Организованная преступность: уголовно-правовой аспект

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 14:49, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является комплексная характеристика понятия организованной преступности, анализ уголовно-правового аспекта данного феномена.
Для достижения указанной цели представляется необходимым решить определенный круг задач:
во-первых, охарактеризовать понятие и признаки организованной преступности;
во-вторых, исследовать классификацию форм деятельности организованных преступных формирований;
в-третьих, проанализировать уголовное законодательство Российской Федерации об ответственности за создание преступной организации и преступного сообщества, выявить существующие проблемы, обозначить пути их решения;
и, наконец, проанализировать вопросы международного сотрудничества в сфере борьбы с организованной преступностью.

Содержание

Введение 3
Глава 1Уголовно-правовая характеристика организованной преступности 5
1.1. Понятие и признаки организованной преступности 5
1.2. Классификация форм деятельности организованных преступных формирований 13
Глава 2 Совершенствование уголовно-правовых мер борьбы с организованной преступностью 19
2.1 Уголовное законодательство об ответственности за создание преступной организации и преступного сообщества 19
2.2. Международное сотрудничество по противодействию организованной преступности 26
Заключение 32
Список использованных источников 34
Приложение 38

Работа содержит 1 файл

2010.04.30. уголовное право курсовая.doc

— 208.50 Кб (Скачать)

    Системный подход к трактовке термина «сотрудничество государств», по справедливому мнению В.Ф. Цепелева, предполагает понимание его в двух значениях: как принципа международных отношений и как определенной деятельности. В деятельностном аспекте международное сотрудничество в борьбе с преступностью является важным направлением уголовной политики, разрабатываемым и реализуемым на глобальном, региональном и национальном уровнях40.

    В условиях выхода уголовных преступлений за рамки государственных границ, а также в связи с ростом числа совершаемых преступлений международного характера борьбу с ними становится вести все труднее, а добиться эффективности можно только при согласованных действиях большинства государств, при рациональном сочетании внутригосударственных и международных усилий, в том числе на основе международных соглашений41.

    Министерство  внутренних дел является одним из самых активных и ответственных  субъектов, осуществляющих международное  сотрудничество по борьбе с преступностью, в Российской Федерации. Одна из приоритетных задач Министерства - развитие международного сотрудничества в сфере борьбы с терроризмом, организованной преступностью и нелегальной миграцией. Международное сотрудничество осуществляется в уголовно-правовых, уголовно-процессуальных, уголовно-исполнительных, оперативно-розыскных, криминологических, организационно-технических формах.

    Государства, объединенные в СНГ, так же как  и европейские страны, входящие в  Европейский союз, демонстрируют готовность решать проблемы противодействия транснациональной преступности на субрегиональном уровне42. На наш взгляд, такое решение рационально уже хотя бы потому, что, во-первых, особенности преступности в данных государствах максимально сходны в силу объективных причин криминогенного характера, во-вторых, внутреннее законодательство государств Содружества изначально сопоставимо по основным содержательным и формально-юридическим характеристикам, что обусловлено их общим «происхождением» и совпадением историко-юридических традиций институционального нормотворчества.

    На  региональном уровне, в частности  на уровне Содружества Независимых  Государств (СНГ), 2 апреля 1999 г. в Москве Совет глав государств СНГ одобрил  Концепцию взаимодействия государств СНГ в борьбе с преступностью43. В Концепции обращается особенное внимание на то, что преступность в государствах - участниках СНГ все более приобретает транснациональный характер и реально противоречит проводимым социально-экономическим реформам, посягает на безопасность государств, подрывает веру граждан в способность государственных структур обеспечить соблюдение их прав свобод. В концепции говорится, что эффективная борьба с преступностью может быть обеспечена на основе тесного взаимодействия государств - участников СНГ. Концепция определяет принципы, задачи, основные направления, формы и систему обеспечения взаимодействия государств - участников СНГ в борьбе с преступностью через определяемые ими компетентные органы, такие как прокуратура, органы внутренних дел, органы безопасности и специальные службы, налоговая полиция, таможенная служба, органы охраны государственной границы и другие государственные органы, осуществляющие борьбу с преступностью, а также через уставные органы и органы отраслевого сотрудничества СНГ, созданные для координации и взаимодействия в борьбе с преступностью.

    Практический  опыт организации взаимодействия правоохранительных органов государств - участников СНГ  свидетельствует о том, что институт экстрадиции является одним из важнейших  инструментов совместной деятельности, обеспечивающих неотвратимость наказания лиц, совершивших

преступления44.

