Источники уголовного права зарубежных стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 22:59, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение темы "Источники уголовного права Англии, США, Франции и Германии" с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.
В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты и выявить природу "Источники уголовного права Англии, США, Франции и Германии"
2. Сказать об актуальности проблемы "Источники уголовного права Англии, США, Франции и Германии" в современных условиях
3. Изложить возможности решения тематики "Источники уголовного права Англии, США, Франции и Германии";

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 154.00 Кб (Скачать)

     Большую роль среди источников уголовного права США играют нормы общего права. Эти нормы выполняют две задачи: восполняют пробелы в действующей нормативной сфере и толкуют уголовно-правовые нормы. В связи со значительным расширением объема статутного права и поскольку все меньше становится не урегулированных статутным правом отношений, вторая задача стала в настоящее время доминировать.

     Сегодня в большинстве штатов и в федеральном  праве существует прямой запрет возлагать  уголовную ответственность на основании  только норм общего права. Однако первая из указанных задач не утратила еще полностью своего значения. Законодательство и судебная практика закрепляют за судами право устанавливать уголовную ответственность за деяния, которые правовыми нормами прямо не запрещены, т.е. право вырабатывать новые уголовно-правовые нормы. Хотя оно и ограничено рядом условий (должна отсутствовать иная норма, деяние, о котором идет речь, должно противоречить правилам общественной нравственности, мера наказания не должна быть строгой и т.д.), оно по сути дела дает судам возможность заниматься правотворчеством.

     Конечно, значительно большее значение для  уголовного права имеют те предписания  общего права, которые выполняют  вторую его задачу — раскрывают, уточняют и конкретизируют содержание действующих материально-правовых норм (понятие убийства, покушения, определение начала жизни, преступлений против собственности и др.). Для уяснения смысла и содержания многих законов важное значение имеют понятия, выработанные судами, поскольку статутное право в период формирования испытало сильное влияние норм и институтов, выработанных судебной практикой и уголовно-правовой доктриной.

       В связи с рассмотрением источников  уголовного права США существенное  значение имеет уяснение вопроса  о соотношении норм федерального  уголовного права и права штатов.

     Теоретически  считается, что установление уголовной  ответственности является делом  штатов. Федеральные же власти принимают  уголовные законы лишь в ограниченных пределах. Федеральное уголовное  право существует, несмотря на отсутствие прямого указания в конституции США на право федеральных органов власти издавать уголовные законы.

     Интересно то обстоятельство, что среди преступлений, предусмотренных федеральными законами, немало таких, которые по своим признакам  полностью или частично совпадают  с преступлениями, предусмотренными уголовным правом штатов. В связи с этим нередко возникают коллизии между сходными нормами уголовного права отдельных штатов и федерации, что в условиях США является, действительно, большой проблемой. Разрешение этих коллизий имеет принципиальное практическое значение, поскольку санкции, установленные федеральными органами власти и органами власти штатов, за одни и те же по сути деяния, как правило, неодинаковы. Различна и процедура рассмотрения уголовных дел.

     По  действию федеральных уголовных законов в пространстве их можно разделить на 2 группы: а) федеральные уголовные законы, действующие на всей территории страны; б) федеральные законы, действующие лишь в отдельных ее частях.

     К первой группе относятся законы, предусматривающие преступления с так называемым «федеральным элементом», — посягательства, совершенные в отношении должностных лиц федеральных органов (например, убийство должностного лица федеральной службы, причинение ему телесного повреждения, воспрепятствование исполнению служебного долга, дискредитация федеральных должностных лиц и др.); посягательства, совершенные этими лицами в связи с осуществлением своих обязанностей (например, взяточничество); посягательства, затрагивающие интересы нескольких штатов (например, хищение автомобилей и угон их из одного штата в другой), а также интересы отдельных правительственных учреждений (например, почтового ведомства) или в целом правительства США (например, посягательства на внутреннюю безопасность всей страны). Кроме того, сюда относятся и воинские преступления. Эти законы действуют на территории всей страны и проводятся в жизнь федеральными органами суда, прокуратуры и расследования.

