Контрольная работа по "Уголовному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 14:40, контрольная работа

Описание работы

X. признан виновным в том, что, являясь должностным лицом - главой органа местного самоуправления, 19 июня 2006 года, согласно ранее достигнутой договоренности, в служебном кабинете дома №21 по улице Ленина районного поселка Д-кое Саратовской области, получил лично от Ч. деньги в сумме 96 тысяч рублей и 2 тысяч долларов США за незаконные действия -утверждение акта выбора земельного участка для размещения объекта "торговый комплекс" по адресу: районный поселок Д-кое Саратовской области, северная часть улицы Грибова, без согласования со всеми должностными лицами согласующих организаций.

Работа содержит 1 файл

Вариант второй.doc

— 144.00 Кб (Скачать)

Вариант второй 

Задача  № 1

      X. признан виновным в том, что, являясь должностным лицом - главой органа местного самоуправления, 19 июня 2006 года, согласно ранее достигнутой договоренности, в служебном кабинете дома №21 по улице Ленина районного поселка Д-кое Саратовской области, получил лично от Ч. деньги в сумме 96 тысяч рублей и 2 тысяч долларов США за незаконные действия -утверждение акта выбора земельного участка для размещения объекта "торговый комплекс" по адресу: районный поселок Д-кое Саратовской области, северная часть улицы Грибова, без согласования со всеми должностными лицами согласующих организаций.

      После получения денег X. был задержан сотрудниками правоохранительных органов, а в его служебном кабинете из ящика шкафа изъяты деньги в сумме 96000 рублей и 2000 долларов США. По данным ЦБ РФ курс доллара США на 19 июня 2006 года составлял 26,9869 рублей, и таким образом, X. всего получил взятку в сумме 149973 рублей 80 копеек.

      •Решите вопрос об ответственности  указанных в задаче лиц. 

Задача  № 2

      Гражданин РФ Щ., завербованной иностранной разведкой, лично и через других лиц собирал секретные данные о дислокации и ведомственной принадлежности предприятий оборонной промышленности, о характере выпускаемой продукции, о научных изысканиях по закрытой тематике. Кроме того, он устраивал встречи агента одной из западных военных разведок с российскими учеными и специалистами. За свою работу Щ. получал солидные вознаграждения в иностранной валюте.

      •Квалифицируйте действия Щ.

      •Определите формы преступной деятельности Щ., форму вины и мотив совершения преступления. 

Теоретическое задание

      Проведите юридический анализ состава преступления, предусматривающий ответственность  за приобретение или сбыт имущества  заведомо добытого преступным путем. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Задача  № 1

      X. признан виновным в том, что, являясь должностным лицом - главой органа местного самоуправления, 19 июня 2006 года, согласно ранее достигнутой договоренности, в служебном кабинете дома №21 по улице Ленина районного поселка Д-кое Саратовской области, получил лично от Ч. деньги в сумме 96 тысяч рублей и 2 тысяч долларов США за незаконные действия -утверждение акта выбора земельного участка для размещения объекта "торговый комплекс" по адресу: районный поселок Д-кое Саратовской области, северная часть улицы Грибова, без согласования со всеми должностными лицами согласующих организаций.

      После получения денег X. был задержан сотрудниками правоохранительных органов, а в его служебном кабинете из ящика шкафа изъяты деньги в сумме 96000 рублей и 2000 долларов США. По данным ЦБ РФ курс доллара США на 19 июня 2006 года составлял 26,9869 рублей, и таким образом, X. всего получил взятку в сумме 149973 рублей 80 копеек.

      •Решите вопрос об ответственности  указанных в задаче лиц. 
 

Ответ:

      Взяточничество - одно из древнейших преступлений, известных человечеству. Цицерон называл взяточничество явлением самым преступным и наиболее постыдным.

      Современный взгляд на вечную проблему весьма противоречив. Пресса, радио и телевидение порой внушают населению, что взяточничество обыденное явление повседневной жизни, её необходимый элемент, а потому бороться с этим злом бессмысленно. Тем временем взяточничество становится все более изощренным, приобретает беспрецедентные масштабы, наносит колоссальный урон обществу и государству. Большинство отечественных правоведов относит взяточничество к разряду ключевых уголовно-правовых проблем.

