Правосудие и его принципы

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 23:22, реферат

Описание работы

Любой юрист обязан хорошо знать, как развивались, как построены и действуют органы, активно участвующие в реализации правовых предписаний, и в частности прокуратура. Такие знания нужны не только для будущей профессиональной практики после получения юридического образования. Они потребуются при изучении многих юридических дисциплин, с которыми приходится сталкиваться в процессе обучения всем студентам- правоведам.

Содержание

Введение

1. История прокуратуры в России от её учреждения и до Октябрьской революции
1.1 Учреждение прокуратуры в России
1.2 Эволюция статуса прокуратуры до судебной реформы 1864г.
1.3 История пореформенной российской прокуратуры (1864г.-1917г.)
2. История Советской прокуратуры (1922г.-1991г.)
Заключение

Работа содержит 1 файл

научная.docx

— 52.68 Кб (Скачать)

1.2 Эволюция статуса  прокуратуры до судебной реформы  1864г. 

Смерть Петра  и возведение на престол Екатерины I привели постепенно к сосредоточению фактической власти в руках аристократии. Это не могло не сказаться на положении  генерал-прокурора, а затем и всей прокуратуры. При Екатерине I отмечается значительный отход от установленного Петром I порядка осуществления высшего  надзора прокуратуры за соблюдением  законов в государстве; сужается государственное значение прокуратуры  и возглавляющего ее генерал-прокурора. Во главе правительства был установлен Верховный тайный совет, а затем  Кабинет, что привело к существенному  ограничению полномочий Сената. Устремления  «верховников» и «временщиков» к захвату верховной власти в государстве, их олигархические и своекорыстные намерения не могли найти совмещения с осуществляемым прокурорами надзором за состоянием режима законности. В этой связи в некоторых сферах деятельности государственных органов возрождается фискальная служба. 

В октябре 1730 года императорским указом восстанавливалась  должность генерал-прокурора и  прокуроров в коллегиях и надворных  судах. Указ констатировал, что состояние законности в стране ниже всякого уровня: «в государственных делах слабое чинится управление и челобитчики по делам своим справедливого и скорого решения так, как указы повелевают, получить не могут, и бедные от сильных утесняемы, обиды и разорения претерпевают». Возрожденным органам прокуратуры вверялся надзор за тем, «чтобы челобитчики правым и нелицемерным судом удовольствованы, а в государственных делах рассмотрение и решение чинимы были с всякою ревностию и добрым порядком». Таким образом, прокуратура восстанавливалась во имя тех же благородных целей, что и создаваемая Петром I. 

Вторично прокуратура  была отменена в регентство Анны Леопольдовны. 17 ноября 1740 года генерал-прокурор князь  Н.Ю. Трубецкой был неожиданно отстранен  от должности и направлен в  Ригу. Встал вопрос о существовании прокуратуры как государственного органа. 15 декабря последовал Указ об утверждении обер-прокуроров в Сенате и Святейшем Синоде, который повелевал «о произведении в коллегии, канцелярии и губернии прокуроров по прошлому указу исполнения не чинить, понеже об оных иметь будет рассмотрение вновь», упразднив, таким образом, должность генерал-прокурора, а обер-прокурора оставив без подчиненных. 

 Роль прокурора  возрастает при Екатерине II. С  разделением Сената на департаменты  генерал-прокурор охватывает своим  контролем всю их деятельность, а к концу XVIII века, продолжая  оставаться органом надзора, фактически  становится высшим органом управления  общей компетенции.  

В таком значительном для государственного управления и  судебной системы правовом акте, как  «Учреждение для управления губерний Российской империи» от 7 ноября 1775 года, предусматривалась специальная  глава «О прокурорской и стряпческой  должности», в которой устанавливались  широкие полномочия прокуроров по общему и судебному надзору, а также  надзору за местами лишения свободы, конкретизировались должностные обязанности. В статье 404 «Учреждения...» было сказано: «Вообще губернский прокурор и губернские стряпчие смотрят, и бдение имеют о сохранении везде всякого порядка, законами определенного, и в производстве и отправлении самих дел. Они сохраняют целостность власти установленной и интереса императорского величества, наблюдают, чтобы запрещенных сборов с народа никто не собирал, и долг имеют истреблять повсюду зловредные взятки». «Нравственно-полицейские его обязанности, - говорил Н. Дмитриев об обязанностях прокурора во времена Екатерины, - состояли в наблюдении за порядком в обществе: он доносил о непослушании или ропоте жителей губернии, о нарушении правил благочиния, соблазне и нарушении общественного спокойствия, о запрещенных торгах». 

