Лишение права занимать определенные
должности или заниматься определенной
деятельностью состоит в запрещении
занимать должности на государственной
службе, в органах местного самоуправления
либо заниматься определенной профессиональной
или иной деятельностью (ст. 47 УК РФ).
Этот вид наказания представляет
собой наиболее распространенный вид
уголовного наказания, которым предусматривается
достаточно длительное лишение виновного
определенных прав, связанных с его профессиональной
деятельностью. Данный вид наказания имеет
ярко выраженный частнопревентивный характер,
при этом частная превенция достигается
не только и не столько устрашением, сколько
лишением осужденного фактической возможности
заниматься деятельностью, в рамках которой
им было совершено преступление. Как правильно
отмечается в литературе, расчет здесь
делается на отстранение преступника
от того вида трудовой деятельности, которая
использовалась им в антиобщественных
целях.
Это подтверждается и характером исполнения
данного вида наказания, связанным
с достаточно жестким контролем
за трудовой деятельностью осужденного,
требованием своевременной передачи информации
о нем и ограничений, зафиксированных
в приговоре, работодателям и разрешительным
(лицензионным) органам.
Этот вид наказания предполагает
следующие основные карательные
элементы: отстранение от работ на
привычной должности или лишение
возможности работать по определенной
специальности, на освоение которой, возможно,
было потрачено немало времени, что
влечет за собой необходимость переквалификации,
приобретения новых трудовых навыков,
а это, в свою очередь, зачастую ведет
к снижению получаемых доходов. В результате можно сделать вывод, что
специфической целью наказания в виде
лишения права виновного занимать определенные
должности или заниматься определенной
деятельностью является устранение условий,
связанных с профессиональной деятельностью
осужденного, при которых им было совершено
преступление.
Лишение специального, воинского или
почетного звания, классного чина
и государственных наград уже
по названию определяет свое содержание.
Данный вид наказания применяется
только в качестве дополнительного
и только при совершении тяжкого
или особо тяжкого преступления
и с учетом личности виновного (ст.
48 УК РФ). Карательная составляющая
этого вида наказания, как указывается
в литературе, заключается в том,
что званий, чинов и наград виновный
в совершении преступления лишается
навсегда, и данное обстоятельство
должно вызывать у осужденного определенный
дискомфорт, поскольку те заслуги, за
которые он получал звания, чины
и награды, как бы становятся недействительными.
Кроме того, лишение званий, чинов
и наград влечет за собой потерю
всех прав и преимуществ, которые
устанавливаются для лиц, имеющих
эти звания, чины и награды.
По данному вопросу наша позиция
иная - на мой взгляд, в уголовном
праве вообще не должно быть такого
вида наказания. Дело в том, что награды
человек получает за конкретные прошлые
заслуги в какой-либо области
человеческой деятельности. Преступление
совершается им после признания
обществом или государством таких заслуг,
и совершение преступления, как представляется,
не может умалить прошлых заслуг. Поэтому
осужденный за любое преступление не может
в принципе лишаться наград. Что касается
чинов и званий, связанных с прохождением
службы или выполнением иной профессиональной
деятельности, то их лишение должно осуществляться
на основе не уголовно-правовых норм, а
соответствующих положений о прохождении
службы. Но и здесь, на наш взгляд, далеко
не все звания могут быть предметом наказания
(например, осужденный не может быть лишен
ученого звания доцента или профессора,
спортивного звания мастера спорта и др.).
Однако более подробное рассмотрение
этой точки зрения выходит за рамки предмета
этого исследования.
А поскольку данный вид наказания
объективно существует, действует, то,
следовательно, он должен иметь специфическую
цель. Такой целью является оказание
дополнительного морально-психологического
воздействия на осужденного за совершение
преступления.
Обязательные работы заключаются
в выполнении осужденным в свободное
от основной работы или учебы время
бесплатных общественно полезных работ,
вид которых определяется органами
местного самоуправления (ст. 49 УК
РФ). Это новый вид наказания для российского
уголовного права. Обязательные работы
предполагают трудовую деятельность осужденного.
По этой причине они не назначаются лицам,
признанными инвалидам первой или второй
группы. В силу специфики этого вида наказания
ему не могут быть подвергнуты также беременные
женщины, женщины, имеющие детей до восьми
лет, женщины, достигшие пятидесятипятилетнего
возраста, мужчины, достигшие шестидесятилетнего
возраста, а также военнослужащие, проходящие
военную службу по призыву.
Карательный характер этого вида наказания
проявляется в его обязательности
- осужденный не может от него уклониться,
поскольку в противном случае
обязательные работы могут быть заменены
ограничением свободы или арестом,
то есть более строгим видом наказания,
а также в том, что осужденный
должен поступиться своим личным временем
для отбывания обязательных работ. Соответственно
специфической целью данного вида наказания,
по моему мнению, является использование
его бесплатного труда на общественно
полезных работах по месту своего проживания
за счет лишения осужденного части своего
личного свободного времени.
