Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 23:22, реферат
Любой юрист обязан хорошо знать, как развивались, как построены и действуют органы, активно участвующие в реализации правовых предписаний, и в частности прокуратура. Такие знания нужны не только для будущей профессиональной практики после получения юридического образования. Они потребуются при изучении многих юридических дисциплин, с которыми приходится сталкиваться в процессе обучения всем студентам- правоведам.
Введение
1. История прокуратуры в России от её учреждения и до Октябрьской революции
1.1 Учреждение прокуратуры в России
1.2 Эволюция статуса прокуратуры до судебной реформы 1864г.
1.3 История пореформенной российской прокуратуры (1864г.-1917г.)
2. История Советской прокуратуры (1922г.-1991г.)
Заключение
Прокуратура получила
широкие полномочия по линии внутреннего
управления судебной системой. По статье
254 «Учреждения судебных установлений»,
«общий надзор за судебными установлениями
и должностными лицами судебного
ведомства сосредоточивается в
лице министра юстиции как Генерал-прокурора»
Весьма характерно,
что в соответствии с судебной
реформой 1864г. наряду с назначением
и порядком деятельности прокуроров
в уголовном и гражданском судопроизводстве
весьма четко определялось то, что прокуратура
не должна вмешиваться в деятельность
суда, ущемлять или ограничивать самостоятельность
судей при принятии ими решений по рассматриваемым
делам. При этом уравнивались в правах
прокурор-обвинитель и защитник. В обязанность
прокуроров входило «обличение обвиняемых
перед судом», то есть поддержание обвинения.
Прокуроры приносили протесты на решения
судов в кассационном и апелляционном
порядке; им вменялось в обязанность осуществление
надзора за точностью и безотлагательностью
исполнения судебных приговоров по уголовным
делам.
В ходе судебной
реформы, при некотором изменении
роли прокуратуры, за ней остался
надзор за соблюдением законов, касающихся
прав граждан. Прокуроры разных степеней,
прекрасно понимая
«Прокурор - блюститель
закона, естественно служит в то
же время и представителем публичных
интересов», - писал Н.В. Муравьев. Как
глубоко и широко мыслящий ученый,
Муравьев видел и те тенденции, которые
определяют динамику функций прокуратуры
с изменением общественных условий.
Разрабатывая классификацию прокуратуры
разных исторических и региональных
типов, он еще тогда подметил особенности
российской правовой действительности,
которые на историческую перспективу
определяют существо специфики прокурорского
надзора. По этому поводу им было высказано
суждение почти пророческого характера:
«Русская действительность, отразившаяся
на законе и еще больше на практике
его применения, наложила на русскую
прокуратуру настолько
Суть реорганизации
прокуратуры в соответствии с
основными принципами судебной реформы
1864г. состояла в ограничении прокурорского
надзора исключительно судебной
областью, возложении на прокурора
функций поддержания
Той же комиссии,
которая занималась подготовкой
Уставов, но под новым наименованием
("Комиссия, высочайше учрежденная
для окончания работ по преобразованию
судебной части"), было поручено введение
их в действие. Одним из итогов ее
работы стало новое Положение
о губернской прокуратуре. Оно было
представлено министром юстиции
в Государственный совет 27 ноября
1865 года, а 7 марта 1866 года мнение Государственного
совета, утвержденное императором, получило
силу закона.
Это Положение
действовало во всех губерниях, где
еще не приступили к работе общие
суды и соответствующие прокуроры.
В этом акте, сохраняя губернскую прокуратуру,
законодатель стремился максимально
приблизить ее к суду, сократив по возможности
функции общего надзора.
В отличие
от новой прокуратуры
Губернские прокуроры
оставались в непосредственном подчинении
министру юстиции. Товарищи губернского
прокурора в отличие от прежних
стряпчих подчинялись только прокурору
и были независимы от губернской администрации,
что впоследствии было подтверждено
определениями первого
По условиям
того времени, с учетом порядков, царивших
в российских судах до 1864г., реформа,
вне всяких сомнений, была крупным
шагом вперед. Существенно изменила
свое лицо прокуратура, появились судебные
следователи; стала более понятной
и доступной система судов; судопроизводство
начало осуществляться на принципах
гласности и устности, состязательности
и признания права на защиту; в
суды уверенно проник так называемый
народный элемент - избираемые мировые
судьи и присяжные заседатели.
Наконец-то была организована адвокатура,
которую всерьез побаивались
предшественники Александра II.
Во второй половине
ХIХ - начале ХХ века развитие системы прокурорского
надзора проходило в двух основных направлениях:
1. вытеснение
губернской прокуратуры по
2. усиление надзора
за судами и адвокатурой и
наделение прокуратуры
С момента своей
реорганизации после 1864г. прокуратура
стала одним из главных звеньев
в государственном аппарате борьбы
с революционным движением в
стране. В соответствии со ст.1034 Устава
уголовного судопроизводства судебное
преследование по государственным
преступлениям возлагалось на прокуроров
судебных палат, которым все должностные
и частные лица должны были немедленно
сообщать все сведения о них. Предварительное
следствие по государственным преступлениям
производилось одним из членов судебной
палаты при обязательном личном присутствии
прокурора палаты или его товарища
(ст.1037 Устава). Эти лица при производстве
следствия обладали теми же правами, которые
были предоставлены судебному следователю
и прокурору окружного суда в общем порядке
судопроизводства. Кроме того, прокурор
судебной палаты имел право до начала
следствия поручить производство дознания
по этим делам прокурору окружного суда
или его товарищу, или полиции (ст.1036 Устава).
