Основания и порядок освобождения от отбывания наказания

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 19:57, контрольная работа

Описание работы

Цель дипломной работы рассмотреть и проанализировать особенности условно - досрочного освобождения от отбывания наказания.
В связи с поставленной целью мы наметили следующие задачи:
- определить понятие условно-досрочного освобождения и его юридическую природу;
- изучить проблемы освобождения от наказания осужденных, и обеспечение контроля за ними;
- рассмотреть правовое положение лиц, освобожденных условно-досрочно;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ УСЛОВНО-ДОСРОЧНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ И ЕЕ ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЯ
1.1 Исторические аспекты развития института условно-досрочного освобождения
1.2 Понятие условно-досрочного освобождения, основания и его место в системе гуманизации уголовно-правового наказания
2 ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ НАКАЗАНИЯ ОСУЖДЕННЫХ, И ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНТРОЛЯ ЗА НИМИ
2.1 Порядок представления к условно-досрочному освобождению от отбывания наказания
2.2 Помощь осуждённым, освобождённым от отбывания наказания и контроль над ними
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА УСЛОВНО-ДОСРОЧНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ ПО КОНЦЕПЦИИ О ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКЕ НА 2010-2020 ГОДЫ
3.1 Законодательные изменения и их влияние на уголовно-исполнительную систему Республики Казахстан
3.2 Опыт и практические пути Казахстана в реформировании института УДО
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

контр. угол.испол.инспек..docx

— 129.02 Кб (Скачать)

Во введении раскрыты актуальность, цель, задачи, объект, предмет, методы исследования, научная  новизна и структура дипломной  работы. 

В первом разделе  рассматривается основания и  условия применения условно-досрочного освобождения; исправление осужденных, представленных к условно-досрочному освобождению. 

Второй раздел посвящён порядку представления  к условно-досрочному освобождению от отбывания наказания; помощь осуждённым, освобождённым от отбывания наказания  и контроль за ними. 

В третьем  разделе раскрывается право освобождаемых  на трудовое и бытовое устройство и другие социальные помощи; обязанности, возлагаемые на лиц, отбывающих условно-досрочно. 

Результаты  исследования обобщены в заключении.  
 

1 ПОНЯТИЕ  УСЛОВНО-ДОСРОЧНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ  И ЕГО ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА 

  

1.1 Исторические  аспекты развития института условно-досрочного  освобождения 

Согласно  Закону Республики Казахстан от 13 декабря 1997 г. № 209-I с 1 января 1998 года введен в  действие Уголовно-исполнительный кодекс Республики Казахстан. Следует отметить, что с момента обретения суверенитета и до 1998 г. в Казахстане действовал Исправительно-трудовой кодекс Казахской  ССР 1971 года, основу которого, в свою очередь, составляло Исправительно-трудовое законодательство Союза СССР и Союзных  республик. Одновременно с 1 января 1998 г. в республике был введен в действие Уголовный кодекс Республики Казахстан, которым был определен исчерпывающий  перечень видов наказаний. 

Таким образом, в 2008 г. исполнилось десять лет с  момента принятия нового уголовно-исполнительного  законодательства и фактически создания системы исполнения наказаний суверенного  Казахстана. Срок достаточно большой, чтобы проанализировать пройденный этап, эффективность деятельности уголовно-исполнительной системы в новых политических и экономических реалиях.[8] 

Вместе с  тем, развитие уголовно-исполнительной системы Казахстана невозможно рассматривать  вне общей стратегии развития правовой политики Республики Казахстан, которая осуществляется посредством  разработки и принятия программных  документов и совершенствования  законодательства. 

Важнейшим документом, определившим развитие и  становление уголовно-исполнительной политики, является Постановление Президента Республики Казахстан от 12 февраля 1994 г. № 69 «О Государственной программе  правовой реформы в Республике Казахстан». Реализация положений программы  нашла свое отражение в Уголовном  и Уголовно-исполнительных кодексах Республики Казахстан, вступивших в  действие с 1 января 1998 года.[9] 

В Уголовном  кодексе Республики Казахстан претерпел  значительные изменения перечень видов  наказаний. Из него были исключены, как  это и предусматривалось Программой реформирования такие виды наказаний  как общественное порицание и  увольнение от должности, а также  условное осуждение и условное освобождение с обязательным привлечением к труду  на стройках народного хозяйства. 

