Обстоятельства, исключающие преступность деяния в УК РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 19:12, курсовая работа

Описание работы

Цель моей курсовой работы состоит в том раскрыть и указать определенные условия, при которых вред, причиненный, охраняемым уголовным законам интересам не признается преступным, и не влекут уголовной ответственности. Несмотря на то, что при этом действия лица внешне выглядят как уголовно наказуемое деяние, фактически они не представляют общественной опасности и, более того, в ряде случаев являются полезными именно с позиции охраны интересов личности, общества и государства. В уголовном кодексе эти обстоятельства указаны в 8 главе (статья 37,38,39,40,41,42).

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
Раздел 1. Обстоятельства, исключающие преступность деяния в УК РФ…….3
1.1. Общие черты понятие и виды обстоятельств………………………...……3
1.2. Классификация обстоятельств и их значение в уголовном кодексе РФ….6
Раздел 2. Виды обстоятельств, исключающих преступность деяния……...….8
2.1. Необходимая оборона………………………………………………………..8
2.2. Крайняя необходимость………………………………………..…………...13
2.3. Задержание лица, совершившего преступление………………...………..16
2.4. Обоснованный риск..…………………………………………………..........19
2.5. Физическое или психическое принуждение……………………...……….22
2.6.Исполнение приказа или распоряжения..……………………...…………...26
Заключение………………………………………………………….……………29

Список используемой литературы……………

Работа содержит 1 файл

курсовая уголовное право.doc

— 156.50 Кб (Скачать)

      Право на задержание лица порождается фактом совершения им преступления. При этом у задерживающего должна быть достоверная, не вызывающая сомнение информация о совершении именно этим лицом преступления, а не административного или иного правонарушения.

      Основания для задержания, подозреваемого в совершении преступления: лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после него; когда очевидцы, в том числе потерпевшие, прямо укажут на данное лицо как на совершившее преступление; когда на подозреваемом или на его одежде, а также  при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления; если это лицо покушалось на побег;

когда оно не имеет постоянного места жительства; когда не установлена личность подозреваемого.

      Эти обстоятельства являются основанием для  производства процессуального задержания, осуществляемого специальными должностными лицами. Одновременно они признаются и основанием для осуществления задержания в смысле ст. 38 УК РФ с причинением преступнику вреда вплоть до лишения жизни.

      Задержание  преступника с причинением ему  вреда будет правомерным при наличии соответствующих условий:

      Во-первых, вред может быть причинен лицу, совершившему преступление.

      Во-вторых, правомерность причинения вреда  преступнику предопределена целью  его задержания - доставление органам власти и пресечение возможности совершения новых преступлений. Поэтому в каждом конкретном случае необходимо выяснять, не было ли самосуда, расправы над задержанным на месте происшествия преступником.

      В-третьих, причинение вреда задерживаемому является вынужденной мерой, когда иными средствами задержать такое лицо не представилось возможным.

      В-четвертых, вред причиняется только лицу, совершившему преступление, самому задерживаемому.

      В-пятых, при причинении вреда задерживаемому не должно быть допущено превышения необходимых для этого мер.8

   Так, Ленинский районный суд Саратова 17 ноября 2009 года вынес обвинительный приговор Осипову, признав его виновным в гибели Борисова.

      Судебная  коллегия по уголовным  делам, рассмотрев, уголовное дело по кассационной жалобе осужденного отменила приговор суда. Поскольку потерпевший совершил преступные действия и пытался скрыться с места преступления, а также вероятным являлось предположение о возможности совершения им новых преступлений, действия охранника Осипова, связанные с задержанием Борисова и применением огнестрельного оружия, судом признаны правомерными.

        По этой причине  судебная коллегия  отменила приговор  Ленинского районного  суда и определила: дело в отношении  Осипова прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24 УПК РФ — за отсутствием в его действиях состава преступления.

