Ограничение свободы как вид наказания

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 17:08, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является всесторонний анализ ограничения свободы. В рамках поставленной цели необходимо выполнить ряд задач, посредством рассмотрения и анализа таких важнейших аспектов проблемы как:
– понятие, принципы и классификация системы наказания;
– принятие, содержание и смысл ограничения свободы как основного вида наказания;
– принятие, содержание и смысл ограничения свободы как дополнительного вида наказания.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..5
1 Система наказания в Российском уголовном праве …………………. ……...8
2 Ограничение свободы как вид наказания …………………………………...20
Ограничение свободы как основной вид наказания ……………………...20
Ограничение свободы как дополнительный вид наказания ……………...36
Заключение………………………………………………………………………38
Список использованных источников………………………………………….. 40

Работа содержит 1 файл

курсач уп.doc

— 202.50 Кб (Скачать)

     Существуют  и другие классификации наказаний. Выделяются наказания связанные с исправительно-трудовым воздействием, и наказания, не связанные с исправительно-трудовым воздействием, общие и специальные наказания, срочные и не связанные с определенным сроком.2 

     Качаева  считает, что выделение в системе наказаний отдельных групп не случайно. Тем самым отражаются особенности той или иной группы наказаний, что позволяет углубить представление об этом сложном предмете, а главное, дать надежные рекомендации судьям для избрания меры наказания. Каждая классификация наказаний на группы осуществляется с определенными целями. В зависимости от целей выбирается основание классификации. Например, выделение группы имущественных наказаний преследует цель показать специфику наказаний, в основе которых лежат лишения имущественного характера, и рекомендовать их для назначения лицам, совершившим корыстные преступления. Приведенная классификация имеет важное как научное, так и практическое значение, так они помогают глубже вникнуть в вопросы применения каждого конкретного вида наказания.3

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Ограничение  свободы как вид наказания.

2.1 Ограничение свободы  как основной вид наказания.

     Ограничение свободы — вид уголовного наказания, сущность которого образует совокупность обязанностей и запретов, налагаемых судом на осуждённого, которые исполняются без изоляции осуждённого от общества в условиях осуществления за ним надзора со стороны специализированного государственного органа.

     Наказание в виде ограничения свободы было введено в действие после вступления в силу с 1 июля 1997 г. Уголовно-исполнительного кодекса РФ по мере создания необходимых условий для исполнения этого вида наказаний. Таким образом, ранее ограничение свободы являлось основным видом наказания и заключалось в содержании осужденного, достигшего к моменту вынесения судом приговора восемнадцатилетнего возраста, в специальном учреждении без изоляции от общества в условиях осуществления за ним надзора.

      27 декабря 2009 г. Президент РФ Д.А. Медведев подписал Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. № 377-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с введением в действие положений Уголовного кодекса РФ и Уголовно-исполнительного кодекса РФ о наказании в виде ограничения свободы». Поправки вступили в силу 10 января 2010 г. По мнению практиков права, принятие такого закона – положительное явление. При большей разновидности видов наказаний у судей появляется возможность использовать индивидуализацию наказания. Эта норма предусматривает ограничения для осужденного по перемещению, месту работы и учебы. Контроль за исполнением установленных ограничений возлагается на уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства осужденного.

     Осужденный на ограничение свободы не сможет уходить из дома или квартиры в определенное время суток, без уведомления надзорного органа изменять место жительства или пребывания, место работы или учебы, выезжать за пределы территории соответствующего муниципального образования. Осужденный не сможет посещать определенные места, в том числе массовые мероприятия. Суд возлагает на него определенные обязанности: он должен будет от одного до четырех раз в месяц являться для регистрации в орган, осуществляющий надзор.

 

     В Федеральной службе исполнения наказаний полагают, что этот вид наказания спасет от тюрьмы сотни тысяч человек. Ограничение свободы может быть назначено примерно 113 тысячам осужденных ежегодно. Сейчас ограничение свободы как основной вид наказания предусмотрено санкциями 66 статей Уголовного кодекса. Новый закон вводит ограничение свободы как основной вид наказания еще в 21 статью УК РФ и как дополнительный вид наказания в 22 статьи УК РФ. В частности, ограничение свободы может быть назначено за клевету, оскорбление, кражу, мошенничество, присвоение или растрату, за грабеж. За тяжкие преступления ограничение свободы может быть назначено как дополнительное наказание. Однако снижаться численность населения колоний будет постепенно: понадобится время, чтобы судьи стали в полной мере применять ограничение свободы в виде наказания.

