Понятие и юридическое значение амнистии и помилования

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 12:41, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является всестороннее исследование правовой природы амнистии и помилования, уяснения их значения и места в уголовно-правовой политике общества и государства, выявление проблем при применении данных институтов на практике и выработка предложений по их устранению.
Задачами исследования являются:
• раскрытие сущности, понятия институтов амнистии и помилования как видов освобождения от уголовной ответственности, их правовой природы и особенностей;
• раскрытие оснований и порядка применения амнистии и помилования, путей оптимизации;

Содержание

Введение……………………………………………………………………...………….3
Глава 1. Сущность, понятие и значение амнистии………………………..…...…….5
Глава 2. Сущность, понятие и значение помилования ………………………...…17
Заключение……………………………………………………………………………..28
Список используемой литературы………………………………………………….31

Работа содержит 1 файл

амнистия курсовая.doc

— 165.00 Кб (Скачать)

Курсовая  работа

Тема: Понятие и юридическое значение амнистии и помилования 

 

     

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение……………………………………………………………………...………….3

Глава 1.  Сущность,  понятие и значение амнистии………………………..…...…….5

Глава 2.  Сущность, понятие и значение помилования ………………………...…17

Заключение……………………………………………………………………………..28

Список  используемой литературы………………………………………………….31 

ВВЕДЕНИЕ

      В последние годы  ни один правовой институт не привлекал к себе столь  пристального внимания юристов, как  институты амнистии и  помилования.

     Оба этих института - важная часть механизма  развития демократии, гуманизма и  законности, которая вместе с тем имеет большое криминологическое значение, представляет собой важную общесоциальную и уголовно-правовую проблему.

     Амнистия  и помилование ни в коем случае не должно допускаться в отношении лиц, которые могут совершить новые преступления. Применение этих институтов призвано служить достижению целей наказания: восстановлению социальной справедливости, исправлению осужденного и предупреждению совершения новых преступлений. Необходимо выработать критерии, которые позволят судить о том, продолжает ли представлять общественную опасность человек, который досрочно может быть освобожден от отбывания наказания, или нет.

     В системе существующих в российском законодательстве видов освобождения от ответственности и наказания, смягчения положения лиц, совершивших преступления, помилование и амнистия занимают важное место. Свидетельством тому является регулирование их  различными отраслями законодательства - конституционного, уголовного, уголовно-исполнительного и др. И соответственно, возникает потребность в выяснении их правовой природы.

     Право на досрочное освобождение - один из важнейших элементов правового  положения осуждённого.

     Такие виды досрочного освобождения, как помилование и амнистия, благодаря своему чрезвычайному характеру, оказывают заметное воздействие не только на помилованных и амнистированных лиц и членов их семей, но и на формирование правосознания широких слоёв населения.

     Амнистия  и помилование как  виды освобождения от уголовной ответственности являются ярким примером реализации принципа гуманизма в уголовном праве. Гуманизм в уголовной политике государства означает охрану общества от преступных посягательств, неотвратимость справедливого наказания, сочетание карательных элементов наказания с педагогическим воздействием на осуждённых, что ведёт к исправлению и перевоспитанию преступников и предупреждению совершения новых преступлений, как осуждёнными, так и иными лицами1.

      Целью настоящей работы является всестороннее исследование правовой природы амнистии и помилования, уяснения их значения и места в уголовно-правовой политике общества и государства, выявление проблем при применении данных институтов на практике и выработка предложений по их устранению.

      Задачами  исследования являются:

      • раскрытие сущности, понятия институтов амнистии и помилования как видов  освобождения от уголовной ответственности, их правовой природы и особенностей;

      • раскрытие оснований и порядка  применения  амнистии и помилования, путей оптимизации;

      • уяснение юридического значения амнистии и помилования.

      Объектом  исследования выступают общественные отношения, возникающие в связи с применением институтов амнистии и помилования.

     Методологические  основы исследования. В работе использовались  диалектические, системные и исторические методы познания.  Применялись фундаментальные положения отечественной уголовной правовой теории, соблюдались концептуальные требования научного анализа, методологические принципы юридических отраслей знания.

