построены и действуют органы, активно участвующие в реализации правовых предписаний, и в частности прокуратура. Такие знания нужны не только для будущей профессиональной практики после получения юридического образования. Они потребуются при изучении многих юридических дисциплин, с которыми приходится сталкиваться в процессе обучения всем студентам- правоведам.
Введение
1. История прокуратуры в России от её учреждения и до Октябрьской революции
1.1 Учреждение прокуратуры в России
1.2 Эволюция статуса прокуратуры до судебной реформы 1864г.
1.3 История пореформенной российской прокуратуры (1864г.-1917г.)
2. История Советской прокуратуры (1922г.-1991г.)
Заключение
26 мая 1922 года
III сессия ВЦИК приняла Положение
о прокурорском надзоре.
Именно этим
нормативным актом за прокуратурой
закреплялись те четыре группы полномочий,
которые сохранились за ней до
сегодняшнего дня с некоторыми изменениями:
а) осуществление
надзора от имени государства
за законностью действий всех органов
власти, хозяйственных учреждений,
общественных и частных лиц;
б) непосредственное
наблюдение за деятельностью следственных
органов, дознания в области раскрытия
преступлений, а также за деятельностью
Госполитуправления;
в) поддержание
обвинения на суде;
г) наблюдение за
правильностью содержания заключенных
под стражей.
Институт прокурорского
надзора за реализацией директив
центра возникает как неизбежное
проявление центростремительных тенденций
на самых первых этапах государственного
строительства. Основное внимание прокуратуры
концентрируется на деятельности центральных
и местных органов
На практике
происходили разногласия между
прокурорами и отдельными местными
органами власти (в том числе партийной),
которые принимали нередко
Хочется отметить,
что уже в период своего становления,
в отличие от ряда десятилетий
дальнейшего развития, органы прокуратуры
РСФСР ставили перед собой
задачу быть «ближе к населению», используя
для этого различные формы. Свою
деятельность на местах прокуроры, как
правило, начинали с обращений - объявлений
в местных газетах. В них указывались
задачи прокуратуры, состав работников,
служебный адрес, порядок подачи
и приема жалоб и заявлений
на незаконные действия органов власти
и должностных лиц.
Постановлением
ЦИК СССР "О Верховном Суде
Союза ССР" от 6 июля 1923 года Президиуму
ЦИК СССР в связи с принятием
Конституции СССР было поручено разработать
Положение о Верховном Суде Союза
Советских Социалистических Республик.
23 ноября 1923 года оно было утверждено.
В Положении определялись функции,
правомочия, структура и штаты
Прокуратуры Верховного Суда Союза
ССР.
В составе Верховного
Суда СССР, согласно ст.46 Конституции,
учреждался пост Прокурора Верховного
Суда СССР. Прокурор Верховного Суда СССР
и его заместитель в
Таким образом,
если допустить возможность действия
принципа разделения властей в рамках
"советской" системы организации
государственной власти, органы прокуратуры
оказывались между органами судебной
власти, входящими в состав исполнительной
власти, и исполнительно-
С развитием
правоохранительной системы страны
Положением о судоустройстве РСФСР
1926г. на органы прокуратуры были возложены
две дополнительные функции: «участие
в гражданском процессе в целях
ограждения интересов государства
и трудящихся», расширившее функцию
судебного контроля, и «общее наблюдение
и согласование деятельности всех органов,
ведущих борьбу с преступностью»,
позже получившее наименование «координационной
функции».
Как известно,
на рубеже 20-30-х гг. в СССР сформировалась
тоталитарная система власти. Уже
5 ноября 1934 года было принято
Постановление Центрального
Конституция
СССР 1936г. впервые закрепила на
высшем юридическом уровне
Однако и тогда,
когда Конституция писалась, и
после ее принятия в стране существовала
и ужесточалась находящаяся в
полном противоречии с ней система
внесудебной репрессии, а судьи
были далеки от независимости. В результате
для представителей прокурорского
надзора были созданы неприемлемые
условия надзора за расследованием
многих дел политической категории,
их расследование осуществлялось органами
государственной безопасности. В
стране прочно установился порядок,
допускающий применение неопубликованных
нормативных актов (то есть секретных
инструкций), устанавливающих (изменяющих,
отменяющих, урезающих) права и свободы
граждан.