    Правовые  основы этого взаимодействия составляют как сложившаяся к настоящему времени система региональных международных  нормативных правовых актов, ратифицированных государствами Содружества, так и двусторонние договоры, определяющие условия и порядок осуществления экстрадиции. Так, ряд государств Содружества присоединился к Европейской конвенции о выдаче 1957 г. и дополнительным Протоколам к ней 1975 и 1978 гг., Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 г. с дополнительным Протоколом 1978 г. и Европейской конвенции о борьбе с терроризмом 1977 г.

    В рамках Содружества Независимых  Государств 22 января 1993 г. в Минске была принята Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, в которой, в частности, участники обязались выдавать друг другу лиц, находящихся на их территории, для привлечения к уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение. В ее развитие в Кишиневе 7 октября 2002 г. была также принята аналогичная Конвенция, которую подписали 10 государств СНГ.

    Нельзя  не отметить наличие общих подходов к данной проблеме, позволяющих организовать достаточно эффективное взаимодействие в вопросах выдачи преступников. Сотрудничество государств СНГ в вопросах экстрадиции основывается на общепризнанных нормах и принципах международного права. В частности, в Российской Федерации эти принципы нашли свое отражение в главе 54 УПК РФ. К ним относится принцип «взаимности», который заключается в том, что запрашивающее государство должно предусматривать возможность выдачи лица, совершившего преступление, в аналогичных ситуациях. Указание на возможность такой выдачи может содержаться в международном договоре с участием этого государства, в его национальном законодательстве, а при отсутствии такой регламентации - в запросе о выдаче либо в сопровождающих его документах должна быть выражена готовность к выдаче. Следующим является принцип «двойного вменения», заключающийся в том, что лицо выдается в тех случаях, когда совершенное им деяние признается преступлением законодательствами запрашивающей и запрашиваемой сторон. При этом не обязательно должны совпадать названия преступлений, главное установить идентичность основных признаков составов преступлений. В соответствии с принципом «конкретности» выдаваемое лицо не должно подвергаться уголовному преследованию за преступления, которые не были указаны в запросе. В запросе следует указывать все преступления, которые подлежат инкриминированию данному лицу45.

    Принципиальным  моментом при решении вопросов экстрадиции  для большинства государств СНГ  является невозможность выдачи другим странам своих граждан, в том  числе и лиц, имеющих двойное  гражданство.

    Положительную динамику развития и совершенствования данного вида межгосударственного сотрудничества можно проиллюстрировать следующими цифрами. Так, если в 1995 г. только по линии работы Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными видами преступлений на территориях государств - участников СНГ было разыскано 177 лиц, а экстрадировано 116, то аналогичные показатели в 2005 г. составили соответственно 3196 и 1360 лиц. По данным МВД России, в 2006 г. подразделениями по борьбе с организованной преступностью задержано 18 лиц, находящихся в межгосударственном розыске. 12 из них разыскивались МВД Беларуси, 3 - Украины, по 1 - России, Азербайджана и Грузии46.

    Результаты  анализа свидетельствуют о достаточно высокой эффективности сотрудничества компетентных органов в вопросах выдачи лиц, обоснованно подозреваемых в совершении террористических актов, имевших широкий общественный резонанс и повлекших значительные человеческие жертвы.

    Вместе  с тем в сфере международного сотрудничества по борьбе с преступностью существуют и достаточно серьезные проблемы. Так, например, 80% задержанных на Западе белорусских преступников объявляют о том, что их уголовное преследование ведется по политическим мотивам. В результате срабатывает «политическое право», и экстрадиция затягивается на долгие месяцы. С передачей преступников из России обстоит по-другому. Некоторые задержанные совершают преступления прямо в местных изоляторах, чтобы нести ответственность там, но ни в коем случае не быть экстрадированными на родину. В других случаях преступники пытаются начать процедуру принятия российского гражданства, и, соответственно, экстрадиция затягивается47. При этом ежегодно решается вопрос об экстрадиции в Беларусь из других стран до одной тысячи лиц, подозреваемых в совершении преступлений.

    Как показывает практика, наиболее эффективными формами практической деятельности правоохранительных органов в рамках международного сотрудничества государств - участников СНГ и других государств являются участие в создании и  гармонизации международного законодательства в сфере борьбы с организованной преступностью, терроризмом и наркобизнесом; проведение рабочих встреч с представителями правоохранительных органов зарубежных стран, участие в международных конференциях и совещаниях; обмен оперативной информацией; исполнение запросов общего и конфиденциального характера; проведение совместных оперативно-розыскных и профилактических мероприятий, а также широкомасштабных целевых специальных операций; розыск лиц, находящихся в межгосударственном розыске, их экстрадиция или депортация. 
 
