Ответственность за взяточничество: история и современность

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 14:30, курсовая работа

Описание работы

Современный этап развития российского общества характеризуется глобальными переменами экономического, организационного и идеологического характера, системным реформированием государственного аппарата. В связи с этим становятся приоритетными вопросы соблюдения законов и борьбы с преступностью. Особую криминогенную остроту и политическую значимость приобретает противодействие коррупции. В ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации неизменно акцентируется внимание на улучшении системы предупреждения и пресечения коррупционных процессов и преступлений.

Содержание

Введение. 3-4
1. История становления законодательства об уголовной ответственности за взяточничество и его общая криминологическая характеристика
1.1 Становление и развитие законодательства о взяточничестве в России 5-10
1.2 Общая криминологическая характеристика взяточничества 11-15
2.Получение взятки ( ст.290): Объект; объективная сторона; субъект; субъективная сторона. 16-30
3. Дача взятки (ст. 291): Объект; объективная сторона; субъект; субъективная сторона 30-37
4. Посредничество во взяточничестве (ст.2911): Объект; объективная сторона; субъект; субъективная сторона 38-41
Заключение 42-44
Список использованных источников 45-47

Работа содержит 1 файл

доработка1.doc

— 237.50 Кб (Скачать)

Лицами, занимающими  государственную должность РФ, являются Президент РФ, Председатель Правительства  РФ, председатели палат Федерального Собрания РФ, депутаты, министры, судьи  и другие высшие должностные лица РФ.

Лицами, занимающими государственную должность субъекта РФ, являются лица, занимающие должности, установленные конституциями или уставами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственного органа. Это руководители органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, депутаты, министры, судьи и другие должностные лица соответствующего субъекта РФ.

Глава органа местного самоуправления - выборное должностное  лицо местного самоуправления, выполняющее  организационно-распорядительные функции  в органах местного самоуправления, наделенное полномочиями на решение вопросов местного значения и не относящееся к категории государственных служащих.

4. Часть 5 статьи 290 содержит квалифицированный состав, включающий в себя отягчающие обстоятельства, а именно деяния, предусмотренные частями первой, третьей и четвёртой если они совершены:

а) группой лиц  по предварительному сговору или  организованной группой ;

б) с вымогательством  взятки;

в) в крупном  размере.

Первое отягчающее обстоятельство- получение взятки группой лиц по предварительному сговору или организованной группой. При определении спорных вопросов квалификации получения взятки группой лиц по предварительному сговору, следует, прежде всего, учитывать, свойства субъекта квалифицированного состава (по признаку группы лиц). Они должны вытекать из признаков субъекта преступления, закрепленных в основном составе.

Правовое понятие  форм соучастия, названных в этом пункте, дает ст. 35 УК РФ, на чем и основывается Пленум Верховного Суда в толковании этого признака, данном в Постановлении от 10 февраля 2000 года: «Взятку… надлежит считать полученной по предварительному сговору группой лиц, если в преступлении участвовали два и более должностных лица которые заранее договорились о совместном совершении данного преступления с использованием своего служебного положения. При этом не имеет значения, какая сумма получена каждым из этих лиц». Следует обратить внимание на то обстоятельство, что для совершения преступления группой лиц по предварительному сговору необходимо как минимум два исполнителя, исполнителями же этого преступления могут быть только должностные лица. Интересен пример из судебной практики, отражающий, какие ошибки могут быть допущены правоприменителем в связи с квалификацией деяния по данному пункту. «Ш. и В. были осуждены за получение взятки группой лиц по предварительному сговору. В., инструктор местной администрации, договорился с заместителем главы местной администрации Ш. о получении взятки от К, за совершение действий, совершению которых Ш. мог способствовать благодаря своему служебному положению. Взятка была получена. Верховный Суд в порядке надзора изменил квалификацию содеянного В. на пособничество в получении взятки и исключил из квалификации В. и Ш. совершение преступления группой лиц по предварительному сговору, т. к. В. не является должностным лицом.19

Второе отягчающее обстоятельство- получение взятки, сопряженное с вымогательством. Вымогательство взятки является одним из наиболее общественно опасных и распространенных видов получения взятки. Это обуславливается тем, что при вымогательстве взятки должностное лицо конкретизирует угрозу, обращая ее к определенному лицу. Отметим, что судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда Российской Федерации за пять лет (с 1994 по 1999 г.) девять раз указывала судам на допускаемые ими ошибки при признании в действиях осужденных состава вымогательства взятки.20 Следует признать, что ни один другой квалифицированный состав, предусмотренный Особенной частью, не привлекал к себе такого внимания.

