Отграничение изнасилования от насильственных действий сексуального характера

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2011 в 14:05, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - определить разграничение изнасилования и насильственных действий сексуального характера.

Задачами курсовой работы:

- определить понятие, субъективные, объективные и квалифицирующие признаки изнасилования;

- определить понятие, субъективные, объективные и квалифицирующие признаки насильственных действий;

- проанализировать разграничение изнасилования и насильственных действий сексуального характера.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Изнасилование: понятие, объективные,
субъективные признаки 6
1.1. Объективные признаки изнасилования 6
1.2. Субъективная сторона 11
1.3. Квалифицирующие признаки преступления 12
Глава 2. Насильственные действия сексуального характера. 24
2.1. Объективные, субъективные и квалифицирующие признаки 24
Глава 3. Отграничение изнасилования от 27
насильственных действий сексуального характера 27
Заключение 33
Список источников и литературы: 35

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.Уголовное право. Изнасилование. Сюзанна.doc

— 181.50 Кб (Скачать)

     К иным действиям  сексуального характера относятся  различные сексуальные действия между мужчиной и женщиной или  между мужчинами, кроме естественного полового акта и мужеложства (например, coitus per os - в отношении мужчины или женщины или coitus per anum - в отношении женщины)*(300), а также половое сношение мужчины и женщины, совершенное под принуждением со стороны женщины.

     Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом, т.е. виновный сознает, что совершает мужеложство, лесбиянство или иные действия сексуального характера, и желает совершить их.

     Субъект преступления - вменяемое лицо, достигшее 14 лет. Соисполнителями  в форме применения физического насилия или угроз при мужеложстве может быть и женщина, а при лесбиянстве - и мужчина17.

     Число лиц, осужденных за мужеложство, в последние годы уменьшилось. Если в 1986 г. за мужеложство  было осуждено 1010 человек, то в 1995 г. - лишь 315. Объясняется такая динамика тем, что Законом РФ от 29 апреля 1993 г. было декриминализировано ненасильственное мужеложство. Кроме того, официальная статистика не отражает действительной динамики этих преступлений. Характерным для субъектов мужеложства, в отличие от изнасилования, является более высокий образовательный уровень: до 40% составляют лица со средним общим и специальным образованием и до 28% - лица с незаконченным высшим и высшим образованием.

     Квалифицированные и особо квалифицированные составы насильственных действий сексуального характера аналогичны соответствующим составам изнасилования, рассмотренным ранее.

     При решении вопроса  о совершении виновным насильственных действий сексуального характера возможно проведение судебно-медицинской экспертизы с участием врача-сексопатолога. 

     Выводы  по 2 главе: 

    На  основании проведенного анализа  исследования понятия насильственных действий сексуального характера, можно  сделать следующие выводы:

  1. Как и изнасилование, насильственные действия сексуального характера относятся к одному из наиболее распространенных и опасных половых преступлений. В 1997 г. из 15 620 половых преступлений 4478 были преступления, квалифицированные по ст. 132 УК (28,7%), в 1998 г. эти цифры были соответственно 17 807, 6660 (37,4%). В соответствии со ст. 15 УК деяния, предусмотренные ч. 1 и 2 ст. 132 УК, следует отнести к тяжким, а предусмотренные ч. 3 ст. 132 УК - к особо тяжким преступлениям. Статья 132 УК предусматривает ответственность за насильственное мужеложство, лесбиянство и иные действия сексуального характера.
  2. Объект этого преступления - личность, которой наносится вред таким посягательством.
 
 

 

      Глава 3. Отграничение изнасилования от

     насильственных  действий сексуального характера 

     Глава 18 УК РФ содержит уголовно-правовой запрет на совершение ряда деяний против половой неприкосновенности и половой свободы личности. И если половая неприкосновенность предполагает запрет на совершение любых сексуальных действий против личности, то половая свобода - право самостоятельно решать, как и с кем удовлетворять свои сексуальные желания. Ст. 132 УК охраняет не "нормальный уклад" половых отношений в традиционном советском его понимании. Данная норма, исходя из буквы действующего УК, ставит под охрану те же общественные отношения и интересы, которые охраняются нормой об ответственности за изнасилование. Однако если в изнасиловании речь идет только о половой свободе и неприкосновенности женщины, то при совершении насильственных действий сексуального характера нужно говорить о причинении вреда половой свободе и половой неприкосновенности любого человека. При этом критерии и границы допустимости собственной половой свободы, несомненно, должны определяться потерпевшим лицом - оно и только оно должно определять, страдает ли в результате совершенного с ним деяния его половая свобода18.

     Действующее законодательство не дает оснований  для утверждений о том, что  непосредственным объектом любых насильственных действий сексуального характера, как  и изнасилования, являются всегда одновременно и половая свобода, и половая неприкосновенность.

