Понятие и сущность уголовного наказания

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 00:20, дипломная работа

Описание работы

Целями настоящего исследования являются определение круга целей наказания, их содержания, уголовного – правового и социального значения во взаимосвязи с задачами уголовного законодательства, принципами и целями уголовной ответственности, общими и специальными правилами назначения наказания и другими институтами уголовного права, а также обоснование предложений и рекомендаций по совершенствованию уголовно – правовых норма и практики их применения.
Для достижения этих целей были поставлены следующие задачи:
- проанализировать нормы действующего и предыдущего уголовного законодательства России и зарубежных стран, регулирующих цели наказания и средства их достижения;
- изучить судебную практику по реализации целей наказания;
- выявить уголовно-правовое и социальное значение регламентации целей наказания;
- раскрыть содержание каждой из целей наказания, предусмотренных УКРФ;
- изучить механизм достижения целей наказания на основе анализа всей совокупности средств, предусмотренных в уголовном законе;
- проанализировать практику реализации целей наказания и структуру механизма их достижения;
- сформулировать теоретические положения и рекомендации по совершенствованию правового регулирования целей наказания и механизма их достижения.

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 110.88 Кб (Скачать)

В результате я считаю, что специфической  целью смертной казни как вида уголовного наказания является возмездие  осужденному от имени общества за совершение особо тяжкого преступления, а также устрашение других членов общества возможными последствиями  в случае совершения определенного  особо тяжкого преступления.  

Подытоживая, можно отметить, что  каждый вид уголовного наказания  имеет свою специфическую цель - свои предложения по их содержанию мною сформулированы ранее. Иначе и  не может быть - в противном случае терялся бы смысл разделения наказания  на различные виды. Все эти специфические  цели можно считать подцелями  уголовного наказания, имея в виду, что основными целями наказания  являются исправление осужденных, предупреждение совершения новых преступлений, как  самим осужденным, так и другими лицами, а также моральное удовлетворение общества в частичной компенсации причиненного преступлением зла такая формулировка, на наш взгляд, предпочтительней восстановления социальной справедливости. Такое построение целей наказания позволит, на мой взгляд, с большей эффективностью их реализовывать и тем самым способствовать достижению задач, стоящих перед уголовным правом в целом.

 

ГЛАВА 3. Перспективы развития института наказания в России

 

В настоящее время все более  очевидной становится тенденция  укрепления роли наказания как главного средства принудительного государственного воздействия на лиц, совершивших  преступления. В подавляющем большинстве  стран, воспринявших и законодательно воплотивших в конце XIX начале ХХ в. идею некарательного воздействия на преступника, наблюдается возрастающий интерес к принципам неоклассической школы. Система принудительных мер, не имеющих статуса наказания, отмирает главным образом потому, что глобальный правовой эксперимент, длившийся почти 100 лет, показал ущербность избранной уголовно-правовой  доктрины, обернувшейся  гораздо большей репрессивностью государственного принуждения и попытками отрицания таких основополагающих идей уголовного права, как виновность, законность и справедливость. Не случайно вскоре после Октябрьской революции 1917 г. в России были введены в законодательство и меры социальной защиты, и условное осуждение, отвергаемые в дореволюционной России как новации, гибельные для системы уголовной юстиции.

Все неблагоприятные право вые  и иные последствия возникновения  и существования  феномена  "неопределенности  уголовно-правового принуждения" еще предстоит осмыслить не только в нашей стране, но и за рубежом. Однако для дальнейшего развития уголовного законодательства следовало  бы уже сейчас определиться, какой  курс уголовно-правовой политики мы намерены проводить в обозримом будущем. Без выработки стратегии в области борьбы с преступностью невозможно свернуть с пути заимствования и копирования современного зарубежного опыта, который по многим позициям сам далек от совершенства. 26

Кардинальная и последовательная уголовно-правовая реформа не может  про водиться без формирования четкой позиции законодателя по отношению к принципу неотвратимости наказания.

