Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 19:57, контрольная работа
Цель дипломной работы рассмотреть и проанализировать особенности условно - досрочного освобождения от отбывания наказания.
В связи с поставленной целью мы наметили следующие задачи:
- определить понятие условно-досрочного освобождения и его юридическую природу;
- изучить проблемы освобождения от наказания осужденных, и обеспечение контроля за ними;
- рассмотреть правовое положение лиц, освобожденных условно-досрочно;
ВВЕДЕНИЕ
1 ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ УСЛОВНО-ДОСРОЧНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ И ЕЕ ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЯ
1.1 Исторические аспекты развития института условно-досрочного освобождения
1.2 Понятие условно-досрочного освобождения, основания и его место в системе гуманизации уголовно-правового наказания
2 ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ НАКАЗАНИЯ ОСУЖДЕННЫХ, И ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНТРОЛЯ ЗА НИМИ
2.1 Порядок представления к условно-досрочному освобождению от отбывания наказания
2.2 Помощь осуждённым, освобождённым от отбывания наказания и контроль над ними
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА УСЛОВНО-ДОСРОЧНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ ПО КОНЦЕПЦИИ О ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКЕ НА 2010-2020 ГОДЫ
3.1 Законодательные изменения и их влияние на уголовно-исполнительную систему Республики Казахстан
3.2 Опыт и практические пути Казахстана в реформировании института УДО
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Практическая
реализация Закона привела к значительному
сокращению численности осужденных
в исправительных учреждениях. На момент
принятия Закона Республики Казахстан
«О внесении изменений и дополнений
в Уголовный, Уголовно-процессуальный
и Уголовно-исполнительный кодексы
Республики Казахстан» в исправительных
учреждениях республики отбывало наказание
почти шестьдесят тысяч осужденных.
Декриминализация, исключение лишения
свободы из санкций отдельных
составов преступлений, а также изменение
верхних пределов санкций по отдельным
составам преступлений потребовали
пересмотра семи с половиной тысяч
дел осужденных, в результате чего
полностью освобождено от наказания
150 осужденных, еще 2660 осужденным снижен
срок отбывания наказания.
Динамика
общей численности осужденных за
последние годы приводится на [Приложение
2].
Из графика
видно, что в 2002 г. численность осужденных
в исправительных колониях составляла
65151 человек. В следующем году численность
сократилась до 48748 человек, или более
чем на 16000 осужденных. Во многом это
произошло в связи с более
широким применением института
условно-досрочного освобождения. Если
в 2002 году условно-досрочно от отбывания
наказания освобождено 15630 осужденных,
то в 2003 году их число увеличилось
до 30732 человек. В 2004-2006 годах, как и
ожидалось, число условно-досрочно-
Уменьшение
численности осужденных позволило
«разгрузить» исправительные учреждения,
улучшить условия содержания осужденных.
Интересна
сама история разработки Закона Республики
Казахстан «О внесении изменений
и дополнений в Уголовный, Уголовно-процессуальный
и Уголовно-исполнительный кодексы
Республики Казахстан» от 21 декабря 2002
года. Во исполнение рекомендаций международной
конференции «Альтернативы
Члены Рабочей
группы провели ряд встреч, на которых
обсудили современное состояние
уголовно-исполнительной системы, основные
проблемы и причины их возникновения,
а также определили приоритетные
пути развития системы уголовного наказания.
Всего было
проведено пять заседаний рабочей
группы, и на заключительном, состоявшемся
26 февраля 2002 года, были выработаны рекомендации
по совершенствованию
Эти рекомендации
были направлены в Администрацию
Президента, Правительство, Парламент
Республики Казахстан и в дальнейшем
учтены при разработке проекта Закона
«О внесении изменений и дополнений
в Уголовный, Уголовно-процессуальный
и Уголовно-исполнительный кодексы
Республики Казахстан».
Представляется
важным, что впервые в законотворческой
деятельности совместно участвовали
как представители различных
государственных организаций, так
и представители
Закон Республики
Казахстан от 25 сентября 2003 года № 484-ІІ
«О внесении изменений и дополнений
в некоторые законодательные
акты Республики Казахстан по вопросам
борьбы с коррупцией» интересен
для нас тем, что в Уголовном
кодексе Республики Казахстан были
внесены изменения в санкции
такого вида наказания, как лишение
права занимать определенную должность
или заниматься определенной деятельностью
(Статья 41).
Ранее закон
определял, что наказание в виде
лишения права занимать определенную
должность или заниматься определенной
деятельностью устанавливается
на срок от одного года до пяти лет в
качестве основного вида наказания
и на срок от шести месяцев до
трех лет в качестве дополнительного
вида наказания. В новой редакции
статья была дополнена и за совершение
коррупционных преступлений лишение
права занимать определенные должности
или заниматься определенной деятельностью
устанавливается на срок от трех до
десяти лет в качестве основного
вида наказания и на срок от одного
года до семи лет в качестве дополнительного
вида наказания.
10 марта
2004 года принят Закон Республики
Казахстан № 529-II «О внесении
изменений и дополнений в
В соответствии
с Законом в статью 49 Уголовного
кодекса Республики Казахстан внесены
изменения, согласно которым при
введении Президентом Республики Казахстан
моратория на исполнение смертной казни
исполнение приговора о смертной
казни приостанавливается на время
действия моратория. Приговор о смертной
казни приводится в исполнение не
ранее чем по истечении одного
года после отмены моратория на исполнение
смертной казни.
