Ответственность за взяточничество: история и современность

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 14:30, курсовая работа

Описание работы

Современный этап развития российского общества характеризуется глобальными переменами экономического, организационного и идеологического характера, системным реформированием государственного аппарата. В связи с этим становятся приоритетными вопросы соблюдения законов и борьбы с преступностью. Особую криминогенную остроту и политическую значимость приобретает противодействие коррупции. В ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации неизменно акцентируется внимание на улучшении системы предупреждения и пресечения коррупционных процессов и преступлений.

Содержание

Введение. 3-4
1. История становления законодательства об уголовной ответственности за взяточничество и его общая криминологическая характеристика
1.1 Становление и развитие законодательства о взяточничестве в России 5-10
1.2 Общая криминологическая характеристика взяточничества 11-15
2.Получение взятки ( ст.290): Объект; объективная сторона; субъект; субъективная сторона. 16-30
3. Дача взятки (ст. 291): Объект; объективная сторона; субъект; субъективная сторона 30-37
4. Посредничество во взяточничестве (ст.2911): Объект; объективная сторона; субъект; субъективная сторона 38-41
Заключение 42-44
Список использованных источников 45-47

Работа содержит 1 файл

доработка1.doc

— 237.50 Кб (Скачать)

Получение взятки очень схоже с получением коммерческого подкупа, однако это два самостоятельный преступления:

ПОЛУЧЕНИЕ ВЗЯТКИ — преступление против интересов  гос. (муниципальной) службы, предусмотренное  ст. 290 УК РФ, заключающееся в получении  должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом международной публичной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо виде незаконного оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.

КОММЕРЧЕСКИЙ  ПОДКУП — экономическое преступление, предусмотренное ст. 204 УК РФ; направленное против интересов службы в коммерческой или иной организации и состоящее в незаконном получении лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное оказание ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением.12

Существуют  такие понятия как взятка-подкуп и взятка-вознаграждение.

Взятка-подкуп-это  такая взятка, которая получена взятка, получена взяткодателем до совершения (уклонения от совершения) того или иного действия в интересах взяткодателя. Т.е. получение взятки-подкупа предшествует совершению каких-либо действий.  Обратная ситуация со взяткой-вознаграждением. Взятка-вознаграждение - взятка, полученная после совершения должностным лицом органа государственной власти или местного самоуправления в пользу взяткодателя определенных действий (акта бездействия). Т.е. такой вид взятки передаётся только после получения необходимого взяткодателю результата.

И последняя  наиболее распространённая разновидность  получения взятки- завуалированная взятка. Завуалированная взятка- ситуация, когда взяткодатель и взяткополучатель маскируют совместную коррупционную деятельность под правомерные акты поведения, например, передачу денег в долг, подарок к торжественной дате, фиктивно оформленную страховку, проигрыш в карты, бильярд, теннис и т.д. Данный вид взятки предназначен в первую очередь для сокрытия преступной деятельности, т.к. действия совершаемые при завуалированном взяточничестве не вызывают сомнения у окружающих в их правомерности.13

Важно так же разграничивать должностные полномочия и должностное положение лица, получившего взятку.

Под должностными полномочиями лица следует понимать служебные полномочия лиц, которые связаны с осуществлением прав и обязанностей, которыми эти лица наделены в силу занимаемой должности.

Понятие же должностного положения даётся в Постановлении  Верховного суда по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе: «Под должностным  положением следует понимать значимость и авторитет занимаемой должности, нахождение в подчинении иных должностных лиц, в отношении которых осуществляется руководство со стороны взяткополучателя. При этом важно иметь ввиду, что  использование личных отношений, если они не связаны с занимаемой должностью, не может рассматриваться как использование должностного положения.» К покровительству по службе следует относить действия, которые связаны с незаслуженным поощрением, либо повышением в должности, а попустительство-это непринятие должностным лицом мер за упущения либо нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц.

Состав преступления- формальный. Преступление будет окончено с момента получения взятки. Важно  отметить, что обнаружение умысла не является покушением на дачу взятки. Однако если лицо предприняло действия (например, протянуло деньги), то в данном случае уже можно говорить о покушении на дачу взятки.

Субъектами  данного преступления являются должностные  лица, иностранные должностные лица либо лица публичной международной организации. Полномочия этих должностных лиц обязательно  должны быть нормативно закреплены, а их служебное положение предполагает значимость занимаемой ими должности и авторитет.14

Определение должностного лица дано в Примечании 1 к статье 285: «Должностные лица- это лица временно или по специальному полномочию осуществляющие  функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а так же в Вооружённых Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ»

Отнесение лица к числу должностных лиц происходит на основании функций, вытекающих из его служебного положения или временно занимаемой должности. Функции представителя власти означают осуществление представителем власти функций федеральной государственной власти, власти субъектов Федерации, а также властных полномочий органов местного самоуправления. Примечание к ст.318 определяет, что представителем власти признаётся должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а так же иное должностное лицо, наделённое в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.

Верховный суд  в своём постановлении по делам  о взяточничестве и коммерческом подкупе разъясняет организационно-распорядительные и административно-хозяйственные  функции следующим образом:

Организационно-распорядительные функции включают в себя, например, руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы подчинённых, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и взыскания.

