Нарушение правил международных полетов

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2011 в 15:11, курсовая работа

Описание работы

Преступления, посягающие на безопасное функционирование транспортных средств, впервые выделены в российском законодательстве в самостоятельную главу в новом Уголовном кодексе, вступившем в силу с 1 января 1997г. Это объясняется тем, что на современном этапе развития общества, то есть с ростом количества транспортных средств, значительно увеличивается распространенность и опасность преступлений, посягающих на безопасное для людей и общества функционирование транспорта.

Содержание

Введение 3
Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации тр-та 4
Глава1. Понятие воздушного транспорта………………………………….……6
Объект и объективная сторона преступления………………………….7
Субъективная сторона преступления…………………………………12
Субъект преступления…………………………………………………14

Глава2. Нарушение правил международных полетов………………………..16
Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу тр-та…..17
Преступление на воздушном транспорте……………………………18
Безопасность на воздушном транспорте……………………………..22
Обеспечение общественной безопасности на обслуживаемых……….
объектах транспорта…………………………………………..………26
Число осужденных по ст. 263 УК РФ………………………………...29

Заключение…………………………………………………………………….30

Список литературы 32

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по уголовному праву.doc

— 169.00 Кб (Скачать)

Содержание

Введение

 

     Преступления, посягающие на безопасное функционирование транспортных средств, впервые выделены в российском законодательстве в самостоятельную главу в новом Уголовном кодексе, вступившем в силу с 1 января 1997г. Это объясняется тем, что на современном этапе развития общества, то есть с ростом количества транспортных средств, значительно увеличивается распространенность и опасность преступлений, посягающих на безопасное для людей и общества функционирование транспорта.

     Глава, объединяющая данные преступления расположена  в IX разделе УК: «Преступления против общественной безопасности и общественного  порядка», помещенного на третье место после раздела о преступлениях против личности и в сфере экономики. Таким образом, отношения, обеспечивающие безопасность движения и эксплуатации транспорта являются неотъемлемой составной частью всего комплекса отношений, реализующих и охраняющих безопасность в обществе. В самом разделе глава занимает четвертое место после глав о преступлениях против общественной безопасности, против здоровья населения и общественной нравственности, а также экологических преступлений. Объединение этих преступлений в самостоятельную главу обусловлено их посягательством на единый родовой объект, каковым являются общественные отношения, обеспечивающие безопасность движения и эксплуатации железнодорожного, водного, автомобильного, воздушного, трубопроводного транспорта.  
 
 
 
 
 
 

Нарушение правил безопасности движения и           эксплуатации       транспорта1

     Преступления, предусмотренные ст. 263 включены в  классификационную группу преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта в связи с тем, что они совершаются непосредственно в процессе движения, безопасность которого обеспечивается специальными правилами. Вместе с тем они различаются по виду транспортного средства, объективной стороне и частично по особенностям субъективной стороны.

     Одно  из наиболее опасных транспортных преступлений - нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного2 или водного транспорта (ст. 263 УК). Оно характеризуется повышенной степенью общественной опасности, так как крушения поездов, катастрофы самолетов, столкновения крупных судов приводят к невосполнимым потерям - гибнут люди, причиняется сверхкрупный материальный ущерб.

     В ст. 263 УК, по существу, содержится 3 состава  преступления, различающиеся между  собой прежде всего по виду транспортного средства и, как следствие этого, признакам объективной стороны, поскольку безопасность движения воздушного транспорта регулируется различными правилами, учитывающими специфику данного вида транспорта.

     Объединение названных составов преступлений в  одной статье и теоретически и практически оправдано по следующим основаниям:

  • во-первых, эти деяния посягают на один и тот же видовой объект;
  • во-вторых, у них одинаковая объективная сторона, с точки зрения ее конструкции, - деяния, т.е. нарушение писаных правил предосторожности, определенные последствия и причинная связь между ними;
  • в-третьих, субъективная сторона во всех трех случаях характеризуется неосторожной виной в виде легкомыслия или небрежности;
  • в-четвертых, специальный субъект, т.е. лицо, во всех трех случаях обязанное обеспечивать безопасность движения определенного вида транспорта.

          Исходя из особенностей рассматриваемых составов преступлений, нам представляется, что в основе деления их на группы должны лежать признаки, характеризующие их субъектов, в связи с чем мы выделяем три группы:1) преступления, совершаемые лицами, непосредственно управляющими транспортными средствами и ответственными за их техническое состояние: нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта ст. 263 УК РФ, нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств ст. 264 УК РФ; оставление места дорожно-транспортного происшествия ст. 265 УК РФ. Утратила силу. - Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ.; нарушение правил международных полётов ст. 271 УК РФ.2) Преступления, совершаемые лицами, обеспечивающими надлежащие условия для безопасности движения и эксплуатации транспортных средств: недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями ст. 266 УК РФ; нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта ст. 268 УК РФ; нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов ст. 269 УК РФ.3) Преступления, совершаемые иными лицами, призванными способствовать обеспечению безопасности транспортной деятельности: приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения ст. 267 УК РФ; неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие ст.270 УК РФ.

      

                 Глава 1.

     ПОНЯТИЕ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА 

 Воздушный транспорт - вид транспорта, производящий перевозку грузов и пассажиров воздушным путем с помощью летательных аппаратов: самолетов, вертолетов и др. Воздушный транспорт эффективен в обслуживании труднодоступных отдаленных районов, для перевозки дорогих и скоропортящихся грузов на большие расстояния. Воздушный транспорт является одним из важнейших видов пассажирского транспорта. Для воздушного транспорта характерны высокие скорости движения, способность преодолевать естественные преграды, препятствующие наземному транспорту. Грузоподъемность воздушных судов невелика, стоимость перевозок высока.