      Нормативной базой исследования послужили Конституция Российской Федерации, Уголовный, Уголовно-процессуальный, Уголовно- исполнительный кодексы, а также другие законы, подзаконные нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы применения институтов амнистии и помилования.

 

     Глава 1. Сущность, понятие и значение амнистии 

     В отличие от УК РСФСР 1960 г., который  в статье 56, ч. 4 ст. 53-1, содержал лишь упоминание об амнистии,   УК РФ 1996 г. впервые посвятил амнистии отдельную  статью (ст. 84 УК РФ).

     Амнистия (от греч. amnestia – забвение, прощение) – освобождение от ответственности определенных лиц, осужденных по одной или нескольким статьям Уголовного кодекса, или в отношении которых только возбуждено или может быть возбуждено дело по данным статьям2.

     В российской юридической литературе нет единодушия по вопросу о том, к какой отрасли права следует  относить институт амнистии. Ряд авторов  относят его к сфере государственного права (Дурманов Н.Д, Келина С.Г.), другие считают его относящимся к области уголовного права (Тищенко К.М., Зельдова О.С.), третьи полагают, что не следует относить амнистию к какой-то одной отрасли права, поскольку она носит комплексный характер, регулируется различными отраслями законодательства (Марогулова И.Л., Комарицкий С.И).

     Последняя точка зрения о комплексной природе  института амнистии, как мне представляется, является наиболее обоснованной. Действительно, относить амнистию только к области  уголовного права было бы неправильно, потому что акт амнистии – не уголовный закон, в противной случае, согласно ст. 1 УК РФ, все амнистии надо  было бы включать в УК РФ. Кроме того, амнистия имеет  другой принцип действия  во времени, нежели уголовный закон: она распространяется на деяния, совершенные до ее объявления (как правило), а уголовный закон, устанавливающий преступность и наказуемость деяния, напротив распространяется лишь на деяния, совершенные после вступления такого закона в силу (ст. 9 и 10 УК РФ)3.

     Амнистия  как институт уголовного права способствует реализации целей уголовного наказания: восстановление социальной справедливости, исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений как самим осужденным, так и иными лицами4. Акт амнистии не отменяет и не изменяет уголовный закон, предусматривающий ответственность за то или иное преступление,  то есть в отношении соответствующих деяний, совершенных амнистированными лицами, не происходит декриминализации. Амнистия не ставит под сомнение ни законность, ни обоснованность приговора суда. Она лишь смягчает участь лиц, совершивших преступления, в том числе и осужденных, и означает проявление к ним гуманности и милосердия со стороны государственной законодательной власти5. Это не реабилитация, а акт милосердия.

      Согласно  ч. 1 ст. 84 УК РФ амнистия объявляется в отношении индивидуально не определенного круга лиц, т.е. в акте об амнистии  лица, на которых данная амнистия распространяется, по имени не указаны. Тем не менее, амнистия обращена не к любым лицам, совершившим преступления, а к строго конкретной группе лиц, совершивших вполне определенные виды преступлений, на которые и распространяется акт амнистии. В связи с этим, они не могут быть заменены другими лицами.

     Правовые  последствия амнистии могут быть различными: 1) освобождение от уголовной  ответственности; 2) освобождение от наказания; 3) сокращение назначенного наказания; 4) замена назначенного наказания более мягким видом; 5) освобождение от дополнительного вида наказания; 6) снятие судимости (ч. 2 ст. 84 УК); 7) условное освобождение от наказания6.

     Будучи актом высшего органа государственной власти, амнистии имеют нормативный характер. Их предписания обязательны для всех органов и должностных лиц, имеющих отношение к реализации уголовной ответственности. Эти предписания распространяются на индивидуально не определенный круг лиц.

     Однако  существуют различные точки зрения на признание актов об амнистии нормативными правовыми актами. По мнению И.Л. Моргуловой, акты об амнистии  не соответствуют  признакам юридической нормы, выработанным в теории права, главным из которых является юридическая функция правовой нормы – устанавливать, изменять или отменять правовые нормы7.