По «Учреждению...»  прокуроры осуществляли надзор за деятельностью  всех присутственных мест губернии. Характеризуя «прекрасную должность губернского  прокурора" как наследие петровских времен и одно из лучших екатерининских учреждений, А.Ф. Кони писал: ««Блюститель закона» и «царское око», охранитель закона и свободы частных лиц в случаях учреждения опеки с ограничением их прав, ходатай за арестованных и наблюдатель за содержанием их: внимательный «читатель» определений всех присутственных мест:, губернский прокурор, по существу своих прав и обязанностей, был представителем центральной правительственной власти, вдвинутым в среду местного управления». 

 Во время  царствования Александра I , начиная  с 1802г. генерал-прокурор стал  одновременно и министром юстиции.  Первым министром юстиции России  с одновременным исполнением  обязанностей генерал-прокурора  и руководством всей прокурорской  системы был назначен знаменитый  поэт Гавриил Романович Державин. Он ревностно взялся за работу, больше внимания стал уделять  обер-прокурорскому и местному  надзору. 

22 сентября 1802 года  Г.Р. Державин подписал циркулярный  ордер, направленный губернским  прокурорам. Основываясь на Учреждении  для управления губерний и  законах от 8 сентября 1802 года, министр  юстиции сводит свою инструкцию  для местного надзора к семи  главным положениям. В том числе  Г.Р. Державин в своем ордере  к прежним ведомостям, представляемым  губернскими прокурорами в Петербург  (о числе решенных и нерешенных  дел и о «колодниках»), прибавил  еще подробные ведомости по  делам о должностных и обще  уголовных преступлениях. 

Ордер впервые  возлагал на прокуроров надзор за следствием как особую сферу контроля. Они  должны были наблюдать, «не происходит ли где кому пристрастных допросов, бесчеловечных истязаний и притеснений  всякого рода», но вместе с тем  должны были бороться с сокрытием  преступлений и послаблениями преступникам. В надзоре по делам гражданским  главное внимание прокуроров должно было быть сосредоточено на соблюдении подсудности и пресечении «всякого рода притеснений и волокит». 

 Следует отметить, что согласно воспоминаниям современников,  «история Министерства юстиции  с тридцатых до шестидесятых  годов XIX века представляла немало  примеров энергической борьбы  губернских прокуроров с местными  злоупотреблениями. Борьба эта  не всегда была успешна, но  само уже возникновение ее, основанное  на предписании закона, определявшего  обязанности губернского прокурора,  действовало благотворно, не говоря  уже о тех случаях, когда  последствиями ее являлись сенаторские  ревизии, несшиеся, как грозовые  тучи, на местность, пораженную  правовою засухою». 

И все же, объективно оценивая роль дореформенной (имеется  в виду судебная реформа 1864г.) прокуратуры, следует отметить, что она, как  и большинство государственных органов царской России накануне реформы 60-х гг. XIX в., находилась в сложном положении. Система надзора в России в первой половине ХIХ в. сохраняла лишь относительное единство. Наряду с генерал-прокурором высший надзор осуществлял Сенат, а на местах - губернаторы. Обер-прокуратура, осуществлявшая надзор за решением дел в Сенате, была связана с губернской прокуратурой лишь подчинением генерал-прокурору. Не было и единого законодательного акта о прокурорском надзоре. 

По мнению С.М. Казанцева (мы разделяем эту точку  зрения), беспомощность прокуратуры  и низкий уровень законности в  тот период были обусловлены не только пороками всей системы общества и  бюрократического аппарата самодержавия в целом, но и недостатками самого этого института. Во-первых, прокурорский надзор был подчинен исполнительной власти в лице одного из министров. Во-вторых, сфера надзора и функции  прокуроров стали к тому времени  столь обширны и неопределенны, что их добросовестное исполнение было нереально. Все это привело к  тому, что прокуратура, как и общество в целом, требовала серьезных  преобразований. 

 Вот почему, как только во второй половине 50-х годов ХIХ в. встал вопрос о необходимости судебной реформы в России, выяснилось, что применение даже некоторых принципов буржуазного судоустройства и судопроизводства неизбежно влечет за собой и реорганизацию прокуратуры. 

1.3 История пореформенной  российской прокуратуры (1864-1917гг.) 

В конце 40-х годов  ХIХ века начинается усиленная разработка нового процессуального законодательства, однако, только после крестьянской реформы 1861г. эта работа активизировалась. 