     В УК установлен жесткий запрет на совершение любых ненасильственных сексуальных  действий в отношении малолетнего  лица, т.е. уголовно-правовой охране подлежит только его половая неприкосновенность (п."в" ч.3 ст.132 УК). Из сказанного следует, что половая неприкосновенность не является уголовно охраняемым благом для лиц, достигших 14-летнего возраста. И, следовательно, основным непосредственным объектом основного состава совершения насильственных действий сексуального характера (ч.1 ст.132 УК) является только половая свобода личности19.

     Здоровье  потерпевшего или иных лиц является дополнительным объектом насильственных действий сексуального характера, так  же как и в изнасиловании.

     Так как потерпевшим от насильственных действий сексуального характера может быть лицо любого пола, то отличие насильственных действий сексуального характера от изнасилования изначально происходит по такой составной части объекта, как потерпевший. Исходя из этого, можно утверждать, что с позиции объекта преступления насильственные действия сексуального характера в отечественном законодательстве являются общей нормой по отношению к изнасилованию, которая в свою очередь является специальной по отношению к исследуемому составу.

     В соответствии с диспозицией ч.1 ст.132 УК объективную сторону насильственных действий сексуального характера составляют мужеложство, лесбиянство или иные действия сексуального характера с применением насилия или с угрозой его применения к потерпевшему (потерпевшей) или к другим лицам либо с использованием беспомощного состояния потерпевшего (потерпевшей). Не вызывает сомнений то, что объективная сторона рассматриваемого состава носит сложный характер, выражаясь в наличии минимум двух последовательных действий виновного: применения насилия (физического или психического) к потерпевшему (потерпевшей) или иным лицам либо использования беспомощного состояния потерпевшего (потерпевшей); совершения собственно действия сексуального характера.

     Таким образом, насильственные действия сексуального характера, с точки зрения конструкции объективной стороны, являются сложным (составным) преступлением. Состав рассматриваемого преступления носит исключительно формальный характер с точки зрения конструкции объективной стороны.

     В ч.1 ст.132 УК содержатся три формы деяния, которыми может быть совершено данное преступление: мужеложство, лесбиянство и иные действия сексуального характера.

     Мужеложство является лишь одним из видов мужского гомосексуализма, который включает в себя еще несколько разновидностей.

     Лесбиянство является вторым проявлением гомосексуальных  действий, имеющим уголовно-правовое значение при насильственном характере  их совершения, и выражается в любом  виде сексуальных действий женщины  с женщиной. Исследования лесбиянства  как уголовно-правового явления до настоящего момента в науке не проводилось. Как уже отмечалось, мужской гомосексуализм знает и другие проявления, кроме мужеложства. Поэтому при насильственных действиях сексуального характера, происходящих между мужчинами и не являющихся мужеложством, такое деяние может попасть под определение "иные действия сексуального характера". При насильственных действиях сексуального характера между женщинами - это всегда насильственное лесбиянство.

     Возникает закономерный вопрос, что же такое "иные действия сексуального характера"?

     В науке господствует мнение, согласно которому ст.132 УК предусматривает ответственность  за практически все насильственные сексуальные действия, не подпадающие  под признаки изнасилования. Мало того, что их вряд ли можно перечислить как таковые, так вполне серьезно предлагается к их числу относить не только известные и описанные в медицинской литературе половые перверсии, но и экзотичные для отечественного правоприменителя проявления насильственной сексуальной активности20.

     В некоторых криминологических работах предлагается считать любое преступление, совершенное на сексуальной почве, относимым к сексуальным насильственным преступлениям. И если в криминологии это может быть оправданным, то в уголовном праве вряд ли. Действительно, если кто-либо испытывает сексуальное удовольствие, причиняемое истязанием либо нанесением телесного вреда, при этом не совершая сексуальных манипуляций в собственном смысле этого слова, то, если следовать такому подходу, содеянное надлежит квалифицировать именно по ст.132 УК, а не по статьям о преступлениях против жизни и здоровья личности. Но это же абсурдно - если лицо, к примеру, ампутируя палец потерпевшему, испытывает сексуальное желание либо удовлетворение, то оно по субъективному основанию должно нести ответственность за преступление против половой свободы либо половой неприкосновенности21.

     Предлагая законодательное определение "иных действий сексуального характера", полезно присмотреться к зарубежному  опыту. Ведь будучи для нашей страны новым, рассматриваемый состав довольно длительное время существует в законодательстве многих стран. Европейские законодатели, определяя сексуальное действие как таковое, расшифровывают его содержание как "сексуальное проникновение" (см. УК Франции, УК Испании). Представляется, что если очень разнообразные действия (как насильственные, так и ненасильственные) могут носить сексуальную окраску, то под уголовно значимое понимание "иных сексуальных действий" необходимо относить только те, которые выражаются в насильственном сексуальном проникновении22.

