Правосудие и его принципы

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 23:22, реферат

Описание работы

Любой юрист обязан хорошо знать, как развивались, как построены и действуют органы, активно участвующие в реализации правовых предписаний, и в частности прокуратура. Такие знания нужны не только для будущей профессиональной практики после получения юридического образования. Они потребуются при изучении многих юридических дисциплин, с которыми приходится сталкиваться в процессе обучения всем студентам- правоведам.

Содержание

Введение

1. История прокуратуры в России от её учреждения и до Октябрьской революции
1.1 Учреждение прокуратуры в России
1.2 Эволюция статуса прокуратуры до судебной реформы 1864г.
1.3 История пореформенной российской прокуратуры (1864г.-1917г.)
2. История Советской прокуратуры (1922г.-1991г.)
Заключение

Работа содержит 1 файл

научная.docx

— 52.68 Кб (Скачать)

Введение 

1. История прокуратуры  в России от её учреждения  и до Октябрьской революции

1.1 Учреждение  прокуратуры в России

1.2 Эволюция статуса  прокуратуры до судебной реформы  1864г.

1.3 История пореформенной  российской прокуратуры (1864г.-1917г.)

2. История Советской  прокуратуры (1922г.-1991г.)

Заключение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

Любой юрист  обязан хорошо знать, как развивались, как построены и действуют  органы, активно участвующие в  реализации правовых предписаний, и  в частности прокуратура. Такие  знания нужны не только для будущей  профессиональной практики после получения  юридического образования. Они потребуются  при изучении многих юридических  дисциплин, с которыми приходится сталкиваться в процессе обучения всем студентам- правоведам. 

Понятие “прокуратура”  происходит от латинского (procure), что означает - забочусь, обеспечиваю, предотвращаю. Впервые прокуратура была создана во Франции в 1302 году как орган, представляющий интересы монарха. Прокурор был «глазами» короля, при помощи которых он мог контролировать функционирование всего механизма государства. Позже, с развитием инквизиционного розыскного процесса, органы прокуратуры или аналогичные прокуратуре по своей сущности стали возникать и в других государствах Европы, в частности в том же XIV веке прокуратура была создана и в Испании. Стоит сказать, что прокуратура Франции отчасти послужила прообразом прокуратуры России и до настоящего времени служит эталоном прокуратуры Западных стран. 

В странах англо-саксонской правовой семьи содержание института  прокуратуры существенно отличается от стран романо-германской правовой семьи, в первых он необходимая часть  состязательной системы, а вовторых -- часть надзорно-следственного аппарата. Например, в Российской Федерации прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, за исполнением законов судебными приставами. Прокуратура занимает особое место среди правоохранительных органов Российской Федерации, поскольку не относится ни к законодательной, ни к исполнительной, ни к судебной власти. Она является независимым правоохранительным органом, обеспечивающим соблюдение законности в государстве. При создании этого органа идея состояла отнюдь не в карательном его предназначении, а в обеспечении справедливости и законности. Ещё Петром I перед ней ставилась задача уничтожить или ослабить зло, проистекающее из беспорядков в делах, неправосудия, взяточничества и беззакония. 

В данной работе, мы постарались отразить деятельность прокуратуры на разных исторических отрезках, особенности её функционирования на различных этапах существования  Российского государства, а также  показать важнейшие моменты её реформирования, то есть тот процесс, в результате которого Прокуратура Российской Федерации  стала тем «государственным поверенным в делах законности», каким она  есть сейчас. 

прокуратура россия деятельность реформа 

1. История прокуратуры  в России от учреждения до  Октябрьской революции 

1.1 Учреждение  прокуратуры в России 

Конец XVII и начало XVIII веков характеризовались значительным ростом должностных злоупотреблений, казнокрадства и взяточничества, неисполнением царских указов со стороны органов государственного управления, всемерным возрастанием всякого рода поборов и усилением  бесправия населения. Император  понимал, что чиновничий бюрократизм  являлся силой, которая становилась  опасной для государства и  общества, серьезной помехой в  достижении его целей. 

Это вызывало насущную потребность в создании государственной  службы по борьбе с этими негативными  явлениями. Указом Петра I от 2 марта 1711 года в России для возбуждения  дел «гласа о себе неимущих» учреждается  фискальная служба, назначение которой  состояло в том, чтобы «над всеми  делами тайно надсматривать и  проведывать про неправый суд, также  сбор казны и прочего». За образец  указанной службы Петр I взял государственные  органы Германии. В 1713 году в России вводится должность генерал-фискала. Полномочия фискалов, процессуальные средства их деятельности были определены в Указе от 17 марта 1714 года «О фискалах и об их должности и действии». Фискальная служба являлась службой сугубо тайной, поэтому она была весьма непопулярной в общественном мнении, слабо влияла на создание обстановки законности и правопорядка. К тому же фискалы всех рангов не получали материального обеспечения от казны, существовали за счет «собственных кормовых», а это вело к поборам, взяточничеству и иным злоупотреблениям. В результате за взяточничество был казнен обер-фискал Нестеров. 

