Отграничение изнасилования от насильственных действий сексуального характера

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2011 в 14:05, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - определить разграничение изнасилования и насильственных действий сексуального характера.

Задачами курсовой работы:

- определить понятие, субъективные, объективные и квалифицирующие признаки изнасилования;

- определить понятие, субъективные, объективные и квалифицирующие признаки насильственных действий;

- проанализировать разграничение изнасилования и насильственных действий сексуального характера.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Изнасилование: понятие, объективные,
субъективные признаки 6
1.1. Объективные признаки изнасилования 6
1.2. Субъективная сторона 11
1.3. Квалифицирующие признаки преступления 12
Глава 2. Насильственные действия сексуального характера. 24
2.1. Объективные, субъективные и квалифицирующие признаки 24
Глава 3. Отграничение изнасилования от 27
насильственных действий сексуального характера 27
Заключение 33
Список источников и литературы: 35

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.Уголовное право. Изнасилование. Сюзанна.doc

— 181.50 Кб (Скачать)

     При подстрекательстве несовершеннолетнего  к совершению изнасилования действия взрослого лица при наличии признаков  состава указанного преступления должны квалифицироваться по ст. 150 УК РФ, а  также по закону, предусматривающему ответственность за соучастие (в форме подстрекательства) в совершении изнасилования, т.е. по п. б ч. 2 ст. 131 УК РФ.

     П. «в» ч. 2 ст. 131 УК РФ – изнасилование, соединенное с угрозой убийством  или причинением тяжкого вреда  здоровью, а также с особой жестокостью по отношению к потерпевшей или другим лицам.

     Угроза  убийством или причинение тяжкого  вреда здоровью – это явно выраженное намерение насильника немедленно расправиться с потерпевшей путем лишения  жизни или причинения вреда здоровью, подпадающее под признаки ст. 111 УК РФ.

     Угроза  может выражаться словесно, конклюдентными действиями, демонстрацией оружия или  предметов, используемых в качестве оружия.

     Для квалификации по этому пункту не имеет  значения, имел ли виновный намерение осуществить свою угрозу или рассчитывал на сильное психологическое воздействие. Важно, что таким способом он подавил волю потерпевшей к сопротивлению. Именно по этой причине законодатель угрозу убийством или причинением тяжкого вреда здоровью отнес к квалифицирующим обстоятельствам изнасилования.

     Введение  этого признака в ст. 131 УК РФ оправданно необходимостью правового реагирования на участившиеся случаи совершения изнасилований  сексуальными маньяками, которые сопровождают свои действия исключительной безжалостностью к жертвам, садизмом.

     Проявление  особой жестокости в соответствии с  п. «в» ч. 2 ст. 131 УК РФ возможно по отношению  как к потерпевшей, так и другим лицам. Общим признаком, объединяющим эти две категории лиц, является цель – изнасилование с особой жестокостью. Исходя из названной цели, особая жестокость по отношению к потерпевшей может проявиться до начала либо в момент изнасилования. Особая жестокость, проявленная после совершения преступления, подлежит самостоятельной правовой оценке как посягательство на жизнь, здоровье, достоинство потерпевшей.

     Объективно  особая жестокость может проявится  в мучениях, истязании, издевательствах, глумлении над потерпевшей (ст. 112, 115, 117 УК РФ), причинении вреда, опасного для жизни и здоровья в момент нанесения (ч. 1 ст. 111 УК РФ).

     По  отношению к другим лицам особая жестокость может проявляться в  тех же действиях, но с целью сломить  сопротивление потерпевшей путем  психологического воздействия на нее.

     Думается, что к изнасилованию с особой жестокостью следует отнести и причинение моральных страданий близким потерпевшей, в чьем присутствие совершается ее изнасилование, а сами они лишены физической возможности оказать помощь.

     Вместе  с тем особая жестокость насильника по отношению к лицам, пытавшимся воспрепятствовать преступлению (ст. 37 УК РФ), должна рассматриваться как  характеристика самостоятельного посягательства на жизнь или здоровье этих лиц (ст. 111, 112 , 115, 117 УК РФ).

     Изнасилование, повлекшее  заражение потерпевшей венерическим заболеванием квалифицируется соответственно по п. "г" ч. 2 ст. 131 УК. Виновный должен знать о наличии у него венерической болезни. Н.Г.Иванов и Ю.И.Ляпунов, считающие, что если менее опасное преступление является признаком другого более опасного преступления и непосредственно указано в диспозиции соответствующей уголовно-правовой нормы (в данном случае в диспозиции ч. 2 ст. 131 УК РФ), то оно поглощается более опасным преступлением и не нуждается в самостоятельной правовой оценке, поскольку уже учтено законодателем.

     Пункт "д" ч. 2 ст. 131 УК предусматривает  ответственность за изнасилование  заведомо несовершеннолетней, не достигшей 18-летнего возраста. Указание в новом Уголовном кодексе на заведомость несовершеннолетия потерпевшей не случайно. В Кодексе 1960 г. такое указание отсутствовало, вследствие чего Пленум Верховного Суда СССР в постановлении от 24 марта 1964 г. "О судебной практике по делам об изнасиловании" разъяснил: для обвинения в изнасиловании несовершеннолетней необходимо установить, что лицо знало или допускало, что совершает насильственный половой акт с несовершеннолетней, либо могло и должно было это предвидеть.

