Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 22:59, курсовая работа
Целью исследования является изучение темы "Источники уголовного права Англии, США, Франции и Германии" с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.
В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты и выявить природу "Источники уголовного права Англии, США, Франции и Германии"
2. Сказать об актуальности проблемы "Источники уголовного права Англии, США, Франции и Германии" в современных условиях
3. Изложить возможности решения тематики "Источники уголовного права Англии, США, Франции и Германии";
К
источникам уголовного права Англии
относят и доктринальные труды.
Большим авторитетом пользуются работы
известных, юристов различных поколений.
Принято говорить о двух видах правовой
руководящей литературы. К первому относятся
классические труды, которые используются
в качестве первичного источника общего
права, например, «Институции» Э. Кока,
труды Хэйла, Хоукинса, Фостера. Второй
вид — это современные учебные руководства,
не являющиеся собранием обязательных
норм, хотя их часто цитируют. «Водоразделом»
между этими трудами считают «Комментарии
к законам Англии» Блэкстона, опубликованные
в 1765 году. На эту работу часто ссылаются
как на обязательный источник, и, в то же
время, от нее ведут начало все современные
учебники по английскому праву.
1.3.
Источники уголовного
права Франции.
Франция стала первой страной писаного права, формально устранив из числа источников права обычай, судебную и административную практику. Более того, Франция — страна не только писаного, но и кодифицированного права.
Основными источниками уголовного права Франции являются: Конституция Франции 1958 года, УК Франции 1992 года, специальные уголовные законы, подзаконные акты, принимаемые исполнительными органами государственной власти.
Большую роль играют и решения Палаты по уголовным делам Кассационного Суда Франции, хотя Франция и считается традиционно страной с континентальной правовой системой, на вершине которой находится закон в строгом смысле этого слова. Нередко судебная практика шла в обход законодателя и по существу творила правовые нормы. Так, вплоть до принятия нового УК уголовное законодательство Франции не знало института крайней необходимости, однако фактически, благодаря решениям Кассационного Суда, такой институт был введен в практику. Именно судебная практика выработала условия правомерности причинения вреда в «состоянии необходимости» и стала использовать их в качестве оправдательного факта до какого-либо решения этого вопроса со стороны законодателя.
Источниками уголовного права Франции являются и международные соглашения, заключенные ею. Международные договоры — составная часть французской правовой системы, об этом свидетельствуют положения Конституции и нового УК, закрепившие принцип примата международного права над внутригосударственным.
Первым
конституционным актом
Декларация прав человека и гражданина впервые в истории французского права записала: в статье 5 — «Все, что не запрещено»
В названном Кодексе существуют даже нормы, устанавливающие уголовную ответственность за то или иное преступное деяние. Так, например, в ст. 404 установлена уголовная ответственность в виде тюремного заключения сроком от 2 месяцев до 2 лет за оказание сопротивления или беспорядки во время судебного заседания.
К источникам уголовного права Франции относится Кодекс военной юстиции 1982 г., в котором содержатся нормы об уголовной ответственности за воинские преступления.
Уголовная
ответственность
Дорожным (за автотранспортные нарушения 1 — 4 классов), Трудовым, Кодексом жилых и нежилых помещений, Кодексом интеллектуальной собственности, Таможенным кодексом, Налоговым кодексом, Градостроительным кодексом, Кодексом о защите прав потребителей (в основном, речь идет о проступках в области экономики и финансов).
Уголовная ответственность за целый ряд проступков предусмотрена отдельными законами, не вошедшими ни в один из кодексов. Например, Законом 1966 г. о коммерческих обществах, Законом 1983 г. об азартных играх, Законом 1984 г. о деятельности кредитных учреждений и о контроле за ними, Законом 1985 г. о судебной реорганизации и ликвидации предприятий и др.
Таким образом, несмотря на принятие в 1992 г. четырех книг нового УК, процесс кодификации во Франции нельзя считать завершенным.
Источниками уголовного права Франции являются и подзаконные акты, издаваемые исполнительными органами в порядке осуществления ими распорядительной деятельности. Эта специфическая особенность источников французского уголовного права имеет, как отмечалось, свои конституционные основания. Подзаконные акты, служащие источниками уголовного права, представлены в двух основных видах: в виде подзаконных актов, имеющих силу закона, и в виде актов, не обладающих таковой.
