Экологические преступления, посягающие на рациональное использование водных ресурсов (незаконная добыча (вылов) водных биологических рес

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 13:25, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является углубленное изучение проблем регламентации ответственности за экологические преступления, посягающие на рациональное использование водных биоресурсов.
Данная цель обусловила постановку и решение следующих задач:
1) проанализировать исторический опыт регламентации ответственности за экологические преступления в России;
2) исследовать и провести юридический анализ составов преступлений, посягающих на рациональное использование водных биоресурсов;

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Исторический опыт регламентации ответственности за экологические преступления в российском уголовном законодательстве…. 6
1.1. Развитие нормативного регулирования охраны природы в России в период до 1917 года…………………………………………………………….....6
1.2. Развитие нормативного регулирования охраны природы в России в советский период………………………………………………………………….8
Глава 2. Юридический анализ состава преступлений, посягающих на рациональное использование водных биоресурсов (ст. 256 УК РФ), вопросы их квалификации……………………………………………………………….11
2.1. Объект, предмет, объективная сторона…………………………………....11
2.2. Субъект, субъективная сторона…………………………………………....17
2.3. Вопросы квалификации преступлений, посягающих на рациональное использование водных биоресурсов……………………………………………20
Заключение…………………………………………………………………….…24
Список использованных источников и литературы…………………………...26

Работа содержит 1 файл

курс 3 УП курсовая.docx

— 72.04 Кб (Скачать)

Усилия по обеспечению  рационального природопользования и охраны природы, предпринимаемые  на основе природоресурсного законодательства и названных правительственных постановлений, не давали, однако, видимых и ощутимых результатов. В конце 80-х годов ЦК КПСС и Правительство СССР осознавали, что основными причинами резкого ухудшения состояния окружающей среды в стране являлись: слабое правовое регулирование природопользования и охраны окружающей среды, несовершенная организация государственного управления в этой сфере, "остаточный" принцип финансирования природоохранительной деятельности, отсутствие у предприятий экономических стимулов к рациональному использованию природных ресурсов и охране природы от загрязнения. 7 января 1988 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление "О коренной перестройке дела охраны природы в стране"3.

Основным общим недостатком  российского законодательства в  социалистический период, помимо существенных пробелов, было отсутствие в нем "работающего" механизма обеспечения реализации норм. Низкая эффективность законодательства, истощение природных богатств и  постоянное ухудшение качественного  состояния окружающей среды - эти  и другие факторы требовали новых  подходов к правовому регулированию  природопользования и охраны окружающей среды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ЮРИДИЧЕСКИЙ СОСТАВ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, ПОСЯГАЮЩИХ НА РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОДНЫХ БИОРЕСУРСОВ (ст. 256 УК РФ), ВОПРОСЫ ИХ КВАВЛИФИКАЦИИ

               2.1. Объект, предмет, объективная сторона

Рассматриваемое деяние относится  к наиболее распространенным экологическим  преступлениям. Его общественная опасность  заключается в том, что оно  нарушает оптимальное состояние  водных биоресурсов, их экологическое  равновесие, условия сохранения и  выживания популяции водных животных и растений, в целом экологический  правопорядок7.

Незаконная добыча водных биоресурсов стала предметом научных исследований уже в 80 - е гг. 20 века. Ученые считают, что основные причины преступных посягательств, продуцирующие преступность в данной сфере, кроются в несовершенстве экономических отношений, а также в нерациональной государственной политике в рыбодобывающей отрасли российского национального хозяйства, что порождает криминализацию указанной сферы и дает возможность получения сверхприбылей. Промышленное морское и водное браконьерство рассматривается в качестве одного из высокодоходных экономических преступлений8.

Итак, объектом данного преступления являются общественные отношения в области охраны и рационального использования водных биологических ресурсов.

Предмет преступления охарактеризован  в законе (ст. 256 УК РФ) в общем виде: «водные биологические ресурсы». Таким образом, в законе речь идет о водных животных и морских растениях.

Согласно Федеральному закону от 20.12.2004 № 166 – ФЗ «О рыболовстве  и сохранении водных биологических  ресурсов» к водным биологическим  ресурсам относятся рыбы, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, водоросли, другие водные животные и растения, находящиеся в состоянии естественной свободы9. К водным животным относятся морские млекопитающие (моржи, тюлени, нерпы, сивучи, морские львы, дельфины и др.), ракообразные (раки, крабы, креветки и др.), моллюски (кальмары, осьминоги, гребешки, мидии, устрицы и др.), иглокожие (трепанги, морские ежи, морские звезды, офиуры, голотурии и др.), кишечно – полостные водные организмы.