Исправительные работы заключаются
в привлечении осужденного к
труду с вычетом из его заработка
в доход государства определенной
части, размер которой устанавливается
судом в пределах от 5 до 20% (ст. 50 УК
РФ). в связи со сложностями экономического
развития в России применение данного
вида наказания в последние годы уменьшается. Карательный характер этого вида наказания
связан с определенным ограничением трудовых
и экономических прав осужденного. Это
проявляется прежде всего в том, исправительные
работы предполагают принудительный труд,
что не всегда может совпадать с трудовыми
интересами виновного. Например, в процессе
отбывания наказания осужденный к исправительным
работам не может по собственному желанию
уволиться без письменного разрешения
уголовно-исполнительной инспекции, срок
отбывания исправительных работ не засчитывается
в общий непрерывный трудовой стаж. Дополнительные
ограничения может наложить и уголовно-исполнительная
инспекция - с учетом характера и степени
общественной опасности преступления,
личности осужденного и других обстоятельств,
в частности, запретить осужденному покидать
место жительства в выходные дни, обязать
его являться в уголовно- исполнительную
инспекцию для регистрации. Такие ограничения
также входят в карательную составляющую
исправительных работ как вида уголовного
наказания.
В юридической литературе встречается
мнение о том, что исправительные
работы представляют собой замаскированный
штраф, взимаемый в рассрочку.
Внешне это действительно выглядит
так. Однако есть и существенные различия.
Так, если штраф - это обычно единовременное
взыскание, то исправительные работы протяженны
по времени; штраф не сопряжен с ограничениями
трудовых прав, а исправительные работы,
как было показано, сопряжены; штраф может
быть и основным, и дополнительным видом
наказания, в то время как исправительные
работы - только основным; штраф может
назначаться и нетрудоспособным лицам,
а исправительные работы только трудоспособным
лицам. Соответственно не могут быть идентичными
и специфические цели штрафа и исправительных
работ. Не могут совпадать такие цели исправительных
работ и лишения свободы, несмотря на то
что в обоих случаях имеет место принудительный
труд, так как отбывание наказания в случае
исправительных работ отбывается без
изоляции осужденного от общества.
С учетом изложенного полагаю, что
специфической целью исправительных
работ как вида уголовного наказания
является привлечение осужденного
к принудительному труду, сопряженное
с частичной компенсацией как прямого
материального ущерба, так и ущерба нематериального
характера, причиненного преступлением,
и исправительным воздействием на осужденного. Ограничение по военной службе является
новым видом наказания в истории российского
уголовного права. Оно заключается в том,
что из денежного содержания осужденного
к такому наказанию военнослужащего (за
исключением военнослужащих, проходящих
службу по призыву) производится удержание
в доход государства в размере, установленном
приговора суда, но не свыше двадцати процентов,
а также в том, что во время отбывания наказания
осужденный военнослужащий не может быть
повышен в должности, воинском звании,
а срок наказания не засчитывается в срок
выслуги лет для присвоения очередного
воинского звания (ст. 51 УК РФ). По своему
содержанию этот вид наказания некоторым
образом напоминает исправительные работы,
который к военнослужащим не применяется.
Здесь осужденный также ограничивается
в некоторых своих трудовых правах. Однако
существенное отличие заключается в том,
что осужденный военнослужащий не принуждается
нести военную службу - в этом случае он
может уволиться со службы по собственному
желанию (при этом ограничение по военной
службе может быть заменено более мягким
наказанием или же осужденный может быть
полностью освобожден от отбывания наказания).
Кроме того, он получает некоторые страдания
морального характера, поскольку не может
быть своевременно представлен к присвоению
очередного воинского звания, что для
военнослужащих имеет немаловажное значение.
В этих аспектах, собственно, и состоит
карательная составляющего данного вида
уголовного наказания. Данное наказание
связано с воспитательным воздействием
на осужденного. Командир (начальник) обязан
организовать и проводить воспитательную
работу с осужденным. Основная форма такой
работы индивидуальная, которая должна
осуществляться с учетом характера и степени
общественной опасности совершенного
преступления и личности осужденного,
а также его поведения и отношения к воинской
службе.
Учитывая изложенное, полагаю, что
специфической целью ограничения
по военной службе как вида уголовного
наказания является оказание морально-психологического
воздействия на военнослужащего
за совершенное им преступление. Как
видно, в этом отношении большое
сходство с целью наказания в
виде лишения специального, воинского
или почетного звания, классного
чина и государственных наград, однако
если в рассмотренном ранее случае
речь шла о дополнительном морально-психологическом
воздействии, то при ограничении по военной
службе такое воздействие является основой
наказания.
Конфискация имущества является дополнительным
видом наказания и заключается
в принудительном безвозмездном
изъятии в собственность государства
имущества на основании обвинительного
приговора. Этот вид наказания устанавливается
за тяжкие и особо тяжкие преступления,
совершенные из корыстных побуждений.
