Основные исторические этапы развития суда и судебной системы в Республике Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2013 в 06:51, реферат

Описание работы

Образование отдельного Казахского государства историки относят к 15-16 векам. Казахское право намного старше его и старше самих казахов как сложившейся этнической общности. Древнее право казахов формировалось и сложилось на базе правовых воззрений и нормативных активов многих кочевых и полукочевых объединений, сменявших друг друга и составленных в основном из древних тюркско-казахских племенных и государственных образований.

Работа содержит 1 файл

Кабдулгазыева РК,ПО,СРПС.docx

— 46.21 Кб (Скачать)

Судебная система - это  одна из главных составляющих основ  государства, один из рычагов демократического развития страны на пути социальной, экономической  и политической модернизации. Гарантией  демократизма государственного механизма  служит принцип разделения ветвей власти и их взаимодействия.

28 января 1993 года увидел  свет основной Закон суверенного  Казахстана - Конституция, отвечающая  новому общественному и государственному  строю. Казахстан укрепил свой  международный авторитет, в стране  возникли новые социально-общественные  и политические отношения. Кроме  того, Республика Казахстан провозгласила,  что строит правовое государство.  Все это диктовало необходимость  проведения кардинальной правовой  реформы, более полно отвечающей  новому общественно-политическому,  социально-экономическому и международному  статусу молодого государства.  Постановление Президента "О государственной  программе правовой реформы в  Республике Казахстан" от 12 февраля  1994 года стало историческим документом, утвердившим приоритетные направления  реформы судебно-правовой системы.  Справедливый и независимый суд;  высококвалифицированный, беспристрастный  судья, назначаемый на постоянной  основе; улучшение социально-бытового обеспечения судей - на этом основаны объективное правосудие и достойная жизнь служителей Фемиды, и именно этим подчеркнута важность и неизмеримая ответственность судей за результаты своей работы, социальная защита чести человека в мантии.

Конституция 1993 года сыграла  важную роль в становлении правовой системы и развитии демократических  процессов в обществе, однако многие принципиальные вопросы оставались открытыми. В этой связи, принятое в феврале 1994 года Постановление Президента Республики Казахстан «О государственной программе правовой реформы в Республике Казахстан» стало документом, определившем приоритеты развития судебной системы.

Программа явилась своего рода толчком в обеспечении реального  разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и  судебную ветви, к их совместному  функционированию с использованием системы сдержек и противовесов.

Весомым шагом в реализации принципа самостоятельности и независимости  судебной ветви власти явилось принятие 30 августа 1995 года Конституции Республики Казахстан, которая, в частности, предусмотрела  создание необходимых гарантий обеспечения  независимости судей. Были введены  избрание Сенатом Парламента судей  Верховного суда и назначаемость всех судей местных судов Президентом страны, образованы Высший судебный совет и Квалификационная коллегия юстиции, упразднена система арбитражных судов с передачей их функций судам общей юрисдикции, укреплены их статус и роль в системе защиты прав и свобод человека.

Принятый вслед за Конституцией 20 декабря 1995 года Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Конституционного закона, «О судах и статусе судей  в Республике Казахстан», изменил  не только функциональный характер судов, но и их социальную сущность. С принятием  закона значительно возросла роль судов  и судей в развитии демократических  процессов, становлении правового  государства, значительно укрепилась правовая защищенность судей, повысился  их социальный престиж. Именно этим законом  впервые был введен новый термин - «судебная власть». Исключение влияния  исполнительной ветви власти на суды стало одним из ключевых пунктов  судебной реформы.

Принятие 25 декабря 2000 года Конституционного закона Республики Казахстан  «О судебной системе и статусе  судей Республики Казахстан» представляется возможным считать началом пятого этапа в развитии независимой судебной системы в стране.

Судебная система РК состоит  из Верховного Суда РК и местных  судов, учреждаемых в соответствии с Конституцией и указанным конституционным  законом. Верховный Суд РК и местные  суды составляют единую судебную систему. Единство судебной системы обеспечивается следующими факторами.

В Конституции, Конституционном  законе «О судебной системе и статусе  судей», процессуальных и иных законах  установлены общие и единые для  всех судов и судей принципы правосудия.

Судебная власть осуществляется в единых для всех судов формах судопроизводства, установленных в  законах.

Все суды применяют действующее  право Республики Казахстан, о котором  говорится в статье 4 Конституции.