В то же время  система наказаний была дополнена  такими видами, как привлечение к  общественным работам, ограничение  свободы, ограничение по воинской службе, арест. При этом, введение в действие наказаний в виде привлечения  к общественным работам, ограничения  свободы и ареста было отсрочено  до создания необходимых условий. 

В Уголовно-исполнительном кодексе Республики Казахстан (далее  – УИК РК) была законодательно закреплена прогрессивная система отбывания  наказания. В исправительных колониях общего и строгого режимов создаются  согласно законодательству четыре вида условий отбывания наказания  – обычные, облегченные, льготные и  строгие, а в исправительных колониях особого режима - обычные, облегченные  и строгие. В зависимости от поведения  и отбытого срока наказания осужденные последовательно переводятся из одних условий отбывания наказания  в другие. Положительно характеризующиеся  могут постепенно быть переведены в  льготные условия отбывания наказания, где в целях успешной адаптации  к жизни на свободе им разрешается  по постановлению начальника исправительной колонии проживать в специальных  общежитиях за пределами исправительной колонии под надзором. Они могут  свободно передвигаться в пределах границ территории, прилегающей к исправительному учреждению, не ограничиваются в правах на свидания с родственниками. Осужденные, не желающие подчиняться требованиям внутреннего распорядка, помещаются в строгие условия отбывания наказания, где проживают в запираемых помещениях. 

Дифференциация  условий отбывания наказания  внутри одного учреждения по позволила  сократить количество видов исправительных учреждений – в новом законодательстве не были предусмотрены колонии усиленного режима.  

Важным достижением  уголовно-исполнительного законодательства является включение в него раздела 2 «Правовое положение осужденных». В ней детализированы права и  обязанности лиц, отбывающих уголовные  наказания, в том числе в области  личной безопасности и обеспечения  свободы совести. При этом законодательство впервые ориентировано на соблюдение международных норм и стандартов, что подчеркивается пунктом 11 статьи 10 УИК РК, устанавливающей, что порядок  реализации прав осужденных устанавливается  Кодексом, законами Республики Казахстан  и иными нормативными правовыми  актами, межгосударственными договорами, ратифицированными Республикой  Казахстан.  

Следующим документом, определяющим дальнейшее направление развития уголовной  и уголовно-исполнительной политики, является Указ Президента Республики Казахстан от 20 сентября 2002 года № 949 «О Концепции правовой политики Республики Казахстан». 

Концепция определяет, что реализация уголовной  политики Республики Казахстан должна развиваться в соответствии с  принципами законности, равенства граждан  перед законом и судом, справедливости, гуманизма и экономии уголовных  репрессий, неотвратимости уголовной  ответственности и наказания, защиты прав потерпевших, в том числе  и государства, и включать в себя принятие комплекса законодательных  мер, направленных на:  

продолжение курса на постепенное сужение  сферы применения смертной казни, а  также рассмотрение возможности  объявления моратория на смертную казнь; 

дальнейшую  декриминализацию правонарушений, относящихся  к преступлениям небольшой тяжести, в том числе и посредством  перевода их в сферу административной и гражданско-правовой ответственности; 

расширение  применения имущественных санкций  за отдельные виды экономических  преступлений, а также расширение применения наказаний, не связанных  с лишением свободы, в отношении  лиц, совершивших преступления небольшой  и средней тяжести; 

более широкое  применение мер поощрительного характера  при деятельном раскаянии лиц, совершивших  преступления; 

исключение  применения наказания в виде лишения  свободы в отношении несовершеннолетних, совершивших преступления небольшой  тяжести, и сужение сферы применения лишения свободы в отношении  несовершеннолетних, совершивших преступления средней тяжести;  

создание  необходимых условий введения в  действие уголовно-правовых норм, предусматривающих  такие новые виды наказания, как  ограничение свободы, арест, пожизненное  лишение свободы. 

Основными направлениями развития уголовно-исполнительной системы определены: совершенствование  законодательной базы с целью  приведения ее в соответствие с основными  положениями международных актов  о правах человека и международных  соглашений, определяющих основные принципы и порядок обращения с осужденными, а также дальнейшее улучшение  ее материально-технической базы, продолжение  политики гуманизации. 

