Квалификация хулиганства и вандализма

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 23:29, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является рассмотрения хулиганства и вандализма, проблем их квалификации с точки зрения уголовно-правовой специфики.
Задачами работы являются, во-первых, характеристика преступлений против общественного порядка, во-вторых, характеристика хулиганства, как одного из наиболее распространенных преступлений, в-третьих, характеристика вандализма и его отличия от хулиганства, в-четвертых, назвать проблемы разграничения хулиганства и вандализма от других смежных преступлений.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1. Уголовно-правовая характеристика преступлений против общественного порядка…………………………………………………………….6
§1. Понятие общественного порядка как объекта хулиганства…………6
§2. Понятие, общая характеристика и система преступлений против общественной безопасности……………………………………………………...13
Глава 2. Понятие, общая характеристика, объективные и субъективные признаки хулиганства……………………………………………………………..18
§1. Объективные признаки хулиганства…………………………………..18
§2. Субъективные признаки хулиганства…………………………………27
Глава 3. Понятие, общая характеристика, объективные и субъективные признаки вандализма……………………………………………………………...35
§1. Объективные признаки вандализма…………………………………...35
§2. Субъективные признаки вандализма………………………………….41
§3. Проблемы разграничения хулиганства и вандализма со смежными преступлениями……………………………………………………………………42
Заключение …………………………………………………………………45
Список литературы.………………………………………………………...48

Работа содержит 1 файл

Диплом Кулакова.doc

— 236.00 Кб (Скачать)

С доводами прокурора о  том, что суд излишне квалифицировал действия Демидова по ч.2 ст.318 УК РФ, согласиться нельзя.

Как установлено судом, и  это не оспаривалось в протесте, Демидов, совершая хулиганские действия, оказал сопротивление представителю  власти – работнику милиции В., ударил его молотком по голове, причинив легкий вред его здоровью, т.е. применил насилие, опасное для здоровья потерпевшего.

По смыслу ст. 213 УК РФ, если при совершении хулиганства, сопряженного с сопротивлением представителю  власти, было применено насилие, опасное  для здоровья, то оно (в зависимости  от конкретных обстоятельств) должно быть дополнительно квалифицировано по ст. 318 УК РФ. Поскольку в данном случае Демидов знал, что В. – работник милиции, представитель власти, но, несмотря на это, применил по отношению к нему насилие, опасное для его здоровья, суд правильно квалифицировал действия осужденного дополнительно и по ч.2 ст.318 УК РФ.

Довод государственного обвинителя о том, что потерпевший В. не находился  при исполнении своих должностных  обязанностей, необоснован, так как  согласно п.1 ст.10 Закона Российской Федерации «О милиции» от 18.04.1991г. №1026-1 милиция обязана предотвращать и пресекать преступления и административные правонарушения; выявлять обстоятельства, способствующие их совершению, и в пределах своих прав принимать меры устранению данных обстоятельств. При этом не имеет значения, находился ли работник милиции на дежурстве или же по своей инициативе принял меры к пресечению преступления. В соответствии с этим Законом работник милиции В. принял меры к пресечению преступления, совершенного Демидовым.

Нельзя также согласиться  с доводами прокурора о переквалификации действий Демидова с ч.3 ст.213 на ч.1 ст.213 УК РФ (в первоначальной редакции). В  протесте государственного обвинителя сделан ошибочный вывод о том, что применение во время хулиганства  молотка в данном случае не может служить основанием для квалификации действий осужденного по ч.3 ст.213 УК РФ (в первоначальной редакции), поскольку молоток не был заранее приспособлен для нанесения телесных повреждений. Диспозиция ч.3 ст.213 УК РФ предусматривала ответственность за хулиганство, совершенное с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия.

Молоток и являлся  тем предметом, который был использован  Демидовым в качестве оружия, так  как по закону, не требуется, чтобы  эти предметы были заранее приспособлены  для нанесения телесных повреждений.

Уголовным законом  защищаются также иные лица, исполняющие обязанности по охране общественного порядка или пресекающие нарушения общественного порядка. Под данными лицами следует понимать народных дружинников, отдельных граждан, принимающих участие в пресечении нарушений общественного порядка по своей инициативе.

Сопротивление вышеуказанным лицам совершенное  с применением насилия в процессе хулиганских действий квалифицируется  по совокупности ст.213 УК РФ (Хулиганство) и ст.111 УК РФ (Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью), ст.112 УК РФ (Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью), в зависимости от характера вреда, причиненного личности.

Хулиганство является преступлением с формальным составом. Оконченным оно считается с момента  совершения действий, грубо нарушающих общественный порядок и выражающих явное неуважение к обществу, совершенных с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия. Чтобы данное преступление считалось оконченным, наступления каких-либо последствий не требуется.

 

 

 

 

§3. Субъективные признаки хулиганства.