Для всех судей Конституция  и Конституционный закон «О судебной системе и статусе судей» закрепили  единый статус судей.

Вступившие в законную силу судебные акты (решения, приговоры  и др.) обязательны к исполнению на всей территории республики государственными органами, должностными лицами, общественными объединениями, негосударственными организациями, гражданами, иностранцами и др.

Все суды финансируются только из республиканского бюджета. Это, с  одной стороны, укрепляет единство судебной системы, а с другой —  исключает возможность оказания влияния на судебную власть со стороны  органов исполнительной власти.

Районные и приравненные к ним суды относятся к местным  судам. К районным судам приравнены городской, межрайонный, специализированный суд - военный суд гарнизона, экономические, административные, по делам несовершеннолетних и др. Районные и приравненные к  ним суды (в дальнейшем -районные суды) образуются, реорганизуются и упраздняются Президентом по представлению уполномоченного органа. Представление согласовывается с председателем Верховного Суда. Президент может образовать в нескольких административно-территориальных единицах один районный суд или в одной административно-территориальной единице несколько районных судов. Общее число судей для районных судов также утверждает Президент по представлению уполномоченного органа. Количество судей для каждого районного суда устанавливается уполномоченным органом на основании представления председателя этого суда.

Районный суд состоит  из председателя и судей. Если по штату  в районном суде предусмотрен один судья, то он осуществляет полномочия председателя этого суда.

Районный суд является судом первой инстанции и рассматривает  судебные дела и материалы, отнесенные к его подсудности, ведет судебную статистику, осуществляет другие полномочия, предусмотренные законом. На председателя районного суда возложены определенные обязанности: организовывать рассмотрение судебных дел судьями суда, осуществлять общее руководство канцелярией  суда, вести прием граждан, обеспечивать стажировку кандидатов на должность  судьи и др.

Областные суды также относятся  к местным. К областным судам  приравнены городской суд столицы  республики, городские суды, города республиканского значения, специализированные суды (Военный суд войск республики и др.). Областные и приравненные к ним суды (далее - областные суды) образуются, реорганизуются и упраздняются Президентом Республики по представлению уполномоченного органа. Такое представление согласуется с председателем Верховного Суда. Общее число судей областных судов также утверждает Президент по представлению уполномоченного органа. Количество судей для каждого областного суда устанавливается уполномоченным органом на основании представления председателя этого суда.

Областной суд состоит  из председателя, председателей коллегий и судей. Органами областного суда являются: надзорная коллегия; коллегия по гражданским  делам; коллегия по уголовным делам; пленарное заседание суда.

В законе не подчеркивается, что областной суд является судом  второй инстанции, а указывается, что  он рассматривает дела и материалы, отнесенные к его подсудности. В  Уголовно-процессуальном кодексе Республики Казахстан (УПК РК) предусматривается  подсудность областных судов. В статье 397 УПК РК записано, что на приговоры районных и приравненных к ним судов может быть подана в апелляционном или кассационном порядке жалоба или протест в областной и приравненные к нему суды. Следовательно, областной суд является и апелляционной, и кассационной инстанцией. В предусмотренных законом случаях областной суд может рассматривать дела как суд первой инстанции. Это одна из особенностей областного суда. Следующей особенностью является то, что он изучает судебную практику и по итогам ее обобщения рассматривает вопросы соблюдения законности при отправлении право­судия судами области. Третья особенность полномочий областного суда связана с созданием администраторов судов области. Областной суд осуществляет контроль за деятельностью администратора судов области.

Как отмечено выше, при областном  суде имеются органы - коллегия по гражданским  делам и коллегия по уголовным  делам областного суда, они возглавляются  председателями коллегий. Надзорная  коллегия областного суда возглавляется  председателем суда. В соответствии с Конституцией РК председатели областных  и приравненных к ним судов, председатели коллегий назначаются на должность  Президентом республики по рекомендации Высшего Судебного Совета республики (п. 2 ст. 82). Число судей в каждой коллегии устанавливается на пленарном  заседании по представлению председателя суда. Имеется различие в процедуре  формирования членов коллегий. Надзорная  коллегия состоит из судей данного  областного суда, избираемых ежегодно тайным голосованием на пленарном заседании  большинством голосов от общего числа  судей. А персональный состав коллегии по гражданским делам и коллегии по уголовным делам устанавливается  председателем областного суда после  обсуждения на пленарном заседании  суда. В этих двух коллегиях председатель областного суда может создавать  специализированные составы.

