Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2011 в 15:11, курсовая работа
Преступления, посягающие на безопасное функционирование транспортных средств, впервые выделены в российском законодательстве в самостоятельную главу в новом Уголовном кодексе, вступившем в силу с 1 января 1997г. Это объясняется тем, что на современном этапе развития общества, то есть с ростом количества транспортных средств, значительно увеличивается распространенность и опасность преступлений, посягающих на безопасное для людей и общества функционирование транспорта.
Введение 3
Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации тр-та 4
Глава1. Понятие воздушного транспорта………………………………….……6
Объект и объективная сторона преступления………………………….7
Субъективная сторона преступления…………………………………12
Субъект преступления…………………………………………………14
Глава2. Нарушение правил международных полетов………………………..16
Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу тр-та…..17
Преступление на воздушном транспорте……………………………18
Безопасность на воздушном транспорте……………………………..22
Обеспечение общественной безопасности на обслуживаемых……….
объектах транспорта…………………………………………..………26
Число осужденных по ст. 263 УК РФ………………………………...29
Заключение…………………………………………………………………….30
Список литературы 32
Установление
причинной связи при
Специфика причинной связи в подобных случаях требует установления степени и характера участия в причинении вреда каждого из субъектов, а равно и причин технического порядка, наличие которых, если не исключает вины субъекта, должно рассматриваться как обстоятельство, смягчающее наказание.
В каждом случае происшествия на воздушном транспорте необходимо из ряда факторов, предшествующих и сопутствующих происшествию, выделить общественно опасное деяние, заключающееся в нарушении определенных правил, обеспечивающих безопасное функционирование транспорта, затем выяснить объем и характер последствий и уже после этого рассматривать вопрос о причинной связи.
Особую сложность представляет установление причинной связи при таких нарушениях, которые выражаются в бездействии. В этих случаях необходимо выяснить: 1) явилось ли бездействие лица необходимым условием наступивших последствий; 2) имело ли лицо возможность выполнить правила должным образом.
Рассматриваемое преступление признается оконченным с момента наступления указанных в законе последствий.
Ответственность за нарушения правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта предусмотрена законодательством многих зарубежных стран.
Статьи,
аналогичные ст. 263 УК РФ, содержатся,
например, в уголовных кодексах Узбекистана
(ст. 260), Кыргызстана (ст. 280), Таджикистана
(ст. 211), Казахстана (ст. 295).
Субъективная сторона
Субъективная сторона преступления - это психическая деятельность лица, непосредственно связанная с совершением преступления. Содержание субъективной стороны преступления раскрывается с помощью таких признаков, как вина, мотив, цель.
С субъективной стороны нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта возможно только по неосторожности, о чем свидетельствует указание законодателя на неосторожное отношение к наступлению перечисленных в ч. 1, 2 и 3 ст. 263 УК последствий.
Неосторожная вина может выражаться в виде, как легкомыслия, когда нарушающий соответствующие правила предвидит возможность наступления указанных в законе последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение, так и небрежности, когда лицо не предвидит наступление указанных в законе последствий своего действия или бездействия, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть.5
Отношение
к самому нарушению правил при
определении вида неосторожной вины
значения не имеет. Однако оно должно
учитываться при
Умышленное
нарушение правил безопасности движения
и эксплуатации указанных видов
транспорта влечет за собой ответственность
по иным статьям Кодекса, например, по
статьям о преступлениях против личности
или против собственности.
Субъект преступления
Субъект преступления - это лицо, совершившее общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законом, и способное понести за него уголовную ответственность.
Субъектом преступления может быть физическое вменяемое лицо, достигшее определенного возраста. В учебной литературе обычно говорится о 16-летнем возрасте субъекта преступления, предусмотренного ст. 263 УК. Однако к управлению воздушным транспортом 16-летние не допускаются. Не могут на них возлагаться и обязанности по обеспечению безопасности движения или эксплуатации, перечисленных (ст. 263) видов транспорта. Следовательно, как правило, возраст субъекта рассматриваемого преступления - 18 лет. При этом фактический возраст субъекта применительно к данному составу преступления значительно выше, о чем свидетельствуют материалы судебной практики.
Субъект преступления, предусмотренного ст. 263 УК, специальный: лицо, осуществляющее функции управления соответствующим видом транспорта или выполняющее работы (должности), обеспечивающие безопасность функционирования определенных его видов. Следовательно, под признаки ст. 263 подпадают нарушения правил не только лицами, управляющими транспортом, но и некоторыми работниками названных служб (диспетчер, наземный руководитель полетов и пр.).
В отношении нарушения правил безопасности движения воздушного судна, например, отмечалось: "Летчикам, в конечном счете, приходится отдуваться не только за собственные просчеты, но и за "проколы" многочисленных наземных служб, составляющих вместе с воздушными судами авиационную систему".7
Ответственность
за нарушение правил, обеспечивающих
безопасность движения на воздушном транспорте,
правил безопасности полетов предусмотрена
и Кодексом об административных правонарушения.
