Особенности ответственности соучастников преступления

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 17:25, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в изучении видов соучастников преступления.
Для достижения указанной цели в работе ставятся ряд задач:
–рассмотреть понятие и общую характеристику соучастия;
–охарактеризовать виды соучастников преступления;
–проанализировать основания и пределы ответственности соучастников, а также специальные вопросы ответственности соучастников.

Содержание

Введение...................................................................................................................2
Глава 1. Виды соучастников.................................................................................4
1.1. Исполнитель преступления......................................................................5
1.2. Организатор преступления........................................................................8
1.3. Подстрекатель к преступлению...............................................................11
1.4. Пособник....................................................................................................16
Глава 2. Особенности ответственности соучастников преступления………..22
2.1. Основания и пределы ответственности соучастников………………..22
2.2. Специальные вопросы ответственности соучастников……………….25
Заключение.............................................................................................................29
Библиографический список...................................

Работа содержит 1 файл

угол право курсач.doc

— 144.00 Кб (Скачать)

    Пособник  не принимает личного участия в выполнении объективной стороны преступления, он оказывает помощь исполнителю путем создания реальной возможности совершения преступления, в том числе на стадии приготовления.

    По  смыслу уголовного закона в случае совершения хищения с проникновением в жилище по предварительному сговору группой лиц при отсутствии признаков организованной группы действия лиц, осведомленных о цели участников нападения и оказавших им содействие в доставке их к месту совершения преступления и обратно, но не помогавших в непосредственном проникновении в жилище или изъятии имущества, подлежат квалификации как соучастие в преступлении в форме пособничества.

    Например, Башкатов, зная о намерении участников хищения завладеть чужим имуществом, доставил их на автомашине к месту, где планировалось совершение преступления, и согласно договоренности дожидался их возвращения, после чего с похищенным отвез участников нападения обратно. Как указал Пленум Верховного Суда РФ, его действия надлежит квалифицировать как соучастие в преступлении в форме пособничества.

    Под помощью понимается содействие кому-нибудь в чем-нибудь, участие, приносящее облегчение кому-нибудь. Закон перечисляет способы  пособничества, которыми исчерпываются  все возможные формы преступной деятельности пособника, то есть круг функций пособника, отраженный в УК РФ, формально завершен.

    По  характеру совершаемых действий пособничество принято делить в  науке уголовного права на физическое и интеллектуальное. При интеллектуальном пособничестве речь идет о прямом воздействии пособника на сознание лица, а при физическом пособник действует определенным образом и уже через действие влияет на сознание лица.

    К интеллектуальному пособничеству  относят традиционно дачу советов, указаний, предоставление информации, заранее обещанное укрывательство средств и орудий совершения преступления, преступника, следов преступления, предметов, добытых преступным путем, заранее обещанное приобретение или сбыт таких предметов. И данный перечень в теории признают исчерпывающим.

    Такие способы пособничества как предоставление информации, совет, указания различаются по степени влияния на сознание лица. Предоставление информации – это предоставление сведений, учет которых способен упростить совершение преступления. Но это должна быть не просто любая информация, а информация, облегчающая совершение преступления, но располагающаяся за пределами советов и указаний. Скорее всего, это скрытый совет – например, сведения об упрощенном совершении преступления без предложения о его совершении или сведения об облегченном добывании средств совершения преступления. Но предоставление информации становится пособничеством только при наличии следующих условий: 1) реальной готовности информируемого совершить преступление, 2) знании информатора о данной готовности, 3) наличии у информатора вины на совершение преступления. При отсутствии хотя бы одного из условий переданная информация не будет иметь криминального значения.16 Передавая информацию, пособник как бы остается нейтральным лицом, влияние на сознание других соучастников выступает в скрытом виде, решение о совершении преступления в полном объеме ложится на другого соучастника.

    Достаточно  трудным является проведение различий между советом и указанием. А.П. Козлов предлагает дифференцировать их по степени влияния на сознание других соучастников и определяет содействие советом как передачу сведений с объяснением путей, облегчающих совершение преступления, выраженную в убеждающей форме при отсутствии явного волевого давления на сознание другого лица, в то время как под указанием он понимает передачу сведений с объяснением путей, облегчающих совершение преступления, выраженную в принуждающей форме с явным волевым давлением на сознание другого лица.

