Правосудие и его принципы

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 23:22, реферат

Описание работы

Любой юрист обязан хорошо знать, как развивались, как построены и действуют органы, активно участвующие в реализации правовых предписаний, и в частности прокуратура. Такие знания нужны не только для будущей профессиональной практики после получения юридического образования. Они потребуются при изучении многих юридических дисциплин, с которыми приходится сталкиваться в процессе обучения всем студентам- правоведам.

Содержание

Введение

1. История прокуратуры в России от её учреждения и до Октябрьской революции
1.1 Учреждение прокуратуры в России
1.2 Эволюция статуса прокуратуры до судебной реформы 1864г.
1.3 История пореформенной российской прокуратуры (1864г.-1917г.)
2. История Советской прокуратуры (1922г.-1991г.)
Заключение

Работа содержит 1 файл

научная.docx

— 52.68 Кб (Скачать)

26 мая 1922 года III сессия ВЦИК приняла Положение  о прокурорском надзоре. Положение  о прокурорском надзоре стало  законом, который вводился в  действие с 1 августа 1922 года. Была  законодательно закреплена независимость  прокуроров от местных органов  власти (губернских исполкомов) и,  следовательно, отвергнут принцип  "двойного" подчинения, однако  имел место отказ от права  прокуроров обжаловать в суд  незаконные решения исполкомов. Таким образом, нарождавшаяся  советская бюрократия обеспечила  себе на долгие годы, вплоть  до недавнего времени, практическую  неуязвимость для средств воздействия  прокурорского надзора. 

Именно этим нормативным актом за прокуратурой закреплялись те четыре группы полномочий, которые сохранились за ней до сегодняшнего дня с некоторыми изменениями: 

а) осуществление  надзора от имени государства  за законностью действий всех органов  власти, хозяйственных учреждений, общественных и частных лиц; 

б) непосредственное наблюдение за деятельностью следственных органов, дознания в области раскрытия  преступлений, а также за деятельностью  Госполитуправления; 

в) поддержание  обвинения на суде; 

г) наблюдение за правильностью содержания заключенных  под стражей. 

Институт прокурорского  надзора за реализацией директив центра возникает как неизбежное проявление центростремительных тенденций  на самых первых этапах государственного строительства. Основное внимание прокуратуры  концентрируется на деятельности центральных  и местных органов исполнительной власти. 

На практике происходили разногласия между  прокурорами и отдельными местными органами власти (в том числе партийной), которые принимали нередко форму  острых конфликтов и возникали в  результате как недостаточного понимания  этими органами стоящих перед  прокуратурой задач, так и их требований к прокурорам работать, опираясь не на законность, а на целесообразность и полезность того или иного решения  для мест. В 1923 году прокуроры внесли представления об отмене или изменении 2483 постановлений уездных исполкомов и 1507 постановлений губисполкомов. Отклонены были соответственно лишь десять и шесть процентов представлений. В этой связи трудно переоценить значение Постановления ВЦИК от 12 октября 1925 года об обязанности исполнительных комитетов рассматривать протесты прокуратуры в кратчайшие сроки. 

Хочется отметить, что уже в период своего становления, в отличие от ряда десятилетий  дальнейшего развития, органы прокуратуры  РСФСР ставили перед собой  задачу быть «ближе к населению», используя  для этого различные формы. Свою деятельность на местах прокуроры, как  правило, начинали с обращений - объявлений в местных газетах. В них указывались  задачи прокуратуры, состав работников, служебный адрес, порядок подачи и приема жалоб и заявлений  на незаконные действия органов власти и должностных лиц. 

Постановлением  ЦИК СССР "О Верховном Суде Союза ССР" от 6 июля 1923 года Президиуму ЦИК СССР в связи с принятием  Конституции СССР было поручено разработать  Положение о Верховном Суде Союза  Советских Социалистических Республик. 23 ноября 1923 года оно было утверждено. В Положении определялись функции, правомочия, структура и штаты  Прокуратуры Верховного Суда Союза  ССР. 

В составе Верховного Суда СССР, согласно ст.46 Конституции, учреждался пост Прокурора Верховного Суда СССР. Прокурор Верховного Суда СССР и его заместитель в соответствии со ст.46 Конституции СССР назначались  Президиумом ЦИК Союза ССР  и были подотчетны Президиуму. В  статье 21 указывалось, что Прокурор и его заместитель состоят  при Верховном Суде. Однако Прокурор Верховного Суда СССР занимал самостоятельное  положение. С точки зрения существовавшей в то время в СССР триады Съезд  Советов - ЦИК - Президиум ЦИК последний  входил в систему представительных органов государственной власти, поскольку чисто исполнительным и распорядительным органом ЦИК  являлся Совет Народных Комиссаров (ст.37 Конституции СССР). 

Таким образом, если допустить возможность действия принципа разделения властей в рамках "советской" системы организации  государственной власти, органы прокуратуры оказывались между органами судебной власти, входящими в состав исполнительной власти, и исполнительно-распорядительными органами представительной власти. 