 

 

 

Субъектом данного  преступления, согласно ст.19 УК РФ (Общие  условия уголовной ответственности) и ст.20 УК РФ (Возраст, с которого наступает уголовная ответственность), является любое вменяемое физическое лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста (по ч.1 ст.213 УК РФ).

Уголовной ответственности  за хулиганство при отягчающих обстоятельствах, то есть совершенное в составе  группы лиц по предварительному сговору  или организованной группе либо связанное  с сопротивлением представителю власти либо иному лицу, исполняющему обязанности по охране порядка или пресекающему нарушение общественного порядка (по ч.2 ст.213 УК РФ), подлежит лицо, на основании ст.20 УК РФ, достигшее ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста.

Субъективная  сторона хулиганства всегда должна выражаться только в форме прямого  умысла, который характеризуется  тем, что лицо осознает общественно  опасный характер своих действий, предвидит возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий (интеллектуальный момент) и желает их наступления (волевой момент).

Обязательным  признаком субъективной стороны  состава хулиганства являются хулиганские  побуждения. В основе них лежат  извращенные потребности, стремления, удовлетворяемые антиобщественным способом.

По мнению Н.А. Зелинской содержание хулиганского мотива можно выразить «как стремление лица в неуважительной форме противопоставить себя обществу, проявить пьяную удаль, грубую силу, буйство, жестокость, демонстративное пренебрежение нормами поведения, морали».14

При квалификации хулиганства, следует отграничивать  данное деяние от преступлений против личности и собственности, поскольку  в некоторых составах этих преступлений, в качестве квалифицирующего признака выступают хулиганские побуждения. Отграничивать хулиганство от других преступлений следует в зависимости от содержания и направленности умысла, мотивов, целей и обстоятельств,  совершенных лицом действий.

В соответствии с ч.2 ст.35 УК РФ хулиганство следует  признавать совершенным группой лиц по предварительному сговору, если в нем участвовали лица, заранее договорившиеся о совместном совершении преступления. В содержание предварительного сговора, как правило, входит соглашение о функциях каждого из соучастников, а также о самом преступлении, при этом предварительность сговора означает, что он должен предварять преступление, т.е. он должен быть совершен за какое-то время до него. Исходя из ч.1 ст.35 УК РФ следует, что число лиц, совершивших хулиганство, должно быть не менее двух. При этом с учетом ст.32 УК РФ, в которой указывается, что соучастием в преступлении признается умышленное совместное участие двух или более лиц в совершении умышленного преступления, необходимо отметить, что хулиганские действия должны быть в определенной степени согласованными, т.е. каждый из соисполнителей должен осознавать, что участвует в совместном совершении преступления с предварительным сговором.

Таким образом, хулиганство, совершенное группой  лиц по предварительному сговору, совершается  двумя или более лицами, которые действовали совместно с прямым умыслом и хулиганским мотивом, грубо нарушили общественный порядок и выразили явное неуважение к обществу своими действиями, применив при этом оружие или иные предметы, используемые в качестве оружия.

В процессе квалификации преступлений нередко возникает вопрос о том «должны ли все лица, входящие в группу, быть достигшими возраста уголовной ответственности или вменяемыми, либо даже, несмотря на то, что лишь один соучастник достиг возраста уголовной ответственности, его действия следует квалифицировать как групповое преступление»15

Рассматривая  такой признак хулиганства как  совершение его группой лиц по предварительному сговору, следует  обратить внимание на положения статьи 36 УК РФ, указывающие на эксцесс исполнителя. Эксцессом исполнителя преступления признается совершение исполнителем преступления, не охватывающегося умыслом других соучастников, вследствие чего другие соучастники преступления уголовной ответственности не подлежат.

Применительно к данному понятию в рамках изучаемой проблемы А.В. Рагулин указывает на то обстоятельство, что при хулиганских действиях эксцессом исполнителя следует признавать не только совершение исполнителем преступления, не охватывающегося умыслом других соучастников, но и совершение исполнителем действий, не охватывающихся умыслом других соисполнителей, производимых в рамках совместно совершаемого преступления. В этом случае речь идет не о количественном эксцессе, когда один из соучастников совершает большее количество преступлений, а о качественном эксцессе, когда один из соучастников совершает то же преступление, но в более тяжкой его форме.16

