Основания и порядок освобождения от отбывания наказания

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 19:57, контрольная работа

Описание работы

Цель дипломной работы рассмотреть и проанализировать особенности условно - досрочного освобождения от отбывания наказания.
В связи с поставленной целью мы наметили следующие задачи:
- определить понятие условно-досрочного освобождения и его юридическую природу;
- изучить проблемы освобождения от наказания осужденных, и обеспечение контроля за ними;
- рассмотреть правовое положение лиц, освобожденных условно-досрочно;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ УСЛОВНО-ДОСРОЧНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ И ЕЕ ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЯ
1.1 Исторические аспекты развития института условно-досрочного освобождения
1.2 Понятие условно-досрочного освобождения, основания и его место в системе гуманизации уголовно-правового наказания
2 ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ НАКАЗАНИЯ ОСУЖДЕННЫХ, И ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНТРОЛЯ ЗА НИМИ
2.1 Порядок представления к условно-досрочному освобождению от отбывания наказания
2.2 Помощь осуждённым, освобождённым от отбывания наказания и контроль над ними
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА УСЛОВНО-ДОСРОЧНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ ПО КОНЦЕПЦИИ О ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКЕ НА 2010-2020 ГОДЫ
3.1 Законодательные изменения и их влияние на уголовно-исполнительную систему Республики Казахстан
3.2 Опыт и практические пути Казахстана в реформировании института УДО
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

контр. угол.испол.инспек..docx

— 129.02 Кб (Скачать)

Практическая  реализация Закона привела к значительному  сокращению численности осужденных в исправительных учреждениях. На момент принятия Закона Республики Казахстан  «О внесении изменений и дополнений в Уголовный, Уголовно-процессуальный и Уголовно-исполнительный кодексы  Республики Казахстан» в исправительных учреждениях республики отбывало наказание  почти шестьдесят тысяч осужденных. Декриминализация, исключение лишения  свободы из санкций отдельных  составов преступлений, а также изменение  верхних пределов санкций по отдельным  составам преступлений потребовали  пересмотра семи с половиной тысяч  дел осужденных, в результате чего полностью освобождено от наказания 150 осужденных, еще 2660 осужденным снижен срок отбывания наказания.  

Динамика  общей численности осужденных за последние годы приводится на [Приложение 2].  

Из графика  видно, что в 2002 г. численность осужденных в исправительных колониях составляла 65151 человек. В следующем году численность  сократилась до 48748 человек, или более  чем на 16000 осужденных. Во многом это  произошло в связи с более  широким применением института  условно-досрочного освобождения. Если в 2002 году условно-досрочно от отбывания  наказания освобождено 15630 осужденных, то в 2003 году их число увеличилось  до 30732 человек. В 2004-2006 годах, как и  ожидалось, число условно-досрочно-освобожденных  от отбывания наказания несколько  сократилось, однако общая численность  лиц, отбывающих наказания в исправительных учреждениях продолжала снижаться  и в 2006 году составила 43203 человека. [52] 

Уменьшение  численности осужденных позволило  «разгрузить» исправительные учреждения, улучшить условия содержания осужденных. 

Интересна сама история разработки Закона Республики Казахстан «О внесении изменений  и дополнений в Уголовный, Уголовно-процессуальный и Уголовно-исполнительный кодексы  Республики Казахстан» от 21 декабря 2002 года. Во исполнение рекомендаций международной  конференции «Альтернативы тюремному  заключению», прошедшей в г. Алматы в октябре 1999 г., в Казахстане в  апреле 2001 г. была создана Рабочая  группа по развитию альтернатив тюремному  заключению, в состав которой вошли  представители Сената, Мажилиса Парламента Республики, Верховного суда, Генеральной  прокуратуры, Министерства юстиции, Министерства внутренних дел, Министерства образования  и науки, Министерства здравоохранения, Министерства труда и социальной защиты, Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности, Казахстанской криминологической  ассоциации, Союза адвокатов Республики Казахстан.  

Члены Рабочей  группы провели ряд встреч, на которых  обсудили современное состояние  уголовно-исполнительной системы, основные проблемы и причины их возникновения, а также определили приоритетные пути развития системы уголовного наказания.  

Всего было проведено пять заседаний рабочей  группы, и на заключительном, состоявшемся 26 февраля 2002 года, были выработаны рекомендации по совершенствованию законодательства, основанные на принципах и положениях, сформулированных в международных документах, относящихся к политике в области уголовных наказаний, прежде всего в Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными, Токийских правилах Организации Объединенных Наций, и ориентированных на тенденции развития пенитенциарных систем зарубежных стран и международного опыта в области гуманизации уголовной политики.  