С развитием  правоохранительной системы страны Положением о судоустройстве РСФСР 1926г. на органы прокуратуры были возложены  две дополнительные функции: «участие в гражданском процессе в целях  ограждения интересов государства  и трудящихся», расширившее функцию  судебного контроля, и «общее наблюдение и согласование деятельности всех органов, ведущих борьбу с преступностью», позже получившее наименование «координационной функции». 

 Как известно, на рубеже 20-30-х гг. в СССР сформировалась  тоталитарная система власти. Уже  5 ноября 1934 года было принято  Постановление Центрального Исполнительного  Комитета и Совета Народных  Комиссаров СССР "Об Особом  совещании при Народном комиссариате  внутренних дел СССР". В соответствии с ним этому народному комиссариату предоставлялось право применять к лицам, признаваемым общественно опасными, следующие меры: ссылку на срок до пяти лет под гласный надзор в местности, список которых определял этот наркомат; высылку на срок до пяти лет под гласный надзор с запрещением проживания в столицах, крупных городах и промышленных центрах Союза ССР; заключение в исправительно-трудовые лагеря на срок до пяти лет; высылку за пределы Союза ССР иностранных подданных, являющихся общественно опасными. Предусматривалось, что в заседаниях Особого совещания должен обязательно участвовать Прокурор Союза ССР или его заместитель, который, в случае несогласия как с самим решением Особого совещания, так и с направлением дела на рассмотрение Особого совещания, имеет право протеста в Президиум ЦИК СССР. В этих случаях исполнение решения Особого совещания должно было приостанавливаться до принятия по данному вопросу постановления Президиума ЦИК Союза ССР. 

 Конституция  СССР 1936г. впервые закрепила на  высшем юридическом уровне принципы: правосудие осуществляется судами (ст.102), суды независимы и подчиняются  только закону (ст.112). Наличие этих  конституционных норм можно было  приветствовать. Конституция СССР  1936г. впервые закрепила основы прокурорского надзора на высшем уровне законодательства (Конституция СССР 1923г. только упоминала о Прокуратуре Верховного Суда СССР в главе "О Верховном Суде СССР" - ст.46, а также ст.63). Пять статей Конституции (113-117) закрепили задачу высшего надзора за точным исполнением законов (впервые появился термин "высший" применительно к прокурорскому надзору), систему прокуратуры, порядок назначения прокуроров и принцип независимости органов прокуратуры от каких бы то ни было местных органов. Это был важный шаг в развитии законодательства о прокурорском надзоре. 

Однако и тогда, когда Конституция писалась, и  после ее принятия в стране существовала и ужесточалась находящаяся в  полном противоречии с ней система  внесудебной репрессии, а судьи  были далеки от независимости. В результате для представителей прокурорского  надзора были созданы неприемлемые условия надзора за расследованием многих дел политической категории, их расследование осуществлялось органами государственной безопасности. В  стране прочно установился порядок, допускающий применение неопубликованных нормативных актов (то есть секретных  инструкций), устанавливающих (изменяющих, отменяющих, урезающих) права и свободы  граждан. 

Однако многие и многие работники органов прокуратуры  и в этот период пытались обеспечивать соблюдение прав граждан, провозглашенных  Конституцией 1936г. Такие попытки  работников прокуратуры, разумеется, пресекались. Достаточно сказать, что в тридцатые  годы было репрессировано несколько  сотен прокурорских работников, более 100 человек были расстреляны. В условиях тоталитаризма имело место падение  авторитета прокуратуры. В эти годы вопреки конституционным установлениям  были допущены грубейшие нарушения  принципов законности, прав человека, массовые и незаконные репрессии. Они  в значительной степени явились  результатом принижения значения прокурорского  надзора. Прокурор оказался ограниченным в правах по пресечению беззакония вопреки конституционным установлениям  и законоположениям, регулирующим прокурорский надзор. 

Большой ущерб  выполнению прокуратурой ее задач по надзору за соблюдением законности причинил А.Я. Вышинский, который на протяжении ряда лет был руководителем  прокуратуры и занимал монопольное  положение в правовой науке. Незаконные методы следствия, осуществляемые с  целью получения «признания»  арестованных в преступлениях, которые  не были совершены, имели подкрепление в высказываниях А.Я. Вышинского, что признание обвиняемого по делам об антисоветских, контрреволюционных организациях является «фундаментальным, жизненно важным и решающим доказательством», то есть так называемой царицей доказательств. В его приказах и указаниях  есть немало установок, которые ориентировали  прокуроров и следователей на обвинительный  уклон, отрицание принципа "презумпции невиновности", возложение обязанности  доказывания на обвиняемого или  подсудимого и т.п. 

В деятельности прокуратуры был допущен резкий крен в сторону уголовного преследования  и обвинения. Все другие направления  деятельности прокуратуры оказались  ослабленными. 

Опираясь на вышеизложенное, нельзя полностью согласиться  с мнением, что прокуратура не имела никакого отношения к тоталитарной системе. Она имела прямое отношение  к незаконным репрессиям (участвовала  в Особых совещаниях). Но правда и  то, что прокуратура как прогрессивный  институт выдержала испытание временем; прокуроры проявили наибольшую среди  других должностных лиц стойкость  в борьбе за законность, часто именно они принимали на себя удар, охраняя  права личности, за что нередко  сами подвергались репрессиям. 