    Вторая  группа интеллектуального пособничества  включает в себя заранее обещанное  укрывательство, заранее обещанное приобретение и заранее обещанный сбыт, различающиеся по специфичности характера планируемых после исполнения преступления действий. Их объединяет то, что эта деятельность существует как возможность, обращена в будущее. Соучастник, которому пособник помогает, совершает свои действия под воздействием лишь обещания будущего поведения. Именно поэтому пособничество считается осуществленным после такого обещания и поэтому оно признается интеллектуальным. Термин “заранее  данное обещание” следует понимать возложенное на себя до начала поведения другого соучастника обязательство совершить определенные действия.

    По  способу действий интеллектуальное пособничество внешне сходно с подстрекательством. И то, и другое может осуществляться посредством советов, указаний. Однако они играют различную роль в формировании решимости другого лица совершить преступление – подстрекатель возбуждает эту решимость, а пособник только укрепляет уже созревшее решение.

    Достаточно  долго существовавшая в теории уголовного права дискуссия о том, чем признавать заранее обещанное приобретение или сбыт предметов, добытых преступным путем – самостоятельной формой пособничества или разновидностью укрывательства, была окончена законодателем, закрепив ее в законе в качестве самостоятельной формы пособничества.

    Физическое  пособничество выступает в следующих  формах: представление орудий или  средств совершения преступления; устранение препятствий.

    Предоставление  средств или орудий совершения преступления заключается в даче одним лицом другому в пользование или распоряжение каких-либо предметов, выступающих в качестве средств или орудий совершения преступления. При этом они призваны либо облегчить совершение преступления (средства), либо участвовать в причинении вреда (орудия).

    Устранение  препятствий – совершение действий по ликвидации тех преград, которые стоят на пути других соучастников при совершении преступления. В качестве такой преграды могут выступать определенные лица или предметы материального мира.

    Как одна из форм физического пособничества рассматривается бездействие лица, наделенного правовой обязанностью воспрепятствовать совершению преступления, но это лицо уклоняется от ее исполнения в целях заранее обусловленного облегчения совершения преступления и содействия преступнику.

    Некоторые исследователи предлагают считать  разновидностью физического пособничества  систематическое заранее не обещанное  укрывательство, хотя законодатель никогда  не регламентировал в уголовном  законе соответствующий способ пособничества. Под систематическим заранее не обещанным укрывательством следует понимать осуществленное после второго раза укрывательство одного и того же лица или его деятельности. В качестве довода в пользу своей точки зрения они приводят следующий аргумент – “фактически ничем не отличается поведение пособника, заранее обещавшего укрыть и выполнившего свое обещание, от поведения лица, заранее не обещавшего укрыть, но систематически укрывающего реально – и в том, и в другом случаях преступник действует с реальной надеждой на последующее укрывательство”.17 С этой точкой зрения трудно согласиться, так как прикосновенность и соучастие – все же самостоятельные институты уголовного права, и не стоит их смешивать.

    Иногда  пособничество выражается в действиях, которые образуют признаки самостоятельного состава преступления, например, приобретение и передача исполнителю оружия для совершения убийства (ст. 222 УК РФ). В таких случаях содеянное должно квалифицироваться по совокупности как самостоятельное преступление и соучастие в другом преступлении.

    Общепринятым  в науке уголовного права является положение о том, что пособничество  возможно на любой стадии совершения преступления, но до стадии оконченного  преступления. Еще П.Ф. Тельнов писал, что для соучастия обязательна  причинная связь между деянием виновного и общим преступным результатом, в связи с чем действия, фактически не причиняющие данного результата, относиться к пособничеству не могут.18 А действия, совершенные после окончания преступления, не находятся в причинной связи с совершенным преступлением и следовательно не могут образовывать соучастие.

    С субъективной стороны пособничество  может совершаться только с умыслом. Умысел пособника включает: а) сознание фактических обстоятельств преступления, совершаемого при его содействии; б) сознание того, что он оказывает содействие определенному соучастнику; в) желание либо сознательное допущение наступления этого результата.19 Хотя некоторые ученые считают возможным пособничество только с прямым умыслом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 2. Особенности ответственности  соучастников преступления.

           

            2.1. Основания и пределы ответственности соучастников.

    В науке уголовного права вопрос об основаниях уголовной ответственности соучастников решается неоднозначно. Существуют две основные теоретические конструкции об основаниях уголовной ответственности.

