Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2013 в 06:51, реферат
Образование отдельного Казахского государства историки относят к 15-16 векам. Казахское право намного старше его и старше самих казахов как сложившейся этнической общности. Древнее право казахов формировалось и сложилось на базе правовых воззрений и нормативных активов многих кочевых и полукочевых объединений, сменявших друг друга и составленных в основном из древних тюркско-казахских племенных и государственных образований.
Судебная система - это одна из главных составляющих основ государства, один из рычагов демократического развития страны на пути социальной, экономической и политической модернизации. Гарантией демократизма государственного механизма служит принцип разделения ветвей власти и их взаимодействия.
28 января 1993 года увидел
свет основной Закон
Конституция 1993 года сыграла важную роль в становлении правовой системы и развитии демократических процессов в обществе, однако многие принципиальные вопросы оставались открытыми. В этой связи, принятое в феврале 1994 года Постановление Президента Республики Казахстан «О государственной программе правовой реформы в Республике Казахстан» стало документом, определившем приоритеты развития судебной системы.
Программа явилась своего
рода толчком в обеспечении
Весомым шагом в реализации
принципа самостоятельности и
Принятый вслед за Конституцией 20 декабря 1995 года Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Конституционного закона, «О судах и статусе судей в Республике Казахстан», изменил не только функциональный характер судов, но и их социальную сущность. С принятием закона значительно возросла роль судов и судей в развитии демократических процессов, становлении правового государства, значительно укрепилась правовая защищенность судей, повысился их социальный престиж. Именно этим законом впервые был введен новый термин - «судебная власть». Исключение влияния исполнительной ветви власти на суды стало одним из ключевых пунктов судебной реформы.
Принятие 25 декабря 2000 года
Конституционного закона Республики Казахстан
«О судебной системе и статусе
судей Республики Казахстан» представляется
возможным считать началом
Судебная система РК состоит из Верховного Суда РК и местных судов, учреждаемых в соответствии с Конституцией и указанным конституционным законом. Верховный Суд РК и местные суды составляют единую судебную систему. Единство судебной системы обеспечивается следующими факторами.
В Конституции, Конституционном законе «О судебной системе и статусе судей», процессуальных и иных законах установлены общие и единые для всех судов и судей принципы правосудия.
Судебная власть осуществляется в единых для всех судов формах судопроизводства, установленных в законах.
Все суды применяют действующее право Республики Казахстан, о котором говорится в статье 4 Конституции.
Для всех судей Конституция и Конституционный закон «О судебной системе и статусе судей» закрепили единый статус судей.
Вступившие в законную силу судебные акты (решения, приговоры и др.) обязательны к исполнению на всей территории республики государственными органами, должностными лицами, общественными объединениями, негосударственными организациями, гражданами, иностранцами и др.
Все суды финансируются только из республиканского бюджета. Это, с одной стороны, укрепляет единство судебной системы, а с другой — исключает возможность оказания влияния на судебную власть со стороны органов исполнительной власти.
Районные и приравненные
к ним суды относятся к местным
судам. К районным судам приравнены
городской, межрайонный, специализированный
суд - военный суд гарнизона, экономические,
административные, по делам несовершеннолетних
и др. Районные и приравненные к
ним суды (в дальнейшем -районные
суды) образуются, реорганизуются и упраздняются
Президентом по представлению уполномоченного
органа. Представление согласовывается
с председателем Верховного Суда. Президент
может образовать в нескольких административно-
Районный суд состоит из председателя и судей. Если по штату в районном суде предусмотрен один судья, то он осуществляет полномочия председателя этого суда.
Районный суд является судом первой инстанции и рассматривает судебные дела и материалы, отнесенные к его подсудности, ведет судебную статистику, осуществляет другие полномочия, предусмотренные законом. На председателя районного суда возложены определенные обязанности: организовывать рассмотрение судебных дел судьями суда, осуществлять общее руководство канцелярией суда, вести прием граждан, обеспечивать стажировку кандидатов на должность судьи и др.
Областные суды также относятся к местным. К областным судам приравнены городской суд столицы республики, городские суды, города республиканского значения, специализированные суды (Военный суд войск республики и др.). Областные и приравненные к ним суды (далее - областные суды) образуются, реорганизуются и упраздняются Президентом Республики по представлению уполномоченного органа. Такое представление согласуется с председателем Верховного Суда. Общее число судей областных судов также утверждает Президент по представлению уполномоченного органа. Количество судей для каждого областного суда устанавливается уполномоченным органом на основании представления председателя этого суда.