Таким образом, именно прокуратуре принадлежало
руководство расследованием государственных
преступлений. Составлять обвинительный
акт и поддерживать обвинение в суде по
государственным преступлениям должны
были прокуроры судебных палат, обер-прокуроры
Сената, министр юстиции или его товарищ.
19 мая 1871 года
царем был утвержден
Прокуратура сохраняла
свои права в области надзора
за расследованием государственных
преступлений, а жандармерия получила
доступ к предварительному расследованию,
да еще на льготных условиях. Хотя жандармское
дознание заменяло, как правило, следствие,
оно при этом отличалось от последнего
отсутствием у обвиняемого
Усиление реакции
в 70-80-х годах привело к
Положение "судебной"
прокуратуры в этот период тоже модифицируется.
Прокуратура участвует в работе
некоторых административных органов.
Так, по Закону от 7 марта 1866 года представитель
прокуратуры вводится в состав губернского
присутствия по крестьянским делам.
Тем же законом возлагается на
прокурора не только наблюдение за
тюрьмами, но и практически непосредственное
участие в управлении ими.
После убийства
1 марта 1881 года Александра II его преемник
Александр III принял меры к усилению
судебной репрессии в отношении
революционно настроенных масс. Существенно
ограничивались полномочия суда присяжных,
и, наоборот, расширялась сфера коронного
суда. Законами от 12 июня 1884 года и 28 апреля
1887 года прокуратура была привлечена
к участию в составлении
Усиливается правительственное
наступление на судебную систему, порожденную
реформой. В 1881 году было принято специальное
Положение о мерах к ограждению
государственного порядка и общественного
спокойствия, возвратившее и закрепившее
все ранее сделанные изъятия
из общего судебного порядка.
Против выделения
судебной власти в качестве особой,
независимой от других государственных
органов, выступил министр юстиции
Н.В. Муравьев. В мае 1885 года закон
предоставил министру юстиции право
надзирать за чинами судебного ведомства,
в 1887г. он получает право устранять
гласность судебного
Установленный
Судебными уставами, с последующими
изменениями и дополнениями, порядок
деятельности прокурорского надзора
в России сохранился вплоть до октября
1917 года.
Правительственная
власть царской России оставалась высшим
судьей в сфере свобод человека.
Ограничения личных (индивидуальных)
прав и свобод власти мотивировали
то "государственной
Во время революции
1905-1907 годов прокуратура доказала
свою преданность престолу. Министр
юстиции И.Г. Щегловитов резко пресекал
все попытки некоторых
Органом, верно
служащим самодержавию, прокуратура
России продолжала оставаться вплоть
до ликвидации ее вместе с рухнувшим
строем в 1917 году.
2. История Советской
прокуратуры (1922-1991гг.)
После Октябрьской
революции органы прокуратуры, как
известно, были ликвидированы. В Декрете
о суде N1 от 24 ноября 1917 года отмечалось:
«Упразднить ранее
Отсутствие прокуратуры
не означало, что до ее создания не был
организован надзор за законностью.
Надзор и контроль за соблюдением законов
в деятельности местных органов власти
и органов государственного управления
осуществляли в то время различные учреждения,
в компетенцию которых входили и другие
функции, - ВЦИК, который надзирал на основании
ст.32 Конституции РСФСР 1918г. за точным
применением декретов на всей территории
Российской Федерации, Совет Народных
Комиссаров, народные комиссариаты, ВЧК,
Рабоче-крестьянская инспекции.
Разобщенность
в работе всех перечисленных органов,
отсутствие у них императивных полномочий
и властно-распорядительных функций
не могли обеспечить точного и
единообразного исполнения законов
во всей Федерации союзных республик.
Когда появилась,
наконец-то, относительно стабильная система
(основа которой была заложена Конституцией
РСФСР 1918) законов, отвечающих стандартному
набору требований, изданных легитимными
представительными органами государственной
власти, в установленном законом
порядке, действующих по времени
неограниченно, в отношении неограниченного
круга лиц, в соответствии с внутренней
иерархией и т.д. Возникла необходимость
в создании специального централизованного
органа, подчиненного только центральной
государственной власти, независимого
от поднадзорных ему учреждений, от каких-либо
местных влияний, способного эффективно
осуществлять надзор за точным и безусловным
исполнением законов всеми органами власти
и государственного управления, должностными
лицами и гражданами на всей территории
страны, во всех областях жизни Советского
государства. Таким органом должна была
стать советская прокуратура. В конце
1921г. В.И. Ленин дал указание Д.И. Курскому
приступить к подготовке проекта положения
о прокуратуре.