Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2013 в 06:51, реферат
Образование отдельного Казахского государства историки относят к 15-16 векам. Казахское право намного старше его и старше самих казахов как сложившейся этнической общности. Древнее право казахов формировалось и сложилось на базе правовых воззрений и нормативных активов многих кочевых и полукочевых объединений, сменявших друг друга и составленных в основном из древних тюркско-казахских племенных и государственных образований.
Уставом 1822 года был также установлен порядок обжалования приговоров судов биев. Приговоры признавались не окончательными, недовольная сторона могла подать жалобу областному начальнику, от которого зависело их утверждение или не утверждение. Этим самым деятельность суда биев была поставлена под контроль царской администрации. Новый порядок апелляции на решения суда биев на практике привел к значительному упадку его роли.
Следующее ограничение деятельности суда биев по Сибирскому ведомству было сделано на основании закона от 19 мая 1854 года "О распространении на сибирских киргизов общих законов империи". Согласно этому закону из подсудности суда биев, кроме дел вышеупомянутых категорий, были изъяты дела, связанные с преступлениями по должности,- подлогом, принятием ложной присяги; все преступления и проступки, учиненные казахами не в местах кочевий, а в городах и селениях.
В целях создания на местах "прочной" судебной системы царское правительство решило придать суду биев характер чиновническо-бюрократического судебного аппарата. С этой целью звание биев на будущее время предоставлялось только султанам и аульным старшинам, прослужившим в этих должностях не менее шести лет, и вообще лицам, чем либо высочайше награжденным и отправлявшим какие-либо утвержденные правительством должности. Звание биев оставалось за теми, кто им пользовался до издания закона 1854 года.
Попытка резкого ограничения деятельности суда биев царским правительством была сделана в 1844 году при утверждении "Положения об управлении Оренбургскими киргизами". Согласно этому положению все основные категории уголовных дел казахов Оренбургского ведомства были изъяты из подсудности суда биев и отнесены к подсудности общеимперских судов.
К компетенции суда биев были отнесены лишь незначительные категории дел, связанные с совершением маловажных преступлений, в том числе кражи на сумму не свыше 30 руб. серебром. Но, несмотря на это, суды биев фактически продолжали рассматривать большинство категорий общеуголовных преступлений, совершенных казахами. Дела от казахов в общеимперские судебные органы поступали в очень незначительном количестве. Представители казахской феодально-родовой знати, которые и в прежние времена решали все судебные дела, возникавшие среди казахов, извлекая для себя большие материальные выгоды, стремились не передавать уголовные дела казахов в царские суды.
В связи с развитием новых форм хозяйства и разложением патриархальных отношений в Казахстане суд биев в прежней форме не мог дальше продолжать свое существование. Так, в результате развития новых форм хозяйства и разложения патриархальных отношений способ приобретения звания биев по наследству был значительно подорван. Старые "потомственные" бии, стоявшие на страже интересов "своих феодалов", не могли обеспечить защиту экономических и политических интересов новых групп казахских баев: скотопромышленников, торговцев, ростовщиков и т. д. Суд биев в своей прежней форме не мог отвечать колониальным интересам русской буржуазии, он оказался мало пригодным в новых условиях.
Изменение в деятельность суда биев было внесено царским правительством на основании Временных положений по управлению Сыр-Дарьинской и Семиреченской областями (1867 г.) и по управлению в степных областях (1868 г.), которыми были установлены две судебные системы:
общеимперские суды, действующие
на основании общих законов
местные суды или суды биев, действующие на основании обычного права казахов.
По Временным положениям 1867 и 1868 гг. суд биев вводился в Казахстане под названием "народного суда", но этим царское правительство хотело затушевать истинную сущность суда, как орудия колониального угнетения и феодально-байской эксплуатации широких народных масс. Новый суд не только отличался от суда биев в древней его форме, но и даже от суда, существовавшего в первой половине XIX века. Царское правительство преобразовало суд биев в соответствии с духом времени, "применяясь к мировым учреждениям".
По новой установке должности биев формально считались выборными. Выборы биев производились одновременно с выборами волостного управителя на собраниях пятидесятников (выборщиков), сроком на три года. Число биев определялось областными правлениями с таким расчетом, чтобы в каждой волости находилось от четырех до восьми биев, но не более одного бия на каждое аульное общество. Выбор биев производился в присутствии представителя царской администрации - уездного начальника или его помощника с последующий их утверждением губернатором. Раньше казахское обычное право такого порядка избрания биев не знало. К разбирательству суда биев подлежали все гражданские и значительные категории уголовных дел казахов, за исключением дел, отнесенных к подсудности общеимперских судов. Такими считались дела, связанные с преступлениями: а) против личности, б) против имущественных отношений, за исключением разбоя и грабежа, в) преступления в области семейно-брачных отношений, г) преступления против религии (мусульманской). Кроме того, к подсудности суда биев были отнесены некоторые категории дел, связанных с преступлениями против деятельности "местной администрации" (волостных управителей, аульных старшин и биев) [24, c. 9].
Временными положениями 1867 и 1868 гг. были установлены три инстанции суда биев:
Единоличный бийский суд, рассматривающий дела с иском на сумму не свыше 300 руб. и притом окончательно до 30 руб. (по положению 1867 года до 100 руб.).
Волостной суд биев, решающий дела независимо от суммы иска, причем Окончательно до 500 руб. В то же время он выступал судом второй инстанции по делам, решенным отдельным бием.