     Однако, Конституционный Суд РФ в своем  постановлении  от 05.07. 2001 г.  № 11-П  «По делу о проверке конституционности  постановления Государственной Думы от 28.06. 2000 № 492-III  ГД «О внесении  изменения в постановление Государственной Думы Федерального Собрания  Российской Федерации «Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов»8 в связи с запросом  Советского районного суда города Челябинска и жалобами ряда граждан» признал решение Государственной Думы, которым объявляется амнистия, уникальным нормативно-правовым актом, имеющим особую конституционную природу.

     Согласно  Конституции РФ объявление амнистии относится к ведению Государственной Думы Федерального Собрания РФ. Часть 1 ст. 84 УК лишь дублирует конституционное положение, закрепляя, что амнистия объявляется Государственной Думой путем принятия постановлений об объявлении амнистии и порядке исполнения амнистии.

        Амнистия как государственно-правовой  акт имеет следующие признаки. Во-первых, она при всех обстоятельствах носит нормативный характер, т.е. распространяется на индивидуально не определенный круг лиц, на неопределенное количество уголовных дел, независимо от того, на какой процессуальной стадии они находятся. Во-вторых, инициатива их издания всегда исходит от государственного органа. В-третьих, акты амнистии имеют общеобязательный характер как для правоохранительных органов, которые призваны применять акты амнистии, так и для тех лиц, которые попадают под амнистию. Единственное исключение – лица, признающие себя невиновными в совершении инкриминируемого преступления и настаивающие на судебном разбирательстве. Наконец, в-четвертых, акт амнистии лишь создает нормативное основание для освобождения лица, определяет категории лиц, которые подпадают под амнистию, порядок и условия ее применения.

     Юридическим же основанием освобождения от уголовной ответственности (наказания) служит индивидуально определенный акт применения норм права: постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, определение суда о прекращении уголовного дела; обвинительный приговор суда с освобождением от наказания; постановление начальника исправительно-трудового учреждения, санкционированное прокурором, либо постановление специальной комиссии по освобождению из мест лишения свободы и т.д.9

     То  обстоятельство, что амнистия –  внесудебный акт, и ее достоинство, и ее недостаток. Государственная  Дума, несмотря на то, что она является законодательным органом власти страны, в основе своей состоит из депутатов, весьма далеких от вопросов применения права, тем более уголовного. Отсюда нередко актами амнистии перечеркивается многолетняя и многотрудная работа всех звеньев правоохранительных органов; зачастую они содержат положения, которые никак нельзя признать справедливыми и гуманными. Например, от наказания освобождаются лица, виновные в совершении тяжких преступлений, а те, кто совершил преступления средней тяжести, амнистии не подлежат.

     В постановлении Государственной Думы федерального Собрания  Российской Федерации от 26 мая 2000 г. «Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» была допущена погрешность. В ст. 2 этого постановления было предусмотрено освобождение от наказания в виде лишения свободы независимо от назначенного срока награжденных орденами или медалями СССР либо Российской Федерации и инвалидов I или II групп, а также больных туберкулезом, отнесенных к I или II группе диспансерного учета. Вопреки твердо сложившейся традиции эта амнистия не запретила применение освобождения от наказания перечисленных категорий лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления. Рассматриваемая позиция амнистии позволяла освободить от наказания несколько тысяч убийц, бандитов, похитителей людей и т.д. Так, около 3000 лиц, совершивших тягчайшие преступления в области экономики, подлежали освобождению от наказания.

     Из  следственных изоляторов Москвы, например, освобождению подлежали 311 убийц и насильников.

     Под амнистию подпадали лица, виновные в убийствах сотен людей, «инвалиды» Радуев и Басаев, а также «медаленосец»  Масхадов, в немалой степени виновный в том, что в Чечне не прекращались боевые действия.

     28 июня 2000 г. Государственная Дума своим постановлением внесла поправку в анализируемый акт об амнистии, в соответствии с которой она не распространяется на орденоносцев и медалистов, а также на инвалидов I и II групп и больных туберкулезом, совершивших перечисленные в постановлении об амнистии тяжкие и особо тяжкие преступления.

Информация о работе Понятие и юридическое значение амнистии и помилования