Промысловые морские растения – водные растения, способные к  автотрофному питанию, т.е. синтезу  всех необходимых органических веществ  из неорганических, являющиеся промысловыми в определенном месте и в определенный период времени, что устанавливается  национальным законодательством или  международно – правовыми актами либо имеющие специальный правовой статус (например, морская капуста – ламинария).

Надо иметь в виду, что  водоплавающие птицы, а также  водоплавающие пушные звери (выдра, ондатра, речной бобр, нутрия, выхухоль, белые медведи и др.) не относятся  к предмету рассматриваемого преступления. В случае их незаконной добычи действия виновного надлежит квалифицировать  по ст. 258 УК как незаконную охоту10.

Предметом преступления, предусмотренного ст. 256 УК, могут признаваться только водные животные, находящиеся в природной  среде в естественном состоянии, т.е. не являющиеся объектом вещных прав юридического или физического лица, не признаваемые товаром. В п. 18 постановления  Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. указано: «Действия лиц, виновных в незаконном вылове рыбы, добыче водных животных, выращиваемых различными предприятиями  и организациями в специально устроенных или приспособленных  водоемах, либо завладение рыбой, водными животными, отловленными этими организациями … подлежат квалификации как хищение чужого имущества»11.

Предмет посягательства, предусмотренного ч. 2 ст. 256 УК РФ, - морские котики, морские бобры и иные морские млекопитающие.

Объективная сторона  рассматриваемого преступления выражается в незаконной добыче указанных предметов. Под добычей в ст. 256 УК РФ следует понимать сам процесс незаконного лова, противоправную деятельность, направленную на добывание рыбы, морского зверя и иных водных животных, например, постановка сетей, капканов, ловушек, производство взрыва в воде в целях глушения рыбы, других водных животных и т.д. вне зависимости от того, увенчался ли этот процесс поимкой и завладением ими.

Част 1 ст. 256 УК РФ содержит исчерпывающий  перечень признаков, определяющих добычу водных животных и промысловых растений в качестве незаконной и уголовно наказуемой.

Добыча становится таковой, кроме перечисленных выше признаков, если деяние причинило крупный ущерб, который является оценочной категорией. Для признания ущерба крупным  необходимо учитывать ряд факторов, в частности, стоимость добытой  рыбы или водных животных, их количество, совокупный объем, вес, экологическую  и потребительскую ценность, вред, причиненный той или иной популяции  и т.д.12 Стоимость рыб и других видов животных определяется по специальным таксам независимо от возраста и веса водных обитателей. Таксы периодически пересматриваются. Действующие в настоящее время были утверждены Постановлением Правительства РФ  от 25.05.1994 №515 «Об утверждении такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный уничтожением, незаконным выловом или добычей водных биологических ресурсов» в ред. от 26 сентября 2000 г.13

Незаконной признается добыча без разрешения, в запретное время, в недозволенных местах или недозволенными орудиями, приемами и способами.

Содержание этих признаков  в законе не раскрыто, поскольку  диспозиция ст. 256 УК РФ имеет бланкетный характер. Для установления признаков  преступления необходимо обратиться к  нормативным актам, регулирующим порядок  добычи рыбы и других водных животных, а также морских промысловых  растений.

Основными из них являются федеральные законы «Об охране окружающей среды»; «О животном мире»; «О рыболовстве  и сохранении водных биологических  ресурсов»; Водный кодекс РФ; Правила  рыболовства, изложенные в законодательстве субъектов РФ.

Добыча рыбы и иных морских  животных в водах открытого моря регулируется нормами международного права14.

Добычу следует признавать произведенной без соответствующего разрешения либо с просроченным разрешением (лицензией), не тем лицом, которому оно выдано, водных животных, запрещенных  к вылову либо сверх установленного количества, указанного в лицензии или в договоре на отвод рыбопромыслового участка или водоема либо участка  для добывания промысловых морских  растений, и др.

Запретное время означает, что добыча водных биологических  ресурсов производится в сроки, когда  это вообще запрещено или имеется  запрет для добычи определенных видов  и в конкретных водных объектах.

К недозволенным местам относятся: а) места нереста и миграционные пути к ним; б) особо охраняемые природные  территории; в) зона экологического бедствия; д) зона чрезвычайной экологической ситуации.

Места нереста - это водоемы  или части водного объекта, где  рыба мечет икру и вылупляется потомство; миграционные пути - водные объекты, по которым рыба идет к местам нереста, скапливаясь в больших количествах (рунный ход).