      Этот  вывод был основан  на толковании ст.38 ч.2 УК РФ, в соответствии с которой причинение вреда при обоснованном задержании преступника  по неосторожности, т.е. без умысла на причинение этого вреда (что и имело место в данном случае), не влечет наступления уголовной ответственности, в том числе и за неосторожное убийство по ст.109 УК РФ, как ошибочно посчитал Ленинский районный суд, вынося обвинительный приговор в отношении Осипова по данной статье.9

      При умышленном превышении мер, необходимых для задержания, наступает уголовная ответственность. В ч. 2 ст. 38 УК РФ названы два критерия определения превышения мер задержания. Прежде всего, это явное несоответствие причиняемого задерживаемому вреда характеру и степени общественной опасности совершенного им преступления. При задержании убийцы, пределы причинения вреда несоизмеримо шире, чем при задержании вора, хулигана. На пределы причиненного вреда преступнику влияют обстоятельства задержания.

       

2.4. Обоснованный риск 

      Статья 41 УК РФ. В условиях научно-технического прогресса нередко возникают  ситуации, когда освоение новой техники, технологического или производственного  процесса, медицинской аппаратуры и  новых лекарств, а также проведение различных экспериментов связаны с определенным риском причинения не только материального вреда, но и оставлением в опасность жизни и здоровья людей, природы. И в этих условиях для достижения получения полезных результатов, проверки обоснованности научных выводов и т.д. приходится идти на определенный риск. Подобные ситуации при обоснованном риске исключают преступность содеянного.

      Не  является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом  интересам при обоснованном риске для достижения общественно-полезной цели.

      Являясь обоснованным, риск признается оправданным  и правомерным, если совершаемые  лицом действия соответствуют современному состоянию научно-технических знании и опыту, а поставленная при этом цель не может быть достигнута иными действиями, не связанными с риском, и при этом лицо предприняло достаточные меры для предотвращения возможного причинения вреда правоохраняемым интересам.10

      Закон не определяет виды обоснованного риска. Поэтому он может быть как хозяйственным, так и профессиональным. Хозяйственный риск могут допускать должностные лица, наделенные распорядительными функциями, имея соответствующие полномочия принимать решения. Однако такой риск могут допускать и иные лица, обеспечивающие работу различных механизмов и агрегатов, влияющих на производственно-технологический процесс.

      Профессиональный  риск возможен в любой сфере профессиональной деятельности, например, врачебной, правоприменительной, научной и др., и лицам, выполняющим  ее, нередко приходится действовать в экстремальной ситуации, то есть выходить за пределы правомерного поведения. Например, для попытки спасти жизнь обреченному на смерть больному, врач применяет препарат, который не прошел еще клинические испытания, а поэтому для него не ясен в полной мере исход предпринятого лечения.

      Обоснованность  риска требует соотнесения поставленной цели с неблагоприятными последствиями. Прежде всего, поставленная цель должна быть общественно полезной, причем малозначительная цель исключает допуск значительного риска. Если риск сопряжен с опасностью для жизни и здоровья людей, то они должны быть поставлены об этом в известность, чтобы получить на это их согласие. Однако для отдельных категорий лиц выполнение профессиональных функций, сопряженных с риском для жизни и здоровья, не требует их согласия. Так, пожарный во время пожара не может уклониться от проникновения в горящее помещение для спасения жизни людей, оказавшихся в огне. Таким образом, обоснованный риск признается правомерным только при наличии опасности причинения вреда жизни и здоровью людей, экономическим, хозяйственным и иным интересам граждан, обществу и государству. При этом риск всегда обусловлен определенным временным фактором, когда промедление в принятии мер по устранению возможного наступления вреда может привести к действительному его наступлению. Однако для недопущения этого требуется проявить риск, чтобы добиться общественно-полезной цели. Если же имеется определенное время для принятия решения, то риск, во избежание наступления вредных последствий, не допускается. Идя на риск и допуская тем самым отклонения от правомерного поведения, что ведет к причинению определенною вреда правоохраняемым интересам, лицо должно предпринять необходимые меры для предотвращения возможного наступления вредных последствии. Однако правомерным риск является и тогда, когда общественно-полезная цель хотя и не была достигнута, но наступившие вредные последствия могли неизбежно наступить и без предпринятого риска. Так, применение врачом не прошедшего клинического испытания лекарства для спасения жизни обреченного на смерть человека должно быть признано обоснованным риском, как при выздоровлении больного, так и в случае его смерти.11

      По  своим внешним признакам обоснованный риск имеет некоторое сходство с  крайней необходимостью. Но, вместе с тем, между ними имеются существенные различия. Если при крайней необходимости  источником возникновения опасности  причинения вреда правоохраняемое  интересам выступают обстоятельства, как правило, не связанные с поведением лица, устраняющим ее, то при обоснованном риске опасность причинения вреда порождается самим лицом, допускающим отклонения от предписанных законом или устоявшихся правил безопасного поведения.

