Контрольная работа по "Уголовному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 14:40, контрольная работа

Описание работы

X. признан виновным в том, что, являясь должностным лицом - главой органа местного самоуправления, 19 июня 2006 года, согласно ранее достигнутой договоренности, в служебном кабинете дома №21 по улице Ленина районного поселка Д-кое Саратовской области, получил лично от Ч. деньги в сумме 96 тысяч рублей и 2 тысяч долларов США за незаконные действия -утверждение акта выбора земельного участка для размещения объекта "торговый комплекс" по адресу: районный поселок Д-кое Саратовской области, северная часть улицы Грибова, без согласования со всеми должностными лицами согласующих организаций.

Работа содержит 1 файл

Вариант второй.doc

— 144.00 Кб (Скачать)

      В статье 290 названо также общее  покровительство и попустительство  по службе. Данная форма использования  служебного положения может выражаться в незаслуженных денежных поощрениях, способствовании карьерному росту, в непринятии мер при нарушениях трудового законодательства и дисциплинарных проступках.

      Пункт 9 постановления Пленума ВС РФ № 6 определяет, что ответственность за взяточничество наступает независимо от того, когда вручена взятка - до или после совершения действия (бездействия) в интересах взяткодателя, и на квалификацию содеянного не влияет. Следовательно, такой признак преступления, как время его совершения, значения для состава преступления не имеет. Кроме того, следует, что состав преступления по ст.290 УК РФ образует как взятка - подкуп, которая вручена до совершения должностным лицом определенных действий, так и взятка - вознаграждение, которая вручается после совершения действий. Не требуется и предварительной договоренности между взяткодателем и взяткополучателем.

      Согласно  ст.290 действия должностного лица должны быть совершены им в пользу взяткодателя или представляемых им лиц. Следовательно, состав преступления налицо, когда  интересы взяткодателя или представляемых им лиц удовлетворены. В пункте 9 постановления Пленума ВС РФ № 6 указано, что суд должен выяснить и отразить в приговоре, за выполнение или невыполнение каких действий в интересах взяткодателя должностным лицом получена взятка.

      Получение взятки имеет конструкцию преступления с формальным составом. Оно считается законченным с момента получения взятки должностным лицом. Это подтверждается п.11 постановления № 6, согласно которому получение взятки считается оконченным с момента принятия получателем взятки хотя бы части передаваемых ценностей. Если обусловленная взятка не получена по обстоятельствам, не зависящим от воли взяткополучателя, то содеянное следует квалифицировать как покушение на получение взятки. При этом не требуется, чтобы должностное лицо выполнило какое-либо действия (бездействие) в пользу взяткодателя. Достаточно того, чтобы оно осознавало, что получает взятку в обмен на совершение определенных действий и могло их совершить. В случае если должностное лицо получает взятку за действия, которые не входят в круг его служебных полномочий, и оно не в состоянии их совершить, содеянное необходимо квалифицировать как мошенничество. Это подтверждается п.20 постановления Пленума ВС РФ № 6.

      Понятие субъекта преступления, предусмотренного ст.290, необходимо давать с учетом примечания 1 к ст.285 УК РФ: должностным лицом в статьях гл.30 УК РФ признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительские, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных или муниципальных учреждениях. Схожее определение субъекта получения взятки содержится и в постановлении Пленума ВС РФ № 6. Исходя из этого, можно прийти к выводу, который подтверждается судебной практикой, что субъект преступления, предусмотренного ст.290 УК РФ, является специальным.

      Верховным Судом Республики Саха (Якутия) был  оправдан П., который обвинялся в  том, что, работая начальником управления по сбору страховых взносов департамента пенсионной службы Республики Саха (Якутия), использовал свое служебное положение и за незаконные вознаграждения необоснованно выделял вексельные кредиты коммерческим структурам.

      Оправдывая  П., суд признал, что занимаемая им должность, его функции, права, полномочия и специфика учреждения, где он работал, свидетельствуют о том, что П. не обладал организационно-распорядительными функциями и не являлся государственным должностным лицом, т.е. субъектом преступления по ст.290 УК РФ. Однако суд не исследовал имеющееся в деле Положение о Департаменте пенсионной службы Республики Саха (Якутия), где указано, что этот департамент является органом исполнительной власти, а директор департамента- заместителем Председателя Правительства Республики Саха (Якутия). Следовательно, вывод суда, что П. не являлся должностным лицом, сделан без учета указанного документа. Суд кассационной инстанции оправдательный приговор отменил и направил дело на новое судебное расследование.1

      Именно  по субъекту преступления получение взятки отличается от коммерческого подкупа, предусмотренного ст.204 УК РФ.