Под применением самоходного  транспортного плавающего средства (катера, моторной лодки и т.п., кроме  весельной лодки) понимается его  использование как орудия в процессе добычи водных животных и промысловых  морских растений. Применение транспортного  средства в иных целях (например, для  доставки рыболовов к месту браконьерства, транспортировки незаконно добытого и др.) не может признаваться признаком  состава преступления, предусмотренного п. "б" ч. 1 ст. 256 УК РФ15.

Преступления, предусмотренные  ст. 256 УК, имеют материальный (п. «а»  ч.1) и формальный (п. «б», «в», «г»  ч.1) состав. В первом случае преступление окончено с момента указанного последствия – крупного ущерба, в остальных – с момента начала добычи независимо от того, были ли фактически добыты водные животные или растения. Для признания наличия состава преступления достаточно, чтобы деяние было незаконным и содержало хотя бы один из признаков, указанных в рассматриваемой норме16.

По любому квалифицирующему признаку ч.1 наказание назначается  в виде штрафа в размере от 100 тыс. до 300 тыс. рублей или в размере  заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 до 2 лет, либо обязательными на срок от 180 до 240 часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок от 4 до 6 месяцев.

По ч. 2 ст. 256 УК РФ уголовная ответственность наступает за незаконную добычу котиков, морских бобров или иных морских млекопитающих в открытом море или в запретных зонах.

Открытым признается море за пределами 12-мильной морской полосы от побережья в районах зверобойного промысла России и в районах действия Временной конвенции о сохранении котиков северной части Тихого океана (Вашингтон, 1957 г.). Запретные зоны - это  прибрежные зоны, являющиеся местом постоянного  или временного обитания котиков, бобров или иных морских млекопитающих, в том числе и их лежбища17. Наказание по ч.2 предусматривается почти такое же, как и по ч.1, за исключением сроков ареста – по ч.2 арест назначается от 3 до 6 месяцев.

Итак, объектом преступления, предусмотренного ст. 256 УК РФ, являются общественные отношения по рациональному  использованию и охране водных биологических  ресурсов. Предметом являются водные биологические ресурсы - водные животные и морские растения. Объективная  сторона выражается в незаконной добыче указанных предметов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Субъект, субъективная сторона

С субъективной стороны все  виды составов рассматриваемого преступления предполагают только умышленную вину в виде прямого умысла: виновный сознает, что он совершает незаконную добычу водных биологических ресурсов и желает этого, руководствуясь при этом, как правило, корыстным мотивом18.

Субъектом преступления могут  быть любые физические лица, вменяемые, достигшие возраста 16 лет.

Часть 3 ст. 256 УК РФ устанавливает  ответственность за квалифицированный  состав рассматриваемых преступлений, если они совершены лицом с  использованием служебного положения  либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой. В этом случае наказание представляет собой штраф в размере от 100 тыс. до 500 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет либо лишение свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

К лицам, использующим свое служебное положение в процессе незаконной добычи водных биоресурсов, могут относиться работники различных  природоохранительных организаций  и учреждений, сотрудники милиции, прокуратуры, представители местных органов  власти и управления и т.д.

В случае совершения этого  деяния лицом с использованием своего служебного положения содеянное  следует квалифицировать только по ст. 256 УК РФ без совокупности со статьями, предусматривающими ответственность за должностные преступления либо за злоупотребление полномочиями лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческой и иной организации19.

Понятие квалифицирующих  признаков – группа лиц по предварительному сговору и организованная группа как особые формы соучастия в  преступлении раскрывается в ст. 35 УК РФ: «2. Преступление признается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если в нем участвовали лица, заранее договорившиеся о совместном совершении преступления. 3. Преступление признается совершенным организованной группой, если оно совершено устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений».

Под предварительным сговором понимается договоренность между соисполнителями  о совершении преступления, достигнутая  до начала совершения преступления, т.е. на стадии приготовления. Сговор, который  состоялся уже в процессе осуществления  преступления, не считается предварительным. Группа лиц по предварительному сговору  характеризуется двумя признаками: участием только соисполнителей, наличием предварительного сговора. Иные соучастники (организатор, подстрекатель или  пособник), не выполнявшие одновременно функций соисполнителя, не входят в  состав группы лиц по предварительному сговору. Их действия следует квалифицировать  со ссылкой на соответствующую часть  ст. 33 УК. Членами группы лиц по предварительному сговору могут быть только соисполнители20.

Информация о работе Экологические преступления, посягающие на рациональное использование водных ресурсов (незаконная добыча (вылов) водных биологических рес