Эти рекомендации были направлены в Администрацию  Президента, Правительство, Парламент  Республики Казахстан и в дальнейшем учтены при разработке проекта Закона «О внесении изменений и дополнений в Уголовный, Уголовно-процессуальный и Уголовно-исполнительный кодексы  Республики Казахстан».  

Представляется  важным, что впервые в законотворческой деятельности совместно участвовали  как представители различных  государственных организаций, так  и представители негосударственного сектора и был накоплен опыт взаимного  сотрудничества. Об успешности этого  опыта свидетельствует то, что  в Законе «О внесении изменений и  дополнений в Уголовный, Уголовно-процессуальный и Уголовно-исполнительный кодексы  Республики Казахстан», принятом 21 декабря 2002 года, нашли свое отражение около 60 процентов рекомендаций рабочей  группы.  

Закон Республики Казахстан от 25 сентября 2003 года № 484-ІІ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные  акты Республики Казахстан по вопросам борьбы с коррупцией» интересен  для нас тем, что в Уголовном  кодексе Республики Казахстан были внесены изменения в санкции  такого вида наказания, как лишение  права занимать определенную должность  или заниматься определенной деятельностью (Статья 41).  

Ранее закон  определял, что наказание в виде лишения права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью устанавливается  на срок от одного года до пяти лет в  качестве основного вида наказания  и на срок от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного  вида наказания. В новой редакции статья была дополнена и за совершение коррупционных преступлений лишение  права занимать определенные должности  или заниматься определенной деятельностью  устанавливается на срок от трех до десяти лет в качестве основного  вида наказания и на срок от одного года до семи лет в качестве дополнительного  вида наказания.  

10 марта  2004 года принят Закон Республики  Казахстан № 529-II «О внесении  изменений и дополнений в Уголовный,  Уголовно-процессуальный и Уголовно-исполнительный  кодексы Республики Казахстан  в связи с введением моратория  на исполнение смертной казни». [53] 

В соответствии с Законом в статью 49 Уголовного кодекса Республики Казахстан внесены  изменения, согласно которым при  введении Президентом Республики Казахстан  моратория на исполнение смертной казни  исполнение приговора о смертной казни приостанавливается на время  действия моратория. Приговор о смертной казни приводится в исполнение не ранее чем по истечении одного года после отмены моратория на исполнение смертной казни.  

В целях  усиления правовых гарантий осужденных к смертной казни в часть пятую  статьи внесены дополнения, согласно которым лица, приговоренные к  смертной казни, в случае отмены моратория  на исполнение смертной казни имеют  право ходатайствовать о помиловании  независимо от того, ходатайствовали  ли они об этом до введения моратория  или нет.  

Дополнениями  в Уголовно-исполнительный кодекс Республики Казахстан местом содержания осужденных к смертной казни определена тюрьма. Лица, в отношении которых приговор о смертной казни вступил в  силу до введения моратория или во время действия моратория на исполнение смертной казни, содержатся в одиночных  камерах изолированно от других осужденных. 

В целях  реализации Указа Главы государства  и Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Уголовный, Уголовно-процессуальный и Уголовно-исполнительный кодексы  Республики Казахстан в связи  с введением моратория на исполнение смертной казни» уголовно-исполнительной системой в тюрьме г. Аркалыка был  выделен и оборудован отдельный  блок для содержания лиц, осужденных к смертной казни, подпавших под  действие моратория на ее исполнение.  

Для содержания лиц, осужденных к пожизненному лишению  свободы, в колонии особого режима п. Житикара Костанайской области был  создан локальный участок для  содержания указанной категории  лиц. Режимные корпуса и камеры оборудованы  системами видеонаблюдения и  охранной сигнализацией. 

Гуманизация законодательства была продолжена Законом  Республики Казахстан 9 декабря 2004 года № 10-III «О внесении изменений и дополнений в Уголовный, Уголовно-процессуальный, Уголовно-исполнительный кодексы Республики Казахстан и Кодекс Республики Казахстан  об административных правонарушениях  по вопросам упрощения процедур расследования  уголовных дел, декриминализации некоторых  составов преступлений и совершенствования  законодательства об административных правонарушениях». В частности, в  Уголовный кодекс были внесены изменения, согласно которым наказание в  виде привлечения к общественным работам (ст. 39 УК РК) стало возможным  назначать как в качестве основного, так и дополнительного вида наказания. [54] 

Введение  комбинированных санкций рекомендовано  пунктом 8.2 Минимальных стандартных  правил Организации Объединенных Наций  в отношении мер, не связанных  с тюремным заключением (Токийские  правила, приняты резолюцией 45/110 Генеральной  Ассамблеи от 14 декабря 1990 года). К  сожалению, в законодательстве недостаточно прописаны механизмы применения данной санкции, что создает определенные сложности в правоприменительной  практике. 