      Субъективная  сторона получения взятки характеризуется  прямым умыслом. При получении взятки виновное лицо осознает, что полученная им имущественная выгода незаконна  и направлена на совершение им определенных действий в пределах его компетенции в пользу взяткодателя или представляемых им лиц. Наряду с этим возможно, что незаконная имущественная выгода направлена на воздействие на других лиц с использованием своего служебного положения или на общее покровительство либо попустительство по службе.

      Закон не относит мотив и цель получения  взятки к обязательным признакам  состава преступления, однако очевидно, что мотив данного преступления корыстный, а целью является личное обогащение или получение какой-либо имущественной выгоды.

      Квалифицированные виды получения взятки установлены  в ч.2 и 3 ст.290 УК РФ, в которых указаны  признаки состава преступления, имеющие  повышенную опасность.

      Часть 2 предусматривает ответственность  за получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие). Признаком, по которому законодатель сделал этот состав квалифицированным, отличающимся от основного состава, является то, что получение взятки направлено на совершение должностным лицом незаконных действий. Уголовный кодекс не дает определения незаконным действиям, под ними, надо полагать, следует понимать не только уголовно наказуемые деяния, но и совершение дисциплинарных или административных поступков, деяний, за которые предусмотрена гражданско-правовая ответственность.

      Таким образом, возможно различное проявление квалифицирующих признаков преступления по ч.2 ст.290. В ряде случаев он может  проявится в совершении должностным  лицом действий (бездействия), которые  не являются преступными. Это может  быть необоснованное предоставление каких-либо материальных благ, сокрытие дисциплинарных проступков взяткодателя, нанесение вреда третьим лицам. Тогда взяткополучатель осуждается по ч.2 ст.290 УК РФ, и дополнительной квалификации его действий не требуется, однако его привлечение к административной, дисциплинарной или гражданско-правовой ответственности не исключается.

      Еще одним вариантом возможного проявления квалифицирующего признака по ч.2 ст.290 является совершение должностным лицом  другого преступления. Например, это может быть служебный подлог (ст.292 УК РФ), самоуправство (ст.330 УК РФ), привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности (ст.299 УК РФ). В этом случае преступления образуют совокупность и необходима квалификация каждого преступления.

      Часть 3 ст.290 определяет еще один квалифицированный  вид получения взятки - предусмотрена  уголовная ответственность за получение  взятки лицом, занимающим государственную  должность Российской Федерации  или государственную должность  субъекта Федерации, а равно главой органа местного самоуправления. Квалифицирующим признаком является занимаемая должность взяткополучателя. Законодатель учитывает, что опасность взяточничества повышается за счет более ответственного положения лица, которое имеет гораздо более широкий объем полномочий по сравнению с другими должностными лицами.

      Определение таких лиц содержится в примечании 2 к ст.285 УК РФ. Под лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации понимаются лица, занимающие должности, установленные Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов. Примечание 3 определяет лиц, занимающих государственную должность субъектов Российской Федерации, как лиц, занимающих должности, установленные конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

      Следует отметить, что ответственность по ч.3 ст.290 УК РФ наступает за совершение деяний, предусмотренных как ч.1, так и ч.2 этой статьи. Таким образом, ответственность взяткополучателя наступает независимо от характера совершенных действий (бездействия) в пользу взяткодателя.

      Особо квалифицированные виды получения  взятки определены в ч.4 ст.290, которыми являются деяния, совершенные при наличии следующих признаков: группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; с вымогательством взятки; в крупном размере.

      Преступление  признается совершенным группой  лиц по предварительному сговору, если в нем участвовали лица, заранее договорившиеся о совместном совершении преступления (ч.2 ст.35 УК РФ). Следовательно, получение взятки группой лиц по предварительному сговору означает ее получение не менее чем двумя должностными лицами, которые достигли сговора между собой до ее получения. Аналогичный вывод содержится в п.13 постановления Пленума ВС РФ № 6. Кроме того, необходимо, чтобы каждый из участников группы совершил какие-либо действия в пользу взяткодателя и получил какую-либо часть взятки. Это следует из определения преступления, данного в ч.1 ст.290 УК РФ.