      В состоянии крайней необходимости  могут действовать любые граждане, а обоснованный риск могут допускать  только должностные лица и лица, профессионально занимающиеся определенной деятельностью, а поэтому и способные  обеспечить соблюдение требований безопасности для окружающих.

      Обоснованный  риск исключает преступность деяния. Однако действия, выходящие за пределы  его правомерности, являются общественно  опасными, влекущими уголовную ответственность. Риск также не признается обоснованным, если он был заведомо сопряжен с угрозой экологической катастрофы или общественного бедствия. Вместе с тем, нарушение условии правомерности обоснованного риска в соответствии с ч. 1 ст. 61 УК РФ признается обстоятельством, смягчающим наказание. 

2.5. Физическое или психическое принуждение 

      Статья 40 УК РФ. Ст. 40 УК РФ существенно отличается от структуры иных статей, включенных в гл. 8 УК РФ. В ней регламентированы разные по юридической природе обстоятельства. Общим для непреодолимого физического принуждения, с одной стороны, и преодолимого физического или психического принуждения, с другой стороны, является то, что физическое или психическое воздействие на другого человека является общественно опасным, осуществляется незаконно и имеет целью принудить его причинить вред охраняемым уголовным законом интересам. Термин «принудить» означает заставить человека сделать что-либо против его воли. Оказываемое принудительное воздействие полностью препятствует или существенно мешает осуществлению свободы воли человека, заставляет его сделать то, что он делать не желает. Таким образом, человек, находящийся под принуждением, используется другим лицом как орудие преступления.

      В ч. 1 ст. 40 УК РФ содержатся положения о непреодолимом физическом принуждении, под воздействием которого принуждаемый лишается возможности выразить свою волю в деянии. Такое принуждение выступает в качестве варианта непреодолимой силы.

      Понятие физического принуждения во многом сходно с понятием физического насилия, но они существенно различны. Под  физическим насилием следует понимать общественно опасное противоправное воздействие на организм человека против его воли. Оно может выражаться в воздействии на тело человека. Физическое принуждение в определенной степени шире насилия, поскольку может осуществляться и путем запирания человека в помещении без непосредственного телесного контакта с ним. Физическое принуждение отличается от физического насилия и своей целенаправленностью - оно применяется, чтобы заставить другого человека совершить что-либо.

      Таким образом, физическое принуждение представляет собой противоправное внешнее воздействие на организм человека или лишение его возможности передвигаться в пространстве, осуществляемое с целью заставить этого человека против его воли действовать (бездействовать) определенным образом, выгодным для принуждающего.

      Признаками  физического принуждения, предусмотренного ст. 40 УК РФ, являются его непреодолимость (человек не способен руководить своими действиями или бездействием), наличность (воздействие принуждения на человека уже началось и еще не завершилось) и реальность (действительность).

      Под непреодолимостью физического принуждения следует понимать воздействие на организм или на свободу передвижения человека, направленное на то, чтобы полностью блокировать его волеизъявление и использовать в качестве орудия или средства для причинения вреда охраняемым законом интересам. Оказать сопротивление такому принуждению человек не в силах. Это может быть связывание, запирание в помещении, применение пыток, причинение вреда здоровью и т.п.

      В ч. 2 ст. 40 УК РФ предусмотрено положение о преодолимом физическом и психическом принуждении, которое существенно отличается от непреодолимого принуждения. Его признаками являются преодолимость принуждения, наличность и реальность.

      Преодолимость физического принуждения означает, что человек может оказать сопротивление этому принуждению и проявить свою волю в деянии, т.е. свобода воли не утрачивается в полном объеме, хотя и в значительной степени ограничивается. Преодолимое физическое принуждение является менее интенсивным, чем непреодолимое, и выражается, например, в нанесении побоев, попытке связывания и т.п. Это принуждение направлено на то, чтобы заставить принуждаемого причинить вред охраняемым законом интересам, навязать ему свою волю.

Информация о работе Обстоятельства, исключающие преступность деяния в УК РФ