Правосудие и его принципы

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 23:22, реферат

Описание работы

Любой юрист обязан хорошо знать, как развивались, как построены и действуют органы, активно участвующие в реализации правовых предписаний, и в частности прокуратура. Такие знания нужны не только для будущей профессиональной практики после получения юридического образования. Они потребуются при изучении многих юридических дисциплин, с которыми приходится сталкиваться в процессе обучения всем студентам- правоведам.

Содержание

Введение

1. История прокуратуры в России от её учреждения и до Октябрьской революции
1.1 Учреждение прокуратуры в России
1.2 Эволюция статуса прокуратуры до судебной реформы 1864г.
1.3 История пореформенной российской прокуратуры (1864г.-1917г.)
2. История Советской прокуратуры (1922г.-1991г.)
Заключение

Работа содержит 1 файл

научная.docx

— 52.68 Кб (Скачать)

Прокуратура получила широкие полномочия по линии внутреннего  управления судебной системой. По статье 254 «Учреждения судебных установлений», «общий надзор за судебными установлениями и должностными лицами судебного  ведомства сосредоточивается в  лице министра юстиции как Генерал-прокурора». В соответствии со ст.253 чины прокурорского надзора «по праву наблюдателей за охранением законов» в случае обнаружения нарушений законов судебными местами и их должностными лицами обязаны принимать меры по их устранению, в частности, сообщать об этом «председателям судебных мест», доносить и докладывать в порядке подчиненности прокурорам палат, а те - министру юстиции». 

Весьма характерно, что в соответствии с судебной реформой 1864г. наряду с назначением  и порядком деятельности прокуроров в уголовном и гражданском судопроизводстве весьма четко определялось то, что прокуратура не должна вмешиваться в деятельность суда, ущемлять или ограничивать самостоятельность судей при принятии ими решений по рассматриваемым делам. При этом уравнивались в правах прокурор-обвинитель и защитник. В обязанность прокуроров входило «обличение обвиняемых перед судом», то есть поддержание обвинения. Прокуроры приносили протесты на решения судов в кассационном и апелляционном порядке; им вменялось в обязанность осуществление надзора за точностью и безотлагательностью исполнения судебных приговоров по уголовным делам. 

В ходе судебной реформы, при некотором изменении  роли прокуратуры, за ней остался  надзор за соблюдением законов, касающихся прав граждан. Прокуроры разных степеней, прекрасно понимая рассматриваемую  направленность надзорной деятельности, всегда исходили из того, что защита гражданских прав - это реализация требований закона, и уделяли ей большое внимание. Об этом, в частности, говорил и выдающийся российский юрист, ученый, судебный и прокурорский деятель А.Ф. Кони, подчеркивая важность именно такой направленности прокурорского  надзора. Вместе с тем он высказал очень важный для нынешних работников прокуратуры постулат: «при всем гуманизме  прокуратура как специфическая  государственная надзорная структура  не может быть милосердна в ущерб  правовой и фактической доказанности». 

«Прокурор - блюститель закона, естественно служит в то же время и представителем публичных  интересов», - писал Н.В. Муравьев. Как  глубоко и широко мыслящий ученый, Муравьев видел и те тенденции, которые  определяют динамику функций прокуратуры  с изменением общественных условий. Разрабатывая классификацию прокуратуры  разных исторических и региональных типов, он еще тогда подметил особенности  российской правовой действительности, которые на историческую перспективу  определяют существо специфики прокурорского  надзора. По этому поводу им было высказано  суждение почти пророческого характера: «Русская действительность, отразившаяся на законе и еще больше на практике его применения, наложила на русскую  прокуратуру настолько своеобразный отпечаток, что в ней, быть может, со временем образуется новый, самостоятельный  тип этого учреждения». 

Суть реорганизации  прокуратуры в соответствии с  основными принципами судебной реформы 1864г. состояла в ограничении прокурорского  надзора исключительно судебной областью, возложении на прокурора  функций поддержания государственного обвинения в суде и в таком  усилении надзора за дознанием и  следствием, который фактически превращал  прокуроров в руководителей предварительного расследования. В связи с этим менялась и система органов прокурорского  надзора: губернская прокуратура должна была уступить место прокуратуре, создаваемой  в судебных округах. Но проведение судебной реформы шло медленно, оно закончилось  лишь к началу ХХ века. Поэтому в 60-90-е годы ХIХ века в прокурорском надзоре существуют как бы две подсистемы: губернская и «судебная» прокуратура. Причем как та, так и другая претерпевают в этот период заметные изменения. 