     Часть 3 ст. 131 УК РФ предусматривает ответственность за изнасилование при наличии особо квалифицирующих признаков: а) повлекших по неосторожности смерть потерпевшей; б) повлекших по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшей, заражение ее ВИЧ-инфекцией или иные тяжкие последствия; в) изнасилование потерпевшей, заведомо не достигшей 14-летнего возраста.

     Составы, названные в п. «а» и «б»  ч. 3 ст. 131 УК РФ, сконструированы по типу материальных. Для их вменения требуется доказать, что между  изнасилованием и наступившими последствиями  есть причинная связь, что последствия  соответствуют их описанию в законе и вызваны именно изнасилованием либо покушением на него, а не другими действиями имеющими отношения к изнасилованию, но не входящими в объективную сторону этого состава11.

     Изнасилование, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшей. Этот особо квалифицированный вид изнасилования, предусмотренный п. "а" ч. 3 ст. 131 УК, предполагает двойную форму вины: прямой умысел по отношению к изнасилованию и неосторожность в виде легкомыслия или небрежности по отношению к смерти потерпевшей. Такое последствие должно находиться в необходимой причинной связи с действиями виновного. Дополнительной квалификации подобных действий по ст. 109 УК (причинение смерти по неосторожности) не требуется. В случае если в процессе изнасилования или покушения на него совершено умышленное убийство, действия виновного также квалифицируются по п. "а" ч. 3 ст. 131 УК и по совокупности по п. "к" ч. 2 ст. 105 УК.

     Если  же умысел на совершение убийства возник после изнасилования (например, с  целью сокрытия преступления или  по мотивам мести за сопротивление, оказанное потерпевшей при изнасиловании), то налицо два самостоятельных преступления - изнасилование, которое должно квалифицироваться в зависимости от наличия или отсутствия квалифицирующих признаков по соответствующей части ст. 131 УК, и убийство, совершенное с целью скрыть другое преступление, по п. "к" ч. 2 ст. 105 УК.

     Виновный 14-15 лет не подлежит уголовной ответственности  по п. «а» ч. 3 ст. 131 УК РФ, поскольку  ответственность за неосторожное причинение смерти наступает с 16 лет.

     В п. «б» ч. 3 ст. 131 УК РФ сосредоточены три самостоятельных особо квалифицирующих признака изнасилования.

     Характеристика  первого из них – неосторожное причинение тяжкого вреда здоровью – дается в ч. 1 и 2 ст. 118 УК РФ. Применительно  к ст. 131 УК РФ необходимо, также как и при лишении жизни по неосторожности (п. «а» ч. 3 ст. 131 УК РФ), доказывать наличие причинной связи между изнасилованием (половым актом либо применением насилия) и тяжким вредом, наступившим в результате совершения названного преступления. При отсутствии причинной связи действия виновного квалифицируются раздельно: по ст. 131 УК РФ (без рассматриваемого особо квалифицирующего признака) и ст. 118 УК РФ.

     Перечень  последствий, отнесенных к тяжкому  вреду здоровью, дается в ст. 111 УК РФ. В принципе, наступление любого из названных в ней последствий может служить предпосылкой вменения п. «б» ч. 3 ст. 131 УК РФ при условии, что виновное отношение к ним выражается в форме неосторожности.

     Изнасилование, повлекшее по неосторожности заражение  потерпевшей ВИЧ-инфекцией, квалифицируется по п. "б" ч. 3 ст. 131 УК РФ и дополнительной квалификации по ч. 2 ст. 122 УК РФ не требуется. Вместе с тем п. "б" ч. 3 ст. 131 УК предусматривает в качестве квалифицирующего признака фактическое заражение потерпевшей ВИЧ-инфекцией. Заведомое же поставление потерпевшей в опасность заражения ВИЧ-инфекцией не является квалифицирующим признаком изнасилования, вследствие чего такое преступление должно квалифицироваться по совокупности ч. 1 ст. 131 УК (при отсутствии и других квалифицирующих признаков) и ч. 1 ст. 122 УК12.

     К иным тяжким последствиям изнасилования  относятся такие, которые не вошли в перечень, названный в ч. 3 ст. 131 УК РФ. Возможность отнесения их к особо квалифицирующим признакам суд определяет исходя из указания в законе о тяжести последствий и наличия их в конкретном уголовном деле.

     Однако  исходным моментом во всех случаях  решения этого вопроса должно быть обязательное условие: тяжкие последствия  наступают от изнасилования или  покушения на него, то есть от выполнения действий, входящих в объективную сторону состава данного преступления, причинно связаны с ним и совершены виновно (умышленно или неосторожно).