      Таким образом, закон принят, введен в действие, осталось его исполнять. Каким же образом в России планируется его соблюдение? Специалисты отмечают, что исполнение ограничения свободы будет упираться в финансовый вопрос. Для надзора за осужденными предполагается использовать различные технические средства контроля, например электронные браслеты, а также аудиовизуальные средства контроля. Стоимость комплекта одного электронного браслета отечественного производства – 35 тысяч рублей. В Швейцарии внедрение системы наблюдения обошлось казне в 20 миллионов долларов. Немалые деньги требуются и на обслуживание электронных браслетов.

    Ограничение свободы как вид наказания в определенной мере был воспринят из зарубежного опыта. Зарубежный опыт по обеспечению исполнения наказания в виде ограничения свободы полезен для России. Так, в США закон об электронном наблюдении был принят в 1968 г., однако электронные браслеты применяют с 1995 г. Они предназначены для контроля условно осужденных или находящихся под домашним арестом, а также отбывших срок за тяжкие преступления. В штате Калифорния вместо браслетов осужденным выдают пейджер, который они обязаны носить с собой.2

     Ограничение свободы новая для отечественного уголовного законодательства мера наказания которая за свой небольшой срок существования изменилась коренным образом.

     В соответствии с  ч.2 ст.45 УК РФ ограничение свободы  применяется в качестве как  основного так и дополнительного  вида наказания. 

     Ограничение свободы заключается в установлении судом осужденному следующих ограничений: не уходить из дома (квартиры, иного жилища) в определенное время суток, не посещать определенные места, расположенные в пределах территории соответствующего муниципального образования, не выезжать за пределы территории соответствующего муниципального образования, не посещать места проведения массовых и иных мероприятий и не участвовать в указанных мероприятиях, не изменять место жительства или пребывания, место работы и (или) учебы без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы. При этом суд возлагает на осужденного обязанность являться в специализированный государственный орган, осуществляющий надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, от одного до четырех раз в месяц для регистрации. Установление судом осужденному ограничений на изменение места жительства или пребывания без согласия указанного специализированного государственного органа, а также на выезд за пределы территории соответствующего муниципального образования является обязательным (ч.1 ст. 53 УК РФ).

     В соответствии с  новой редакцией ст. 50 УИК РФ  наказание в виде ограничения свободы отбывается осужденным по месту его жительства. Осужденный к наказанию в виде ограничения свободы обязан соблюдать установленные судом ограничения, а также являться по вызову в уголовно-исполнительную инспекцию для дачи устных или письменных объяснений по вопросам, связанным с отбыванием им наказания. В случае, когда судом в отношении осужденного не установлено ограничение на изменение места работы и (или) учебы без согласия уголовно-исполнительной инспекции, осужденный обязан не позднее семи дней до дня изменения места работы и (или) учебы уведомить об этом уголовно-исполнительную инспекцию.

     Для надзора со стороны уголовно-исполнительной инспекции за осужденными предполагается использовать, в том числе, и электронные браслеты. Закон разрешает использовать и другие технические средства контроля, например, аудиовизуальные. Конкретный перечень технических средств контроля будет определен отдельным постановлением правительства.

     Консультант Еврокомиссии по вопросам исполнения наказаний Мартин Седдон, сообщил на конференции, что электронные браслеты используются в 60 странах мира на стадиях предварительного заключения, альтернативного наказания и при освобождении заключенных.

     По его  словам в мире существует три системы электронного мониторинга. Первая система - эта идентификация по голосу. Осужденный или арестованный носит на руке электронный браслет, который при подаче сигнала обязует его в течение пяти минут позвонить с ближайшего телефона в центр мониторинга, что даст информацию о месте его нахождения. Более сложная система - проверка во время комендантского часа. Осужденный носит браслет на руке, еще одна стационарная система расположена в его квартире. Если во время комендантского часа он удаляется от системы, сигнал об этом идет в центр мониторинга. И наконец наиболее сложная система - спутниковое слежение. Осужденный или арестованный носит браслет на щиколотке, что в любой момент позволяет определить его местонахождение. В России предполагается использовать такой вид слежения через систему ГЛОНАСС в отношении преступников высокой степени риска.1

     Эксперимент  с использованием электронных  браслетов проводился в Воронеже, который доказал, что применение  ограничения свободы в России  возможен.

     В качестве  основного наказания  ограничение   свободы   назначается    на срок от двух месяцев  до четырех лет за преступления  небольшой  тяжести  и средней тяжести (ч.2 ст. 53 УК РФ). 