 Воздушное судно - летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды.3

 Однако  нарушение правил полетов или  подготовки к ним либо иных  правил эксплуатации таких аппаратов предусмотрено ст. 351 УК. 
 
 
 
 
 
 
 

ОБЪЕКТ и ОБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА ПРЕСТУПЛЕНИЯ НА ВОЗДУШНОМ ТРАНСПОРТЕ.

     Объектами преступления являются охраняемые уголовным законом общественные отношения, которым преступлением причиняется вред или создается непосредственная угроза причинения вреда.

   Непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст. 263, является безопасность движения и эксплуатации конкретного вида транспорта.

    Предмет преступления - один из перечисленных в статье видов транспорта: железнодорожный, воздушный или водный (морской и речной). В данном случае на воздушном транспорте. К воздушному транспорту относятся гражданские воздушные суда (самолеты, вертолеты и иные летательные аппараты), а также места для их приземления с оборудованием, обеспечивающим взлет и посадку летательных аппаратов, средства связи и управления воздушным движением и т.д.

     Потерпевшими, пострадавшими могут стать пассажиры, находившиеся на данном транспорте. Также, при совершении рассматриваемого преступления, могут быть конкретные лица (при причинении вреда здоровью или жизни), а также предприятия, организации и пр., независимо от формы собственности (при причинении им крупного ущерба).

      Объективная сторона преступления – процесс общественно опасного и противоправного посягательства на охраняемые законом интересы, рассматриваемый с его внешней стороны, с точки зрения последовательного развития тех событий и явлений, которые начинаются с преступного действия (бездействия) субъекта и заканчиваются наступлением преступного результата.4          

    Объективная сторона рассматриваемого преступления предполагает:

     1) нарушение правил, обеспечивающих  безопасное функционирование одного из видов транспорта;

     2) наступление определенных, названных  в законе общественно опасных  последствий;

     3) причинную связь между допущенным  нарушением и наступившими последствиями.

     Нарушения правил безопасного функционирования транспорта могут заключатся в нарушении  правил безопасности движения и правил безопасной эксплуатации.

     Нарушение правил безопасности движения предполагает невыполнение или неправильное выполнение какого-либо правила, обеспечивающего безопасность движения конкретного вида транспорта (железнодорожного, воздушного, водного), а также совершение действий, запрещенных такими правилами. Например, проезд на запрещающий сигнал светофора, ошибочный ответ авиадиспетчера о наличии свободной полосы для посадки самолета, несоблюдение установленного правилами расстояния при расхождении со встречным судном и т.п.

     Нарушение правил безопасной эксплуатации предполагает нарушение таких технических  требований обслуживания транспорта, которые установлены с целью обеспечения безопасного его функционирования. Например, неправильное крепление груза, непринятие мер к обеспечению безопасности пассажиров при посадке и высадке, отступление от требований технического обслуживания механизмов.

     Нарушение же иных правил технической эксплуатации, не обеспечивающих безопасность его  функционирования, не является транспортным преступлением (например, несоблюдение санитарных норм).

     Для привлечения к ответственности  по ст. 263 УК необязательно нарушение и правил безопасности движения, и правил безопасной эксплуатации транспортного средства. Достаточно констатации нарушения одного из них.

     Рассматриваемое преступление может быть совершено  путем, как действия, так и бездействия. В уголовно-правовой литературе приводились данные, согласно которым рассматриваемое преступление чаще совершается путем бездействия, когда не выполняются те или иные требования правил, обеспечивающих безопасное функционирование транспорта. На воздушном транспорте 31,6% нарушений были совершены путем действия; 68,4% - путем бездействия. Такое соотношение действия и бездействия определяется тем, что большинство правил, установленных в целях обеспечения безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, обязывает конкретных лиц к определенному поведению.

     Основными документами, регламентирующими безопасность воздушного транспорта, являются Воздушный  кодекс РФ, принятый 19 февраля 1997 г., и "Положение  о Федеральной авиационной службе России", утвержденное постановлением Правительства РФ от 13 августа 1996 г.

     Федеральная авиационная служба России в пределах своей компетенции разрабатывает  и утверждает федеральные авиационные  правила, руководства, положения и  другие нормативные акты.

     В каждом конкретном случае привлечения к уголовной ответственности по ст. 263 УК необходимо устанавливать пункт (или пункты) нарушенных правил, обеспечивающих безопасность функционирования транспорта. В обвинительном заключении и приговоре факт нарушения должен излагаться со ссылкой на конкретные нормативные акты. Учитывая, что применительно к каждому виду транспорта, указанного в ст. 263 УК, имеется значительное число нормативных актов, например уставов, инструкций, приказов, целесообразно использовать, как консультативную, помощь специалистов транспортного права.

     Рассматриваемый состав преступления сконструирован законодателем  как материальный, что предполагает наступление определенных, указанных  в ст. 263 УК, последствий. Такими последствиями  закон называет: в ч. 1 - тяжкий вред здоровью человека, в ч. 2 - смерть человека, в ч. 3 - смерть двух или более лиц.

     Понятие "тяжкий вред" здоровью раскрывается в ст. 111 и 112 УК. Причинение легкого  вреда здоровью в результате нарушения  правил безопасности движения железнодорожного, воздушного и водного транспорта ответственности по ст. 263 УК не влечет и рассматривается либо в гражданско-правовом порядке, либо как административное или дисциплинарное правонарушение.

     Причинение  перечисленных в ст. 263 последствий  при совершении рассматриваемого преступления должно находиться в причинной связи с нарушением соответствующих правил.

Информация о работе Нарушение правил международных полетов