Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 01:37, курсовая работа
Основной целью работы является анализ основных направлений уголовной политики в сфере охраны прав и законных интересов несовершеннолетних.
Достижение поставленной цели предполагается путем решения следующих задач:
- уяснение понятий «права и законные интересы»несовершеннолетних
- исследование посягательств на личность несовершеннолетних,
Введение ……………………………………………………………………………
3
1. История развития законодательства о преступлениях против несовершеннолетних……………………………………………………………
2. Современное положение несовершеннолетнего потерпевшего
в уголовном праве………………………………………………………………
3. Преступления против несовершеннолетних………………………………….
3.1 Классификация преступлений…………………………………………….
3.2. Вовлечение несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественные действия……………………………………………………
7
11
16
16
18
Заключение…………………………………………………………………………
23
Список использованных источников………………
Из общего перечня указанных статей "выпадает" ст. 357 "Геноцид", которая хотя и не выделяет охрану несовершеннолетнего в качестве квалифицированного состава преступления, однако говорит о детях как об этнической группе наряду с иными в структуре основного состава.
Позиция законодателя, поместившего несовершеннолетнего в некоторые конкретные составы в качестве специального потерпевшего, объясняется следующим:
большой распространенностью совершения данного преступления именно в отношении несовершеннолетнего;
несравненно большим вредом данного посягательства при его совершении именно в отношении несовершеннолетнего.
3. Преступные деяния, причиняющие вред исключительно несовершеннолетнему (предусмотрены, например, ст. 134, 135, 150, 151 УК РФ). Наличие в уголовном законодательстве норм, нацеленных на особую защиту и специальную охрану несовершеннолетних, обусловлено либо их полной физической неспособностью (до определенного возраста), либо значительно меньшей, чем у взрослых, возможностью противостоять преступному посягательству, а также возрастной, социальной и психологической незрелостью несовершеннолетних.
Таким образом, хотя современный Уголовный кодекс в сравнении с УК РСФСР носит прогрессивный характер и имеет ряд неоспоримых преимуществ с позиций уголовно-правовой защиты несовершеннолетних, последняя осуществляется пока не в полном объеме.
3.2 Вовлечение несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественные действия
Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления (ст. 150 УК) - наиболее распространенное преступление в отношении несовершеннолетних. Общественная опасность этого преступления заключается как в причинении вреда воспитанию несовершеннолетних, так и в приобщении к преступной деятельности подростков, наиболее подверженных постороннему влиянию. Непосредственным объектом преступления являются нормальное физическое развитие и нравственное воспитание несовершеннолетних. Потерпевшими могут быть только лица, не достигшие 18 лет. Учитывая тему работы, следует отметить, что нижняя возрастная планка не установлена.
Объективная сторона преступления заключается в совершении действий, направленных на возбуждение у несовершеннолетнего желания участвовать в совершении одного или нескольких преступлений. Частью 1 ст. 150 УК предусмотрено вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления лишь небольшой и средней тяжести. Вовлечение в совершение тяжких и особо тяжких преступлений наказуемо по ч. 4 ст. 150 УК
Объективная сторона может выражаться только в активных действиях, путем бездействия вовлечение в преступление невозможно. Согласно ч. 1 ст. 150 УК вовлечение в преступление возможно путем обещаний, обмана, угроз. Угроза предполагает психическое насилие (например, шантажирование разглашением компрометирующих сведений), так как физическое насилие или угроза его применения является предусмотренным ч. 3 ст. 150 УК особо квалифицирующим признаком.
К иным способам совершения преступления относятся уговоры, лесть, подкуп, уверение в безнаказанности, возбуждение чувства мести, зависти или других низменных побуждений, дача совета о месте и средствах совершения преступления, обещание оказать содействие в реализации похищенного.
По вопросу о моменте окончания анализируемого преступления в литературе высказаны различные мнения. Состав преступления считают формальным, т.е. преступление признается оконченным с момента совершения виновным одного из действий, направленных на вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления. Этот вопрос решен постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. N 7 "О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних". В нем говорится (п. 8): "Преступления, ответственность за которые предусмотрена статьями 150 и 151 УК РФ, являются оконченными с момента вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления либо антиобщественных действий независимо от того, совершил ли он какое-либо из указанных противоправных действий".