Основное разграничение уголовно наказуемого
деяния и административного правонарушения
проводится по субъекту. В случаях нарушения
правила, не подпадающего под признаки
ст. 263 УК, эти лица привлекаются к административной
ответственности. Исключение составляют
такие административные правонарушения,
как невыполнение правил о размещении
ночных и дневных маркировочных знаков
или устройств на зданиях и сооружениях
и нарушение правил перевозки опасных
веществ и предметов на воздушном транспорте.
Нарушение правил международных полетов8
Непосредственным объектом является безопасность международных полетов.
С объективной стороны анализируемое преступление характеризуется несоблюдением указанных в разрешении маршрутов, мест посадки, воздушных ворот, высоты полета и т.д. Международным признается полет, сопряженный с пересечением государственной границы РФ. Поэтому правила подобных полетов регламентируются международными соглашениями, Воздушным кодексом и рядом других нормативных и ведомственных актов. В соответствии с данными правилами определяются маршруты и высота полета (эшелон), воздушные ворота (коридор), место посадки для заправки, разгрузки и получения грузов и пассажиров, порядок досмотра самолетов и вертолетов и др. Для признания международного полета законным, который может быть регулярным, чартерным (заказным) либо специальным, требуется разрешение на полет именно того государства, над чьей территорией проходит полет иностранного воздушного судна. Невыполнение указанных правил, а также нарушение иных правил, например, сбрасывание груза в полете, не включение опознавательных знаков, игнорирование указаний диспетчера, несоблюдение сроков полета и др. образуют объективную сторону состава рассматриваемого преступления. При этом для уголовной ответственности не требуется наступление каких-либо последствий. При вынужденном нарушении правил полетов (например, посадка вне маршрута, снижение высоты и т.п.), вызванных аварией, отсутствием горючего и т.п., ответственность исключается.
Субъективная сторона определяется умышленной виной.
Субъектом являются командир экипажа, летчик-инспектор и штурман, то есть, лица, ответственные за соблюдение правил международных полетов.
Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта
Непосредственным объектом деяния являются безопасность работы транспорта, здоровье и жизнь человека.
Объективную сторону рассматриваемого преступления образует нарушение пассажиром, пешеходом или другим участником движения (кроме лиц, указанных в ст. 263 и 264 УК РФ) против правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека.
Правила безопасности движения на железнодорожном, морском, речном, воздушном, городском электротранспорте и автомобильном транспорте, а также правила эксплуатации транспортных средств определены различными нормативными актами применительно к каждому из указанных видов транспорта. Результатом нарушения данных правил должно обязательно стать наступление последствий в виде тяжкой степени вреда нанесения вреда здоровью человека.
Субъективная сторона характеризуется двойной формой вины, содержание которой раскрывается в ст. 27 УК РФ
Субъектом
являются пассажиры, пешеходы, велосипедисты,
водители гужевого транспорта, пастухи,
погонщики скота и др. за исключением лиц,
указанных в ст. 263 и 264 УК РФ. При обоюдной
вине указанных лиц и водителей транспортных
средств первые привлекаются к ответственности
по ст. 286, а вторые - по ст. 263 или 264 УК РФ.В
ч. 2 ст. 286 УК РФ установлена повышенная
ответственность за нарушение правил,
обеспечивающих безопасную работу транспорта,
повлекшее по неосторожности смерть человека,
а в ч. 3 - смерть двух или более лиц.
Преступления
на воздушном транспорте
Количество зарегистрированных преступлений на воздушном транспорте за 2003г. по сравнению с 2002г. уменьшилось на 5,3% и составило 5 тыс. 178. В структуре правонарушений доминируют преступления экономической направленности - 3 тыс. 411, что составляет 65,9% от общего числа преступлений. 863 выявленных преступления связаны с незаконным оборотом наркотиков и 275 - с кражами в сфере пассажирских перевозок. В 2003г. было досмотрено свыше 17 тыс. авиарейсов, проверено около 600 тыс. мест багажа. В результате выявлено 304 факта незаконного провоза запрещенных предметов и веществ и изъято 79 единиц огнестрельного, 218 единиц холодного, 12 единиц газового оружия и около 2 тыс. различных боеприпасов. Всего за 2003г. было выявлено более 90 преступлений, связанных с перевозкой наркотиков воздушным транспортом внутриполостным способом сокрытия. При этом количество лиц, использующих этот способ, увеличивается из года в год. Всего из незаконного оборота на объектах воздушного транспорта было изъято более 73 кг наркотических средств. В настоящее время в оперативном обслуживании ОВД на транспорте МВД РФ находится 150 аэропортов, в том числе 64 международных, а на рынке авиаперевозок действуют 267 авиакомпаний, из которых 150 выполняют полеты на международных линиях.
На 2007
год на воздушном
транспорте совершено 27
преступлений, в том
числе 7 тяжких и особо
тяжких. Наиболее распространенным
видом преступлений,
совершаемых на воздушном
транспорте, являются
экономические преступления.
Выявлено 13 преступлений.
Вторым видом преступлений,
являются преступления,
связанные с незаконным
оборотом наркотиков -
выявлено 3 преступления.
Общая раскрываемость
преступлений на воздушном
транспорте составляет 90,9% (+3,9%).
Из Судебной практики.