Подчинение фискалата Юстиц-коллегии знаменует начало новых форм надзора, в том числе надзора за самим Сенатом. Для этих целей в 1715г. была введена должность генерал-ревизора (для надзора за исполнением указов Сената). Кроме того, дежурившие в Сенате гвардейские офицеры имели право доносить царю о злоупотреблениях и упущениях сенаторов. 

Итак, появлению  прокуратуры в России предшествовало несколько различных форм надзорной  власти: фискалы, генерал-ревизоры, обер-секретарь Сената, дежурные гвардейские офицеры в Сенате, не считая того, что надзорные функции в той или иной мере осуществляли и сам царь, и Сенат. 

В 1722 году Петр I ввел новый государственный институт, доселе не существовавший в России, - прокуратуру. Цель, поставленная перед  прокуратурой, - проведение в жизнь  экономических, социальных и политических реформ царя вопреки скрытому, а  нередко и открытому сопротивлению  местных органов власти. Средства, используемые прокурорами, носили уже  тогда чисто надзорный характер. По замыслу императора прокурорский надзор был сформулирован как  институт контроля за деятельностью государственного аппарата и в первую очередь - за Сенатом, ставшим по Указу «О должности Сената» от 27 апреля 1722 года законодательным и высшим органом подзаконной исполнительной власти. 

Прокуратура была учреждена тремя петровскими  указами: «Быть при Сенате Генерал-прокурору и обер-прокурору, также во всякой коллегии по прокурору, которые должны будут рапортовать Генерал-прокурору» от 12 января 1722 года; «Об установлении должности прокуроров в надворных судах и в пределах компетенции надворных судов в делах по доносам фискальных и прочих людей» от 18 января 1722 года; «О должности Генерал-прокурора» от 27 апреля 1722 года. Последний указ поставил прокурора над Сенатом и в прямое подчинение императору. «Генерал-прокурор должен сидеть в Сенате и смотреть накрепко, дабы Сенат свою должность хранил и во всех делах: истинно, ревностно и порядочно без потеряния времени по регламентам и указам отправлял, также должны накрепко смотреть, дабы Сенат в своем звании праведно и нелицемерно поступал». Надзор имел важный отличительный признак, позволяющий выделить его из иных видов государственной деятельности. Этот признак заключался в том, что прокурор не пользовался решающим голосом ни по одному административному вопросу. «Органы управления производят и решают дела, а прокуроры наблюдают за этим производством и решением, охраняют их закономерность, но не принимают другого ближайшего участия в самом существе дела, в их возбуждении, постановлении и направлении». Таким образом, средства прокурора носили чисто надзорный характер, и основным среди них являлась так называемая протестанция, то есть принесение протеста в орган, нарушивший закон, или в вышестоящий орган. 

Генерал-прокурор непосредственно надзирал за тем, чтобы  высший государственный орган - Сенат - рассматривал все относящиеся к  его компетенции дела, действовал в строгом соответствии с Регламентом  и императорскими указами. Генерал-прокурор наделялся полномочиями и в сфере  правотворчества: предлагал Сенату принимать решения по вопросам, не урегулированным правом. Ему подчинялись  обер-прокурор, прокуроры коллегий Сената, провинций. Он же был подотчетен только императору. «Генерал-прокурор, - писал русский политолог А.Д. Градовский, - по старшинству последнее, по значению первое место в Сенате; он заседает в Сенате, именем императора контролирует все, что там происходит, имеет единственное и решительное влияние на мнение сенаторов». 

Надзирала прокуратура  за законностью деятельности и других государственных органов и структур. Так, она вела наблюдение за интересами казны, вела надзор по арестантским делам, за местами содержания заключенных  под стражей. 

Указ «О должности  Генерал-прокурора» поставил прокурора  над Сенатом и в прямое подчинение императору. В Табели о рангах прокурорам были присвоены высокие классы: генерал-прокурору - третий, соответствующий генерал-лейтенанту; обер-прокурору - четвертый; коллежским прокурорам - шестой, прокурорам надворных  судов - седьмой наравне с обер-фискалами. Тем временем продолжается тщательная проработка законопроектов, определивших статус прокуратуры: о Сенате, о Генерал-прокуроре, о прокурорах коллегий. 5 апреля 1722 года Регламент Адмиралтейств-коллегии был дополнен указом о должности прокурора коллегии. 