При подстрекательстве несовершеннолетнего к совершению преступления,действия взрослого лица при наличии признаков указанного преступления должны квалифицироваться по ст. 150 УК, а также по закону, предусматривающему ответственность за соучастие (в форме подстрекательства) в совершении конкретного преступления.[22]
Вместе с тем при совершении преступления несовершеннолетним, не подлежащим уголовной ответственности в силу возраста (ст. 20 УК) или невменяемости (ст. 21 УК), лицо, вовлекшее несовершеннолетнего в совершение этого преступления,[23] несет ответственность за содеянное как исполнитель путем посредственного причинения.
Статья 151 УК устанавливает ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в систематическое употребление спиртных напитков, одурманивающих веществ, бродяжничеством или попрошайничеством, совершенное лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста.
Правовая регламентация статьи 151 УК имеет много общего со ст. 150 УК РФ. Основное различие в том, что действия, в которые вовлекается несовершеннолетний, не являются преступлениями, хотя и носят антиобщественный характер.
Речь идет о вовлечении в систематическое употребление спиртных напитков, одурманивающих веществ, занятие проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством.
Согласно ч. 1 ст. 151 УК преступлением признается вовлечение взрослым человеком несовершеннолетнего в:
а) систематическое употребление спиртных напитков;
б) одурманивающих веществ;
в) занятие бродяжничеством или попрошайничеством.
Общественная опасность преступления состоит в том, что в результате приобщения к регулярному употреблению алкоголя организм несовершеннолетнего подвергается реальной опасности алкогольной деградации; употребление одурманивающих веществ создает реальную угрозу физическому и психическому здоровью подростка; занятие бродяжничеством и попрошайничеством, которое представляет наиболее острую форму эксплуатации, наносит ущерб моральному, физическому развитию несовершеннолетнего.
Объектом преступления являются общественные отношения, связанные с обеспечением необходимых условий нормального физического и правильного нравственного формирования личности ребенка, подростка.
В ч. 1 ст. 151 УК, в отличие от ст. 150, не указаны способы вовлечения несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий. Однако такими способами могут быть действия, аналогичные указанным в ч. 1 ст. 150 УК, т.е. обещания, обман, угроза или иные способы. Применение насилия или угроза его применения по ч. 1 ст. 151 УК исключается так же, как и по ч. 1 ст. 150 УК, потому что такой способ предусмотрен в качестве особо квалифицирующего признака в ч. 3 ст. 151 УК. Предусмотренный ст. 151 УК состав является формальным - преступление считается оконченным с момента выполнения одного из перечисленных в статье действий.
Субъективная сторона преступления, предусмотренного ст. 150 УК - прямой умысел: виновный сознает, что вовлекает несовершеннолетнего в совершение преступления, и желает этого.
Мотивы, которыми руководствуются виновные, и цели значения для квалификации не имеют, хотя чаще всего выражаются в корысти, а также мести, зависти и других низменных побуждениях.
Субъект преступления, как указано в ст. 150 УК, лицо, достигшее 18 лет. Вместе с тем законодатель, устанавливая восемнадцатилетний возраст, с которого возможна уголовная ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в преступную деятельность, имел, очевидно, в виду определенные возрастные преимущества субъекта преступления над подростком. Поэтому в случае, когда субъект старше несовершеннолетнего на несколько месяцев, не всегда целесообразно привлечение такого взрослого к ответственности по ст. 150 УК.
Статья 150 УК предусматривает несколько квалифицирующих и особо квалифицирующих признаков этого преступления. Повышенную общественную опасность представляют случаи, когда родители, ведущие аморальный образ жизни, а также иные лица, на которых возложена обязанность воспитывать детей, вовлекают подопечных в совершение преступлений. В ч. 2 ст. 150 УК предусмотрена ответственность за совершенное родителем, педагогом либо иным лицом, на которое возложены обязанности заботиться о несовершеннолетнем, вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления. Под иным лицом, на которое возложены обязанности заботиться о несовершеннолетнем, понимаются, например, воспитатели детских домов, интернатов и т.д.
Вовлечение несовершеннолетних в совершение преступления иногда сопровождается применением физического насилия. Согласно ч. 3 ст. 150 УК особо квалифицированным составом являются деяния, предусмотренные ч. 1 и 2 ст. 150 УК, совершенные с применением насилия или угрозой его применения. Если вовлечение в преступление сопровождалось причинением вреда здоровью, такие действия подлежат самостоятельной квалификации.
