Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 23:35, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть статью 233 УК РК с точки зрения уголовно-правовых характеристик террористического акта, рассмотреть проблемы, связанные с составом преступления, попытаться выявить недостатки.
Задачи работы: рассмотреть понятие террористического акта, уголовно-правовые характеристики данного преступления, отграничить состав данного преступления от смежных составов.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
I. Понятие и классификация терроризма………………………………5
1.1 Понятие и сущность терроризма…………………………………..5
1.2 Классификация терроризма………………………………………..7
II. Толкование состава преступления и его квалификация……………10
2.1 Толкования состава преступления………………………………….10
2.2 Квалификация терроризма…………………………………………..14
III. Отграничение терроризма от его смежных составов………………19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..23
СПИОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….25
По мнению В.П. Емельянова, в юридической науке существует неточная классификация терроризма, когда наряду с государственным, политическим, религиозным и т.п. терроризмом выделяется еще и уголовный терроризм. В.П. Емельянов справедливо отмечает, что всякий терроризм – уголовный, а никакого неуголовного терроризма не существует. Но сам уголовный терроризм может иметь подразделение по мотивации (политическая, религиозная, экономическая и т.д.) и по субъекту преступления (совершенный гражданином своей страны или иностранцем, лицом, не обладающим какими-либо полномочиями либо представителем каких-либо государственных структур)[3,8].
Так, ученые криминологи
основополагающим критерием классификации
терроризма считают мотивацию
Существует еще одна классификация терроризма, которой придерживаются исследователи:
Разумеется, приведенные выше варианты классификации в известной мере условны, так как порой трудно разграничить государственной и негосударственной терроризм (все более менее известные террористические группы пользуется той или иной степенью государственной поддержки), религиозный терроризм часто дополняется национальными противоречиями. Тем не менее, классификация необходима, так как она позволяет выделить причины, порождающие те или иные террористические проявления, позволяет выделить наиболее опасные организации с точки зрения их целей и методов.
Такова краткая характеристика основных определений и классификаций терроризма. Следует отметить, что при всем многообразии этих форм, терроризм преследует одну цель – сделать власти и людей заложниками своих интересов, вызвав у населения чувство страха, паники, незащищенности.
Исходя из вышеизложенного, учитывая все многообразие видов и проявлений терроризма, становится очевидным, что одной из основных задач современной юридической науки должна стать выработка четкого и единообразного определения данного понятия. Такой подход, обусловленный острой практической необходимостью, позволит избавиться от существующих разночтений при толковании этого понятия, а также создаст возможности для проведения в дальнейшем грамотной превентивной политики в борьбе с терроризмом.
II. Толкование состава преступления и его квалификация
2.1 Толкование состава преступления
Совершения террористического акта вызывает отрицательную оценку не только внутри каждого конкретного государства, но и в целом международного сообщества. Террористические акты могут быть выполнены любым способом, но они всегда направлены на подрыв государственной власти и возникновения чувства неуверенности и страха у населения.
Высокая степень общественной
опасности заключается в том,
что терроризм – одна из опасных
форм преступного посягательства, в
основе которого лежит стремление субъекта
посеять у окружающих страх, панику,
парализовать социально полезную деятельность
граждан, нормальное функционирование
органов власти и управления и
тем самым достичь своих
Объектом терроризма является общественная безопасность.
Дополнительным объектом могут быть жизнь и здоровье граждан, собственность, существующий порядок управления и т.д.
Объективная сторона терроризма носит сложный характер и выражается в совершении взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно последствий, а также в угрозе совершения указанных действий в тех же целях.
Под взрывом понимается привидение в негодность какого-либо объекта или уничтожения людей путем применения тротилового или иного заряда, иначе говоря, с использованием разрушительной энергии взрывной волны.
Под поджогом понимается выполнение виновным противоправных действий с использованием поражающей силы огня.
Наряду со взрывом и поджогом ст.233 УК РК предусматривает иные действия. Под иными действиями при терроризме следует понимать разрушение зданий, сооружений, организацию аварий, крушений, заражение местности, воды, воздуха, продуктов питания и т.д.
Обязательным условием терроризма является создание опасности гибели людей, причинение значительного материального ущерба, либо наступление иных общественно последствий. Опасность гибели людей означает, что она угрожала хотя бы одному человеку.
Значительность имущественного ущерба при терроризме следует определять в зависимости от стоимости и значимости уничтоженного или поврежденного имущества.