Областной суд состоит из председателя, председателей коллегий и судей. Органами областного суда являются: надзорная коллегия; коллегия по гражданским делам; коллегия по уголовным делам; пленарное заседание суда.
В законе не подчеркивается, что областной суд является судом второй инстанции, а указывается, что он рассматривает дела и материалы, отнесенные к его подсудности. В Уголовно-процессуальном кодексе Республики Казахстан (УПК РК) предусматривается подсудность областных судов. В статье 397 УПК РК записано, что на приговоры районных и приравненных к ним судов может быть подана в апелляционном или кассационном порядке жалоба или протест в областной и приравненные к нему суды. Следовательно, областной суд является и апелляционной, и кассационной инстанцией. В предусмотренных законом случаях областной суд может рассматривать дела как суд первой инстанции. Это одна из особенностей областного суда. Следующей особенностью является то, что он изучает судебную практику и по итогам ее обобщения рассматривает вопросы соблюдения законности при отправлении правосудия судами области. Третья особенность полномочий областного суда связана с созданием администраторов судов области. Областной суд осуществляет контроль за деятельностью администратора судов области.
Как отмечено выше, при областном
суде имеются органы - коллегия по гражданским
делам и коллегия по уголовным
делам областного суда, они возглавляются
председателями коллегий. Надзорная
коллегия областного суда возглавляется
председателем суда. В соответствии
с Конституцией РК председатели областных
и приравненных к ним судов, председатели
коллегий назначаются на должность
Президентом республики по рекомендации
Высшего Судебного Совета республики
(п. 2 ст. 82). Число судей в каждой
коллегии устанавливается на пленарном
заседании по представлению председателя
суда. Имеется различие в процедуре
формирования членов коллегий. Надзорная
коллегия состоит из судей данного
областного суда, избираемых ежегодно
тайным голосованием на пленарном заседании
большинством голосов от общего числа
судей. А персональный состав коллегии
по гражданским делам и коллегии
по уголовным делам
Председатель областного суда и председатели коллегий наделены особыми полномочиями. Председатель областного суда осуществляет правосудие и организует работу областного суда.
Как судья председатель
вправе председательствовать
Председатели коллегий осуществляют
также функции судьи и
При областном суде функционирует
пленарное заседание областного
суда, которое наделено особыми полномочиями
в основном организационного характера.
Пленарные заседания областного
суда проводятся по мере необходимости,
но не реже двух раз в год. Порядок
работы пленарного заседания определяется
регламентом, утвержденным им же. Пленарные
заседания устанавливают
Верховный Суд Республики
Казахстан в соответствии с Конституцией
является высшим судебным органом по
гражданским, уголовным и иным делам,
подсудным судам общей
В соответствии с законодательством Верховный Суд Республики Казахстан осуществляет функции: 1) суда первой инстанции; 2) кассационной инстанции; 3) апелляционной инстанции. В статье 292 УПК РК предусмотрено, какие уголовные дела вправе рассматривать Верховный Суд как суд первой ин станции. В статье 397 УПК РК предусмотрены полномочия Верховного Суда как суда апелляционного и надзорного.
Верховный Суд изучает
судебную практику и по итогам ее обобщения
рассматривает вопросы
Верховный Суд состоит из председателя, председателей коллегий и судей. Общее число судей Верховного Суда устанавливается Президентом по представлению председателя Верховного Суда. Органами Верховного Суда являются надзорная коллегия; коллегия по гражданским делам; коллегия по уголовным делам; пленарное заседание суда. Коллегия по гражданским делам и коллегия по уголовным делам возглавляются председателями коллегий, а надзорная коллегия - председателем Верховного Суда. Число судей в каждой коллегии устанавливается на пленарном заседании суда по представлению Председателя Верховного суда.
Надзорная коллегия состоит
из судей Верховного Суда, избираемых
ежегодно тайным голосованием на пленарном
заседании большинством голосов
от общего числа судей. Коллегия по
гражданским делам и коллегия
по уголовным делам состоят из
судей, кандидатуры которых