Вскоре были приняты (одновременно - 27 апреля 1722 года) указы о должности Сената и  о должности Генерал-прокурора. «Должность Генерал-прокурора» оставалась основным законодательным актом о прокуратуре  на протяжении всего XVIII столетия. Главное отличие апрельской редакции Указа от последней январской состоит в пункте об ответственности прокуроров. Так же, как и прокурор коллегии, генерал-прокурор освобождался от ответственности за не подтвердившееся доношение или протест, но, как указал Петр, «ежели то часто будет употреблять, то не без вины будет». 

Петр I полагал, что прокуратура должна стоять на страже интересов государя, государства, церкви и всех граждан. Создавая прокуратуру, возлагая на генерал-прокурора надзор за соблюдением интересов государства  и исполнением законов, Петр говорит  и о защите интересов граждан, об охране их прав, предоставленных  законом. Поэтому не случайно уже 17 апреля 1722 года он издает Указ «О хранении прав гражданских», в котором, в частности, говорилось: «Понеже ничто так по управлению государством есть, как крепкое хранение прав гражданских, понеже всуе законы писать, когда их не хранить, или ими играть как в карты, прибирая масть к масти: кто сей наш Указ преступит под какой отговоркою: тот, яко нарушитель прав государственных и противник власти, казнен будет смерти, без всякие пощады. И чтоб никто не надеялся ни на какие свои заслуги, ежели в вину попадет». 

По мнению С.М. Казанцева, в России, таким образом, возникает институт надзора, который, хотя и получил французское название, однако был создан не по образу и  подобию французской прокуратуры, а явился результатом творчества Петра I и включал элементы французской  прокуратуры, шведских омбудсменов  и немецких фискалов и чисто русские  изобретения. Из Франции, помимо названия, была заимствована главная функция - надзор за точным исполнением закона тем органом, при котором находится  прокурор (но французские прокуроры  были при судебных органах, а русские - главным образом при административных). 

По своему назначению русский генерал-прокурор был ближе  шведскому омбудсмену, основной задачей  которого была защита прав и свобод населения от нарушений со стороны  властей. 

Первым генерал-прокурором Петр I назначил Павла Ивановича  Ягужинского. Способный от природы, энергичный и честный, Ягужинский пользовался полным доверием Петра I, сказавшего про него однажды: «Что осмотрит Павел, так верно, как, будто я сам видел». 

Никаких особых личных требований для службы в прокуратуре  в тот период не определялось: велено было избирать «их из всяких чина», но «лучших». Прокуроры назначались  на должности Сенатом по предложению  генерал-прокурора. За те или иные проступки  они могли быть наказаны только Сенатом. Сам же генерал-прокурор или обер-прокурор несли ответственность только перед  императором. В то время существовал  такой порядок действий прокуроров. Заметив нарушение, прокурор вначале  устно предлагал устранить его, а если его обращение не помогало, он приносил протест. 

Письменный протест  поступал в тот орган, который  нарушил, закон и от которого зависело на том «протесте утвердиться», то есть принять его или же «остаться  при своих мнениях». 

В последнем  случае руководитель учреждения обязан был направить в вышестоящую  инстанцию или Сенат вместе с  протестом прокурора свои объяснения о причинах несогласия с прокурором. Принесение прокурором протеста приостанавливало действие того постановления, которое  опротестовывалось. 

В то же время  прокурор, чей протест был отклонен, направлял специальное «доношение» генерал-прокурору, от которого зависело, поддержать своего подчиненного или нет. 

Непосредственное  уголовное преследование лежало вне компетенции прокурора. Он только наблюдал за ходом расследования  дела и имел «попечение о колоднических», то есть арестантских делах. В круг ведения прокуроров входил также надзор за фискалами, за которыми они должны были «иметь крепкое смотрение».  

Прокуроры на местах наблюдали также за правильным «собиранием» казенных доходов, за безубыточным для  казны производством по подрядам и откупам, за правильностью финансовой отчетности и др. 

По мнению академика  О.Е. Кутафина, прокуратура создавалась в России как представительный орган, прежде всего императорской власти, осуществляющий от ее имени и по ее поручению повсеместный и постоянный надзор и контроль за действиями и решениями Правительствующего сената, других центральных и местных учреждений. Суть самой должности прокурора Петр I выразил такими словами: «Сей чин яко око наше». Функции прокуратуры были довольно широки, хотя и видоизменялись. 

Информация о работе Правосудие и его принципы