Особо квалифицированными [24] являются также деяния, связанные с вовлечением несовершеннолетнего в преступную группу[25] либо в совершение тяжкого или особо тяжкого преступления[26]. Указание об особо квалифицирующем признаке, заключающемся в вовлечении несовершеннолетнего в преступную группу, относится к вовлечению не только в группу лиц без предварительного сговора, но и в группу лиц по предварительному сговору, организованную группу и преступное сообщество.
С субъективной стороны преступление, предусмотренное ст. 151 УК, во всех его формах характеризуется прямым умыслом: виновный осознает, что пагубно воздействует на несовершеннолетнего, вовлекая его в ту или иную антиобщественную деятельность, и желает совершить эти действия.
По ч. 2 ст. 151 подлежит квалификации вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий, совершенное родителем, педагогом либо иным лицом, на которое законом возложены обязанности по его воспитанию (например, опекуном, попечителем)[27].
Квалифицирующими признаками рассматриваемых преступлений по ч. 3 ст. 151 признается их совершение неоднократно либо с применением насилия или с угрозой его применения.[28]
На квалификацию действий субъекта преступления влияет тот факт, что, вовлекая несовершеннолетнего в преступное сообщество, банду, незаконное вооруженное формирование, незаконное религиозное или общественное объединение, он выполняет одновременно два состава преступления и его действия по правилам идеальной совокупности могут квалифицироваться по статьям за преступления против общественной безопасности (создание какой-либо группы или подстрекательство к участию в ней) и против личности (квалифицированное вовлечение).
Предложенные правила квалификации вовлечения несовершеннолетнего в преступную группу, соответствуют общей теории квалификации преступлений и способны оптимизировать практику применения уголовного закона. Вместе с тем для унификации практики необходимо соответствующее разъяснение Пленума Верховного Суда РФ.[29]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог, можно отметить следующие положения.
Дети в Российской Федерации остаются, как и прежде, самой незащищенной социальной группой, несмотря на то, что государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.
Несформированность личностных структур несовершеннолетнего, приводящая к тому, что любое негативное воздействие на него может стать основой развития той или иной личностной девиации, а в силу этого и общественная опасность посягательств на процесс формирования личности несовершеннолетнего обусловили и факт выделения в УК РФ самостоятельной группы преступлений против несовершеннолетних. Повышенная опасность этих посягательств заключается в том, что в результате отрицательного воздействия на процессы воспитания у несовершеннолетних могут выработаться искаженные, деформированные представления об определенных социальных, нравственных, мировоззренческих ценностях и установках. Их усвоение в превратном виде способно отрицательно сказаться на общем процессе социализации личности, привести к установлению социально негативных или к утрате имеющихся позитивных связей. В результате нарушается процесс передачи социального опыта, подтачивается изнутри сама структура общества; распад социально значимых связей приводит и к распаду общества как целого. Это означает прежде всего социальную деградацию, общественный регресс. В силу того что несовершеннолетние объективно выступают носителем генофонда нации, охрана их нравственного и физического здоровья диктуется потребностью общества в самосохранении и развитии.
Системный подход законодателя по защите именно несовершеннолетнего потерпевшего нашел, свое выражение в следующих позициях Кодекса:
создание в его структуре особой гл. 20 по защите общественных отношений, складывающихся по поводу нормального физического, нравственного, интеллектуального развития несовершеннолетнего, прав семьи ("Преступления против семьи и несовершеннолетних"). В УК РСФСР эти нормы были рассредоточены по разным главам и разделам;
помещение названной главы в раздел о преступлениях против личности;
конструирование целого ряда составов преступлений с соответствующими квалифицирующими признаками (например, п. "г" ч. 2 ст. 117, ч. 2 ст. 121, ч. 3 ст. 122, п. "д" ч. 2 ст. 126);
указание на то, что совершение преступления в отношении малолетнего потерпевшего является обстоятельством, отягчающим наказание (п. "з" ч. 1 ст. 63).
Все преступления по возможности причинения ими вреда несовершеннолетнему можно классифицировать следующим образом:
1. Преступные деяния, посягающие на любое лицо независимо от возраста. Диспозиции, которые описывают признаки соответствующих составов преступлений, не указывают на несовершеннолетнего как на лицо, которому был причинен вред.