Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 23:22, реферат
Любой юрист обязан хорошо знать, как развивались, как построены и действуют органы, активно участвующие в реализации правовых предписаний, и в частности прокуратура. Такие знания нужны не только для будущей профессиональной практики после получения юридического образования. Они потребуются при изучении многих юридических дисциплин, с которыми приходится сталкиваться в процессе обучения всем студентам- правоведам.
Введение
1. История прокуратуры в России от её учреждения и до Октябрьской революции
1.1 Учреждение прокуратуры в России
1.2 Эволюция статуса прокуратуры до судебной реформы 1864г.
1.3 История пореформенной российской прокуратуры (1864г.-1917г.)
2. История Советской прокуратуры (1922г.-1991г.)
Заключение
1.2 Эволюция статуса
прокуратуры до судебной
Смерть Петра
и возведение на престол Екатерины
I привели постепенно к сосредоточению
фактической власти в руках аристократии.
Это не могло не сказаться на положении
генерал-прокурора, а затем и всей
прокуратуры. При Екатерине I отмечается
значительный отход от установленного
Петром I порядка осуществления высшего
надзора прокуратуры за соблюдением
законов в государстве; сужается
государственное значение прокуратуры
и возглавляющего ее генерал-прокурора.
Во главе правительства был
В октябре 1730 года
императорским указом восстанавливалась
должность генерал-прокурора и
прокуроров в коллегиях и надворных
судах. Указ констатировал, что состояние
законности в стране ниже всякого уровня:
«в государственных делах слабое чинится
управление и челобитчики по делам своим
справедливого и скорого решения так,
как указы повелевают, получить не могут,
и бедные от сильных утесняемы, обиды и
разорения претерпевают». Возрожденным
органам прокуратуры вверялся надзор
за тем, «чтобы челобитчики правым и нелицемерным
судом удовольствованы, а в государственных
делах рассмотрение и решение чинимы были
с всякою ревностию и добрым порядком».
Таким образом, прокуратура восстанавливалась
во имя тех же благородных целей, что и
создаваемая Петром I.
Вторично прокуратура
была отменена в регентство Анны Леопольдовны.
17 ноября 1740 года генерал-прокурор князь
Н.Ю. Трубецкой был неожиданно отстранен
от должности и направлен в
Ригу. Встал вопрос о существовании прокуратуры
как государственного органа. 15 декабря
последовал Указ об утверждении обер-прокуроров
в Сенате и Святейшем Синоде, который повелевал
«о произведении в коллегии, канцелярии
и губернии прокуроров по прошлому указу
исполнения не чинить, понеже об оных иметь
будет рассмотрение вновь», упразднив,
таким образом, должность генерал-прокурора,
а обер-прокурора оставив без подчиненных.
Роль прокурора
возрастает при Екатерине II. С
разделением Сената на
В таком значительном
для государственного управления и
судебной системы правовом акте, как
«Учреждение для управления губерний
Российской империи» от 7 ноября 1775 года,
предусматривалась специальная
глава «О прокурорской и стряпческой
должности», в которой устанавливались
широкие полномочия прокуроров по общему
и судебному надзору, а также
надзору за местами лишения свободы,
конкретизировались должностные обязанности.
В статье 404 «Учреждения...» было сказано:
«Вообще губернский прокурор и губернские
стряпчие смотрят, и бдение имеют о сохранении
везде всякого порядка, законами определенного,
и в производстве и отправлении самих
дел. Они сохраняют целостность власти
установленной и интереса императорского
величества, наблюдают, чтобы запрещенных
сборов с народа никто не собирал, и долг
имеют истреблять повсюду зловредные
взятки». «Нравственно-полицейские его
обязанности, - говорил Н. Дмитриев об обязанностях
прокурора во времена Екатерины, - состояли
в наблюдении за порядком в обществе: он
доносил о непослушании или ропоте жителей
губернии, о нарушении правил благочиния,
соблазне и нарушении общественного спокойствия,
о запрещенных торгах».
По «Учреждению...»
прокуроры осуществляли надзор за деятельностью
всех присутственных мест губернии. Характеризуя
«прекрасную должность
Во время
царствования Александра I , начиная
с 1802г. генерал-прокурор
22 сентября 1802 года
Г.Р. Державин подписал
Ордер впервые
возлагал на прокуроров надзор за следствием
как особую сферу контроля. Они
должны были наблюдать, «не происходит
ли где кому пристрастных допросов,
бесчеловечных истязаний и
Следует отметить,
что согласно воспоминаниям
И все же, объективно
оценивая роль дореформенной (имеется
в виду судебная реформа 1864г.) прокуратуры,
следует отметить, что она, как
и большинство государственных органов
царской России накануне реформы 60-х гг.