     Изнасилование беременной женщины, последовавший  в результате этого выкидыш и  утрата способности к деторождению должны квалифицироваться по п. "б" ч. 3 ст. 131 УК по признаку причинения тяжкого вреда здоровью потерпевшей13.

     Изнасилование потерпевшей, заведомо не достигшей  четырнадцатилетнего возраста (п. «в»  ч. 3 ст. 131 УК РФ). Объектом охраны по данному  пункту является половая неприкосновенность, нормальное физическое и половое развитие, а также нравственное формирование девочек.

     Изнасилование малолетней считается преступление с использованием ее беспомощного состояния. Потерпевшая из-за своего возраста не способна понимать характер и последствия совершаемых с ней действий.

     Изнасилованию малолетней могут предшествовать развратные действия. При этом действия виновного  могут быть квалифицированны по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 135 УК РФ и п. «в» ч. 3 ст. 131 УК РФ, если они совершались в разное время, с определенным разрывом во времени и каждое преступление – по самостоятельно возникшему умыслу; если же развратные действия непосредственно предшествовали половому акту, не совершенному по независящим причинам от воли виновного, то их следует рассматривать как приготовление либо покушение на изнасилование (ст. 30 и п. «в» ч. 3 ст. 131 УК РФ).

     Половой акт с малолетней, совершенный  сразу после развратных действий, надлежит квалифицировать по ст. 131 УК РФ, а указанные действия рассматривать как начало выполнения объективной стороны преступления14. 

     Выводы  по 1 главе: 

    Можно сделать следующие  выводы:

  1. Изнасилование - самое опасное и наиболее распространенное из половых преступлений. До введения в действие Уголовного кодекса РФ изнасилования составляли 85-90%. С выделением в самостоятельный состав насильственных действий сексуального характера (ст. 132 УК) изнасилования составили в 2009 г. 59,6% (9307 из 15 620), а в 2010 г. - 50,6% (9014 из 17 809). В соответствии со ст. 15 УК изнасилования, квалифицируемые по ч. 1 и 2 ст. 131 УК, являются тяжкими, а квалифицируемые по ч. 3 ст. 131 УК - особо тяжкими.
  2. Под объектом изнасилования имеется в виду половая свобода женщины или половая неприкосновенность малолетней.
  3. Объективная сторона изнасилования имеет сложный характер, складывающийся из двух действий: совершения полового сношения и применения физического насилия или угрозы его применения или использования беспомощного состояния потерпевшей.

 

    Глава 2. Насильственные действия сексуального характера.

    2.1. Объективные, субъективные и квалифицирующие признаки

 

     Как и изнасилование, насильственные действия сексуального характера относятся к одному из наиболее распространенных и опасных  половых преступлений. В 1997 г. из 15 620 половых преступлений 4478 были преступления, квалифицированные по ст. 132 УК (28,7%), в 1998 г. эти цифры были соответственно 17 807, 6660 (37,4%). В соответствии со ст. 15 УК деяния, предусмотренные ч. 1 и 2 ст. 132 УК, следует отнести к тяжким, а предусмотренные ч. 3 ст. 132 УК - к особо тяжким преступлениям. Статья 132 УК предусматривает ответственность за насильственное мужеложство, лесбиянство и иные действия сексуального характера15.

     Объект этого преступления - личность, которой наносится вред таким посягательством.

     Объективной стороной мужеложства является насильственное удовлетворение половой потребности  мужчины с мужчиной в форме coitus per anum. Содержание и характер физического  насилия, угроз его применения к  потерпевшему или к другим лицам  и использование беспомощного состояния потерпевшего тождественны таким же понятиям в составе изнасилования. Некоторые авторы ошибочно считают, что насилие и угроза его применения должны выступать способом подавления воли лишь потерпевшего (потерпевшей), а не посторонних лиц, способных оказать противодействие преступлению, предусмотренному ст. 132 УК*(296). Состав является формальным, и преступление считается оконченным с момента начала совершения указанных в законе действий16.

     Уголовный кодекс 1996 г. впервые в Российской Федерации ввел ответственность за лесбиянство (сексуальные отношения между женщинами) и иные действия сексуального характера с применением насилия и иных противозаконных действий*(297). Название женского гомосексуализма лесбиянством или сафизмом происходит от имени древнегреческой поэтессы Сафо, жившей на острове Лесбос и якобы одержимой этим влечением. Одной из форм лесбиянства является трибадия (от греческого tribo - тереть), при котором половое удовлетворение достигается путем трения половыми органами о различные части тела партнерши.

     В литературе обоснованно  отмечается сложность привлечения  к уголовной ответственности  за лесбиянство, так как ни уголовный  закон, ни толковые словари не дают криминального понятия этой формы гомосексуализма. По мнению Кибальника А. и Соломенко И., уголовная ответственность за насильственное лесбиянство вообще невозможна, так как гомосексуальные ласки лесбиянок предполагают взаимное половое влечение. Можно согласиться с тем, что насильственное лесбиянство в такой форме действительно трудно представить, однако насильственное лесбиянство в форме, например, трибадии вполне возможно.

Информация о работе Отграничение изнасилования от насильственных действий сексуального характера