К административно-хозяйственным  функциям могут быть отнесены полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, воинских частей и подразделений, а так же совершение иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей и порядка их хранения (П.3 ПВС)15

  Под иностранными должностными лицами в соответствии с примечанием 2 к статье 290 следует понимать: любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства; под должностным лицом публичной международной организации понимается международный гражданский служащий или любое лицо, которое уполномочено такой организацией действовать от её имени. 

Если же обратиться к закону, то мы видим, что в объем  законодательного понятия «должностное лицо» не включается, исходя из определения, приведенного в примечании 1 ст. 285 УК РФ, объем понятия «преподаватель». Однако преподаватель может рассматриваться в качестве субъекта получения взятки, но только в том случае, когда он включен в состав государственной экзаменационной или аттестационной комиссии.

Проблема, рассмотренная  в связи с определением случаев  наличия должностного положения  у педагогов, касается и врачей. Практика выработала положение, что следует признавать получением взятки получение имущественного предоставления за выдачу больничного листа, за действия в составе МСЭК, КЭК и иных подобных комиссий.

В российской следственной и судебной практике возникает еще  немало трудностей при решении вопросов о признании отдельных категорий  работников должностными лицами, и имеются тенденции как к расширению, так и к сужению круга лиц, признаваемых субъектами должностных преступлений. Тем не менее, понятие должностного лица, данное в примечании к ст. 285 УК РФ, не требует законодательного пересмотра. Определение круга лиц, относимых к субъектам должностных преступлений, требует выверенного подхода и должно основываться прежде всего на законе и складывающейся на его основе судебной практике.16

Субъективная сторона  получения взятки, по мнению подавляющего большинства ученых характеризуется  виной в виде прямого умысла и корыстной целью. Причём обещание выполнения или невыполнения действий (бездействия)значения в данном случае не имеет. Взяткополучатель осознает, что принимает незаконную имущественную выгоду за действие (бездействие), совершаемое с использованием должностного положения, либо за общее покровительство или попустительство по службе, и желает этого. Однако полностью корыстный мотив в юридической науке уголовного права не определён. Некоторые учёные считают, что взятка может быть получена из без корыстного мотива( Например, взятка берётся для осуществления ремонта в кабинетах организации, приобретения орг.техники и т.д.).

       Квалифицированные составы получения взятки.

1.Первый квалифицированный состав получения взятки - получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки в значительном размере. Состав закреплён в части 2 статьи 290 УК. Основные признаки этого состава такие же, как и в части 1 данной статьи. Этот состав содержит такой признак как значительный размер получения взятки. Примечание 1 к статье 290 определяет значительный размер следующим образом: «Значительным размером взятки в настоящей статье, а так же статьях 291 и 2911     УК РФ признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие двадцать пять тысяч рублей.

2. Квалифицированный состав, предусмотренный частью 3 статьи 290, предполагающий получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки за незаконные действия (бездействие). В качестве незаконных действий должностного лица в постановлении Пленума Верховного Суда №6 рассматриваются «неправомерные действия, которые не вытекали из его служебных полномочий или совершались вопреки интересам службы, а также действия, содержащие в себе признаки преступления либо иного правонарушения». Следует пояснить, что под «неправомерными действиями, которые не вытекали из служебных полномочий» следует, прежде всего, понимать превышение должностных полномочий, а не те действия другого должностного лица, совершению которых взяткополучатель может содействовать, используя служебное положение.

Некоторые ученые термин «незаконные», используемый законодателем, толкуют только как «преступные». Однако большинство юристов придерживается другого мнения. Наиболее распространенной является точка зрения, согласно которой под незаконными действиями (бездействием) следует понимать случаи, когда:

– должностное лицо, иностранное должностное лицо либо должностное лицо публичной международной организации за взятку совершает неправомерные действия, не являющиеся преступлением;

– должностное лицо, иностранное должностное лицо либо должностное лицо публичной международной организации за взятку совершает преступное деяние.

Заметим, что  в зависимости от того, какие именно действия (бездействие) совершаются за взятку, следует выделять два вида взяток: взятка с простым составом – вручается должностному лицу за совершение или ускорение законного действия, находящегося в компетенции последнего; взятка со сложным составом, обремененная квалифицирующим признаком, – вручается должностному лицу за совершение какого-либо запрещенного законом действия, связанного с его возможностями по занимаемой должности.

При квалификации деяния имеет смысл также обратить внимание на следующее обстоятельство: закон не дает определения незаконным действиям, и поэтому под ними следует понимать не только уголовно наказуемые деяния, но и совершение дисциплинарных или административных поступков, деяний, за которые предусмотрена гражданско-правовая ответственность.17

3. Квалифицированный состав, предусмотренный частью 4 статьи 290- деяния, предусмотренные частями первой-третьей настоящей статьи, совершённые лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления.  В данном случае необходимо определить какие лица попадают под данный состав преступления. Примечание 2 к статье 285 определяет, что под лицами, занимающими государственные должности РФ понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемы Конституцией РФ, федеральными конституционными и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

Примечание 3 к  статье 285 определяет, что под лицами, занимающими государственные должности  субъектов РФ понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

Под государственной  должностью понимается должность в  федеральных органах государственной  власти, органах государственной  власти субъектов Российской Федерации, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей.18

Информация о работе Ответственность за взяточничество: история и современность