Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2013 в 06:51, реферат
Образование отдельного Казахского государства историки относят к 15-16 векам. Казахское право намного старше его и старше самих казахов как сложившейся этнической общности. Древнее право казахов формировалось и сложилось на базе правовых воззрений и нормативных активов многих кочевых и полукочевых объединений, сменявших друг друга и составленных в основном из древних тюркско-казахских племенных и государственных образований.
Основные исторические этапы развития суда и судебной системы в Республике Казахстан
Образование отдельного Казахского
государства историки относят к
15-16 векам. Казахское право намного
старше его и старше самих казахов
как сложившейся этнической общности.
Древнее право казахов
Право, основанное на культурных
и демократических традициях
правовой системы, пережило и перешагнуло
свою эпоху, ее породившую. Оно продолжало
сохранять регулятивную жизнеспособность
до XIX века, а отчасти и до начала
XX века. Долговечность казахского права
можно объяснить двумя
Казахское право - сокровище
культурной жизни казахского народа
и всей кочевой цивилизации. Оно
имеет тысячелетнюю историю, и пик
утверждения его условно
Итак, первым этапом развития судебной системы в РК можно обозначить суд казиев, аксакалов и биев.
История казахского суда берет свое начало с древних времен, когда народные традиции, обычаи, религиозные каноны служили законами в казахской степи. На огромном пространстве от Черного моря до Алтайских гор образовывались, сменяя друг друга государства саков, гуннов, уйсунов, тюрков, карлуков, где действовали законы, свидетельства о которых мы находим в многочисленных источниках по истории государства и права. Это убедительно доказывает в научном труде "Древние тюрки" замечательный исследователь, большой знаток истории Евразии Л. Гумилев.
Одним из основоположников судебно-правовых уложений казахского ханства был Майкы би - крупный дипломат и общественный деятель, советник Чингисхана. Усиление и укрепление государства связано также с именем Касым хана - сына Аз Жанибек хана. При его правлении впервые в истории была проведена систематизация правовых обычаев и норм, получившая название "Правда Касым хана". Заметный вклад в развитие правовой системы казахского общества внес Есим хан. Он значительно усилил воинские законы, повысив ответственность воинов, что было связано с необходимостью защиты от захватнических устремлений джунгар. В конце XVII века Аз Тауке, Толе би, Казбек би, Айтеке би создали "Жетi Жаргы ", которые по сути стали непосредственной системой законов, кодексом судебной власти. Однако, поскольку этот свод правил дошел до нас в устной форме, общество не восприняло эти уставы официально как кодекс. Тем не менее, выпестованные тысячелетиями в недрах национальных традиций, общественных явлений в системе государства казахской нации, эти законы сослужили в свое время добрую службу народу.
Последняя четверть XVIII века стала серьезной исторической вехой в формировании официальной судебной системы в Казахстане. В это время казахи оказались подданными России и практически утратили право на самоуправление - наряду с судами биев действовали и российские законы. 23 декабря 1786 года Екатерина II издала Указ о создании пограничного суда в киргизской (казахской) степи по проекту генерал-губернатора Оренбурга Игельстрома 1. Каждый руководитель родоплеменного союза назначался председателем местного родового суда. Секретарями стали муллы, советниками назначены шесть казахских старшин. Два татарина и два русских служили контролерами. Так в жизнь казахского народа вторглась официальная судебная власть.
Этот период справедливо можно назвать вторым этапом исторического развития судебной системы РК. 9 ноября 1787 года бароном Игельстромом дополнительно были подготовлены «Правила для наблюдения и исполнения расправы, Меньшей Орды Киргизкайсакской в Байулинском роде», состоявшие из 8 пунктов. Согласно первому пункту как отмечает Мамедов М., расправа представляла собой орган, занимающийся отправлением правосудия по гражданским и уголовным делам в Байулинском роде.