Той же комиссии, которая занималась подготовкой  Уставов, но под новым наименованием ("Комиссия, высочайше учрежденная  для окончания работ по преобразованию судебной части"), было поручено введение их в действие. Одним из итогов ее работы стало новое Положение  о губернской прокуратуре. Оно было представлено министром юстиции  в Государственный совет 27 ноября 1865 года, а 7 марта 1866 года мнение Государственного совета, утвержденное императором, получило силу закона. 

Это Положение  действовало во всех губерниях, где  еще не приступили к работе общие  суды и соответствующие прокуроры. В этом акте, сохраняя губернскую прокуратуру, законодатель стремился максимально  приблизить ее к суду, сократив по возможности  функции общего надзора. 

 В отличие  от новой прокуратуры губернская вначале не принимала на себя функции обвинительной власти. Кроме того, за ней сохранялись некоторые обязанности надзора за местами лишения свободы, за губернскими по крестьянским делам присутствиями, за губернскими правлениями, полицией и другими органами. 

Губернские прокуроры  оставались в непосредственном подчинении министру юстиции. Товарищи губернского  прокурора в отличие от прежних  стряпчих подчинялись только прокурору  и были независимы от губернской администрации, что впоследствии было подтверждено определениями первого департамента Сената от 20 января 1872 года и 7 марта 1874 года. 

По условиям того времени, с учетом порядков, царивших в российских судах до 1864г., реформа, вне всяких сомнений, была крупным  шагом вперед. Существенно изменила свое лицо прокуратура, появились судебные следователи; стала более понятной и доступной система судов; судопроизводство начало осуществляться на принципах  гласности и устности, состязательности и признания права на защиту; в  суды уверенно проник так называемый народный элемент - избираемые мировые  судьи и присяжные заседатели. Наконец-то была организована адвокатура, которую всерьез побаивались  предшественники Александра II. 

Во второй половине ХIХ - начале ХХ века развитие системы прокурорского надзора проходило в двух основных направлениях: 

1. вытеснение  губернской прокуратуры по мере  проведения судебной реформы  на территории страны; 

2. усиление надзора  за судами и адвокатурой и  наделение прокуратуры функциями  государственного юрисконсульта. 

С момента своей  реорганизации после 1864г. прокуратура  стала одним из главных звеньев  в государственном аппарате борьбы с революционным движением в  стране. В соответствии со ст.1034 Устава уголовного судопроизводства судебное преследование по государственным  преступлениям возлагалось на прокуроров судебных палат, которым все должностные  и частные лица должны были немедленно сообщать все сведения о них. Предварительное  следствие по государственным преступлениям  производилось одним из членов судебной палаты при обязательном личном присутствии  прокурора палаты или его товарища (ст.1037 Устава). Эти лица при производстве следствия обладали теми же правами, которые были предоставлены судебному следователю и прокурору окружного суда в общем порядке судопроизводства. Кроме того, прокурор судебной палаты имел право до начала следствия поручить производство дознания по этим делам прокурору окружного суда или его товарищу, или полиции (ст.1036 Устава). Таким образом, именно прокуратуре принадлежало руководство расследованием государственных преступлений. Составлять обвинительный акт и поддерживать обвинение в суде по государственным преступлениям должны были прокуроры судебных палат, обер-прокуроры Сената, министр юстиции или его товарищ. 

19 мая 1871 года  царем был утвержден законопроект  под названием «Правила о порядке  действия чина корпуса жандармов  по исследованию преступлений».  В результате издания закона  жандармские офицеры становились  не бесправными «депутатами»  судебного следствия, а фактически  следователями. 

Прокуратура сохраняла  свои права в области надзора  за расследованием государственных  преступлений, а жандармерия получила доступ к предварительному расследованию, да еще на льготных условиях. Хотя жандармское  дознание заменяло, как правило, следствие, оно при этом отличалось от последнего отсутствием у обвиняемого прав, предоставленных ему судебными  уставами. А.Ф. Кони в «Политической  записке 1878г.» указывал, что прокурор в стадии жандармского дознания «стал  нередко утрачивать свое первоначальное значение блюстителя закона и беспристрастного наблюдателя за правильностью действий лица, производящего дознание». 

Усиление реакции  в 70-80-х годах привело к некоторым  изменениям не только в деятельности прокуратуры, но и в ее статусе. Для  усиления надзора за судами по Закону от 11 мая 1872 года высшие чины прокуратуры  вплоть до товарищей прокурора судебной палаты получили право ревизовать окружные и мировые суды. Таким образом, они по существу превращались в ревизионные  органы Министерства юстиции. Первоначально  это право было предоставлено  только членам судебных палат, а также  министру юстиции и его товарищам. Кроме того, Законом от 25 мая 1874 года прокурорам судебных палат и окружных судов было предоставлено право, возбуждать дисциплинарное производство о частных поверенных за их неправильные и предосудительные действия, чем был усилен надзор за адвокатурой. 