     Чувства безнаказанности у осужденных быть не должно, т.к. в соответствии с ч.3 ст. 53 УК РФ в период отбывания ограничения свободы суд по представлению специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, может отменить частично либо дополнить ранее установленные осужденному ограничения.

     В случае злостного уклонения осужденного от отбывания ограничения свободы, т.е. не соблюдения им требований установленных в ч. 1 ст. 53 УК РФ, назначенного в качестве основного вида наказания, суд по представлению специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, может заменить неотбытую часть наказания принудительными работами или лишением свободы из расчета один день принудительных работ за два дня ограничения свободы или один день лишения свободы за два дня ограничения свободы. (ч. 5 ст. 53 УК РФ).

     Также в соответствие с ч.1 ст. 314 УК РФ злостное уклонение лица, осужденного к ограничению свободы, от отбывания наказания - наказывается принудительными работами на срок до одного года либо лишением свободы на тот же срок. Злостно уклоняющимся от отбывания наказания в виде ограничения свободы признается: а) осужденный, допустивший нарушение порядка и условий отбывания наказания в течение одного года после применения к нему взыскания в виде официального предостережения о недопустимости нарушения установленных судом ограничений; б) осужденный, отказавшийся от использования в отношении его технических средств надзора и контроля; в) скрывшийся с места жительства осужденный, место нахождения которого не установлено в течение более 30 дней; г) осужденный, не прибывший в уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства в соответствии с предписанием. В случае злостного уклонения осужденного от отбывания наказания в виде ограничения свободы, назначенного в качестве основного наказания либо избранного в порядке замены не отбытой части наказания в виде лишения свободы в соответствии со статьей 80 Уголовного кодекса Российской Федерации, уголовно-исполнительная инспекция вносит в суд представление о замене ему не отбытого срока наказания в виде ограничения свободы наказанием в виде лишения свободы. Злостное уклонение осужденного от отбывания наказания в виде ограничения свободы, назначенного в качестве дополнительного наказания, влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч.4,5 ст. 58 УИК РФ от 27 декабря 2009г.).

     Также осужденный несет ответственность и за нарушениями порядка и условий отбывания наказания (ч.1,2,3 ст. 58 УИК РФ). Нарушениями порядка и условий отбывания наказания в виде ограничения свободы являются: а) неявка без уважительных причин осужденного в уголовно- исполнительную инспекцию для постановки на учет; б) несоблюдение без уважительных причин осужденным установленных судом ограничений; в) неявка осужденного в уголовно-исполнительную инспекцию по вызову без уважительных причин для дачи устных или письменных объяснений по вопросам, связанным с отбыванием им наказания; г) неявка без уважительных причин осужденного в уголовно- исполнительную инспекцию для регистрации; д) нарушение общественного порядка, за которое осужденный был привлечен к административной ответственности;

     За нарушение осужденным порядка и условий отбывания наказания в виде ограничения свободы уголовно-исполнительная инспекция применяет к нему меру взыскания в виде предупреждения. За совершение осужденным в течение одного года после вынесения предупреждения любого из нарушений, указанных в части первой статьи 58 Уголовно Исполнительного Кодекса, уголовно-исполнительная инспекция применяет к нему меру взыскания в виде официального предостережения о недопустимости нарушения установленных судом ограничений.

     В случае нарушения осужденным порядка и условий отбывания наказания в виде ограничения свободы, а также при наличии иных обстоятельств, свидетельствующих о целесообразности дополнения ранее установленных осужденному ограничений, начальник уголовно- исполнительной инспекции или замещающее его лицо имеет право внести в суд соответствующее представление.

     Осужденный, место нахождения которого неизвестно, объявляется в розыск и подлежит  задержанию органами внутренних  дел на срок до 48 часов в  целях решения вопросов, предусмотренных  частью пятой статьи 58 УИК РФ. Указанный срок может быть продлен судом до 30 суток (ч.6 ст.58 УИК РФ).

     После задержания осужденного, которому ограничение свободы назначено в качестве основного вида наказания или избрано в порядке замены не отбытой части наказания в виде лишения свободы, суд в соответствии со статьей 397 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации принимает решение о заключении осужденного под стражу и замене ограничения свободы лишением свободы в соответствии со статьей 53 Уголовного кодекса Российской Федерации."(ч.7 ст. 58 УИК РФ).

     Надзор за осужденным, отбывающим ограничение свободы, осуществляется в порядке, предусмотренном уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации, а также издаваемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти ( ч.4 ст. 53 УК РФ).

Информация о работе Ограничение свободы как вид наказания