Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 13:13, курсовая работа
Значимость моей курсовой представляется в тех выводах и предложениях, которые изложены в заключении.
При подготовке данной курсовой работы мною были поставлены следующие цели и задачи:
Осветить значимость субъективной стороны преступления, раскрыть суть обязательных и факультативных признаков;
Выяснить и определить, что относиться к неосторожным преступлениям, какие виды неосторожности существуют и раскрыть их содержание;
Обратить внимание на отличие легкомыслия от косвенного умысла и отличие преступной небрежности от «случая» («казуса»).
Сформулировать выводы по данным целям и задачам в заключении.
Введение……………………………………………………………...стр.2-3
Глава 1. Понятие, признаки и значение субъективной стороны преступления………………………………………….………….....стр.4-17
1.1 Понятие и значение субъективной стороны…………………...стр.4-7
1.2 Признаки субъективной стороны……………………………...стр.7-17
Глава 2. Неосторожность и ее виды……………………………...стр.18-24
2.1 Легкомыслие…………………………………………………..стр.20-21
2.2 Неосторожность………………………………………..……...стр.21-24
Глава 3. Отличие легкомыслия от косвенного умысла, преступной небрежности от «случая» («казуса»)………………………….…стр.25-28
3.1. Отличие легкомыслия от косвенного умысла……………...стр.25-27
3.2 Отличие преступной небрежности от «случая» («казуса»)...стр.27-28
Заключение………………………………………………………...стр.29-30
Список литературы………………………………………………..стр.31-32
Слово «вина» в русском языке имеет множество значений. Так, под виной понимаются и проступок, и преступление, и их причина, и ответственность за них и т. д.
В уголовном праве под виной, прежде всего, принято понимать психическое отношение лица к совершаемому им общественно опасному деянию, предусмотренному уголовным законом, и его последствиями.
Элементами вины как психического отношения являются сознание и воля, которые в своей совокупности образуют ее содержание. Таким образом, вина характеризуется двумя слагаемыми элементами: интеллектуальным и волевым. Различные предусмотренные законом сочетания интеллектуального и волевого момента образуют две формы вины.
Вина - понятие не только психологическое, но и юридическое. Поскольку преступлением признается лишь общественно опасное деяние, лицо, его совершившее, виновно перед обществом, перед государством. Эта сторона вины раскрывается в ее социальной сущности.
Вина - категория социальная, поскольку в ней проявляется отношение лица, совершающего преступление, к важнейшим социальным ценностям. Социальную сущность вины составляет проявившееся в конкретном преступлении искаженное отношение к основным ценностям общества, отношение, которое при умысле обычно является отрицательным (так называемая антисоциальная установка), а при неосторожности - пренебрежительным (асоциальная установка) либо недостаточно бережным (недостаточно выраженная социальная установка).
Важным показателем вины служит ее степень, которая, как и сущность вины, носит не законодательный, а научный характер, хотя в судебной практике применяется весьма широко.
Степень вины - это количественная характеристика ее социальной сущности, т.е. показатель глубины искажения социальных ориентаций субъекта, его представлений об основных социальных ценностях. Она определяется не только формой вины, но также направленностью умысла, целями и мотивами поведения виновного, его личностными особенностями и т.д. «Лишь совокупность формы и содержания вины с учетом всех особенностей психического отношения лица к объективным обстоятельствам преступления и его субъективных, психологических причин определяет степень отрицательного отношения лица к интересам общества, проявленного в совершенном лицом деянии, т.е. степень его вины».7
Итак, вина есть психическое отношение лица в форме умысла или неосторожности к совершаемому им общественно опасному деянию, в котором проявляется антисоциальная, асоциальная либо недостаточно выраженная социальная установка этого лица относительно важнейших ценностей общества.
Форма вины – это установление законом определенное взаимоотношение (сочетание) элементов сознания и воли лица, совершающего преступление, которое характеризует его отношение к этому деянию. Уголовное законодательство предусматривает две формы вины – умысел и неосторожность.
Уголовный кодекс Российской
Федерации предусматривает
Правовое значение форм вины состоит в следующем:
Наряду с виной внутренний мир человека взаимосвязан с совершенным деянием через мотивы, цели, эмоциональные составляющие. Отсюда следует, что основания и пределы субъективного вменения не только зависят от содержания и формы вины, но и во многом связаны с иными психическими обстоятельствами, в частности с мотивом и целью. Цель и мотив являются обязательным элементом состава преступления. «Зачем вы изнасиловали девушку? – «Хотел поиметь». Долгое время хулиганство считали безмотивным преступлением, но сейчас нашли мотив – самоутверждение, и он весьма распространен во всех преступлениях. Да и содержание самой вины во многом определяется последними. Без их уяснения порой невозможно отличить преступное деяние от непреступного или даже социально полезного и желательного для общества поведения.8
Мотив, цель и эмоциональные составляющие наряду с виной лица являются не только основаниями субъективного вменения, но и факторами, определяющими его пределы. При этом субъективное вменение, его объем, содержание, глубина и пределы во многом зависят от характера и особенностей проявления мотива, цели, эмоциональных составляющих, механизма их формирования, условий их взаимосвязи, места их в системе других компонентов психики и т. д.
Анализ мотива, цели, иных элементов психики позволит раскрыть свойства, содержание, формы и характер функционального проявления каждого из перечисленных компонентов психики при совершении преступления.
Однозначного подхода к определению значения и понятия мотива преступления в юридической литературе нет.