Так, постановлением Президиума Московского городского суда от 22.01.2001г. по уголовному делу в  отношении Тараскина и Естехина, осужденных ранее судом первой инстанции по ч.3 с.213 (в первоначальной редакции) справедливо были признаны эксцессом исполнителя действия Тараскина, который совершил хулиганские действия совместно с Естехиным при следующих обстоятельствах. Естехин и Тараскин заранее договорились о совершении хулиганства, и в то время, когда Естехин. избивал потерпевших Шарафетдинову и Рвачеву, Тараскин удерживал пытавшегося пресечь эти действия Горбачева, приставив нож к его горлу. Затем Естехин и Тараскин совместно нанесли Горбачеву удары ногами. С учетом того, что нож во время совершения хулиганства применял Тараскин, а также того, что ни органами следствия, ни судом не установлено предварительной договоренности между Естехиным и Тараскиным о применении последним ножа, а также не выяснено, знал ли Естехин о наличии у Тараскина ножа, действия Тараскина, применившего нож при хулиганстве, были признаны эксцессом исполнителя, а действия Естехина  переквалифицированы с ч.3 ст. 213 УК РФ на пп. "а", "б" ч.2 ст.213 УК РФ.17

В настоящее время однозначно не решена проблема определения вида соучастия в группе лиц по предварительному сговору. По выражению А.В. Рагулина, существуют две точки зрения ученых по этому вопросу. Одни ученые считают, что в данной группе возможно лишь соучастие в форме соисполнительства, другие же кроме соисполнительства указывают также и соучастие с распределением ролей.18

Соисполнительство представляет собой форму соучастия, при которой все соучастники  действуют совместно и непосредственно  выполняют действия, входящие в объективную сторону преступления. При этом каждый из них может выполнять эти действия целиком либо выполнять их только частично, но в сложении совместных усилий соучастников достигается единая и охватываемая единым умыслом преступная цель. В случае, когда присутствует соучастие с распределением ролей, один или несколько исполнителей выполняют действия, входящие в объективную сторону преступления, а действия других соучастников (организатора, подстрекателя, пособника), как правило, находятся за рамками объективной стороны состава преступления.

А.В. Рагулин  на основании изучения постановлений  Пленума Верховного Суда РФ и позиций  ученых-юристов, приходит к выводу, о том, что действия соисполнителей в групповом хулиганстве следует  квалифицировать по ч.2 ст.213 УК РФ. В случае, когда имеет место совершение хулиганства одним лицом-исполнителем в совокупности с наличием лиц, выполняющих функции подстрекателя, организатора или пособника, действия исполнителя надлежит квалифицировать по ч.1 ст.213 УК РФ, а действия прочих лиц – по соответствующим пунктам ст.33 и ч.1 ст. 213 УК РФ.

Однако, А.В. Рагулин, в результате проведенного им исследования, отмечает, что случаи хулиганства  с распределением ролей, даже «технических», чрезвычайно редки. Данное утверждение  подтверждается данными проведенного исследования. Было установлено, что около 75,8% групповых хулиганств совершается группой лиц, в 23,9% - группой лиц по предварительному сговору и лишь в 0,3% - организованной группой. В основном преступные группы хулиганов имеют по 2 - 3 участника (60%), реже 3 и более участников (40%), причем в 94% случаев при совершении групповых хулиганских действий присутствует соучастие в форме соисполнительства, в 3,9% в составе группы имеются подстрекатели, в 1,8% – пособники и лишь в 0,3% имеется организатор группы19.

В указанном  исследовании, отмечается, что отрицательным  моментом новой редакции перечня  квалифицирующих признаков ст.213 УК РФ является то, что для привлечения  к ответственности за совершение хулиганства группой лиц по предварительному сговору необходимо достоверно и обоснованно подтвердить факт наличия такого сговора, а это, по мнению более чем 75% правоприменителей, сделать довольно сложно. Если в материалах уголовного дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что лица заранее договорились о совершении хулиганства, то их действия должны квалифицироваться без указания на предварительный сговор.

 В результате  затрудненности доказывания совершения  хулиганства группой лиц по  предварительному сговору квалификация  таких действий осуществляется по ч.1 ст.213 УК РФ.20

Решение данной проблемы А.В. Рагулин видит в  дополнении ч.2 ст.213 УК РФ, ранее существовавшим  признаком хулиганства как совершение его группой лиц.21 

В соответствии с ч.3 ст.35 УК РФ хулиганство признается совершенным организованной группой, если оно совершено устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений.

Устойчивость  в рамках организованной группы зачастую характеризуется наличием отработанного  плана и способов совершения посягательства, подготовкой орудий и средств, фактически заранее обусловленным выполнением действий, облегчающих совершение деяния, намеренным созданием условий для последующего его совершения. Об устойчивости группы могут свидетельствовать, в частности, такие признаки, как стабильность ее состава, тесная взаимосвязь между членами, согласованность их действий, длительность существования и т.д. Стабильность состава организованной группы во многом определяет и другие признаки организованной преступной группы: в ней вырабатываются свои собственные взгляды и нормы поведения, которых придерживаются все ее члены, нарушители принятых норм поведения подвергаются преследованию. Количество совершаемых преступлений и их тяжесть по мере длительности функционирования группы во времени, как правило, увеличиваются22.

Информация о работе Квалификация хулиганства и вандализма