    Одна  исходит из признания акцессорного, т.е. несамостоятельного, придаточного характера соучастия. Как отмечал М.И. Ковалев, ответственность соучастников при этом связывается с ответственностью исполнителя.

    Другая  конструкция строится на утверждении  независимости ответственности соучастников от действий исполнителя. Основные положения этой теории состоят в следующем: 1) соучастник может нести ответственность за свои действия лишь при наличии наказуемого действия исполнителя; 2) наказуемость соучастника определяется той статьей уголовного закона, по которой квалифицируются действия исполнителя.

    Акссессорная  теория долгое время отрицалась российским уголовным правом. Однако в последнее время все большее число ученых склоняется именно к акцессорности соучастия в действующем уголовном законодательстве.

    Основанием  уголовной ответственности соучастника, также как и в случаях индивидуально совершаемых преступлений, является виновно (умышленно) совершенное им общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным законом, т.е. наличие в содеянном каждым соучастником признаков определенного в законе состава преступления (ст.8 УК РФ). Соучастие как особая форма преступной деятельности представляет собой общественную опасность лишь в связи с началом преступления, которому оказывается содействие. Отсюда и ответственность по правилам о соучастии возможна тогда, когда признаки этого деяния объективируются хотя бы в самой начальной стадии. Одному преступлению, как правило, соответствует и один состав, описанный в Особенной части УК. Исключения из этого правила возможны в том случае, если одно и то же преступление предусмотрено в различных составах: простом, квалифицированном или привилегированном. Такие составы могут быть предусмотрены в различных частях одной статьи УК, реже - в различных статьях. Поскольку отягчающие или смягчающие обстоятельства, предусмотренные в этих составах, могут быть на стороне одних соучастников и отсутствовать на стороне других, то вполне возможно, что действия соучастников будут квалифицированы по различным частям одной и той же статьи или по различным статьям УК.

      Таким образом: соучастники отвечают по правилам о соучастии в преступлении лишь при условии, что исполнитель хотя бы начал приготовительные к преступлению действия; несут ответственность в рамках санкции статьи, инкриминируемой исполнителю, если данное преступление предусмотрено в одной статье или части статьи УК.

    Ответственность по правилам о соучастии возможна лишь при условии, что факт совершения преступления в соучастии доказан. Если исполнитель освобождается от ответственности по личным основаниям, например, вследствие изменения обстановки (тяжкая неизлечимая болезнь), то это основание не распространяется на соучастников и они подлежат уголовной ответственности за совершенное исполнителем в зависимости от выполненной ими роли. Аналогично разрешается и ситуация, когда факт соучастия доказан, но не установлена личность исполнителя.

    Особенностью  квалификации является следующее: соисполнители несут ответственность по одной статье УК за совместно совершенное ими преступление. Все остальные соучастники отвечают по той же статье Особенной части УК. Но ссылкой на ст. 33 УК. Если организатор, подстрекатель, пособник приняли непосредственное участие в совершении преступления, до их действия дополнительной квалификации по ст. 33 УК РФ не требуют.

    Закон не допускает и формального равенства наказаний. Ст.67 УК гласит, что при назначении наказания за преступление, совершенное в соучастии, учитываются характер и степень фактического участия лица в его совершении, значение этого участия для достижения цели преступления, его влияние на характер или размер причиненного или возможного вреда.

    Степень участия в преступлении - это мера интенсивности и эффективности соучастников, как в осуществлении преступного действия, так и в достижении реального результата или в создании возможности его наступления.20

    Вместе  с тем из всех названных соучастников можно выделить организатора, степень участия которого в преступлении логически всегда называется наивысшей. Поэтому в отношении него наказание может быть смягчено только при наличии смягчающих обстоятельств личного характера.

    Анализируя  пределы ответственности соучастников, отметим, что при эксцессе исполнителя волевой и интеллектуальный моменты умысла соучастников характеризуются незнанием того, что исполнитель задумал выйти за пределы совместной преступной деятельности или совершить иное преступление. При эксцессе отсутствует как причинная связь между действиями соучастников и преступлением, совершенным исполнителем, так и вина в этом преступлении, поэтому они освобождаются от ответственности за действия, совершенные исполнителем.21

Информация о работе Особенности ответственности соучастников преступления