     Вследствие  как требований законов, так и  сложившейся судебной практики, к  числу преступлений, преследование которых чаще всего осуществляется федеральным правительством, относятся также: нелегальная перевозка наркотиков, организованная преступность, крупномасштабное мошенничество, финансовые преступления и некоторые другие преступления, представляющие особый интерес для федеральных органов. Помимо этого только федеральное правительство осуществляет преследование преступлений в таможенной сфере, преступления по делам о федеральных налогах, а также случаи шпионажа и государственной измены. Все разбирательства по вопросу о выдаче преступника одним государством другому также проводятся в федеральных судах.

     Ко  второй группе федеральных уголовных  законов относятся такие, которые  применяются только на территориях, непосредственно подчиненных федеральному правительству. В число этих территорий включаются национальные заповедники, территории, принадлежащие военному ведомству или зарезервированные правительством США, корабли, плавающие под флагом США, и т.п. Здесь действует любой федеральный закон об уголовной ответственности (даже тот, в котором отсутствует «федеральный элемент»).

     Если  же на подведомственной правительству  США территории совершается общественно-опасное  деяние, которое прямо не предусмотрено  федеральными уголовными законами, то действует § 13 раздела 18 Свода законов США. Согласно этому параграфу, такое деяние должно наказываться по нормам права того штата, где расположена данная территория. При этом хотелось бы обратить внимание на очень важную «деталь»: в параграфе говорится не о том, что ответственность наступает по уголовно-правовым нормам соответствующего штата, а о том, что лицо, совершившее их, «признается виновным в сходном преступлении и подвергается сходному наказанию». Другими словами, речь в данном случае идет не об отсылке к нормам права штатов, а о применении таковых по аналогии.

     Некоторые территории, подведомственные правительству  США, находятся на особом правовом положении. Например, для Округа Колумбия (территория, где расположена столица США  г.Вашингтон) Конгресс издает специальные законы, в том числе уголовные, которые предусматривают исчерпывающий перечень преступлений. Особый статус предусмотрен и для индейских резерваций. Хотя формально они не считаются территориями, непосредственно подчиненными правительству США, § 1152 раздела 18 Свода законов США распространяет на них федеральные законы, устанавливающие уголовную ответственность, правда, с некоторыми исключениями. Согласно данному параграфу, «всякий индеец», совершивший преступление на территории «индейского графства», подпадает под те же законы и подвергается тому же наказанию, что и другие лица, совершающие такого рода преступления на территориях, входящих в исключительную юрисдикцию Соединенных Штатов.

     В американском праве существует правило, согласно которому в случае коллизии между одинаковыми по содержанию законами штата и федерации, предпочтение отдается последним. 

1.2. Источники уголовного права Англии. 

     Изучение  источников английского права представляет особый интерес, поскольку Англия —  это «колыбель» общего права, в той или иной форме рецепированного многими странами. Этот интерес определяется также и тем, что английское право имеет ряд специфических особенностей, которые существенно отличают его от правовых систем континентальных европейских стран.

     В Англии не существует уголовного кодекса. По определению английского юриста Кении, уголовное право Англии «представляет собою конгломератную массу правил, основанных на древнейшем общем праве Англии, модифицированном и развитом авторитетными решениями судей на протяжении большого исторического периода и значительно расширенного законодательными актами парламента, издаваемыми для удовлетворения потребностей времени».

     В истории Англии неоднократно предпринимались  попытки кодификации уголовно-правовых норм. Первая попытка отмечена 1833—1849 гг. Она завершилась подготовкой двух законопроектов: о преступлениях против личности и о кражах (1853 г.). Следующие попытки предпринимались в 1878—1880 гг., результатом этой работы было создание целого ряда законопроектов. Проблема создания УК поднималась и в наше время. В 1967 г. с инициативой разработки единого УК для Англии и Уэльса выступил тогдашний министр внутренних дел Р. Дженнинс. С 1980 г. серьезные работы по созданию проекта УК велись Подкомитетом по уголовному праву Общества государственных преподавателей права. В 1989 г. был опубликован окончательный вариант проекта УК. Интересно то обстоятельство, что разработчики проекта не отказались от норм общего права и делегированного законодательства как источников уголовного права. Помимо этого в проект было включено большое количество уголовно-процессуальных норм. И то, и другое — дань английской традиции. [4.с.13-14].