К подзаконным актам, имеющим силу закона, в первую очередь, относятся те, что были изданы в чрезвычайных исторических обстоятельствах, когда по тем или иным причинам Франция не имела парламента и его функции в полном объеме выполняло правительство. Такими актами были акты Временного правительства, сформированного после революции 1848 г., акты принца-президента в период между 1851—1852 гг., акты правительства Виши в той части, которая не была отменена Ордонансом Временного правительства Франции от 9 августа 1944 г. и последующими актами. Все эти акты обычно издавались в форме ордонансов. Ордонансы издавал также Французский национальный комитет, образованный в Лондоне после оккупации Франции фашистами, впоследствии переименованный во Французский комитет Национального освобождения, а также Временное правительство Франции, вначале действовавшее на территории Алжира, а с июня 1944 г. на территории самой Франции. Все эти акты считаются действующими источниками французского права. Ордонанс Временного правительства от 28 августа 1944 г. «О преследовании военных преступлений» считается одним из важных источников современного французского уголовного права.
К этой же категории актов следует отнести ордонансы, изданные в период четырех месяцев со дня принятия Конституции 1958 г. Статья 91 Конституции установила 4-х месячный срок для создания новых органов власти Франции, в том числе и законодательных, а ст. 92 уполномочила на этот период Совет Министров принимать по рекомендации Госсовета ордонансы, имеющие силу закона. В частности, в этот период был принят Ордонанс № 58-1297 от 23 декабря 1958 г., которым была произведена, пожалуй, самая значительная после 1863 г. реформа У К Франции.
Если до 1958 г. ордонансы, имеющие силу закона, издавались только при чрезвычайных обстоятельствах, то после принятия новой Конституции 1958 г. эта форма законодательной деятельности приобрела «обычный» характер. Согласно ст. 33 Конституции правительство в осуществление своей программы может испросить у парламента на определенный срок правомочия принимать ордонансы по вопросам, отнесенным ст. 34 Конституции к сфере законодательной деятельности. За этими принимаемыми Советом Министров после согласования с Госсоветом ордонансами признается сила закона с момента опубликования, однако парламенту должен быть представлен законопроект о ратификации этих ордонансов не позже истечения сроков предоставления законодательных полномочий правительству. Такого рода ордонансы издаются исключительно по вопросам, отнесенным ст. 34 Конституции к законодательной сфере. Это довольно ограниченный круг наиболее важных вопросов нормативной регламентации. В области уголовного права он охватывает лишь определение преступлений и проступков, а также предусматриваемых за них наказаний. Не могут быть регламентированы таким образом (при помощи ордонансов) полицейские нарушения, поскольку они изъяты из законодательной сферы и отнесены к сфере исполнительной власти.
К подзаконным актам, не обладающим силой закона, относятся, в первую очередь, декреты, принимаемые правительством. Эти декреты представлены в нескольких видах: 1) декреты, принимаемые во исполнение предписаний законов. Они призваны обеспечить единообразное применение законов, принимаются правительством и издаются за подписью президента или премьер-министра республики лишь после одобрения пленарным заседанием Госсовета. 2) декреты, принимаемые в Государственном Совете — издаются в том же порядке, что и декреты, принимаемые во исполнение законов. Отличие их состоит в том, что они автономно регламентируют те области, которые согласно ст. 37 Конституции, отнесены к самостоятельному регулированию нормативными актами правительства и к законодательной сфере в собственном смысле слова отношения не имеют. Напомним, что ст. 34 Конституции 1958 г. исчерпывающе перечисляет все области, подлежащие законодательной регламентации. Согласно же ст. 37, все остальные вопросы подлежат самостоятельной регламентации актами администрации. В частности, полицейские нарушения регламентируются декретами, принимаемыми в Госсовете. 3) простые декреты отличаются от первых двух видов декретов правительства как по форме (они принимаются с согласия не пленума, а лишь одной из секций Госсовета), так и по содержанию. По общему правилу, отдельные министры не имеют права издавать подзаконные акты, подлежащие применению за пределами руководимого ими ведомства. Из этого правила могут быть сделаны исключения лишь на основе специального декрета правительства, поручающего министру издать соответствующую инструкцию или распоряжение, имеющие более широкую сферу применения. Таким образом, регламентация специальных сфер управления, оперативно осуществляемых министерствами, относится к исключительной компетенции премьер-министра, как главы правительства. Регламентация специальных сфер управления и образует содержание большинства простых декретов.
Простые декреты являются источниками уголовного права постольку, поскольку они образуют содержание многочисленных бланкетных диспозиций УК Франции или же устанавливают специальные правила, нарушение которых само по себе влечет санкции, предусмотренные УК.