Председатель областного суда и председатели коллегий наделены особыми полномочиями. Председатель областного суда осуществляет правосудие и организует работу областного суда.

 

 Как судья председатель  вправе председательствовать при  рассмотрении судебных дел в  коллегиях. Как руководитель областного суда председатель организует рассмотрение судебных дел судьями, возглавляет надзорную коллегию, созывает пленарные заседания областного суда, председательствует на них, организует ведение судебной статистики, изучение судебной практики, ведет личный прием граждан, возбуждает дисциплинарные производства в отношении председателей коллегий и судей областного суда, председателей и судей районных судов, осуществляет другие полномочия, предусмотренные законом.

Председатели коллегий осуществляют также функции судьи и организатора работы коллегии. Как судьи они  председательствуют на заседаниях коллегий. Как руководители они организуют рассмотрение судебных дел судьями  коллегии, вносят председателю суда предложения  по формированию в составе коллегий специализированных составов, осуществляют другие полномочия, предусмотренные  законом.

При областном суде функционирует  пленарное заседание областного суда, которое наделено особыми полномочиями в основном организационного характера. Пленарные заседания областного суда проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в год. Порядок  работы пленарного заседания определяется регламентом, утвержденным им же. Пленарные  заседания устанавливают численный  состав коллегии и избирают судей  в состав надзорной коллегии, заслушивают  информацию председателей коллегий, обсуждают судебную практику и по итогам обобщения рассматривают  вопросы соблюдения законности при  отправлении правосудия судами области  и другие вопросы.

Верховный Суд Республики Казахстан в соответствии с Конституцией является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных  законом процессуальных формах надзор за их деятельностью и дает разъяснения  по вопросам судебной практики (ст. 81).

В соответствии с законодательством  Верховный Суд Республики Казахстан  осуществляет функции: 1) суда первой инстанции; 2) кассационной инстанции; 3) апелляционной  инстанции. В статье 292 УПК РК предусмотрено, какие уголовные дела вправе рассматривать  Верховный Суд как суд первой ин станции. В статье 397 УПК РК предусмотрены  полномочия Верховного Суда как суда апелляционного и надзорного.

Верховный Суд изучает  судебную практику и по итогам ее обобщения  рассматривает вопросы соблюдения законности при отправлении правосудия судами республики. Верховный Суд  является одним из субъектов, активно  участвующих в формировании действующего права. В статье 4 Конституции записано, что в действующее право Республики Казахстан включаются и нормативные постановления Верховного Суда республики. В статье 81 Конституции предусмотрено, что Верховный Суд дает разъяснения по вопросам судебной практики. А в подпункте 3 пункта 2 статьи 17 Закона «О судебной системе и статусе судей» говорится, что Верховный Суд «дает разъяснения по вопросам применения в судебной практике законодательства», что, по нашему мнению, сужает полномочие Верховного Суда, предусмотренное Конституцией. «Применение» является одной из форм реализации закона. Как показывает анализ нормативных постановлений Верховного Суда, в них даются разъяснения по вопросам реализации в судебной практике законодательства в широком смысле.

Верховный Суд состоит  из председателя, председателей коллегий и судей. Общее число судей  Верховного Суда устанавливается Президентом  по представлению председателя Верховного Суда. Органами Верховного Суда являются надзорная коллегия; коллегия по гражданским  делам; коллегия по уголовным делам; пленарное заседание суда. Коллегия по гражданским делам и коллегия по уголовным делам возглавляются  председателями коллегий, а надзорная  коллегия - председателем Верховного Суда. Число судей в каждой коллегии устанавливается на пленарном заседании  суда по представлению Председателя Верховного суда.

Надзорная коллегия состоит  из судей Верховного Суда, избираемых ежегодно тайным голосованием на пленарном  заседании большинством голосов  от общего числа судей. Коллегия по гражданским делам и коллегия по уголовным делам состоят из судей, кандидатуры которых обсуждаются  на пленарном заседании суда и  назначаются председателем Верховного Суда. Председатель Верховного Суда может  создавать специализированные составы  в указанных коллегиях.

Информация о работе Основные исторические этапы развития суда и судебной системы в Республике Казахстан