На мой взгляд, более точным является следующее. Под мотивом преступления принято понимать осознанное побуждение, которым руководствовалось лицо при совершении преступления, иначе говоря, это источник действия, его внутренняя движущая сила. Это обусловленные потребностями и интересами побуждения, которые вызывают у лица решимость совершить преступление.
Не вдаваясь в дискуссию относительно понятия мотива, следует лишь отметить тот факт, что, несмотря на различную позицию о генезисе мотива, все ученые единодушны в одном: мотив является таким побуждением к преступному поведению9, о котором в известном смысле можно сказать, что он выступает движущей силой, внутренним источником этого поведения.
По сути, совершаемое преступление есть объективизация того или иного мотива или их группы. В плане же обратной связи через мотив «можно понять подлинный характер правомерного или противоправного поведения».10
Кроме того, для субъективного вменения имеет чрезвычайно важное значение то, что мотив раскрывает стремление лица к осуществлению определенного поведения, в отличие от чувства он носит конкретно выраженный характер и является стимулом к определенному действию11.
Кроме того, любые мотивы человека, даже представленные в виде целостных и многоуровневых программ (идеалы, убеждения, мировоззрения, установки, склонности, ценностные ориентации), только тогда могут выступить в качестве побудительных факторов — мотивов, являться источниками волевого акта, когда, преломляясь в сознании, порождают осознанное стремление к достижению конкретной цели. Ибо воли без цели не существует.
Мотивы преступлений можно классифицировать по тяжести преступлений:
Человеческое поведение по своему социально-психологическому содержанию весьма сложное и многоплановое явление. Мотив определяет такое поведение только в соотношении и во взаимосвязи с целью, результатами, к достижению которых стремится лицо, формами их достижения и существующими социальными требованиями к подобного рода поведению. Следовательно, мотив преступления — побуждение осознанное, опосредованное желанием осуществления цели ради удовлетворения мотива («снятия» побуждения).
Мотив преступления учитывается при решении вопроса о квалификации содеянного, назначении вида и размера наказания. На квалификацию влияют те мотивы, которые предусмотрены в качестве обязательного признака субъективной стороны тех или иных видов преступлений. При назначении наказания, при решении вопроса о привлечении к уголовной ответственности или освобождении от нее необходимо учитывать мотивы, которые отнесены к обстоятельствам, смягчающим или отягчающим ответственность.12
Не меньшую значимость для субъективного вменения имеет цель преступления. Более того, как я уже отмечала, мотив определяет поведение не сам по себе, а только в соотношении с целью, в связи с теми результатами, к достижению которых стремится лицо, совершая то или иное деяние.
Целенаправленность — отличительная черта любой деятельности. Человек, прежде чем совершить какое-то действие, определяет цель (идеальный результат, модель, образ), которую он стремится достичь с помощью совершаемых действий. Это в полной мере относится и к общественно опасным действиям — преступлениям.
Следует отметить, что в русском языке слово «цель» в переносном смысле трактуется как «то, к чему стремятся, что хотят осуществить»13. В философском аспекте цель является элементом поведения и сознательной деятельности человека, который предвосхищает результат деятельности и средства его достижения14. Как психологическая категория цель наиболее тесно связана с мотивом. В то же время мотив и цель — не тождественные понятия. Они характеризуют различные стороны преступного процесса. Мотив отвечает на вопрос «почему человек совершает то или иное действие?», цель же — «для чего оно совершается?». Цель определяет направленность действия, она характеризует больше деяние, нежели личность. По мнению Ф. Г. Гилязева, цель выполняет стратегическую функцию применительно к совершаемому действию15.
Поставленная индивидом цель не только направляет деятельность, но часто выступает источником ее устремленности и активности. В этих случаях цель может служить в качестве побуждающего фактора, она как бы сливается с мотивом, выполняет его функции. Однако в подобных ситуациях она не заменяет мотива, а только усиливает его, делает более динамичным.
Цели могут быть различными. Их можно, точно так же как и мотивы, классифицировать. Еще И. Кант различал технические, прагматические и категорические цели.
С учетом социального свойства цели могут быть социально полезными, вредными или нейтральными.
По признаку определенности цели можно подразделить на определенные (конкретные) и неопределенные (неконкретные).
Возможность достижения помогает выделить достижимые (реализуемые) и недостижимые (нереализуемые) цели.
Учитывая вероятность осуществления намеченных целей, можно указать на реальные и абстрактные цели.
С позиций временной характеристики достижения целей они могут быть ближайшими, отдаленными и перспективными.
Степень опосредования цели интеллектуальными моментами позволяет выделить прямые и опосредованные цели.
С точки зрения завершенности цели можно определить как начальные, промежуточные и конечные.
Моральный, нравственный аспект служит критерием деления целей на возвышенные, благородные и ничтожные, низменные.
Эмоции (эмоциональное состояние), как и другие психические явления, представ ляютсобой различные формы отражения реального мира. В отличие от познавательных процессов, отражающих окружающую действительность в ощущениях, образах, представлениях, понятиях, мыслях, эмоции и чувства отражают объективную реальность в переживаниях. В них выражается субъективное отношение человека к предметам и явлениям окружающей действительности. Одни предметы, явления, вещи радуют человека, он восхищается ими, другие - огорчают или вызывают отвращение, третьи - оставляют равнодушным. Таким образом, отражение в мозгу человека его реальных переживаний, то есть отношение субъекта потребностей к значимым для него объектам, принято называть эмоции.
Информация о работе Неосторожная форма вины в уголовном праве