В целях
усиления правовых гарантий осужденных
к смертной казни в часть пятую
статьи внесены дополнения, согласно
которым лица, приговоренные к
смертной казни, в случае отмены моратория
на исполнение смертной казни имеют
право ходатайствовать о
Дополнениями
в Уголовно-исполнительный кодекс Республики
Казахстан местом содержания осужденных
к смертной казни определена тюрьма.
Лица, в отношении которых приговор
о смертной казни вступил в
силу до введения моратория или во
время действия моратория на исполнение
смертной казни, содержатся в одиночных
камерах изолированно от других осужденных.
В целях
реализации Указа Главы государства
и Закона Республики Казахстан «О
внесении изменений и дополнений
в Уголовный, Уголовно-процессуальный
и Уголовно-исполнительный кодексы
Республики Казахстан в связи
с введением моратория на исполнение
смертной казни» уголовно-исполнительной
системой в тюрьме г. Аркалыка был
выделен и оборудован отдельный
блок для содержания лиц, осужденных
к смертной казни, подпавших под
действие моратория на ее исполнение.
Для содержания
лиц, осужденных к пожизненному лишению
свободы, в колонии особого режима
п. Житикара Костанайской области был
создан локальный участок для
содержания указанной категории
лиц. Режимные корпуса и камеры оборудованы
системами видеонаблюдения и
охранной сигнализацией.
Гуманизация
законодательства была продолжена Законом
Республики Казахстан 9 декабря 2004 года
№ 10-III «О внесении изменений и дополнений
в Уголовный, Уголовно-процессуальный,
Уголовно-исполнительный кодексы Республики
Казахстан и Кодекс Республики Казахстан
об административных правонарушениях
по вопросам упрощения процедур расследования
уголовных дел, декриминализации некоторых
составов преступлений и совершенствования
законодательства об административных
правонарушениях». В частности, в
Уголовный кодекс были внесены изменения,
согласно которым наказание в
виде привлечения к общественным
работам (ст. 39 УК РК) стало возможным
назначать как в качестве основного,
так и дополнительного вида наказания.
[54]
Введение
комбинированных санкций
Исполнение
наказания в виде ареста в законодательстве
сформулировано чрезвычайно жестко,
поэтому в статьи 46 и 79 Уголовного
кодекса Республики Казахстан внесены
изменения, согласно которым данный
вид наказания не применяется
к лицам, не достигшим восемнадцати
лет.
Лица, совершившие
преступления по неосторожности, не имели
умысла на совершение преступления и
не предвидели тяжести последствий.
В связи с этим в законодательство
(ч. 5 ст. 48 УК РК) внесены изменения, в
соответствии с которыми все лица,
совершившие преступления по неосторожности,
и осужденные к наказанию в
виде лишения свободы, направляются
для отбывания наказания в
колонии-поселения.
В статью 81
Уголовного кодекса внесены изменения,
позволяющие освобождать
Сокращены
минимально необходимые сроки отбывания
наказания лицами, совершившими преступления
в несовершеннолетнем возрасте для
применения условно-досрочного освобождения
(статья 84 УК РК). После внесения изменений
условно-досрочное освобождение может
быть применено после фактического
отбытия:
а) не менее
одной четвертой срока
б) не менее
одной трети срока наказания,
назначенного судом за тяжкое преступление;
в) не менее
половины срока наказания, назначенного
судом за особо тяжкое преступление,
не сопряженное с посягательством
на жизнь человека;
г) не менее
двух третей наказания, назначенного судом
за особо тяжкое преступление, сопряженное
с посягательством на жизнь человека.
В Особенной
части Уголовного кодекса декриминализированы
составы преступлений, предусмотренные
статьями 106 (побои), 111 (причинение средней
тяжести вреда здоровью), 154 (отказ
о предоставлению гражданину информации).
Санкции пятнадцати составов преступлений
дополнены альтернативами, в санкциях
тринадцати составов преступлений исключены
нижние пределы наказания в виде
лишения свободы.
Особого внимания
заслуживает Закон Республики Казахстан
«O внесении изменений и дополнений
в некоторые законодательные
акты Республики Казахстан по вопросам
уголовно-исполнительной системы» от
26 марта 2007 года № 240-III ЗРК. Сразу оговоримся,
что Закон содержит целый ряд
норм, направленных на совершенствование
деятельности уголовно-исполнительной
системы, а также вносящих необходимые
редакционные изменения в акты, регулирующие
деятельность пенитенциарной системы.
В то же время Закон содержит ряд
норм, содержание которых с точки
зрения международных стандартов вызывает
определенную обеспокоенность.
Законом от
26 марта 2007 г. в Уголовный, Уголовно-процессуальный
и Уголовно-исполнительный кодексы
внесены изменения, которыми модифицированы
основы института условно-досрочного
освобождения в Республике Казахстан.
В частности, изменены основания
и порядок условно-досрочного освобождения
лиц, отбывающих уголовное наказание,
определён перечень обязанностей, исполнение
которых возлагается на условно-досрочно
освобождённых в период оставшейся не
отбытой части наказания, определен орган,
осуществляющий контроль за условно-досрочно
освобожденными в период неотбытой части
наказания.
Так, согласно
ранее действующей редакции статьи
70 УК РК лицо, отбывающее исправительные
работы, ограничение по военной службе,
ограничение свободы, содержание в
дисциплинарной воинской части или
лишение свободы, может быть освобождено
условно-досрочно, если судом будет
признано, что для своего исправления
оно не нуждается в полном отбывании
назначенного судом наказания. При
этом лицо может быть полностью или
частично освобождено от отбывания
дополнительного вида наказания.
Информация о работе Основания и порядок освобождения от отбывания наказания