Положение "судебной" прокуратуры в этот период тоже модифицируется. Прокуратура участвует в работе некоторых административных органов. Так, по Закону от 7 марта 1866 года представитель  прокуратуры вводится в состав губернского  присутствия по крестьянским делам. Тем же законом возлагается на прокурора не только наблюдение за тюрьмами, но и практически непосредственное участие в управлении ими. 

После убийства 1 марта 1881 года Александра II его преемник Александр III принял меры к усилению судебной репрессии в отношении  революционно настроенных масс. Существенно  ограничивались полномочия суда присяжных, и, наоборот, расширялась сфера коронного  суда. Законами от 12 июня 1884 года и 28 апреля 1887 года прокуратура была привлечена к участию в составлении списков  присяжных заседателей. 

Усиливается правительственное  наступление на судебную систему, порожденную  реформой. В 1881 году было принято специальное  Положение о мерах к ограждению государственного порядка и общественного  спокойствия, возвратившее и закрепившее  все ранее сделанные изъятия  из общего судебного порядка. 

Против выделения  судебной власти в качестве особой, независимой от других государственных  органов, выступил министр юстиции  Н.В. Муравьев. В мае 1885 года закон  предоставил министру юстиции право  надзирать за чинами судебного ведомства, в 1887г. он получает право устранять  гласность судебного разбирательства, в 1889г. министру юстиции были подчинены  городские судьи. 

Установленный Судебными уставами, с последующими изменениями и дополнениями, порядок  деятельности прокурорского надзора  в России сохранился вплоть до октября 1917 года. 

Правительственная власть царской России оставалась высшим судьей в сфере свобод человека. Ограничения личных (индивидуальных) прав и свобод власти мотивировали то "государственной необходимостью", то "интересами целого", то целями "самосохранения общества и государства", то "требованиями общего порядка  безопасности". Поводом для всякого  рода стеснений свободы личности и даже применения к ней уголовной  кары часто было не совершение того или иного преступления, а так  называемая политическая неблагонадежность. 

Во время революции 1905-1907 годов прокуратура доказала свою преданность престолу. Министр  юстиции И.Г. Щегловитов резко пресекал все попытки некоторых прокуроров на местах понимать законность иначе, чем он сам. По его же мнению, в  понятие законности входила идея охранения существующего строя, и поэтому законным признавалось все то, что такому охранению способствовало. 

Органом, верно  служащим самодержавию, прокуратура  России продолжала оставаться вплоть до ликвидации ее вместе с рухнувшим  строем в 1917 году. 

2. История Советской  прокуратуры (1922-1991гг.) 

После Октябрьской  революции органы прокуратуры, как  известно, были ликвидированы. В Декрете  о суде N1 от 24 ноября 1917 года отмечалось: «Упразднить ранее существовавшие институты судебных следователей, прокурорского  надзора, а равно институты присяжной  и частной адвокатуры». Дореволюционная  прокуратура, таким образом, упразднялась без замены ее новой советской  прокуратурой. 

Отсутствие прокуратуры  не означало, что до ее создания не был  организован надзор за законностью. Надзор и контроль за соблюдением законов в деятельности местных органов власти и органов государственного управления осуществляли в то время различные учреждения, в компетенцию которых входили и другие функции, - ВЦИК, который надзирал на основании ст.32 Конституции РСФСР 1918г. за точным применением декретов на всей территории Российской Федерации, Совет Народных Комиссаров, народные комиссариаты, ВЧК, Рабоче-крестьянская инспекции.  

Разобщенность в работе всех перечисленных органов, отсутствие у них императивных полномочий и властно-распорядительных функций  не могли обеспечить точного и  единообразного исполнения законов  во всей Федерации союзных республик. 

Когда появилась, наконец-то, относительно стабильная система (основа которой была заложена Конституцией РСФСР 1918) законов, отвечающих стандартному набору требований, изданных легитимными  представительными органами государственной  власти, в установленном законом  порядке, действующих по времени  неограниченно, в отношении неограниченного  круга лиц, в соответствии с внутренней иерархией и т.д. Возникла необходимость в создании специального централизованного органа, подчиненного только центральной государственной власти, независимого от поднадзорных ему учреждений, от каких-либо местных влияний, способного эффективно осуществлять надзор за точным и безусловным исполнением законов всеми органами власти и государственного управления, должностными лицами и гражданами на всей территории страны, во всех областях жизни Советского государства. Таким органом должна была стать советская прокуратура. В конце 1921г. В.И. Ленин дал указание Д.И. Курскому приступить к подготовке проекта положения о прокуратуре. 

Информация о работе Правосудие и его принципы