Основные исторические этапы развития суда и судебной системы в Республике Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2013 в 06:51, реферат

Описание работы

Образование отдельного Казахского государства историки относят к 15-16 векам. Казахское право намного старше его и старше самих казахов как сложившейся этнической общности. Древнее право казахов формировалось и сложилось на базе правовых воззрений и нормативных активов многих кочевых и полукочевых объединений, сменявших друг друга и составленных в основном из древних тюркско-казахских племенных и государственных образований.

Работа содержит 1 файл

Кабдулгазыева РК,ПО,СРПС.docx

— 46.21 Кб (Скачать)

Закон наделил определенными  полномочиями председателя Верховного Суда и председателей коллегий. Председатель Верховного Суда выполняет функции  судьи и руководителя Верховного Суда. Председатель Верховного Суда возглавляет  надзорную коллегию, вправе председательствовать при рассмотрении судебных дел в  коллегии по гражданским делам и  в коллегии по уголовным делам [22, c.6]. Как руководитель председатель Верховного суда созывает пленарные  заседания Верховного Суда, координирует работу коллегий, ведет личный прием  граждан, выполняет и другие работы. Кроме «внутренних», председатель Верховного Суда выполняет «внешние» функции. Председатель Верховного Суда РК представляет интересы судебной системы республики во взаимоотношениях с органами других ветвей государственной власти и  международными организациями. Закон  предусматривает положения о  взаимо­отношениях председателя Верховного Суда с Президентом Республики Казахстан.

Председатель Верховного Суда представляет Президенту республики: 1) кандидатуру руководителя уполномоченного  органа; 2) вносит предложения по совершенствованию  законодательства; 3) вносит представления о награждении судей государственными наградами и присвоении им почетных званий.

Председатели коллегий выполняют  функции судей. Наряду с этим они  выполняют организационную работу, председательствуют в судебных заседаниях коллегий, обеспечивают подготовку судьями  соответствующих документов для  рассмотрения их на Пленарном заседании  Верховного Суда, представляют информацию Пленарному заседанию о деятельности коллегий, выполняют другие полномочия и т.д.

Членами Пленарного заседания  являются председатель Верховного Суда, председатели коллегий, все члены  Верховного Суда, поэтому Пленарное  заседание решает важные вопросы  от имени Верховного Суда. К их числу  относятся: изучение судебной практики и по итогам ее обобщения рассмотрение вопросов соблюдения законности при  отправлении правосудия судами республики; принятие нормативного постановления, дающего разъяснения по вопросам реализации в судебной практике законодательства, и другие вопросы.

Важнейшим направлением совершенствования  судебной системы явилось введение специализации судов. За последнее  десятилетие в республике эффективно функционируют экономические, административные, военные, ювенальные суды и специализированные суды по уголовным делам. С 2006 года создан финансовый суд города Алматы. В правовую систему Казахстана с 1 января 2007 года внедрен институт присяжных заседателей. Благодаря реформе 2007 года судебной системе Казахстана были переданы от органов прокуратуры исключительные полномочия судебного санкционирования.

В феврале 2007 года Указом Президента Республики Казахстан утверждено положение  о судебном жюри, которое образовано для определения профессиональной пригодности действующего судьи. Сформированы новые подходы оценки правового  статуса судьи, подготовке подбору  и расстановке судейских кадров. В Институте Правосудия Академии Государственного управления при Президенте Республики Казахстан углубленная  специализация выпускников высших учебных заведений, намеревающиеся стать судьями. Данные события составляют шестой этап исторического развития судебной системы РК.

С января 2010 года судебная система  работает в новом формате, в областных  судах с ведением кассационной инстанции, упразднена надзорная инстанция, в  Верховном Суде Республики Казахстан  упразднена апелляционная инстанция, и в настоящее время Верховный  Суд является высшим судебным органом, осуществляющим надзор за деятельностью  местных судов. Данные изменения  в законодательстве реализованы  в целях устранения многоступенчатой системы правосудия, упрощения и  ускорения порядка разрешения дел.

Также не последняя точка  в реализации судебно-правовой реформы  была поставлена главой государства  в принятом им Указе от 17 августа 2010 года, которым предусматривалось  упразднение образованного в 2000 году Комитета по судебному администрированию при ВС РК, с передачей функций и полномочий Министерству юстиции РК и аппарату Верховного Суда Республики Казахстан. Представляется, что это должно повысить эффективность деятельности судебной системы в Республике Казахстан. Седьмой этап исторического развития характеризуется достаточно серьезными изменениями. Данный этап продолжается.

В свете изложенного, а  также в соответствии с Концепцией правовой политики Республики Казахстан  на период с 2010 до 2020 года, утвержденной Президентом Республики Казахстан  нам предстоит ещё непростой  поэтапный процесс совершенствования  судопроизводства на всех стадиях, укрепление статуса судей, обеспечение открытости и прозрачности судебной системы. Этот документ открывает широкий простор  для реализации правозащитного потенциала казахстанских судов.

Однако, уже сегодня, как  признают независимые зарубежные аналитики, по многим аспектам Казахстан вышел  на передовые позиции судебного  реформирования на постсоветском пространстве. Таким образом, на сегодня создана  полноценная судебная система, которая  во многом отвечает требованиям правового  государства и способна выполнять  возложенные на нее задачи по обеспечению  исполнения Конституции и законов, защите прав, свобод и законных интересов  граждан.

С первых дней обретения  суверенитета Республика Казахстан  взяла курс на формирование правового  демократического государства. За прошедшие  годы много сделано для становления  новой судебно-правовой системы, призванной создать механизм для охраны законности и порядка а государстве. Справедливая судебная власть, подчиненная только власти закона, призвана стать гарантом защиты прав и свобод человека и других субъектов права.

Судебная власть в Республике Казахстан стала реальностью. Это  одно из главных достижений в развитии нашей государственности. Сегодня  судебная власть обладает всеми необходимыми атрибутами государственной власти. Это превращает ее в стабилизирующую  силу в государстве, способную защитить права и свободы граждан, оберегать  общество от социальных конфликтов. Она  наделена правом не только проверять  соотношение закону действий и ре­шений других органов и лиц, но и осуществлять контроль за правовым содержанием самих нормативных актов.

Суд во все века был и  остается одним из главных учреждений в обществе и в государстве, независимо, какими они являются. Его значение и роль столь огромны, что в  нем в равной степени ревностно  заинтересованы все слои населения, как осуществляющие политическую и  общественную власть, так и привилегированные  и рядовые, богачи и бедные. Дело в том, что суд есть власть по своей  природе в том плане, что с  одной стороны, в суде сходятся люди с проблемами, которые сами решить не могут, а с другой стороны, им выносится  решение, затрагивающее малые и  большие судьбы людей и даже человечества, в принципе обязательное для всех. От решения суда зависит многое, начиная от положительных и отрицательных  эмоций, кончая жизнью и смертью. В этом контексте суд может играть умиротворяющую роль, но также и разрушительную в жизни общества и политической системы. Все зависит от того, в какой связи и в каких отношениях суд находится с народом и с представляющими его социумами.


Информация о работе Основные исторические этапы развития суда и судебной системы в Республике Казахстан