В годы Великой  Отечественной войны деятельность прокуратуры была подчинена общей  задаче - победе над немецким фашизмом. Многие прокуроры и следователи  ушли на фронт в действующую армию  или в партизанские отряды. Немало из них погибло в боях с немецко-фашистскими  захватчиками. Оставшиеся в тылу самоотверженно трудились, выполняя задачи по строгому соблюдению законности. Переведенная на военное положение прокуратура  обеспечивала точное исполнение законодательства о поставке военной продукции  и об оказании помощи фронту, об укреплении тыла.

В послевоенное время стало значительно больше уделяться внимания надзору за соблюдением  и восстановлением прав граждан. Так, уже 17 июля 1946 года в приказе  Генерального прокурора СССР от 17 июня 1946 года N128 "Об усилении общего надзора  за точным исполнением законов" были сформулированы задачи прокуроров в  сфере общего надзора, определены полномочия прокуроров по устранению нарушений  закона, обозначены основные средства прокурорского реагирования на установленные  нарушения закона. В нем в числе приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры был определен «надзор за точным исполнением законов, охраняющих права военнослужащих и членов их семей, демобилизованных воинов, борьба с администрированием, с незаконными штрафами, незаконными мобилизациями на различные работы и другими нарушениями прав граждан, а также с фактами бюрократического отношения к рассмотрению жалоб и заявлений граждан». В целях повышения престижа и авторитета органов прокуратуры в решении задач государственного и хозяйственного строительства Верховный Совет СССР 19 марта 1946 года принял закон о присвоении прокурору СССР наименования Генеральный прокурор СССР. 

Положение о  прокурорском надзоре в СССР, утвержденное Указом Президиума Верховного Совета 24 мая 1956 года, несколько расширило  и конкретизировало полномочия органов  прокуратуры, а также законодательно закрепило основные положения о  задачах прокурорского надзора  и методах его осуществления. Прокурорский надзор, его функции  и полномочия были расширены особой направленностью по защите прав и  законных интересов граждан. Осуществляя  борьбу с преступностью, органы прокуратуры  все более выступали не только как органы обвинения, но и как  органы надзора за соблюдением закона и защиты прав и интересов граждан. 

Усилению централизации  и единства прокурорского надзора  способствовала Конституция СССР, принятая 7 октября 1977 года, в которой значительное место было уделено расширению и  обеспечению прав граждан, введена  специальная глава «Государство и личность», сделана попытка  не только провозгласить, но и гарантировать  провозглашаемые права. 

Следует подчеркнуть, что ни одна из прежних конституций  нашего государства не уделяла столь  большого внимания прокуратуре как  одному из государственных органов  страны, сколько уделила Конституция  СССР 1977 года. Достаточно сказать, что  прокуратуре была отведена самостоятельная  глава (гл. XXI, ст.164-168), в которой раскрывались основополагающие принципы не только организации, но и деятельности органов  прокуратуры. 

Принципу независимости  прокуратуры от местных органов  соответствовал другой важный принцип, предусмотренный Конституцией СССР, - строгая централизация управления прокурорской системы, непосредственная подотчетность Генерального прокурора  СССР Верховному Совету СССР, а в  период между сессиями Верховного Совета СССР - его Президиуму (ст.164). Конституция  СССР закрепила право Генерального прокурора СССР на законодательную  инициативу в Верховном Совете СССР (ст.113). 

Характеризуя  законодательство о прокурорском надзоре, принятое в последующие годы, нельзя не обратить внимания на то, что с  течением времени в существенной степени расширяются предмет  и пределы прокурорского надзора. Это нашло отражение в Законе «О прокуратуре СССР», принятом 30 ноября 1979 года Верховным Советом СССР. Само принятие Закона «О прокуратуре  СССР» было обусловлено Конституцией СССР (ст.168). 

В Законе «О прокуратуре  СССР» получил закрепление принцип  демократизации и гласности в  деятельности органов прокуратуры, что было особенно важно для устранения нарушений закона, причин и условий, способствовавших указанным нарушениям. Расширение пределов прокурорского  надзора за исполнением законов  было особенно необходимым в деле охраны прав и законных интересов  граждан. 

Правозащитная роль прокуратуры получила значительное расширение в восьмидесятые годы с началом провозглашенных реформ. 16 июня 1987 года Президиум Верховного Совета СССР внес изменения и дополнения в Закон «О прокуратуре СССР», подтвердив правозащитную функцию  прокуратуры. В частности, в ст.1 Закона были внесены дополнения о том, что, осуществляя надзор за исполнением законов, прокуратура должна добиваться, чтобы все перечисленные в статье государственные органы, общественные организации, должностные лица действовали на основе законности, «обеспечивали в соответствии с предоставленными им правами и возложенными на них обязанностями охрану правопорядка, интересов общества, прав и свобод граждан. Требования прокуроров об устранении нарушений законов, предъявленные в установленном порядке, обязательны для исполнения». 

Информация о работе Правосудие и его принципы