Если нас устраивает построение уголовного законодательства по принципу неотвратимости уголовной ответственности, то необходимо исключить из закона освобождение от уголовной ответственности  по нереабилитирующим основаниям, а в остальном следовать привычной уже логике законотворчества: вводить различные формы освобождения от уголовного наказания, предусматривать возможность условного назначения все большего количества видов наказаний, устанавливать более льготный порядок условно-досрочного освобождения, включать в систему наказаний меры, не представленные ни в одной из санкций Особенной части и уже поэтому наказаниями не являющиеся, законодательно закреплять условную амнистию и помилование. Однако в таком случае не следует рассчитывать на большую солидарность населения с подобной псевдогуманной уголовно-правовой политикой, на повышение результативности в работе правоохранительных органов, а также на снижение общих затрат на борьбу с преступностью.  

В случае же ориентации на возврат  к принципу неотвратимости наказания прежде всего следует усовершенствовать систему наказаний и санкций за отдельные преступления, свести возможность судебного усмотрения к минимуму, определить удельный вес каждого из смягчающих и отягчающих обстоятельств для назначения наказания, унифицировать условное осуждение и применять его лишь к лицам, совершившим впервые нетяжкие преступления, с перспективой полной ликвидации института условного наказания.  Поэтапное восстановление тесной связи между преступлением и наказанием не может привести к ужесточению уголовно-правовой политики. Напротив, в условиях неопределенности уголовно-правового воздействия человек, виновный в совершении преступления, в гораздо меньшей степени защищен от административного произвола, сводящего на нет конституционный принцип равенства граждан перед законом.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Особого внимания в связи с решением проблем совершенствования уголовного законодательства заслуживают существующие в общественном мнении противоречия относительно целей наказания. Исследования показывают, что общественное мнение, выступая в целом за расширение уголовной  ответственности и за ужесточение  санкций в рамках действующего законодательства, одновременно склоняется к тому, что  эффективность, например, лишения свободы  невелика и отбывание наказания  в местах лишения свободы в  большинстве случаев не достигает  цели исправления и тем более  перевоспитания.

В теории уголовного права в последние  годы единодушно высказывалась мысль  о необходимости внести изменения  в систему наказания, в частности, устранить существенный разрыв в  степени кары между лишением свободы, с одной стороны, и остальным  наказаниям - с другой.

Представляется, что в Уголовном кодексе в части первой ст. 60 "Общие начала назначения наказания" определенно отражено стремление устранить эту проблему указанием, что "более строгий вид наказания из числа предусмотренных за совершенное преступление назначается лишь в случае, если менее строгий его вид не может обеспечить достижение целей наказания". Это положение наиболее полно закрепляет гуманистический принцип экономии уголовной репрессии, торжество не карательной сущности уголовного наказания, а прежде всего его воспитательной основы.

Цели наказания определенные и  желательные для общества социальные результаты, сформулированные законодателем  для органов, назначающих и исполняющих  его с учетом сущности преступления и преступности, а также направлений  уголовной политики государства  на том или ином этапе его развития, имеющие воспитательно-предупредительное  значение для осужденных и других граждан.

Функциями уголовного наказания являются: 1) восстановительная; 2) исправительная; 3) обеспечения безопасности личности, общества и государства; 4) специально-предупредительная и 5) общепревентивная (включая формирование общественного правосознания).

Кара не исчерпывает все содержание целей восстановления социальной справедливости. Они обращены и к общественному  правосознанию, чувствам и сознанию потерпевшего и в то же время не лишены восстановительного характера.

Кара - это сущность наказания, ее основное свойство, без которого наказание  как определенное социальное явление  теряет всякий смысл. Применение наказания  означает целенаправленную деятельность по реализации кары, то есть право ограничений  и лишений как материальных носителей  государственного осуждения (порицания) преступления и упрека лицу, его  совершившему. Реализация кары представляет собой не что иное, как воздаяние  преступнику злом за причиненное  преступлением зло. Но кара - не самоцель наказания, а своего рода «цель-средство»  достижения основных его целей.

Необходимо сформулировать цели уголовной  ответственности и, соответственно, формы ее реализации. Нелогичность решения вопроса о целях наказания  в УК РФ заключается в том, что  уголовная - ответственность является определяющей по отношению к наказанию, однако законодатель «наделяет» целями не уголовную ответственность, а  только ее часть - наказание.

Необходимо сформулировать в УК РФ положения о целях уголовной ответственности следующим образом: «Ст. 81 Цели уголовной ответственности.

1) Уголовная ответственность преследует  не только цели охраны личности, общества и государства, воспрепятствования  совершению новых преступлений, но и исправление осужденного,  предупреждение новых преступлений  со стороны осужденных и иных  граждан, а также воспитание  их в духе соблюдения право порядка.