      Взяточничество  справедливо считают наиболее опасным  коррупционным преступлением. Поскольку  применение уголовно-правовых норм об ответственности за получение и  дачу взятки на протяжении десятилетий вызывает споры в науке и на практике, Пленум Верховного Суда Российской Федерации неоднократно предлагал правоприменителю алгоритмы решения этих споров. И всегда соответствующие разъяснения обстоятельно комментировались учеными.

      Учитывая  это, не совсем понятно, почему многие периодические правовые издания  практически не обратили внимания на постановление Пленума Верховного Суда № 6 "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе" от 10 февраля 2000 г.

      Надо  полагать, что отсутствие интереса к этой теме является важным свидетельством, во-первых, разочарования юридической  общественности в эффективности  уголовно-правовых мер воздействия  на сложившуюся в России ситуацию и, во-вторых, опасения последствий, к которым может привести надлежащее выполнение предписаний уголовного закона. Второе можно определить и иными словами: стоит ли обсуждать пути наиболее действенного применения закона, если общество буквально пронизано, а быть может, и связано прочными нитями коррупции. Данные соображения негативно влияют на понимание правоприменителем содержания уголовно-правового "антикоррупционного" запрета.

      Понятие и общая характеристика взяточничества. Наиболее серьезным и опасным преступлением, предусмотренным главой 30 УК РФ "Преступления против государственной службы, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления", является получение взятки. Опасность этого преступления заключается в том, что взяточничество дискредитирует государственную власть и ее представителей, повышает уровень коррупции в органах власти, способствует криминализации общества и усиливает пренебрежение к закону.

      Нередки случаи, когда взяточничество связано  с другими преступлениями, в том  числе с теми, которые относятся  к тяжким или особо тяжким. К ним могут относиться преступления экономического характера (незаконное предпринимательство, нарушение таможенных правил, уклонение от уплаты налогов), преступления против собственности (хищение имущества, мошенничество), преступления против правосудия (незаконное содержание под стражей, вынесение заведомо неправосудного приговора).

      Под взяточничеством следует понимать действие должностных лиц органов  государственной власти и местного самоуправления, направленные на получение  определенных выгод материального или имущественного характера в ответ на совершение в интересах взяткодателя определенных действий (бездействия). Заметим, что эти действия (бездействие) могут вытекать из должностных обязанностей лица, т.е. их выполнение является обязательным, а могут носить незаконный характер (например, закрытие следователем уголовного дела за взятку от виновного).

      Важной  чертой взяточничества является то, что  взяткополучатель наделен определенными  властными полномочиями. Сам факт работы в органе государственной власти еще не делает работника должностным лицом. Таким образом, взятка должна быть предназначена для должностного лица либо для лиц, интересы которых это должностное лицо представляет.

      Кроме того, необходимо подчеркнуть, что предметом взяточничества могут являться не только деньги в наличной или безналичной форме, но и различные дорогостоящие предметы (например, ювелирные изделия, аудио-, видеоаппаратура, автомашина). Помимо этого в качестве взятки могут быть предоставлены безвозмездно услуги, которые подлежат оплате (получение туристических путевок, производство строительных, ремонтных работ). К взятке следует отнести и получение товаров и услуг по ценам, гораздо ниже сложившихся на рынке. Для того чтобы определить такую "убыточную реализацию" товаров, работ, услуг, следует прибегнуть к отражению в бухгалтерском учете этой операции или сравнить ее с другими подобными сделками.

      Необходимо  рассмотреть положение ст.575 ГКРФ, которая не допускает дарение  подарков, чья стоимость превышает 5 МРОТ, государственным служащим и служащим органов муниципальных образований в связи с исполнением ими служебных обязанностей. Если исходить из смысла этой статьи, то размер взятки должен превышать 5 МРОТ. Однако аналогичного положения в уголовном законодательстве не содержится и в Уголовном кодексе не установлены минимальные пределы стоимости взятки. Поэтому следует исходить из причинно-следственной связи между получением материальной выгоды (в том числе меньше 5 МРОТ) и совершением определенных действий в пользу взяткодателя.