 
 
 
 

Заключение 

    Организованную  преступность сегодня называют одной  из глобальных проблем современности, решение которой требует усилий всего человечества, слаженных действий в рамках отдельных государств, координируемых мировым сообществом. Коренные перемены в мировой экономике и политике в конце XX в. детерминировали появление новых коммуникационных технологий, кардинальное усложнение методов и общий размах финансовых операций, увеличение миграционных процессов, что, в свою очередь, фундаментально трансформировало пути развития как законного, так и преступного бизнеса.

    При написании настоящей работы мы ставили  перед собой цель комплексного анализа  организованной преступности, характеристику уголовно-правового аспекта данного феномена.

    Мы  пришли к выводу, что организованная преступность есть преступная деятельность, осуществляемая в широких масштабах  преступными организациями (сообществами) и другими преступными группами, в целях получения прибыли  и/или обладания властью, представляющуая значительную опасность для общества в связи с оказанием существенного влияния на политику, экономику, политические или другие органы, юстицию, фирмы, союзы предпринимателей, профсоюзы, средства массовой информации и т.п. и применяющая для достижения своих целей насилие или иные средства запугивания либо угрозу применения таких средств.

    Характеристика  организованной преступности может  быть раскрыта через различные ее составляющие. Одними из них являются направления деятельности организованной преступности. Другим основанием для анализа и классификации организованной преступной деятельности может быть вид организованной преступной деятельности. Видами организованной преступной деятельности могут быть более частные подвиды направлений организованной преступной деятельности. В определенной степени виды организованной преступной деятельности могут быть сходны с видами преступлений, совершаемых организованной преступностью. Виды организованной преступной деятельности в определенной степени связаны с видами преступных групп (организаций, сообществ).

    Мы  пришли к выводу о необходимости  законодательного закрепления четких критериев разграничения преступной организации и преступного сообщества.

    Также нами было установлено, что роль международного сотрудничества в сфере борьбы с организованной преступностью в настоящее время чрезвычайно велика, в связи с чем необходимо создание и гармонизация международного законодательства в указанной сфере.

    Подводя итог сказанному, мы считаем необходимым  отметить, что борьба с организованной преступностью может быть эффективной только в том случае, если она осуществляется на прочной законодательной основе, соответствующей реальным характеристикам этого наиболее опасного вида преступности, а также целям и задачам современной уголовной политики.

    Развитие  законодательства в этой сфере должно быть тесно увязано с реформами  в экономике, политической и социальной сферах, с международными обязательствами  Российской Федерации, потребностями  общества в ограничении негативных явлений, нарушающих его нормальную жизнедеятельность. Оно должно предусматривать повышение эффективности деятельности правоохранительных органов по противодействию организованной преступности, восполнение пробелов в правовом регулировании, создание системы правовых институтов и норм, устраняющих разрыв между уголовным и уголовно - процессуальным законодательством. 
 
 
 

Список  использованных источников 

Международные акты

  1. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (заключена в Минске 22.01.1993) (вступила в силу 19.05.1994, для Российской Федерации 10.12.1994) // Собрание законодательства РФ. 1995.  N 17. Ст. 1472.
  2. Концепция взаимодействия государств СНГ в борьбе с преступностью от 02.04.1999 // Международно-правовые акты. Т. XXI. М., 1996. С. 149-156.
 

Нормативно-правовые акты РФ

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 07.04.2010) // Собрание законодательства РФ. 1996. N 25. Ст. 2954.
  2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 07.04.2010) // Собрание законодательства РФ. 2001.  N 52 (ч. I). Ст. 4921.
  3. Приказ МВД России «О создании коллегии МВД по выработке мер борьбы с организованной преступностью» от 11.07.2002 № 665 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2002. № 39.
 

