Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 14:49, курсовая работа
Целью настоящей работы является комплексная характеристика понятия организованной преступности, анализ уголовно-правового аспекта данного феномена.
Для достижения указанной цели представляется необходимым решить определенный круг задач:
во-первых, охарактеризовать понятие и признаки организованной преступности;
во-вторых, исследовать классификацию форм деятельности организованных преступных формирований;
в-третьих, проанализировать уголовное законодательство Российской Федерации об ответственности за создание преступной организации и преступного сообщества, выявить существующие проблемы, обозначить пути их решения;
и, наконец, проанализировать вопросы международного сотрудничества в сфере борьбы с организованной преступностью.
Введение 3
Глава 1Уголовно-правовая характеристика организованной преступности 5
1.1. Понятие и признаки организованной преступности 5
1.2. Классификация форм деятельности организованных преступных формирований 13
Глава 2 Совершенствование уголовно-правовых мер борьбы с организованной преступностью 19
2.1 Уголовное законодательство об ответственности за создание преступной организации и преступного сообщества 19
2.2. Международное сотрудничество по противодействию организованной преступности 26
Заключение 32
Список использованных источников 34
Приложение 38
Системный подход к трактовке термина «сотрудничество государств», по справедливому мнению В.Ф. Цепелева, предполагает понимание его в двух значениях: как принципа международных отношений и как определенной деятельности. В деятельностном аспекте международное сотрудничество в борьбе с преступностью является важным направлением уголовной политики, разрабатываемым и реализуемым на глобальном, региональном и национальном уровнях40.
В условиях выхода уголовных преступлений за рамки государственных границ, а также в связи с ростом числа совершаемых преступлений международного характера борьбу с ними становится вести все труднее, а добиться эффективности можно только при согласованных действиях большинства государств, при рациональном сочетании внутригосударственных и международных усилий, в том числе на основе международных соглашений41.
Министерство внутренних дел является одним из самых активных и ответственных субъектов, осуществляющих международное сотрудничество по борьбе с преступностью, в Российской Федерации. Одна из приоритетных задач Министерства - развитие международного сотрудничества в сфере борьбы с терроризмом, организованной преступностью и нелегальной миграцией. Международное сотрудничество осуществляется в уголовно-правовых, уголовно-процессуальных, уголовно-исполнительных, оперативно-розыскных, криминологических, организационно-технических формах.
Государства, объединенные в СНГ, так же как и европейские страны, входящие в Европейский союз, демонстрируют готовность решать проблемы противодействия транснациональной преступности на субрегиональном уровне42. На наш взгляд, такое решение рационально уже хотя бы потому, что, во-первых, особенности преступности в данных государствах максимально сходны в силу объективных причин криминогенного характера, во-вторых, внутреннее законодательство государств Содружества изначально сопоставимо по основным содержательным и формально-юридическим характеристикам, что обусловлено их общим «происхождением» и совпадением историко-юридических традиций институционального нормотворчества.
На региональном уровне, в частности на уровне Содружества Независимых Государств (СНГ), 2 апреля 1999 г. в Москве Совет глав государств СНГ одобрил Концепцию взаимодействия государств СНГ в борьбе с преступностью43. В Концепции обращается особенное внимание на то, что преступность в государствах - участниках СНГ все более приобретает транснациональный характер и реально противоречит проводимым социально-экономическим реформам, посягает на безопасность государств, подрывает веру граждан в способность государственных структур обеспечить соблюдение их прав свобод. В концепции говорится, что эффективная борьба с преступностью может быть обеспечена на основе тесного взаимодействия государств - участников СНГ. Концепция определяет принципы, задачи, основные направления, формы и систему обеспечения взаимодействия государств - участников СНГ в борьбе с преступностью через определяемые ими компетентные органы, такие как прокуратура, органы внутренних дел, органы безопасности и специальные службы, налоговая полиция, таможенная служба, органы охраны государственной границы и другие государственные органы, осуществляющие борьбу с преступностью, а также через уставные органы и органы отраслевого сотрудничества СНГ, созданные для координации и взаимодействия в борьбе с преступностью.
Практический опыт организации взаимодействия правоохранительных органов государств - участников СНГ свидетельствует о том, что институт экстрадиции является одним из важнейших инструментов совместной деятельности, обеспечивающих неотвратимость наказания лиц, совершивших
преступления44.
Правовые основы этого взаимодействия составляют как сложившаяся к настоящему времени система региональных международных нормативных правовых актов, ратифицированных государствами Содружества, так и двусторонние договоры, определяющие условия и порядок осуществления экстрадиции. Так, ряд государств Содружества присоединился к Европейской конвенции о выдаче 1957 г. и дополнительным Протоколам к ней 1975 и 1978 гг., Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 г. с дополнительным Протоколом 1978 г. и Европейской конвенции о борьбе с терроризмом 1977 г.
В рамках Содружества Независимых Государств 22 января 1993 г. в Минске была принята Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, в которой, в частности, участники обязались выдавать друг другу лиц, находящихся на их территории, для привлечения к уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение. В ее развитие в Кишиневе 7 октября 2002 г. была также принята аналогичная Конвенция, которую подписали 10 государств СНГ.