П. 15 действующего в настоящий момент постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 года №6 определяет вымогательство следующим образом: «Вымогательство означает требование должностного лица или лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, дать взятку либо передать незаконное вознаграждение в виде денег, ценных бумаг, иного имущества при коммерческом подкупе под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина либо поставить последнего в такие условия, при которых он вынужден дать взятку либо совершить коммерческий подкуп с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов»21.

В настоящее  время среди российских ученых одним  из наиболее дискуссионных вопросов является определение критериев вымогательства предмета взятки. Необходимость точного представления данного признака имеет не только теоретическое, но и практическое значение. При изучении вышеуказанного определения, можно прийти к выводу, что Пленум ограничивает вымогательство двумя формами:

а) требование взятки под угрозой ущемить право охраняемые интересы взяткодателя;

б) поставление  взяткодателя в такие условия, при  которых он вынужден дать взятку для предотвращения нарушения своих правоохраняемых интересов.

Третье отягчающее обстоятельство-получение взятки в крупном размере. В соответствии с примечанием 1 к ст. 290 УК.РФ под крупным размером взятки признаётся сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающая сумму сто пятьдесят тысяч рублей. В соответствии с этим примечанием необходимо отграничивать крупный размер взятки от значительного  и  особо крупного, которые кроме статьи 290 так же включены в статьи 291 и 2911

5. Последний квалифицированный состав статьи 290- деяния предусмотренные частями первой, третьей, четвёртой и пунктами «а» и «б» части пятой настоящей статьи, совершённые в особо крупном размере.

В соответствии с примечанием 1 к ст. 290 УК РФ особо крупным размером признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества либо услуг имущественного характера - превышающие один миллион рублей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Дача взятки.( ст.291): Объект; объективная сторона; субъект; субъективная сторона                                                                                     

Дача взятки является начальным этапом взяточничества. Дача взятки провоцирует должностное  лицо, создает для него соблазн  обогащения незаконными средствами с нарушением своего служебного долга. Именно в этом заключается опасность дачи взятки. Дача взятки в собственном смысле должностным преступлением не является. В настоящее время в УК РФ классификация составов преступлений проведена по их объекту. Ответственность за указанное деяние предусмотрена в гл. 30 УК РФ, так как оно имеет тот же объект посягательств, что и другие преступления данной главы – деятельность государственного аппарата, интересы государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

Уголовная ответственность  за дачу взятки устанавливается ст. 291 УК РФ: «Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу международной публичной организации лично или через посредника – наказывается…».

Объект и  предмет дачи взятки и получения  взятки совпадают, поэтому нет необходимости еще раз, в рамках данной работы, останавливаться на касающихся их положениях.

Толковый словарь  даёт такое толкование слова передача- это вручение чего-либо кому-либо лично  или через посредника.

УК определяет дачу взятки как передачу должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника взятки виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо виде незаконного оказания услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий(бездействия) в пользу взяткодателя.

Объективная сторона  дачи взятки выражена следующими признаками:

 1)Дача  взятки специальным субъектам, которые кодекс определяет как должностным лицом, иностранным должностным лицом, должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника;

2) Дача взятки  происходит путём передачи: денег,  ценных бумаг, иного имущества  либо в виде незаконного оказания  ему услуг имущественного характера,  предоставления иных имущественных прав;

3) Взятка даётся  за совершение законных действий ( бездействия) в пользу взяткодателя  или представляемых им лиц,  если такие действия ( бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица  либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее попустительство или покровительство по службе.

Субъектом может  быть гражданин России, иностранец и лицо без гражданства, достигшее возраста 16 лет. В качестве взяткодателя могут выступать частные лица, лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, и должностные лица, что не имеет значения для квалификации дачи взятки.

 Субъективная  сторона. Дача взятки совершается с прямым умыслом, следовательно, состав формальный. Прямой умысел здесь означает, что виновное лицо осознает общественно опасных характер своего деяния, выражающегося в передаче лично или через посредника взятки должностному лицу за совершение в его пользу или в пользу представляемых им лиц действий (бездействия) с использованием служебного положения, предвидит возможность или неизбежность причинения ущерба общественным отношениям, обеспечивающим реализацию задач, стоящих перед соответствующим государственным или муниципальным органом, в части неподкупности их должностных лиц, которым передается взятка, и желает причинения этого ущерба.