XIX в., находилась в сложном положении.
Система надзора в России в первой половине
ХIХ в. сохраняла лишь относительное единство.
Наряду с генерал-прокурором высший надзор
осуществлял Сенат, а на местах - губернаторы.
Обер-прокуратура, осуществлявшая надзор
за решением дел в Сенате, была связана
с губернской прокуратурой лишь подчинением
генерал-прокурору. Не было и единого законодательного
акта о прокурорском надзоре.
По мнению С.М.
Казанцева (мы разделяем эту точку
зрения), беспомощность прокуратуры
и низкий уровень законности в
тот период были обусловлены не только
пороками всей системы общества и
бюрократического аппарата самодержавия
в целом, но и недостатками самого
этого института. Во-первых, прокурорский
надзор был подчинен исполнительной
власти в лице одного из министров.
Во-вторых, сфера надзора и функции
прокуроров стали к тому времени
столь обширны и неопределенны,
что их добросовестное исполнение было
нереально. Все это привело к
тому, что прокуратура, как и общество
в целом, требовала серьезных
преобразований.
Вот почему,
как только во второй половине
50-х годов ХIХ в. встал вопрос о необходимости
судебной реформы в России, выяснилось,
что применение даже некоторых принципов
буржуазного судоустройства и судопроизводства
неизбежно влечет за собой и реорганизацию
прокуратуры.
1.3 История пореформенной
российской прокуратуры (1864-
В конце 40-х годов
ХIХ века начинается усиленная разработка
нового процессуального законодательства,
однако, только после крестьянской реформы
1861г. эта работа активизировалась.
К началу 1861 года
на рассмотрение Государственного совета
было представлено 14 законопроектов, предлагавших
различные изменения в
В основу реформы
1864г. был положен принцип разделения
властей (насколько вообще его можно
было применять в России того времени):
судебная власть отделялась от законодательной,
исполнительной, административной. В законе
отмечалось, что в судебном процессе «власть
обвинительная отделяется от судебной».
Провозглашалось равенство всех перед
законом. Реформа устанавливала и новые
принципы процесса: гласность, состязательность,
устность. Изменения в процессуальном
праве и судоустройстве потребовали учреждения,
по сути, нового для России института -
адвокатуры (присяжных поверенных).
В 1862 году, еще
до судебной реформы, Государственный
совет Российской империи принял
Основные положения о прокуратуре,
в которых определялись государственное
назначение прокурорского надзора,
его содержание, задачи и полномочия
прокуроров. Весьма четко было сформулировано
назначение прокуратуры: «наблюдение
за точным и единообразным исполнением
законов в Российской империи». Основные
положения о прокуратуре
Утверждая акты
реформы, Александр II писал в Указе
Правительствующему сенату 20 ноября 1864
года: «Рассмотрев сии проекты, мы
находим, что они вполне соответствуют
желанию нашему возродить судебную
власть, дать ей надлежащую самостоятельность
и вообще утвердить в народе нашем
то уважение к закону, без коего
невозможно общественное благосостояние
и которое должно быть постоянным
руководителем действий всех и каждого
от высшего до низшего».
Составной
частью реформы стало и
Устав уголовного
судопроизводства устанавливал, что
прокуроры и их товарищи предварительных
следствий сами не производят, но дают
только предложения о том судебным
следователям и наблюдают за производством
следствий. А вот дознанием они
фактически руководили. «По производству
дознания о преступных деяниях полицейские
чины состоят в непосредственной
зависимости от прокуроров и их товарищей»,
- гласил закон.
В Уставе гражданского
судопроизводства 1864г. предусматривалось,
что прокурор дает заключение по делу.
Такое заключение было обязательным:
1) по делам
казенного управления, земских учреждений,
городских и сельских обществ;
2) по делам
лиц, не достигших
3) по вопросам
подсудности пререкания между
судебными и административными
органами об устранении судей;
4) по спорам
о подлоге документов и вообще
в случаях, когда в
5) по просьбам
о выдаче свидетельства на
право бедности (как основание
для освобождения от судебных
издержек);
6) по делам
брачным и о законности
Интересно, что
по брачным делам роль ответной стороны,
в случае ее отсутствия, выполнял прокурор,
обязанный собирать и представлять
суду доказательства об опровержении
иска и имеющий все права
Судебные уставы
1864 года значительно ограничили сферу
прокурорского надзора в