Нельзя не отметить наличие общих подходов к данной проблеме, позволяющих организовать достаточно эффективное взаимодействие в вопросах выдачи преступников. Сотрудничество государств СНГ в вопросах экстрадиции основывается на общепризнанных нормах и принципах международного права. В частности, в Российской Федерации эти принципы нашли свое отражение в главе 54 УПК РФ. К ним относится принцип «взаимности», который заключается в том, что запрашивающее государство должно предусматривать возможность выдачи лица, совершившего преступление, в аналогичных ситуациях. Указание на возможность такой выдачи может содержаться в международном договоре с участием этого государства, в его национальном законодательстве, а при отсутствии такой регламентации - в запросе о выдаче либо в сопровождающих его документах должна быть выражена готовность к выдаче. Следующим является принцип «двойного вменения», заключающийся в том, что лицо выдается в тех случаях, когда совершенное им деяние признается преступлением законодательствами запрашивающей и запрашиваемой сторон. При этом не обязательно должны совпадать названия преступлений, главное установить идентичность основных признаков составов преступлений. В соответствии с принципом «конкретности» выдаваемое лицо не должно подвергаться уголовному преследованию за преступления, которые не были указаны в запросе. В запросе следует указывать все преступления, которые подлежат инкриминированию данному лицу45.
Принципиальным моментом при решении вопросов экстрадиции для большинства государств СНГ является невозможность выдачи другим странам своих граждан, в том числе и лиц, имеющих двойное гражданство.
Положительную динамику развития и совершенствования данного вида межгосударственного сотрудничества можно проиллюстрировать следующими цифрами. Так, если в 1995 г. только по линии работы Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными видами преступлений на территориях государств - участников СНГ было разыскано 177 лиц, а экстрадировано 116, то аналогичные показатели в 2005 г. составили соответственно 3196 и 1360 лиц. По данным МВД России, в 2006 г. подразделениями по борьбе с организованной преступностью задержано 18 лиц, находящихся в межгосударственном розыске. 12 из них разыскивались МВД Беларуси, 3 - Украины, по 1 - России, Азербайджана и Грузии46.
Результаты
анализа свидетельствуют о
Вместе с тем в сфере международного сотрудничества по борьбе с преступностью существуют и достаточно серьезные проблемы. Так, например, 80% задержанных на Западе белорусских преступников объявляют о том, что их уголовное преследование ведется по политическим мотивам. В результате срабатывает «политическое право», и экстрадиция затягивается на долгие месяцы. С передачей преступников из России обстоит по-другому. Некоторые задержанные совершают преступления прямо в местных изоляторах, чтобы нести ответственность там, но ни в коем случае не быть экстрадированными на родину. В других случаях преступники пытаются начать процедуру принятия российского гражданства, и, соответственно, экстрадиция затягивается47. При этом ежегодно решается вопрос об экстрадиции в Беларусь из других стран до одной тысячи лиц, подозреваемых в совершении преступлений.
Как
показывает практика, наиболее эффективными
формами практической деятельности
правоохранительных органов в рамках
международного сотрудничества государств
- участников СНГ и других государств
являются участие в создании и
гармонизации международного законодательства
в сфере борьбы с организованной преступностью,
терроризмом и наркобизнесом; проведение
рабочих встреч с представителями правоохранительных
органов зарубежных стран, участие в международных
конференциях и совещаниях; обмен оперативной
информацией; исполнение запросов общего
и конфиденциального характера; проведение
совместных оперативно-розыскных и профилактических
мероприятий, а также широкомасштабных
целевых специальных операций; розыск
лиц, находящихся в межгосударственном
розыске, их экстрадиция или депортация.
Заключение
Организованную преступность сегодня называют одной из глобальных проблем современности, решение которой требует усилий всего человечества, слаженных действий в рамках отдельных государств, координируемых мировым сообществом. Коренные перемены в мировой экономике и политике в конце XX в. детерминировали появление новых коммуникационных технологий, кардинальное усложнение методов и общий размах финансовых операций, увеличение миграционных процессов, что, в свою очередь, фундаментально трансформировало пути развития как законного, так и преступного бизнеса.
При
написании настоящей работы мы ставили
перед собой цель комплексного анализа
организованной преступности, характеристику
уголовно-правового аспекта
Мы
пришли к выводу, что организованная
преступность есть преступная деятельность,
осуществляемая в широких масштабах
преступными организациями (сообществами)
и другими преступными
Характеристика организованной преступности может быть раскрыта через различные ее составляющие. Одними из них являются направления деятельности организованной преступности. Другим основанием для анализа и классификации организованной преступной деятельности может быть вид организованной преступной деятельности. Видами организованной преступной деятельности могут быть более частные подвиды направлений организованной преступной деятельности. В определенной степени виды организованной преступной деятельности могут быть сходны с видами преступлений, совершаемых организованной преступностью. Виды организованной преступной деятельности в определенной степени связаны с видами преступных групп (организаций, сообществ).
Мы
пришли к выводу о необходимости
законодательного закрепления четких
критериев разграничения
Также нами было установлено, что роль международного сотрудничества в сфере борьбы с организованной преступностью в настоящее время чрезвычайно велика, в связи с чем необходимо создание и гармонизация международного законодательства в указанной сфере.
Подводя итог сказанному, мы считаем необходимым отметить, что борьба с организованной преступностью может быть эффективной только в том случае, если она осуществляется на прочной законодательной основе, соответствующей реальным характеристикам этого наиболее опасного вида преступности, а также целям и задачам современной уголовной политики.
Развитие
законодательства в этой сфере должно
быть тесно увязано с реформами
в экономике, политической и социальной
сферах, с международными обязательствами
Российской Федерации, потребностями
общества в ограничении негативных
явлений, нарушающих его нормальную жизнедеятельность.
Оно должно предусматривать повышение
эффективности деятельности правоохранительных
органов по противодействию организованной
преступности, восполнение пробелов в
правовом регулировании, создание системы
правовых институтов и норм, устраняющих
разрыв между уголовным и уголовно - процессуальным
законодательством.
Список
использованных источников
Международные акты
Нормативно-правовые акты РФ
Литература
Информация о работе Организованная преступность: уголовно-правовой аспект