К началу 1861 года на рассмотрение Государственного совета было представлено 14 законопроектов, предлагавших различные изменения в структуре  судебной системы и судопроизводства. 

В основу реформы 1864г. был положен принцип разделения властей (насколько вообще его можно  было применять в России того времени): судебная власть отделялась от законодательной, исполнительной, административной. В законе отмечалось, что в судебном процессе «власть обвинительная отделяется от судебной». Провозглашалось равенство всех перед законом. Реформа устанавливала и новые принципы процесса: гласность, состязательность, устность. Изменения в процессуальном праве и судоустройстве потребовали учреждения, по сути, нового для России института - адвокатуры (присяжных поверенных). 

В 1862 году, еще  до судебной реформы, Государственный  совет Российской империи принял Основные положения о прокуратуре, в которых определялись государственное  назначение прокурорского надзора, его содержание, задачи и полномочия прокуроров. Весьма четко было сформулировано назначение прокуратуры: «наблюдение  за точным и единообразным исполнением  законов в Российской империи». Основные положения о прокуратуре устанавливали  принципы организации и деятельности прокуратуры, являвшиеся незыблемыми  на протяжении всего периода существования  Российской империи. 

Утверждая акты реформы, Александр II писал в Указе  Правительствующему сенату 20 ноября 1864 года: «Рассмотрев сии проекты, мы находим, что они вполне соответствуют  желанию нашему возродить судебную власть, дать ей надлежащую самостоятельность  и вообще утвердить в народе нашем  то уважение к закону, без коего  невозможно общественное благосостояние и которое должно быть постоянным руководителем действий всех и каждого  от высшего до низшего». 

 Составной  частью реформы стало и преобразование  прокурорского надзора. В «Учреждениях  судебных установлений» прокурорскому  надзору посвящен, раздел третий, озаглавленный «О лицах прокурорского  надзора». Статья 124 устанавливала:  «Прокурорский надзор вверяется  обер-прокурорам, прокурорам и их  товарищам под высшим наблюдением  министра юстиции как Генерал-прокурора». Прокуроры учреждались при всех  судебных палатах и окружных судах. Обер-прокуроры состояли при кассационных департаментах и общем собрании Правительствующего сената. 

Устав уголовного судопроизводства устанавливал, что  прокуроры и их товарищи предварительных  следствий сами не производят, но дают только предложения о том судебным следователям и наблюдают за производством  следствий. А вот дознанием они  фактически руководили. «По производству дознания о преступных деяниях полицейские  чины состоят в непосредственной зависимости от прокуроров и их товарищей», - гласил закон. 

В Уставе гражданского судопроизводства 1864г. предусматривалось, что прокурор дает заключение по делу. Такое заключение было обязательным: 

1) по делам  казенного управления, земских учреждений, городских и сельских обществ; 

2) по делам  лиц, не достигших совершеннолетия,  безвестно отсутствующих, глухонемых  и умалишенных; 

3) по вопросам  подсудности пререкания между  судебными и административными  органами об устранении судей; 

4) по спорам  о подлоге документов и вообще  в случаях, когда в гражданском  деле обнаруживаются обстоятельства, подлежащие рассмотрению суда  уголовного; 

5) по просьбам  о выдаче свидетельства на  право бедности (как основание  для освобождения от судебных  издержек); 

6) по делам  брачным и о законности рождения. 

Интересно, что  по брачным делам роль ответной стороны, в случае ее отсутствия, выполнял прокурор, обязанный собирать и представлять суду доказательства об опровержении иска и имеющий все права тяжущегося. Прокурорское заключение должно было найти отражение в протоколе  судебного заседания и решении  по делу. Оно должно было излагаться устно после прений сторон. 

Судебные уставы 1864 года значительно ограничили сферу  прокурорского надзора в гражданском  процессе по сравнению со Сводом законов, а также изменили методы его осуществления, что наряду с возрастанием роли прокурора  в уголовном процессе привело  на практике к превращению этого  направления прокурорского надзора  во второстепенное. Но достоинством новых уставов было то, что они обязали прокурора участвовать в процессе хотя бы по некоторым делам. Фактически роль прокурора в гражданском суде ограничивалась заключениями. По свидетельству сенатора В.Я. Фукса, «за все время существования нашего кассационного суда (в течение 50 лет. - В.Б.) случаи использования прокуратурой права протеста в отведенной ей области не встречаются». 

Информация о работе Правосудие и его принципы