При этом не подлежит конфискации имущество,
необходимое осужденному или лицам, находящимся
на его иждивении, согласно перечню, предусмотренному
уголовно-исполнительным законодательством
Российской Федерации. Если имущество,
полученное в результате совершения преступления,
и (или) доходы от этого имущества были
приобщены к имуществу, приобретенному
законным путем, конфискации подлежит
та часть этого имущества, которая соответствует
стоимости приобщенных имущества и доходов
от него. Имущество, указанное в частях первой
и второй настоящей статьи, переданное
осужденным другому лицу (организации),
подлежит конфискации, если лицо, принявшее
имущество, знало или должно было знать,
что оно получено в результате преступных
действий (ст. 104.1 УК РФ).
Ограничение свободы заключается
в содержании осужденного в специальном
учреждении без изоляции от общества в
условиях осуществления за ним надзора
(ст. 53 УК РФ). Данный вид наказания является
новым для уголовного права России. Вместе
с тем, оно очень сходно с ранее применявшимся
условным осуждением с привлечением осужденного
к обязательному труду на стройках народного
хозяйства.
Осужденные к ограничению свободы
размещаются в общежитиях исправительных
центров, где им предоставляются
индивидуальные спальные места и
постельные принадлежности. Они привлекаются
к труду в организациях различных
форм собственности. Местом работы осужденного
могут быть предприятия и организации,
расположенные в районе исправительного
центра. Осужденные при этом обладают
всеми трудовыми правами, за исключением
правил приема на работу, увольнения с
работы и перевода на другую работу.
Администрация предприятий и организаций,
в которых работают осужденные к
ограничению свободы, обеспечивает
привлечение к труду с учетом
состояния здоровья и профессиональной
подготовки, обеспечивает получение
ими при необходимости начального
профессионального образования
или профессиональную подготовку и
участвует в создании необходимых
жилищно-бытовых условий. С осужденными
к ограничению свободы администрацией
исправительного центра, в котором
работают осужденные, про водится воспитательная
работа. Активное участие осужденных в
про водимых мероприятиях воспитательного
характера поощряется и учитывается при
определении степени их исправления.
Не до конца отрегулированным в
законодательстве остается вопрос об
обязательности труда осужденных к
ограничению свободы. Дело в том,
что ни Уголовный кодекс РФ, ни Уголовно-исполнительный
кодекс РФ не содержат соответствующие
нормы. Однако некоторые положения
уголовного и уголовно-исполнительного
законодательства дают основание для
вывода о том, что обязательность
труда осужденных входит в содержание
этого вида наказания.
Эти требования позволяют полагать,
что ограничение свободы может
применяться только к трудоспособным
гражданам. Обоснованность же таких
требований может быть объяснена
обязательностью привлечения к
труду осужденного к ограничению
свободы как составной части
данного вида уголовного наказания.
Кроме того, такой вывод следует
и из расположения ограничения свободы
в системе уголовных наказаний
(ст. 44 УК РФ), которые, как известно,
располагаются от менее строгих к более
строгим. Если, как было показано выше,
исправительные работы являются более
мягким видом наказания и предполагают
обязательный труд осужденных, то следовательно,
ограничение свободы как более строгий
вид наказания тем более должно предусматривать
обязательность труда осужденных.
Такая нечеткая законодательная позиция
в части принудительности труда
при исполнении ограничения свободы
создает известные трудности
в более полном определении карательной
составляющей этого вида наказания.
Имея в виду сделанный выше вывод
об обязательности труда осужденных
к ограничению свободы, можно
говорить о том, что кару при исполнении
ограничения свободы представляют
ограничения некоторых трудовых
прав, а также ограничения в
свободе передвижения. Определенное
морально-психологическое воздействие
создает также обстановка надзора за ними.
Соответственно специфической целью ограничения
свободы как вида уголовного наказания,
по моему мнению, является уменьшение
объема некоторых трудовых прав осужденного,
а также выбора места жительства по своему
усмотрению, осуществляемые без изоляции
осужденного от общества в период отбывания
наказания.
Арест состоит в содержании лица
в условиях строгой изоляции от общества
(ст. 54 УК РФ). Как полагает А.В. Наумов,
«арест есть своего рода напоминание
преступнику о том, что значит
уголовное наказание, что за этим
видом наказания может последовать
и длительное лишение свободы»23.
Это вид наказания ранее был
известен российскому уголовному праву.
В настоящее время срок ареста
может составлять от одного до шести
месяцев. Осужденный к аресту содержится
в специальном учреждении уголовно-исполнительной
системы - арестном доме, где предусматриваются
условия достаточно жестких правоограничений,
сопряженных с лишением свободного
передвижения, а также ограничением
ряда гражданских прав и свобод.
Многие исследователи говорят в
связи с арестом как видом
уголовного наказания о шоковом
его воздействии на осужденного.