Литература

  1. Аналитический обзор о состоянии борьбы с организованной преступностью и коррупцией в г. Москве (по материалам УБОП ГУВД г. Москвы) п. 2.7.2 Плана НИР - 2002 ВНИИ МВД России.
  2. Арестов А.И. Криминологические и уголовно-правовые меры борьбы с организованной преступностью: Монография. М., 2007.
  3. Арестов А.И. Сущностные признаки и определение организованной преступности // Российский следователь. 2006. N 12.
  4. Водько Н.П. Уголовно-правовая борьба с организованной преступностью: Научно-практическое пособие. М.: Юриспруденция, 2000.
  5. Гилинский Я.И. Криминология: Курс лекций. СПб., 2002.
  6. Годунов И.В. Транснациональная организованная преступность в России. М., 2001.
  7. Долгова А.И. Организованная преступность - 4. М., 1998.
  8. Зуйков С.Г. Проблемы квалификации при выявлении и расследовании преступлений по признакам организации или участия в преступном сообществе (преступной организации) // Состояние, проблемы применения и совершенствования законодательства о борьбе с организованной преступностью и коррупцией: Материалы Всероссийской научно-практической конференции 7 - 8 июня 2000 года. Вып. 1. М.: Московский институт МВД России, 2001.
  9. Интервью министра внутренних дел Республики Беларусь В. Наумова // Советская Белоруссия. 2007. 18 июля; Интервью Генерального прокурора Республики Беларусь П. Миклашевича // Вечерний Минск. 2007. 26 июня.
  10. Казакова В.А., Фирсаков С.В., Прокофьева Т.В. Проблемы привлечения к ответственности за организацию преступного сообщества (преступной организации) // 10 лет борьбы с организованной преступностью, коррупцией и терроризмом: Материалы научно-практической конференции. М.: ВНИИ МВД России, 2000.
  11. Кашелкин А.Б., Тихонов В.И. О методическом подходе к вопросу разграничения понятий групповой и организованной преступности // Вестник МВД России. 2003. N 4.
  12. Клейменов И.М. Легализация преступных доходов и развитие организованной преступности // Пути повышения эффективности взаимодействия подразделений Министерства внутренних дел РФ с другими государственными органами в области противодействия легализации преступных доходов (стратегический и прикладной аспекты): Сборник статей / Под ред. докт. юрид. наук, профессора, заслуженного деятеля науки РФ В.М. Баранова. Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2005.
  13. Криминология: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Бурлакова, проф. В.П. Сальникова. СПб.: Санкт-Петербургская академия МВД России, 2006.
  14. Криминология: Учебник / Под ред. акад. В.Н. Кудрявцева, проф. В.Е. Эминова. М.: Юрист, 2005.
  15. Криминология: Учебник / Под ред. проф. Н.Ф. Кузнецовой, проф. Г.М. Миньковского. СМ.: 2007.
  16. Кубов Р.Х Актуальные проблемы международного сотрудничества по противодействию организованной преступности // Российский следователь. 2007. N 19.
  17. Кубов Р.Х. Состояние организованной преступности в государствах - участниках СНГ и меры противодействия // Российский следователь. 2008. N 15.
  18. Лунеев В.В. Преступность XX века. Мировые, региональные и российские тенденции. М., 1997.
  19. Овчинский В.С., Овчинский С.С. Борьба с мафией в России. М., 1993.
  20. Организованная преступность / Под ред. А.И. Долговой, С.В. Дьякова. М.: Юридическая литература. 1989.
  21. Организованная преступность - 2 / Под ред. А.И. Долговой, С.В. Дьякова. М.: Криминологическая Ассоциация, 1993.
  22. Организованная преступность - 3. М., 1996.
  23. Отмывание денег и организованная преступность. Перевод добровольного общества «Орнамент» от 30 сентября 1991 г. N 1411.
  24. Пресс-релиз МВД России от 24 мая 2007 г. «Международное сотрудничество ДБОПиТ МВД России в сфере борьбы с организованной преступностью» // Официальный сайт МВД России // www.mvd.ru.
  25. Пригожин А.И. Современная социология организаций: Учебник. М.: Наука, 1995.
  26. Разинкин В.С. Проблемы теории и правоприменения понятий и терминов организованной и иных видов преступности // Российский следователь. 2008. N 14.
  27. Сунцов А.Е., Трунцевский Ю.В. Теоретические проблемы имплементации норм международного уголовного права в России // Московский журнал международного уголовного права. 1997. N 2.
  28. Тихомиров Ю.А. Международное и внутреннее право: динамика соотношения // Правоведение. 1995. N 3.
  29. Третьяков В.И. Организованная преступность в России: понятие, признаки // Российский следователь. 2008. N 7.
  30. Устинов В.С. Понятие и криминологическая характеристика организованной преступности. Н. Новгород, 1993.
  31. Фролов С.С. Социология: Учебник для высших учебных заведений. М.: Наука, 1994.
  32. Чалидзе В. Уголовная Россия. М., 1990; Никифоров А.С. Об организованной преступности на Западе и в СССР // Советское государство и право. 1991. N 4.
  33. Шаронов С. Основные проблемы борьбы с организованными преступными посягательствами на государственное и общественное имущество в условиях формирования многоукладной экономики. Дис. ... докт. юрид. наук в форме научного доклада, выполняющего также функции автореферата. М., 1995.
  34. Цепелев В.Ф. Уголовно-правовые, криминологические и организационные аспекты международного сотрудничества в борьбе с преступностью. Дис. ... докт. юрид. наук. М., 2001.

Информация о работе Организованная преступность: уголовно-правовой аспект