Чрезвычайный съезд биев, которому были подсудны дела, возникающие между несколькими волостями одного уезда. Чрезвычайные съезду созывались по мере надобности по распоряжению уездного начальника. Они же являлись второй инстанцией для дел, решенных волостными съездами биев.
Для решения дел между
несколькими уездами с
Решения и, приговоры суда биев подлежали утверждению уездного начальника, а иногда военного губернатора и даже генерал-губернатора. Исполнение приговора суда возлагалось на волостных управителей. Кое-что новое было внесено также и в порядок судопроизводства, в частности были введены элементы письменности, письменные документы теперь имели силу доказательства. Суды наделялись правом заочно выносить приговоры и т. д.
Вышеизложенное характеризует не только структуру и процессуальную деятельность суда биев, но дает уже известное представление о деятельности этого суда по применению норм уголовного обычного права за различные виды преступлений, совершенных казахами.
Суды биев в Казахстане продолжали действовать на основании обычного права вплоть до 1917 года.
Итак, суд биев являлся одним из важных элементов надстройки казахского феодального общества. Активная служебная роль надстройки по защите феодального базиса и его носителей в лице феодалов в значительной мере падала на суд биев. Но, являясь феодальным по своей сущности, суд биев как в. организации, так и в деятельности имел много патриархальных пережитков, придававших в общей сложности этому учреждению патриархально-феодальную форму.
1925 год для Казахстана
был годом важных событий.
Казахское отделение Верховного суда в 1926 году завершило совершенствование системы и структуры суда. В 1926-1936 годы суды, опираясь на советские законы, вели активную работу в поддержку коммунистических идей по строительству социализма. В 1936 году деятельность судебных органов была серьезно укреплена новой Конституцией, принятой VIII Всесоюзным чрезвычайным съездом. В это время и в системе государственного управления Казахстана происходили заметные изменения. Наша автономная республика стала союзной республикой. Была принята конституция, обеспечивающая образование и развитие республики, осуществление власти, законотворческой деятельности. 9 июля 1936 года Президиум КазЦИК под председательством Л.И. Мирзояна создал конституционную комиссию. 3 февраля 1937 года КазЦИК рассмотрел вопрос "О Конституции Казахской ССР". Решили доработанный проект Конституции передать на широкое обсуждение трудящихся.
26 марта 1937 года Х Всеказахстанский съезд Советов принял постановление о принятии новой Конституции социалистического Казахстана. IX глава Конституции СССР и VII глава Конституции Казахской ССР посвящены организации и созданию судебных органов прокурорской службы. Согласно Конституции КазССР по административному делению судебная система была создана под эгидой Советов народных депутатов. Верховный суд КазССР был высшим судебным органом. Он мог пересматривать решения нижестоящих судебных органов в порядке надзора и кассации. Также Верховный суд имел право пересматривать оставленные в силе решения судов по кассационным жалобам, протестам или кассационные жалобы, не рассмотренные из-за нарушения сроков подачи, установленных законом.
В 1957 году был пересмотрен
и расширен состав президиума Верховного
суда. В том году в составе Верховного
суда были: председатель и его два
заместителя, 19 членов суда, 10 народных
заседателей. Вследствие таких изменений
в составе суда в союзном масштабе
23 марта 1960 года Президиум Верховного
Совета Казахской ССР принял Указ
"О сокращении Министерства юстиции
Казахской ССР". Функции Министерства
юстиции были переданы Верховному суду.
А организацией работы местных судов
руководили областные суды. Организация
судопроизводства, финансовое обеспечение,
материально-техническое
В 1970 году Верховный Совет СССР принял постановление "Об учреждении Министерства юстиции в союзных республиках". В декабре того же года Совет Министров СССР принял постановление № 960 "Об учреждении Министерства юстиции в союзных республиках". На основании последнего было принято постановление Совета Министров Казахской ССР "Об учреждении Министерства юстиции Казахской ССР и организации его местных органов". Была обсуждена и утверждена компетенция Министерства юстиции. Согласно этому кадровые вопросы областных, районных народных судов, проблемы материально-технического обеспечения, материальные ценности, оборудование, нотариальные конторы были переданы под юрисдикцию Министерства юстиции; кроме того, новому министерству были переданы государственный нотариат, архив, статистика судебных дел, финансирование нотариатов.
В последующие двадцать лет
судебная система республики не претерпевала
радикальных перемен. Конституция 1936
года (в Казахстане 1937 г.), естественно,
устарела и уже не могла отвечать
требованиям нового общественного
строя. Так, в 1978 году была принята новая
Конституция СССР, которая соответствовала
требованиям "строительства развитого
социализма". Новая Конституция
Казахской ССР полностью
Четвертый этап реформы судебной
системы РК начался с момента
обретения Казахстаном своей
независимости и принятием
Социально-бытовые вопросы
рассматривались как одна из важнейших
проблем. Этим постановлением были четко
регламентированы структура судебных
органов республики, полномочия судей,
вопросы судейских кадров. Верховный
суд был признан высшей инстанцией
судебной власти, в компетенцию которого
входила кассационная, надзорная, контролирующая
деятельность над работой нижестоящих
судов, а также он был признан
органом, дающим разъяснения по вопросам
судебной практики и применения законодательных
актов. Были определены структура и
состав судебных органов. Было предусмотрено,
что в Верховном суде все внутрихозяйственные
вопросы, все вопросы, связанные
с отправлением правосудия, обеспечением
для этого судей всем необходимым
- все эти заботы отныне возлагались
на руководителя аппарата. Ныне состав
областных и городских судов
идентичен, военные суды на территории
Казахстана по всей компетенции и
выполняемым задачам могут