 

Если субъект  добросовестно заблуждается относительно оснований передачи, полагая, что  это не вознаграждение, или не осознавая  его неправомерности, состав дачи взятки отсутствует.

 Мотивы дачи  взятки и цели, которых добивается  взяткодатель с помощью взятки, могут быть различны. Это и  корыстные побуждения, и побуждения  личного порядка, желание обойти  закон, освободиться от ответственности,  желание отблагодарить должностное лицо за принятое им решение, удовлетворяющее интересы взяткодателя, и т.д. Однако всегда взятка дается за служебные действия (бездействие) должностного лица в интересах самого взяткодателя или представляемых им физических или юридических лиц.22

Корыстные побуждения как один из мотивов дачи взятки вызывает немало споров в науке уголовного права. Мы знаем, что корыстный мотив  включает в себя два аспекта: 1) получение  материальной выгоды; 2) избавление от материальных затрат. Так А.И. Рарог23 считает, что понятие корысти как мотива должно быть одинаковым для всех составов преступлений, в противном случае оно окажется размытым и будет создавать дополнительные сложности для правоприменителей. А вот Трофимов И.В. напротив, считает что к даче взятки корыстный мотив применять не стоит, т.к. у взяткодателя нет цели получения материальной выгоды или избавления от материальных затрат. «Напротив,- говорит Трофимов - взяткодатель сам передаёт взяткополучателю деньги, ценные бумаги и т.д.»24  Таким образом, вопрос о корыстном мотиве в науке уголовного применительно к даче взятки  остаётся открытым и к единому мнению учёные ещё не пришли. 

Оконченной  дача взятки будет считаться с  момента принятия взяткополучателем  хотя бы части передаваемых ценностей.( П.11 ПВС)

Очень важно  уметь разграничивать взятку и подарок. Необходимость разграничения взятки и "обычного подарка" очевидна. При решении вопроса об ответственности виновных во взяточничестве, не обусловленном предварительной договоренностью за уже совершенные действия (либо бездействия) должностных лиц, следует обращать особое внимание на мотивы, которыми руководствовался взяткодатель, и на предмет самой взятки. Поэтому, если материальная ценность полученного в знак благодарности предмета явно малозначительна (букет цветов, коробка конфет и т.п.) и со стороны вручившего его это был сугубо знак признательности, благодарности, то следует говорить лишь о должностном проступке, не достигающем той степени общественной опасности, которая требуется для преступления25.

Так в чем  же отличие взятки-благодарности  от так называемого обычного подарка.

Согласно ст.575 Гражданского кодекса Российской Федерации разрешается дарение государственным (муниципальным) служащим обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей. Однако следует учитывать, что данное положение ГК РФ неприменимо к уголовному закону.

Статья 575 ГК РФ говорит о договоре дарения, который исключает встречную передачу вещи или права либо встречного обязательства со стороны лица, принимающего подарок, кроме того не только значительно повышает размер дозволяемого "обычного подарка", не влекущего вообще никакой ответственности как дарителя, так и государственного или муниципального служащего, принимающего дар в связи с должностным положением или исполнением служебных обязанностей, но и не оговаривает каких-либо иных условий правомерности подобных действий (кроме размера подарка). Однако ни о каком подарке нельзя говорить, если это вознаграждение вымогается должностным лицом государственного органа, органа местного самоуправления, государственного или муниципального учреждения под угрозой совершения действия (бездействия), влекущего нарушение законных интересов взяткодателя, или путем умышленного поставления последнего в такие условия, когда он вынужден вручить "подарок" для обеспечения своих правоохраняемых интересов.

Нельзя считать  подарком и вознаграждение, переданное должностному лицу в качестве подкупа, определившее его соответствующее служебное поведение, а также вознаграждение, врученное должностному лицу как благодарность за совершенное им незаконное действие (бездействие).

Таким образом, "обычный подарок", не влекущий никакой ответственности как для должностного лица, его принявшего, так и для вручившего подарок лица, отличается от взятки не только относительно небольшим размером. Независимо от размера получение должностным лицом и передача ему незаконного вознаграждения в связи с должностным положением или в связи с исполнением служебных обязанностей нужно расценивать как взяточничество в следующих случаях: 1) если имело место вымогательство этого вознаграждения; 2) если вознаграждение (или соглашение о нем) имело характер подкупа, обусловливало соответствующее, в том числе правомерное, служебное поведение должностного лица; 3) если вознаграждение передавалось должностному лицу за незаконные действия (бездействие).

Информация о работе Ответственность за взяточничество: история и современность