Под иными общественно опасными последствиями понимается весь остальной вред, который не попадает под признаки гибели людей и значительного имущественного ущерба. К ним можно отнести: причинение гражданам вреда здоровью различной степени тяжести, нарушение деятельности органов государственной власти и управления, приостановление деятельности предприятий, учреждений, организаций, движения транспорта и т.д.
Оконченным состав терроризма будет являться с момента выполнения виновным действий, предусмотренных в диспозиции ч.1 ст.233 УК РК. Наступление последствий не обязательно, достаточно создания действительной опасности гибели людей, причинения значительного имущественного вреда или иных общественно опасных последствий.
Уголовная ответственность
за терроризм предусматривает
Хотелось бы обратить внимание на исследование проблемы субъективной стороны терроризма, так как на основе примеров из правоприменительной практики делается вывод о том, что субъективная сторона играет важную роль при квалификации терроризма.
Субъективная сторона терроризма характеризуется умышленной формой вины в виде прямого умысла и целью воздействия на принятие решение органами власти или международными организациями.
Содержание прямого умысла различается в зависимости от формы терроризма.
При первой форме лицо осознает общественную опасность совершаемых им действий в виде взрыва, поджога, или иных действий. Оно сознает также, что эти действия устрашают население и что в результате их будет создана опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями (интеллектуальный момент) и желает так действовать, то есть совершить взрыв, поджог или иные действия (волевой момент). При второй форме лицо осознает общественную угрозу совершения взрыва, поджога или иных действий в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями (интеллектуальный момент) и желает угрожать совершением указанных действий (волевой момент) [12, 871].
Теории уголовного права и судебной практике помимо деления умысла на прямой и косвенной, известны виды умысла, дифференцируемые по двум основаниям: по моменту возникновения и степени определенности. По моменту возникновения выделяют заранее обдуманный умысел и внезапно возникший умысел (простой и аффектированный), а по степени определенности – определенный (конкретизированный) умысел (просто и альтернативный) и неопределенный (неконкретизированный) умысел [12, 871].
При заранее обдуманном умысле
террористический акт осуществляется
через более или менее
В зависимости от степени определенности представлений лица об основных объективных свойствах деяния, при совершении террористического акта определенный умысел может быть простым или альтернативным. Первый характеризуется конкретным представлением о совершении одного индивидуально определенного действия (например, взорвать данный (конкретны) самолет и т.п.), а второй – о возможности совершения одного из двух конкретно-определенных действий ( например, взорвать какую-либо автомашину на улице).
Всякая сознательная деятельность человека является мотивированной и целенаправленной. Мотив и цель тесно взаимосвязаны (цель опосредована мотивом, а мотив – целью), но характеризует различные стороны волевого процесса, происходящего в сознании лица в момент совершения деяния.
Мотив и цель помогают раскрыть содержание субъективной стороны. И если цель является обязательным признаком состава преступления, предусмотренного ст. 233 УК РК, то мотив, хотя и не назван в диспозиции нормы, но относится к обстоятельствам, подлежащим доказыванию по уголовному делу. Это, на мой взгляд, предопределяет необходимость его уголовно-правовой оценки и при террористическом акте.
Мотивы террористического
акта, не являясь обязательными
Взрыв, поджог или иные действия
совершаются в целях
Воздействие – это оказание влияние для того, чтобы добиться необходимого результата.
Цель воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями – это стремление повлиять на органы власти или международные организации путем выдвижения требований и побуждения к совершению какого-либо действия (действий) или бездействий как в пользу самих террористов, так и в пользу третьих лиц; создать такую ситуацию, когда органы власти или международные организации вынуждены принять незаконное решение (или воздержаться от принятия законного решения) ради обеспечения безопасности общества. Поэтому террористические акты и совершаются часто в местах массового скопления людей и нахождения значимого имущества (на транспорте, во время публичных мероприятий и т.п.). Оказание воздействие на принятие решения органами власти или международными организациями может выражаться, например, в требовании предоставить территории независимость, денежную сумму, освободить террористов-сообщников или принять решение в их пользу [12, 872].
Воздействие на принятие решения
органами власти или международными
организациями означает, что их должностные
лица должны сделать (не сделать) что-либо
в пользу террористов или третьих
лиц в соответствии с их требованиями.
Принятие решения по своему содержанию
может заключаться как в