Распоряжения и инструкции министров в качестве источников уголовного права могут рассматриваться лишь потому, что до принятия Конституции 1958 г. они во многом выполняли функции простых декретов, а в условиях Пятой республики на основе специальных полномочий правительства их восполняли. По содержанию же их роль в качестве источников уголовного права такая же, как и простых декретов.
Акты
местных органов управления: распоряжения
префектов, ордонансы Парижского префекта
полиции и префекта департамента Сена,
распоряжения мэров — являются источниками
уголовного права местного значения, так
как они регламентируют составы полицейских
нарушений для своей административной
единицы. Такую же роль играют в исключительных
обстоятельствах (осадное положение, военное
время) распоряжения местных военных властей.
1.4.
Источники уголовного
права Германии.
Источниками уголовного права Германии являются: Конституция ФРГ 1949 года. Уголовный кодекс ФРГ 1871 года, специальные федеральные уголовные законы, уголовное законодательство земель, иностранное уголовное законодательство. Особенностью уголовного права ФРГ является то, что оно не полностью кодифицировано. Наряду с Уголовным кодексом существуют и многочисленные некодифицированные уголовно-правовые нормы, содержащиеся в различных законах. Поэтому следует различать собственно Уголовный кодекс (федеральный кодифицированный акт) и более широкое понятие — «уголовное право», которое включает и УК ФРГ, и другие уголовно-правовые предписания различных законов, составляющих так называемое дополнительное уголовное право.
Конституция ФРГ закрепляет ряд уголовно-правовых принципов. В ст. 102 говорится об отмене смертной казни, в ст. 103 (2) о том, что деяние подлежит наказанию только в случае, когда его наказуемость была установлена законом до совершения деяния, в ст. 103 (3) о том, что никто не может быть подвергнут многократному наказанию за одно и то же деяние, в ст. 104 о допустимости лишения свободы только на основании уголовного закона и по судебному приговору.
ФРГ является федерацией земель. Для нее, так же, как и для США, характерен дуализм уголовного законодательства: оно может исходить как от федеративной республики в целом, так и от каждой из входящих в ее состав земель. Этим объясняется параллельное существование федерального уголовного права и уголовного права земель. Соотношение между ними издавна (еще со времен имперской Конституции 1871 г.) основывалось на принципе так называемого «конкурирующего законодательства». Сущность этого принципа может быть выражена в следующей формуле, введенной еще Веймарской конституцией: «Имперское право ломает право земель». Другими словами, если федеральный законодатель воспользовался предоставленными ему полномочиями и издал нормы в какой-либо области уголовного права, то в этой области утрачивают силу все прежде изданные уголовные законы отдельных земель и впредь в данной области исключается их законодательная деятельность. Напротив, в той области уголовного права, которая не урегулирована федеральным законодательством, правовые нормы отдельных земель существуют как основной источник уголовного права. Эти нормы могут приниматься и по тем вопросам, которые остались не урегулированными в результате отмены федерального закона, при условии, что он не был заменен новым законом, регламентирующим ту же область общественных отношений.
Согласно
п. 1 ст. 74 Конституции ФРГ, уголовное
право, включая нормы об исполнении
наказаний (т.е. значительную часть
уголовно-исполнительного
Однако
согласно примечанию к ст. 72 Конституции,
установление того, существует или
нет необходимость в
Важнейшим федеральным уголовным законом является Уголовный кодекс ФРГ 1871 года (в редакции от 10 марта 1987 г.).
В основе действующего УК ФРГ лежит Уголовное уложение Германской империи от 15 мая 1871 года. Последующие «редакции» Уложения существенно изменили его внешний облик и содержание, редакцией от 25. 08. 1953 г. из названия было изъято выражение «для Германской империи» и установлено его официальное наименование «Уголовный кодекс». УК ФРГ в его последней редакции представляет собой современный правовой документ, хотя основные свои институты он черпает именно в Уголовном уложении 1871 года.
Уголовное уложение 1871 года основывалось на философии Канта и Гегеля, в нем нашли отражение идеи классической школы уголовного права с ее теорией психологической вины и свободы воли, с объективными основаниями уголовной ответственности за причинение вреда правовому благу, с концепцией наказания как возмездия за зло. Этот закон (в первоначальной редакции) отличался относительным либерализмом: в первый год его действия 75% преступников осуждались к штрафным санкциям.
В
течение всего периода
Информация о работе Источники уголовного права зарубежных стран