В расправах в отличии от Пограничного суда, дела решались на основе норм обычного права. Расправы рассматривали споры, иски и жалобы, имеющие как гражданский, так и уголовный характер. Несмотря на это, расправы существенно отличались от традиционных бийских судов. Это находило отражение в следующем:
- расправы не имели
средств раскрытия и
- отсутствовал механизм
обеспечения и исполнения
- нарушался один из
основных принципов
Тулекова А. акцентирует внимание на том, что в Казахстане, главным образом в южных областях, наряду с судами биев, начиная с середины19 в. Сущетвовали суды казиев, которые строго руководствовались нормами Корана.
Итак, в 1918-1920 годы, в разгар
гражданской войны, в некоторых
областях властью овладели белогвардейцы,
в связи, с чем в этих областях
пали революционные трибуналы. С
целью восстановления их 12 апреля 1919
года Казахский военно-
"1. Отделение Киргизского
Верховного суда работает в
следующем составе: а)
2. Президиум отделения
Верховного суда: председатель отделения;
председатели кассационных
3. Коллегия:
а) определяет и распределяет обязанности судей Верховного суда отделения;
б) совместно со специально созданным составом суда непосредст-венно контролирует работу коллегии по судебным делам;
в) собирает сведения по отделению Верховного суда, рассматривает и утверждает информацию коллегии суда;
г) по предложению прокурора республики назначает специальную проверку работы областных судов, заслушивает итоги проверок и утверждает их;
д) по личному заявлению прокурора республики и в порядке отчетности возбуждает производственно-дисциплинарные дела над членами Верховного суда Киргизского отделения, над председателями областных судов и их заместителями.
Примечание: заместитель прокурора Киргизкой Республики при Верховном суде РСФСР в обязательном порядке присутствует на заседании коллегии с совещательным голосом.
4. Председатель отдела
Верховного суда руководит
5. Кассационная коллегия
по уголовным делам действует
согласно статьям 437-447 Уголовно-процессуального
кодекса РСФСР. Это полностью
относится и к уголовным делам
кассационных инстанций
6. Состав суда кассационной
коллегии состоит из
7. Судебные дела, относящиеся
к Киргизской (Казахской) Советской
Социалистической Республике, согласно
статьям 448-449 Уголовно-процессуального
кодекса РСФСР, рассматривает
судебная коллегия в состав
председателя и помощника
8. Согласно пунктам 1, 2 60-ой статьи "Положения о составе суда" Казахский отдел Верховного суда пленум не проводит. Это право принадлежит Верховному суду РСФСР.
9. В отделе Верховного
суда дисциплинарная коллегия
не предусмотрена. Права
10. Указано, что утверждение и назначение состава отдела Верховного суда производится в соответствии со статьей 58 "Положения о составе суда"3.
Первым председателем отдела Верховного суда РСФСР, организованного 11 апреля 1923 года, был назначен Нигмет Нурмаков, который с октября 1921 года возглавлял Верховный революционный трибунал. Следует особо отметить роль Нигмета Нурмакова в становлении Верховного суда, Министерства юстиции и Генеральной прокуратуры Казахстана. После работы министром юстиции и генеральным прокурором Казахской АССР в конце 1924 года Н. Нурмаков был назначен председателем Совета Народного Комиссариата республики (нынешний премьер-министр). В 1931-1937 годах был заведующим отделом коллегии ВЦИК. А в 1937 году, как многие другие ни в чем не повинные патриоты, стал жертвой сталинских репрессий.
1925 год для Казахстана
был годом важных событий.
Итак, судебные функции в Казахстане к моменту присоединения его к России исполнялись ханами, султанами и биями (родоначальниками) словесно, на основании казахского обычного права. Ханы и султаны с участием, влиятельных биев разбирали наиболее важные категории дел, связанных с взаимоотношениями казахских жузов или нескольких родов, рассматривали дела, связанные с убийствами представителей феодально-родовой знати, и т.п.
Профессор Абдрасулов Е.Б. справедливо отмечает, что казахский суд биев сыграл важную роль не только как институт правосудия в казахской степи, но и внес значительную роль в совершенствование норм обычного права.
До присоединения Казахстана к России бии, кроме судебных функций, выполняли также и функции местных административных органов власти. Власть биев была довольно сильной. Казахский, бий являлся не только судьей, но одновременно и старшиной подразделения (аула). Специальных органов, исполняющих судебные приговоры, не существовало.