      Взяточничество  относится к числу трудно доказуемых преступлений, в связи с чем  для усиления борьбы с этим преступлением  с  моей  точки зрения необходимо, помимо установления уголовной ответственности, внести определенные изменения в действующее банковское, финансовое, таможенное и налоговое законодательство. Например, принятие федерального закона "О государственном контроле за соответствием крупных расходов полученным доходам граждан" сделало бы затруднительным получение взятки не самим взяткополучателем, а иными лицами, посредниками. Способствовать борьбе со взяточничеством может и введение обязательного декларирования доходов физическими лицами по итогам календарного года.

      Основной  состав получения взятки определен  в ст.290 УК РФ. Согласно ч.1 уголовно наказуемым является получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод материального характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемым им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.

      Родовым объектом целой группы преступлений, в которую входит и ст.290 УК РФ, является совокупность общественных отношений, которая обеспечивает нормальную деятельность органов государственной власти. Это вытекает из названия разд.X УК РФ - "Преступления против государственной власти". Что касается непосредственного объекта, то им является совокупность общественных отношений, регламентирующих нормальную деятельность органов государственной власти, государственной службы, а также органов местного самоуправления.

      Для такого преступления, как получение взятки, важен такой признак преступления, как его предмет. Пленум Верховного Суда в п.9 упомянутого постановления № 6 указал, что предметом взятки или коммерческого подкупа наряду с деньгами, ценными бумагами и иным имуществом могут быть выгоды или услуги имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи и т.п.). Под выгодами имущественного характера следует понимать, в частности, занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами. Указанные выгоды и услуги имущественного характера должны получить в приговоре денежную оценку.

      В нынешних условиях предметом взяточничества может быть и приватизация определенных объектов государственной собственности, "обналичивание" денежных средств с банковских счетов, сдача в аренду либо безвозмездное пользование квартирами или дачными участками.

      Кроме того, на практике могут столкнуться с такими формами взятки, как открытая или завуалированная. При открытой форме взяткодатель непосредственно передает предмет взятки взяткополучателю или посреднику. Эта форма взятки известна очень давно, и правоохранительные органы выработали определенные меры борьбы с ней. При завуалированной форме выявить взятку гораздо сложнее, так как ее передача оформляется внешне законными формами. В качестве примера можно назвать оформление договора займа без процентов на очень длительный срок, выплату по договору подряда, который реально не выполнялся или к примеру частичная оплата предоставленных счетов.

      Объективная сторона получения взятки представляет собой получение лично должностным  лицом или посредником взятки за определенные действия (бездействие) в интересах взяткодателя. Следовательно, ст.290 УК РФ предусматривает ответственность и в случае получения взятки не самим должностным лицом, а посредником.

      В пункте 8 постановления Пленума ВС РФ № 6 определено, что уголовная ответственность посредника во взяточничестве в зависимости от конкретных обстоятельств по делу и его роли в даче или получении взятки наступает лишь в случаях, предусмотренных ст.33 УК РФ.

      Таким образом, можно сделать вывод - посредником  может являться лицо, которое действует по поручению взяткодателя или взяткополучателя и непосредственно передает предмет взятки, а значит, для квалификации действий посредника по ст.291 УК РФ ("Дача взятки") не имеет значения, получил ли посредник от взяткодателя или взяткополучателя вознаграждение за посредничество.

      При анализе ст.290 УК РФ можно прийти к выводу, что в основном составе  получения взятки возможны несколько  форм использования должностным  лицом своего служебного положения. Наиболее распространенной формой являются действия (бездействие), которые входят в круг служебных полномочий должностного лица, например внесение в акт ревизии данных, необходимых взяткодателю, решение кадровых вопросов, распоряжение кредитными и денежными ресурсами.

      Другой  формой использования служебных полномочий законодатель называет способствование в силу своего должностного положения определенным действиям (бездействию) других должностных лиц. Здесь используется, в основном, возможность должностного лица воздействовать на тех лиц, от которых зависит нужное для взяткодателя решение. Как правило, у взяткополучателя возможность воздействия возникает в силу определенного положения в иерархической структуре. Например, начальник вышестоящего органа может требовать от должностных лиц нижестоящего органа совершения определенных действий в пользу взяткодателя.

Информация о работе Контрольная работа по "Уголовному праву"