2) Уголовная ответственность призвана  способствовать восстановлению  социальной справедливости». 

Усилить предупредительную функцию  уголовного закона путем:

1) дифференциации целей специального  и общего предупреждения преступлений, закрепления новых целей, указанных  в п. 7;

2) уточнения регламентации оснований  применения иных мер уголовно-правового  характера (условное осуждение,  условно-досрочное освобождение  и др.) с учетом достижения цели  специального предупреждения преступлений;

3) введения в УК некоторых  мер, позволяющих использовать  возможности общественности в  исправлении осужденных и осуществлении  контроля за их поведением (условно осужденных, лиц, освободившихся от наказания условно-досрочно; восстановление института передачи на поруки и др.).

В целях более эффективного восстановления социальной справедливости следовало  бы включить в УК РФ дополнительные виды наказаний реституционного  характера:

1) возложение обязанности загладить  причиненный преступлением вред;

2) денежную выплату;  

3) доведение приговора до публичного  сведения.

Наказание выполняет строго конкретную социальную установку обеспечить формирование законопослушной личности в смысле соблюдения требований или предписаний уголовного закона, и если осужденный осознанно, на основе изменившихся нравственно-психологических представлений, воздерживается от совершения нового преступления, то в этом случае действительно можно утверждать, что цель исправления достигнута.

Механизм достижения целей наказания - это система средств и способов, предусмотренных в уголовном  законе, которые применяются при  их достижении. Элементами этого механизма  являются средства, применяемые при: 1) назначении наказания; 2) его исполнении; 3) реализации судимости и 4) при применении иных мер уголовно-правового характера.

Механизм достижения целей наказания  при его назначении реализуется  через: 1) принципы уголовной ответственности; 2) принципы назначения наказания; 3) общие  начала назначения наказания; 4) специальные  правила назначения наказания (ст. СТ. 62, 64-70 УК РФ); 5) особые условия назначения отдельных видов наказаний (ч. 3 СТ. 46, Ч. 3 СТ. 47 и др. УКРФ).

Общие начала назначения наказания - это закрепленные в УК РФ и применяемые  судом в совокупности нормативные  предписания относительно соблюдения положений УК РФ и учета обстоятельств, характеризующих преступление и  личность виновного, которые направлены на обеспечение достижения целей  наказания по каждому уголовному делу.  Практическое значение работы заключается в возможности использования выводов и предложений, содержащихся в работе в: 1) законотворческой деятельности по совершенствованию соответствующих уголовно-правовых норм; 2) процессе реализации рекомендаций по наиболее эффективному их применению; 3) при преподавании уголовного, уголовно-исполнительного права и соответствующих спецкурсов.

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации:  Официальный текст с учетом  поправок, внесенных Законами РФ  о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 № 7 -ФКЗ / / Собрание законодательства РФ. - 26 января 2009. - № 4. - Ст. 445.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 № 63-ФЗ (в ред. от 29 декабря 2009 г.) / / Собрание законодательства РФ. - 17 июня 1996 г. - № 25. - Ст. 2954.

3. Уголовно-процессуальный кодекс  Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. №174-ФЗ (В ред. от 29 декабря 2009 г.) // Собрание законодательства РФ. - 24 декабря 2001 г. - № 52 (ч. 1). - Ст. 4921.

4. Кодекс Российской Федерации  об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 №195-ФЗ (в ред. от 12 декабря 2009 г.) // Собрание законодательства РФ. - 7 января 2002 г. - №1. - Ст. 1.

5. Закон РФ от 21.07.1993 N 5473-1 "Об  учреждениях и органах, исполняющих  уголовные наказания в виде  лишения свободы" (в ред. от 25 ноября 2009 г.)// РГ. - 27.11.09.

6. Указ Президента РФ от 13.10.2004 N 1314 "Вопросы Федеральной службы  исполнения наказаний" (в ред.  от 18 января 2010 г.)/ /КонсультантПлюс.

7. Указ Президента РФ от 21.03.2005 N 317 "О некоторых вопросах Федеральной  службы исполнения наказаний" (в ред. от 31 октября 2009г.) / /КонсультантПлюс.

 

Учебная и специальная  литература

 

1. Беккариа Чезаре. О преступлениях и наказаниях. М. 1995.

Информация о работе Понятие и сущность уголовного наказания