     Основными источниками уголовного права современной  Англии являются судебные прецеденты и статуты (парламентское законодательство). Судебная практика является исторически самым первым источником английского уголовного права. Начиная с 12-го века, королевские судьи выносили приговоры, которые послужили базой для уголовного права Англии. В течение 12—13 вв. Судом королевской скамьи были определены признаки фелонии (категории наиболее тяжких преступлений) и пределы ответственности за нее. В 14 в. сложилось понятие мисдиминора (категории менее тяжких преступлений). Свой вклад внес и Суд Звездной палаты, решения которого положили начало современной доктрине покушения.

     Некоторые статуты устанавливали наказания  за те преступления, признаки которых  были определены в общем праве. К  примеру, тяжкое и простое убийства в течение долгого времени  считались преступлениями по общему праву, поэтому их определение нельзя было найти ни в одном статуте, однако наказания за эти деяния предусматривались Законом о преступлениях против личности 1861 года и других актах. В настоящее время понятие и признаки убийства определяются английским Законом об убийстве 1957 г.

     Таким образом, английское уголовное право  основано на решениях судей, чьи выводы публиковались в судебных отчетах  на протяжении семи веков. Некоторые  важные вопросы Общей части к  настоящему времени получили законодательное  закрепление, однако многие из них существуют до сих пор в том виде, в каком они были сформулированы в судебных прецедентах.

       Помимо статутов источниками  уголовного права Англии являются  подзаконные акты, издаваемые различными  правительственными органами в  порядке поручения, данного парламентом (делегированное законодательство). Преимущество такого законодательства состоит, по мнению английских юристов, в том, что оно дает возможность быстро принимать и изменять постановления без их утверждения парламентом. Причем имеет место фактическое и юридическое приравнивание правительственных актов к парламентским.

     Разница между законом и правительственным  актом, считают английские юристы, для  юриспруденции несущественна, поскольку  и тот и другой устанавливают  общее одинаково обязательное правило. Считается также, что в случае противоречия между актом исполнительной власти, изданным на основе делегированных полномочий, и статьей закона при толковании необходимо действовать таким образом, как будто речь идет о противоречии между двумя статьями закона.

     Вместе  с тем, делегированное законодательство имеет силу только тогда, когда издано в рамках полномочий, предоставленных  парламентом. Согласно предписаниям, парламент  должен осуществлять контроль за нормотворческой  деятельностью исполнительной власти. Но, по мнению английских юристов, этот контроль неэффективен.

Одной из форм делегированного законодательства является «приказ в Совете», которым  нередко вводятся в действие законы. Делегированные акты публикуются Издательством  Ее Величества в сборнике Statutory Instruments. Широкими полномочиями наделен Министр внутренних дел: по сути он регулирует все вопросы, связанные с отбыванием наказания.

     Помимо  специальных уголовных законов, в области английского уголовного права действует большое количество норм, содержащихся в иных нормативных актах, в целом не имеющих уголовно-правового характера.

     Наряду  с современными уголовными законами в Англии действуют и очень  древние законы. Самым старым из действующих уголовных законов  является Закон об измене 1351 г. (лишь частично отмененный Законом об уголовной юстиции 1967 г.). Действуют также средневековые акты, предусматривающие ответственность за преступления против общественного порядка и порядка отправления правосудия. Закон о ревизии норм статутного права 1948 г. относил серию законов о богохульстве 1547, 1558 и 1697 гг. к числу действующих актов. Архаичность источников уголовного права была исторически обусловлена и сознательно сохраняется сегодня.

     Таким образом, английское уголовное право  характеризуется чрезвычайным обилием и запутаностью источников, достигшими такого предела, что даже специалистам трудно ориентироваться в правовом лабиринте. По данным английского юриста Гардинера, в Англии насчитывается более 300 тысяч записанных судебных решений, около 42 томов парламентских актов (в их наиболее компактном издании) и около 100 томов делегированного законодательства (подзаконных актов).

     Положение значительно осложняется еще  и тем, что число правовых проблем, которые могут быть разрешены  ссылкой на один источник права, чрезвычайно мало. В большинстве случаев приходится обращаться и к судебным решениям, и к статутному праву (одновременно к парламентским актам и делегированному законодательству). Даже в несложных случаях, когда достаточно обратиться к нормам статутного права, проблема также трудно решаема, поскольку большинство законов имеют небольшой предмет регулирования и не содержат ссылок на принятые ранее, действующие по этому вопросу акты.

Информация о работе Источники уголовного права зарубежных стран