Однако многие
и многие работники органов прокуратуры
и в этот период пытались обеспечивать
соблюдение прав граждан, провозглашенных
Конституцией 1936г. Такие попытки
работников прокуратуры, разумеется, пресекались.
Достаточно сказать, что в тридцатые
годы было репрессировано несколько
сотен прокурорских работников, более
100 человек были расстреляны. В условиях
тоталитаризма имело место
Большой ущерб
выполнению прокуратурой ее задач по
надзору за соблюдением законности
причинил А.Я. Вышинский, который на
протяжении ряда лет был руководителем
прокуратуры и занимал
В деятельности
прокуратуры был допущен резкий
крен в сторону уголовного преследования
и обвинения. Все другие направления
деятельности прокуратуры оказались
ослабленными.
Опираясь на
вышеизложенное, нельзя полностью согласиться
с мнением, что прокуратура не
имела никакого отношения к тоталитарной
системе. Она имела прямое отношение
к незаконным репрессиям (участвовала
в Особых совещаниях). Но правда и
то, что прокуратура как
В годы Великой
Отечественной войны
В послевоенное
время стало значительно больше
уделяться внимания надзору за соблюдением
и восстановлением прав граждан.
Так, уже 17 июля 1946 года в приказе
Генерального прокурора СССР от 17 июня
1946 года N128 "Об усилении общего надзора
за точным исполнением законов" были
сформулированы задачи прокуроров в
сфере общего надзора, определены полномочия
прокуроров по устранению нарушений
закона, обозначены основные средства
прокурорского реагирования на установленные
нарушения закона. В нем в числе приоритетных
направлений деятельности органов прокуратуры
был определен «надзор за точным исполнением
законов, охраняющих права военнослужащих
и членов их семей, демобилизованных воинов,
борьба с администрированием, с незаконными
штрафами, незаконными мобилизациями
на различные работы и другими нарушениями
прав граждан, а также с фактами бюрократического
отношения к рассмотрению жалоб и заявлений
граждан». В целях повышения престижа
и авторитета органов прокуратуры в решении
задач государственного и хозяйственного
строительства Верховный Совет СССР 19
марта 1946 года принял закон о присвоении
прокурору СССР наименования Генеральный
прокурор СССР.
Положение о
прокурорском надзоре в СССР, утвержденное
Указом Президиума Верховного Совета
24 мая 1956 года, несколько расширило
и конкретизировало полномочия органов
прокуратуры, а также законодательно
закрепило основные положения о
задачах прокурорского надзора
и методах его осуществления.
Прокурорский надзор, его функции
и полномочия были расширены особой
направленностью по защите прав и
законных интересов граждан. Осуществляя
борьбу с преступностью, органы прокуратуры
все более выступали не только
как органы обвинения, но и как
органы надзора за соблюдением закона
и защиты прав и интересов граждан.
Усилению централизации
и единства прокурорского надзора
способствовала Конституция СССР, принятая
7 октября 1977 года, в которой значительное
место было уделено расширению и
обеспечению прав граждан, введена
специальная глава «Государство
и личность», сделана попытка
не только провозгласить, но и гарантировать
провозглашаемые права.
Следует подчеркнуть,
что ни одна из прежних конституций
нашего государства не уделяла столь
большого внимания прокуратуре как
одному из государственных органов
страны, сколько уделила Конституция
СССР 1977 года. Достаточно сказать, что
прокуратуре была отведена самостоятельная
глава (гл. XXI, ст.164-168), в которой раскрывались
основополагающие принципы не только
организации, но и деятельности органов
прокуратуры.
Принципу независимости
прокуратуры от местных органов
соответствовал другой важный принцип,
предусмотренный Конституцией СССР,
- строгая централизация
Характеризуя
законодательство о прокурорском надзоре,
принятое в последующие годы, нельзя
не обратить внимания на то, что с
течением времени в существенной
степени расширяются предмет
и пределы прокурорского
В Законе «О прокуратуре
СССР» получил закрепление
Правозащитная
роль прокуратуры получила значительное
расширение в восьмидесятые годы
с началом провозглашенных