Происхождение биев, как социальной категории, относится к древним временам, оно уходит своими корнями в далекую историю казахского народа и требует специального исследования. Звание биев хотя и не было строго наследственным, однако бийское происхождение имело весьма важное значение для его приобретения. Ч. Валиханов в 1864 году в "Записке о судебной реформе у киргиз сибирского ведомства" приводил убедительные примеры о потомственном приобретении звания биев в казахском обществе. В частности он указывал на то, что в Каракесекском роде Среднего жуза в конце XVIII века был известный бий Казбек, потомство которого до сих пор носит звание биев: Казбек, Бекбулат, Тленчи, Алчинбай.
По древнейшим нормам обычного права бии выделялись аксакалами (старшинами) и прочими "почетными" лицами из числа имущих и имеющих опыт и знания юридических обычаев народа. В связи с изменениями социально-экономических отношений в Казахстане менялись характер и функции суда биев. Но, несмотря на это, суд биев в дореволюционном Казахстане всегда оставался органом классового господства феодалов, осуществляющим функцию подавления сопротивления трудящихся масс казахов.
Суд биев, как учреждение, соответствующее политическим и правовым взглядам господствующего класса казахского феодального общества, обслуживал свой экономический базис, охраняя его от всяких посягательств. Он стоял на страже интересов феодалов. В структуре и деятельности суда биев сохранилось множество пережитков патриархальных отношений. Возбуждались уголовные дела, как правило, по инициативе сторон, допускалась возможность прекращения уголовных дел в любой из стадий уголовного процесса в связи с примирением сторон, присяга признавалась как основной вид доказательства для установления виновности или невиновности обвиняемого; судебные следствия велись сначала и до конца в устной форме без применения каких-либо записей; судебные функции совмещались с административными.
Так, А. Зуев называет биев «мудрейшими и достойнейшими». По его мнению, казахский суд биев был «столь же чист и правдив, как и сама жизнь». Несмотря на прошедшие века и годы, когда бии-судьи занимали приоритетное положение в казахском обществе и в казахских ханствах, по словам автора, «в современном киргизе (казахе) крепко живут еще светлые предания этого прошлого: делясь ими, он всегда готов приправить свой рассказ то глубоким и тяжелым вздохом, то такими хорошими словами, от которых станет грустно, и не ему одному».
Гласность судебного процесса и зависимость авторитета бия от справедливости вынесенных им решений, вели к невозможности злоупотреблений со стороны биев и стремлению выносить приговоры, максимально удовлетворяющие обе стороны.
Решения суда биев отмечались справедливостью, иначе бий мог потерять авторитет среди народов.
Аитов А. отмечает, что каждый бий старался разобрать и решить дела киргизов справедливо и без малейшего отступления от обычаев, которые будучи введены с древнейших времен, не изменяются и имеют одинаковую силу во всех киргизских родах.
Серьезные изменения в подсудность суда биев были внесены "Уставом о сибирских киргизах" 1822 года. Согласно этому уставу все судебные дела, могущие возникать среди казахов, разделялись на три категории: 1) уголовные, 2) исковые и 3) по жалобам на управление. Уголовными делами для казахов считались лишь 1) государственная измена, 2) убийство, 3) грабежи и барымта, 4) явное неповиновение установленной власти. По этим делам казахи должны были судиться в царских судах на основании общеимперских законов. Таким образом из подсудности суда биев были изъяты наиболее важные категории дел, затрагивающие в основном интересы общеимперской власти. Все прочие дела, включая сюда и телесные повреждения, побои, оскорбления, воровство, мошенничестве, умышленный поджог, взяточничество, ложный донос и т. п. Уставом 1822 года считались "исковыми" и подлежали подсудности судам биев, разбиравших их на основании обычного права. Эти изменения внесенные Уставом 1822 года к подсудности, как суда биев, так и общеимперских судов, оказали серьезное влияние и на карательную деятельность этих органов по применению норм материального уголовного права.