Исполнение  наказания в виде ареста в законодательстве сформулировано чрезвычайно жестко, поэтому в статьи 46 и 79 Уголовного кодекса Республики Казахстан внесены  изменения, согласно которым данный вид наказания не применяется  к лицам, не достигшим восемнадцати лет. 

Лица, совершившие  преступления по неосторожности, не имели  умысла на совершение преступления и  не предвидели тяжести последствий. В связи с этим в законодательство (ч. 5 ст. 48 УК РК) внесены изменения, в  соответствии с которыми все лица, совершившие преступления по неосторожности, и осужденные к наказанию в  виде лишения свободы, направляются для отбывания наказания в  колонии-поселения. 

В статью 81 Уголовного кодекса внесены изменения, позволяющие освобождать несовершеннолетних от уголовной ответственности и  наказания. Ранее данная статья предусматривала лишь освобождение от наказания несовершеннолетних, впервые осужденных за совершение преступлений небольшой и средней тяжести, если судом будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия. В новой редакции статьи предусмотрено освобождение от уголовной ответственности несовершеннолетних, совершивших преступления небольшой тяжести и впервые совершивших преступление средней тяжести. При этом применение принудительных мер воспитательного воздействия не носит безусловного характера. Часть 2 статьи 81 УК РК предусматривает освобождение от наказания несовершеннолетнего, впервые осужденных за совершение преступлений небольшой и средней тяжести, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия. 

Сокращены минимально необходимые сроки отбывания  наказания лицами, совершившими преступления в несовершеннолетнем возрасте для  применения условно-досрочного освобождения (статья 84 УК РК). После внесения изменений  условно-досрочное освобождение может  быть применено после фактического отбытия:  

а) не менее  одной четвертой срока наказания, назначенного судом за преступление небольшой или средней тяжести;  

б) не менее  одной трети срока наказания, назначенного судом за тяжкое преступление;  

в) не менее  половины срока наказания, назначенного судом за особо тяжкое преступление, не сопряженное с посягательством  на жизнь человека;  

г) не менее  двух третей наказания, назначенного судом  за особо тяжкое преступление, сопряженное  с посягательством на жизнь человека. 

В Особенной  части Уголовного кодекса декриминализированы  составы преступлений, предусмотренные  статьями 106 (побои), 111 (причинение средней  тяжести вреда здоровью), 154 (отказ  о предоставлению гражданину информации). Санкции пятнадцати составов преступлений дополнены альтернативами, в санкциях тринадцати составов преступлений исключены  нижние пределы наказания в виде лишения свободы. 

Особого внимания заслуживает Закон Республики Казахстан  «O внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные  акты Республики Казахстан по вопросам уголовно-исполнительной системы» от 26 марта 2007 года № 240-III ЗРК. Сразу оговоримся, что Закон содержит целый ряд  норм, направленных на совершенствование  деятельности уголовно-исполнительной системы, а также вносящих необходимые  редакционные изменения в акты, регулирующие деятельность пенитенциарной системы. В то же время Закон содержит ряд  норм, содержание которых с точки  зрения международных стандартов вызывает определенную обеспокоенность. 

Законом от 26 марта 2007 г. в Уголовный, Уголовно-процессуальный и Уголовно-исполнительный кодексы  внесены изменения, которыми модифицированы основы института условно-досрочного освобождения в Республике Казахстан. В частности, изменены основания  и порядок условно-досрочного освобождения лиц, отбывающих уголовное наказание, определён перечень обязанностей, исполнение которых возлагается на условно-досрочно освобождённых в период оставшейся не отбытой части наказания, определен орган, осуществляющий контроль за условно-досрочно освобожденными в период неотбытой части наказания. 

Так, согласно ранее действующей редакции статьи 70 УК РК лицо, отбывающее исправительные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы, содержание в  дисциплинарной воинской части или  лишение свободы, может быть освобождено  условно-досрочно, если судом будет  признано, что для своего исправления  оно не нуждается в полном отбывании  назначенного судом наказания. При  этом лицо может быть полностью или  частично освобождено от отбывания  дополнительного вида наказания.  

Информация о работе Основания и порядок освобождения от отбывания наказания