Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 14:40, контрольная работа
X. признан виновным в том, что, являясь должностным лицом - главой органа местного самоуправления, 19 июня 2006 года, согласно ранее достигнутой договоренности, в служебном кабинете дома №21 по улице Ленина районного поселка Д-кое Саратовской области, получил лично от Ч. деньги в сумме 96 тысяч рублей и 2 тысяч долларов США за незаконные действия -утверждение акта выбора земельного участка для размещения объекта "торговый комплекс" по адресу: районный поселок Д-кое Саратовской области, северная часть улицы Грибова, без согласования со всеми должностными лицами согласующих организаций.
Главное отличие данного вида преступления от получения взятки состоит в том, что при злоупотреблении должностными полномочиями должностное лицо выполняет свои служебные полномочия, а при получении взятки действия (бездействие) взяткополучателя могут как быть в рамках служебных полномочий, так и выходить за эти рамки. Помимо этого, для квалификации злоупотребления значение имеет мотив преступления, который является обязательным признаком. Согласно ст.285 злоупотребление должностными полномочиями должно быть совершено с корыстной или иной личной заинтересованностью. В составе преступления по ст.290 наказуем уже сам факт получения взятки, и при этом законодатель не принимает во внимание мотив ее получения.
Необходимо отметить, что состав преступления по ст.285 сконструирован как материальный, т.е. преступление считается законченным с момента наступления общественно опасных последствий. К таковым закон относит существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемым законом интересов общества и государства. Состав преступления по ст.290 сконструирован как формальный, т.е. для наступления уголовной ответственности имеет значение сам факт получения взятки, а не наступление общественно опасных последствий.
Злоупотребление должностными полномочиями и получение взятки достаточно часто взаимосвязаны между собой. Поясним это на примере. Калининградским областным судом К. был осужден по ч.1 ст.285 и по п."б" ч.4 ст.290 УК РФ. Он был признан виновным в том, что, будучи инспектором таможенного поста, из корыстной заинтересованности злоупотребил своими должностными полномочиями и неоднократно получал взятки. Например, при досмотре автомашины И. - гражданина Литовской Республики - К. выявил недостоверное декларирование валюты, перемещаемой через таможенную границу Российской Федерации, в сумме 11 тыс. нем. марок, и предложил тому поделится, получив в итоге взятку в размере 4 тыс. марок. В другой раз К. получил взятку в аналогичной ситуации размером в 200 долл. США.
При анализе содеянного видно, что К., обладая должностными полномочиями по досмотру автомашин, использовал их из корыстной заинтересованности (получение крупных сумм денег, личное обогащение). Очевидно и то, что в результате его действий был нанесен ущерб охраняемым законом интересам государства (нарушение таможенных правил, перемещение крупных сумм валюты без декларирования через таможенную границу России).
Следовательно,
суд абсолютно верно
Таким образом, злоупотребление должностными полномочиями образует самостоятельный состав преступления, и действия лица необходимо квалифицировать по совокупности преступлений как получение взятки и как злоупотребление должностными полномочиями.
Мировая практика противодействия коррупции выработала объемный комплекс соответствующих мер. В их числе контроль за расходами чиновников, признание недействительными сделок, за совершение которых получена взятка, недопустимость цензуры в форме преследования журналистов за ложь, повышение зарплаты государственных служащих и т.п. Бесценным в этой области следует признать опыт итальянской прокуратуры.
Операция "Чистые руки", проведенная в Италии в начале 90-х годов, имела ошеломляющие результаты, которые большей частью неизвестны российской общественности. В результате "чистки", покончившей с невиданной для цивилизованного государства коррумпированностью власти, оказались "выведены из оборота" 80% итальянских политиков, фактически прекратилось действие крупных партий.
Надо полагать, главным средством противодействия взяточничеству должны стать жесткие меры из арсенала уголовной юстиции. Речь идет не об ужесточении санкций, а об эффективности их применения, т.е. неотвратимости наказания в виде штрафов.
Никакие этические соображения не могут сравниться по силе предупредительного воздействия с опасением чиновника быть разоблаченным и наказанным. Честность должностных лиц должна постоянно "подкрепляться" хорошей работой прокуратуры. Особенно это важно для России, где нищие служащие испытывают огромные искушения и не стеснены ни общественной, ни религиозной моралью. Поэтому все антикоррупционные мероприятия должны быть не просто взаимосвязаны с реализацией данного предложения, но и основываться на нем, поскольку, если за всеми, пусть даже достаточно жесткими требованиями антикоррупционного законодательства не будет "проглядываться" грозная фигура независимого от "кормления", хорошо обеспеченного, боящегося потерять свою работу прокурора, требования эти не будут подкреплены реальной угрозой наказания за их неисполнение.
С учетом вышеизложенного, действия Х. (который напомню являлся должностным лицом) будут квалифицированы по пункту «г» части 4 ст. 290 УК РФ, т.е. получение взятки в крупном размере главой органа местного самоуправления. Г. который передавал ему взятку будет привлечен к ответственности по части 2 ст. 291 УК РФ предусматривающей ответственность за дачу взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий.
И
подводя своеобразный итог, посвященный
вопросу взяточничества, приведу пример,
который в последнее время широко освещался
в местных СМИ. Согласно приговора
Камышинского городского суда от 18-го
января 2008г. сотрудник УВД по г.Камышин
и Камышинскому району (старший участковый
уполномоченный милиции Р.) был признан
виновным в получении в августе 2007г.