В целях  профилактики рецидивной преступности необходимо создание системы условий  и разработка нормативных правовых актов, направленных на социальную адаптацию  лиц, освобождаемых из мест лишения  свободы, функционирование соответствующих  центров по социальной адаптации. Поскольку  реализация указанных направлений  развития уголовной и уголовно-исполнительной политики осуществляется посредством  принятия законодательных актов, ее результаты будут рассмотрены в  главе «Законодательные изменения  и их влияние на уголовно-исполнительную систему Республики Казахстан». 

Решение стратегических задач развития правовой политики Республики Казахстан в сфере назначения и исполнения уголовных наказаний  осуществлялось поэтапно, путем реализации межведомственных программ, утверждаемых Правительством Республики Казахстан. 

Первой в  ряду этих программ стоит Правительственная  Программа по материально-техническому и социально-правовому обеспечению  уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел и мест предварительного заключения под стражу Государственного следственного комитета Республики Казахстан на период до 2000 года, одобренная Постановлением Правительства Республики Казахстан от 1 октября 1996 года N 1199 «О мерах по стабилизации деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы  и мест предварительного заключения под стражу в Республике Казахстан».[10] 

Следует особо  отметить, что данная Программа предусматривала  не только мероприятия по улучшению  материально-технического оснащения  учреждений уголовно-исполнительной системы, но и в ее рамках была утверждена Концепция развития уголовно-исполнительной системы Республики Казахстан. Концепцией предусматривался переход к дифференцированным условиям содержания, имплементация  в законодательство международных  норм и стандартов обращения с  осужденными, введение новых видов  наказания и методов исправления  осужденных. Так, планом мероприятий  предусматривалось строительство  арестных домов, введение в штаты  исправительных учреждений психологов, укрепление связей с общественными  и религиозными организациями, создание медико-реабилитационных центров для  сотрудников уголовно-исполнительной системы. 

К сожалению, Программа не была в достаточной  степени подкреплена ресурсами  и не все мероприятия удалось  реализовать в полном объеме. Тем  не менее, было разработано новое  уголовно-исполнительное законодательство, начато строительство новых исправительных учреждений на базе военных городков, заложены новые принципы исправления  осужденных, в которых приоритет  отдавался не труду, а психолого-педагогическим методам. С этой точки зрения значение первой Программы трудно переоценить. 

Постановлением  Правительства Республики Казахстан  от 22 января 2001 года № 92 была утверждена Программа улучшения материально-технической  базы исправительных учреждений и следственных изоляторов Республики Казахстан на 2001-2003 годы.[] 

Целью Программы  являлось укрепление материально-технической  базы исправительных учреждений и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы  МВД Республики Казахстан, обновление инженерно-технических средств охраны, приведение коммунально-бытовых условий  содержания осужденных и лиц, подозреваемых  и обвиняемых в совершении преступлений, а также их перевозки в соответствие с требованиями действующего уголовно-исполнительного  законодательства. 

Для этого  предстояло решить следующие задачи: 

1) снижение  плотности содержания осужденных  в исправительных учреждениях  и следственных изоляторах путем  строительства новых и реконструкции  действующих исправительных учреждений  и следственных изоляторов;  

2) создание  условий для отбывания наказания  всех категорий осужденных в  пределах того региона, где  они были осуждены или проживали  до ареста; 

3) уменьшение  количества перевозок осужденных  по республике; 

4) повышение  безопасности содержания осужденных  в исправительных учреждениях  при отбывании наказания; 

5) снижение  количества преступлений среди  осужденных, количества их побегов  из охраняемых исправительных  учреждений и следственных изоляторов. 

Для решения  этих задач предполагалось выделение  из Республиканского бюджета 4135 млн. тг. 

Следует отметить, что Программа была направлена именно на укрепление материально-технической  базы исправительных учреждений и следственных изоляторов, так как их состояние  было довольно плачевным, численность  содержащихся в учреждениях превышала  установленные лимиты наполнения, улучшение  условий содержания осужденных в  этих условиях было проблематичным. Эта  Программа была успешно реализована, что создало условия для решения  других задач. 

Постановлением  Правительства Республики Казахстан  от 31 декабря 2003 года № 1376 была утверждена «Программа дальнейшего развития уголовно-исполнительной системы Республики Казахстан на 2004-2006 годы».[12] 

Информация о работе Основания и порядок освобождения от отбывания наказания