     Более приемлемо и целесообразно именно такое сужение границ уголовной  ответственности за рассматриваемое  преступление, ибо в противном  случае безграничное понимание "иных сексуальных действий" приведет к неоправданному расширению рамок уголовной ответственности и возможному применению закона по аналогии.

     Квалифицированные и особо квалифицированные составы  насильственных действий сексуального характера аналогичны соответствующим  составам изнасилования, рассмотренным  ранее23. 

     Выводы по 3 главе: 

    
  1. Изнасилование, как и насильственные действия сексуального характера, является одним из самых опасных преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности. Насильственные действия сексуального характера хотя и отличается по своим признакам от изнасилования, но также затрагивает интимную сферу жизни человека, а потому представляется необходимым одинаково решать вопрос о порядке возбуждения уголовных дел по признакам ч. 1 ст. 131 и ч. 1 ст. 132 УК РФ
  2. Наиболее видным отличием изнасилования от насильственных действий сексуального характера является субъект преступления. Субъектом изнасилования может быть только лицо мужского пола. Субъектом насильственных действий сексуального характера может быть как лицо мужского пола, так и женского.
  3. Объективная сторона изнасилования имеет сложный характер и состоит из двух элементов: полового сношения и применения насилия или угрозы насилием или использования беспомощного состояния потерпевшей. Поэтому отсутствие одного из элементов объективной стороны означает отсутствие состава изнасилования.
  4. Объективная сторона по ч. 1 ст. 132 УК характеризуется совершением мужеложства, лесбиянства и других насильственных действий сексуального характера.  Мужеложство – половое сношение мужчины с мужчиной.   Лесбиянство (от названия греческого острова Lesbos) – половое сношение женщины с женщиной. УК РФ 1996 года впервые в отечественной практике установил уголовную ответственность за лесбиянство с применением насилия или с угрозой его применения к потерпевшей или к другим лицам либо с использованием беспомощного состояния потерпевшей, как одно из насильственных действий сексуального характера. Однако в отличие от мужеложства юридическая практика еще не выработала четкого критерия того, какие действия лиц можно считать фактом лесбиянства. Синонимы лесбиянства – сапфизм, трибадия. Соглашаясь, в принципе, с возможностью сосуществования различных сексуальных взаимоотношений между людьми (гетеросексуальных, гомосексуальных и др.), законодатель считает их допустимыми на добровольной основе и между совершеннолетними, так как удовлетворение биологических потребностей организма не является антиобщественным.
  5.         Для решения вопроса об отнесении тех или иных насильственных действий к сексуальным возможно проведение экспертизы с участием врача сексопатолога.
 
 

 

      Заключение 

     В ходе выполнения курсовой работы были проведены исследование и анализ некоторых уголовно-правовых проблем, относящихся к составу, предусмотренного статьей 131 УК РФ. Выявлены противоречия и спорные вопросы квалификации данного состава в теории уголовного права, а также в следственной и судебной практике. Были решены следующие конкретные задачи: проведено исследование понятия изнасилования, его объективных и субъективных признаков; дана характеристика квалифицированного и особо квалифицированного состава изнасилования; получены теоретические выводы и практические рекомендации при квалификации преступлений предусмотренные ст. 131 УК РФ; отграничено изнасилование от насильственных действий сексуального характера, а так же изучена характеристика лиц, совершающих преступления данного вида.

     Данную  тему я изучила путем теоретического и практического исследования, а  также путем анализа вопросов ответственности за преступление, предусмотренное  ст. 131 УК РФ. Научные публикации, материалы уголовных дел и различные статистические наблюдения показывают, что имеются серьезные трудности в рассмотрении и осуществлении правосудия по делам об изнасиловании из-за недостаточного знания закона, отсутствия умения разбираться в сложных уголовно-правовых и криминалистических вопросах, которые возникают в практике. И лишь соблюдение судами требований действующего законодательства поможет правоохранительным органам устранить вышеперечисленные недостатки и избежать ошибок при квалификации преступных действий.

     Сопоставительный  анализ статистических данных и других материалов свидетельствует о несоответствии данных уголовной статистики реальному  количеству совершаемых в России изнасилований. Только за один 2003г. было отказано в возбуждении уголовного дела по 16,6 тыс. заявлений об изнасилованиях. Нередко уже зарегистрированные преступления об изнасиловании остаются без должного реагирования со стороны правоохранительных органов. Причинами этого являются: недостаточность профессиональной подготовки следователей прокуратуры; их перегруженность; несовершенство уголовного и уголовно-процессуального законодательства; слабая исполнительская дисциплина сотрудников органов внутренних дел. 90% отказных дел по ст. 131 УК РФ- это недоказанные изнасилования. Следователи стараются склонить жертву к отказу от своего заявления, когда предвидят недоказуемость, с их точки зрения, эпизодов преступления. Нужно включать меры как общесоциального, так и специально-криминологического характера по предупреждению изнасилования. Например, такие, как:

Информация о работе Отграничение изнасилования от насильственных действий сексуального характера