      Пункт 13 постановления указывает на то, что преступление должно быть признано законченным с момента получения  взятки хотя бы одним из участников группы. Причем не имеет значения, сознавал ли взяткодатель, что в получении взятки участвует несколько лиц.

      Определение организованной группы дано в ч.3 ст.35 УК РФ. Преступление признается совершенным  организованной группой, если оно совершено  устойчивой группой лиц, заранее  объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений. Главная особенность этого признака состоит в том, что организатор такой группы несет ответственность за все преступления, охваченные его умыслом (ч.5 ст.35).

      Вымогательство  определено в п.15 постановления Пленума ВС РФ № 6. Под ним понимается требование должностного лица или лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, дать взятку либо передать незаконное вознаграждение в виде денег, ценных бумаг, иного имущества при коммерческом подкупе под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина либо поставить последнего в такие условия, при которых он вынужден дать взятку либо совершить коммерческий подкуп с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов.

      Таким образом, возможны две формы вымогательства взятки. Оно может быть открытым, когда имеет место четкое и  определенное требование должностного лица дать взятку, сопровождаемое угрозой  причинения ущерба правоохраняемым интересам гражданина. Взяткополучатель может угрожать совершить незаконные действия (уволить с работы, наложить штраф при отсутствии оснований к этому) либо не совершить законные действия. При завуалированной форме вымогательства должностное лицо ставит гражданина в условия, которые наносят вред его законным интересам (необоснованная длительная задержка в решении важных для него вопросов). Заметим, что вымогательство возможно как до нарушения законных прав взяткодателя, так и в момент уже длящегося нарушения.

      Из  судебной практики можно привести следующий  пример.

      П., занимая должность начальника таможенного  поста Московской восточной таможни, то есть будучи должностным лицом, распорядился о перемещении бланков паспортов  транспортных средств (ПТС) вместе с журналом их учета и регистрации для хранения в сейф своего служебного кабинета. Используя это обстоятельство, П. под угрозой создания препятствий в выдаче этих бланков при таможенном оформлении автомашин потребовал от Д. по 10 долларов США за каждый полученный на таможенном посту ПТС.

      Д. обратился в адрес председателя ГТК, а также в адрес начальника регионального оперативно-розыскного бюро ЦАО г. Москвы с заявлением о  вымогательстве у него взятки. В  результате переговоров с П. последний  уменьшил сумму вымогаемой им взятки за каждый полученный на таможенном посту бланк паспорта транспортного средства (ПТС) с 10 до 8 долларов США.

      Д. принес в кабинет П. 5200 долларов США  и передал деньги П., после чего последний был задержан, полученные им деньги в сумме 5200 долларов США изъяты.

      Действия  П. квалифицированы судом по п.п. "в", "г" ч. 4 ст. 290 УК РФ.

      Судебная  коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ приговор оставила без изменения.

      Президиум Верховного Суда РФ оставил без изменения  состоявшиеся по делу судебные решения, поскольку П., работая начальником таможенного поста и выполняя организационно-распорядительные функции, которыми наделены должностные лица, под угрозой создания препятствий при таможенном оформлении автомашин требовал у Д. деньги, поставив его в такие условия, при которых, чтобы избежать убытков, он вынужден был согласиться на передачу взятки.2

      Ещё одним особо квалифицирующим признаком является получение взятки в крупном размере. Согласно примечанию к ст.290 УК РФ крупным размером взятки признается сумма денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающая 150 тысяч рублей.

      Следует подчеркнуть, что в соответствии с п.9 постановления Пленума ВС РФ № 6 любой предмет взятки должен получить в приговоре денежную оценку. Это обусловлено тем, что от размера взятки зависит квалификация преступления.

      Отличие получения взятки от злоупотребления  должностными полномочиями. Уголовная ответственность за злоупотребление должностными полномочиями предусмотрена ст.285 УК РФ. Уголовно наказуемо использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло за собой существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

Информация о работе Контрольная работа по "Уголовному праву"