взятки в сумме 40 тысяч рублей. Суд,
изучив все обстоятельства дела,
назначил ему наказание в виде 2-ух
лет лишения свободы с отбыванием
в колонии общего режима.
Задача № 2
Гражданин РФ Щ., завербованной иностранной разведкой, лично и через других лиц собирал секретные данные о дислокации и ведомственной принадлежности предприятий оборонной промышленности, о характере выпускаемой продукции, о научных изысканиях по закрытой тематике. Кроме того, он устраивал встречи агента одной из западных военных разведок с российскими учеными и специалистами. За свою работу Щ. получал солидные вознаграждения в иностранной валюте.
•Квалифицируйте действия Щ.
•Определите
формы преступной
деятельности Щ., форму
вины и мотив совершения
преступления.
Ответ:
Общественная опасность деяния совершенного гражданином Щ. состоит в том, что в результате его действий подрываются основы внешней безопасности, суверенитет, неприкосновенность территории и обороноспособность государства.
В качестве основного объекта преступления в данном случае выступают общественные отношения, регулирующие внешнюю безопасность государства.
Внешняя безопасность как объект преступного посягательства означает состояние защищенности жизненно важных интересов общества и государства от внутренних и внешних угроз.
Основными составляющими внешней безопасности выступают:
а) суверенитет;
б)
территориальная
в) обороноспособность.
Под
суверенитетом государства
Согласно Закона РФ № 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" от 1 апреля 1993 г. неприкосновенность территории предполагает нерушимость и неделимость, сохранение в целостности территории, находящейся под юрисдикцией России, в пределах Государственной границы Российской Федерации.3
Федеральным законом от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ "Об обороне" обороноспособность представляет собой совокупность экономического, военного, научного, технического, социально-нравственного потенциала и идеологических возможностей государства и его вооруженных сил, способных надежно обеспечить защиту суверенитета и территориальной неприкосновенности от нападения извне.4
Статьей 2 Федерального закона от 21 июля 1993 г. № 5485-1 "О государственной тайне" установлено, что предметом государственной измены являются сведения, составляющие государственную тайну. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, - совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательством. 5
Объективная сторона государственной измены заключается в совершении хотя бы одного из перечисленных в диспозиции ст. 275 УК РФ деяний: шпионаж, выдача государственной тайны, иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности РФ.
Государственная измена в форме шпионажа выражается в передаче, собирании, похищении или хранении в целях передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, а также передаче или собирании по заданию иностранной разведки иных сведений для использования их в ущерб внешней безопасности РФ.
Иностранное государство - любое государство, находящееся за пределами России.
Иностранная организация - государственное, межгосударственное, негосударственное, общественное, благотворительное и т.д. объединение, проводящее враждебную деятельность против России или созданное в целях разжигания национальной, расовой, религиозной вражды. К государственным относятся армия, спецслужбы; к межгосударственным - общества, союзы; к частным - концерны, фирмы, картели; к общественным - фонды, движения.
Представитель иностранного государства или иностранной организации - сотрудник органа, сотрудник или член организации либо иное лицо, выполняющее задание этих структур, т.е. официальное или неофициальное лицо, наделенное определенными полномочиями на совершение тех или иных действий в интересах этого государства или организации.
Если подобные действия совершаются иностранным гражданином либо лицом без гражданства, то они квалифицируются по ст. 276 (шпионаж).
Государственная измена в форме выдачи государственной тайны состоит в умышленной передаче иностранному государству, иностранной организации или их представителям в ущерб внешней безопасности России гражданином РФ известных ему сведений, которые были доверены ему по службе или работе, за исключением их собирания либо похищения.
В отличие от шпионажа виновный при выдаче государственной тайны не собирает и не похищает сведения, ее составляющие для передачи иностранному государству, а располагает ими по службе или работе либо они сообщены ему кем-то или случайно находятся в его обладании.
Выдачу образуют любые действия, в результате которых сведения, составляющие государственную тайну, становятся достоянием иностранного государства, иностранной организации или их представителей: устные или письменные сообщения, передача через технические каналы связи, передача чертежей, схем, диаграмм, карт, планов, образцов, действующих моделей или приборов и т.д.
Иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности против России выражается в фактическом содействии названным субъектам. К ним относятся: вербовка агентов для зарубежной специальной службы, предоставление убежища агентам иностранных разведок, подбор явочных и конспиративных квартир, содействие иностранным эмиссарам и кадровым разведчикам в приобретении документов прикрытия, оказание помощи в устройстве на работу, связанную с доступом к сведениям, составляющих государственную тайну, обеспечение средствами передвижения, денежными средствами и продуктами питания и т.д. Определяющей юридической сущностью этих действий является их направленность на причинение вреда внешней безопасности России.
Если российский гражданин для оказания иностранному государству, иностранной организации или их представителям помощи в проведении враждебной деятельности против России в ущерб ее внешней безопасности совершит преступление против основ конституционного строя или безопасности государства, например, посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277), диверсию (ст. 281) или иное преступление, то его действия должны дополнительно квалифицироваться по совокупности.
Информация о работе Контрольная работа по "Уголовному праву"