Анализ составов преступлений получения и дачи взятки

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 09:58, курсовая работа

Описание работы

При написании курсовой работы поставлена следующая цель – рассмотреть такое социальное явление как взяточничество с уголовно-правовой точки зрения.

При изучении данного поставлены следующие задачи:

- дать понятие «взяточничество»;

- изучить объективные и субъективные признаки таких составов как получение взятки (ст. 290 УК РФ) и дача взятки (ст. 291 УК РФ);

- рассмотреть меры ответственности за получение взятки.

Содержание

Введение

Глава 1. Общая характеристика взяточничества

1.Понятие взяточничества по уголовному праву России
2.Ответственность, предусмотренная УК РФ за взяточничество
Глава 2. Анализ составов преступлений получения и дачи взятки (ст. 290, 291 УК РФ)

1.Объективные признаки получения и дачи взятки
2.Субъективные признаки получения и дачи взятки
3.Квалифицированный и особо квалифицированный составы преступления
Заключение

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Взяточничество - Горохова М.Н..docx

— 56.61 Кб (Скачать)

     Дача  взятки (ст. 291 УК РФ).

     Субъектом дачи взятки может быть любое вменяемое  лицо, достигшее 16-летнего возраста.25

     Субъективная  сторона состава дачи взятки характеризуется  виной в виде прямого умысла: виновный сознает, что он передает должностному лицу незаконное вознаграждение, и  желает этого. Однако если субъект все-таки добросовестно заблуждался относительно оснований передачи взятки, счи- тая, что это не вознаграждение, либо не осознавая его неправомерность, то в этом варианте состав дачи взятки отсутствует.

     Цели  и мотивы дачи взятки могут быть самые различные. Сюда можно отнести  побуждения, как личного порядка, так и корыстные, желание добиться намеченного результата в обход  закона или отблагодарить получателя взятки за решение, принятое в пользу взяткодателя, освободиться от ответственности и т.п.

     Однако  взятка берется и дается за служебные  действия (бездействие) должностного лица в интересах самого взяткодателя или представляемых им физических или  юридических лиц. Это могут быть интересы членов семьи взяткодателя, других его родственников или близких лиц, а также интересы коммерческих и некоммерческих организаций, государственных или муниципальных органов или учреждений, которыми руководит или доверенным лицом которых является взяткодатель.26

2.3. Квалифицированный и особо квалифицированный составы преступления

     Квалифицированным составом получения взятки является ее получение за незаконные действия (бездействия), т.е. такие действия, которые противоречат законодательству в той сфере, где взяткополучатель осуществляет должностные полномочия.

     Часть 2 ст. 290 УК РФ устанавливает ответственность  за незаконные действия (бездействие). Они могут выражаться в совершении за материальное вознаграждение как  преступлений, например, злоупотребления  должностными полномочиями, должностного подлога, так и иных правонарушений, относящихся к категории должностных  проступков. По смыслу закона, если должностное  лицо, помимо получения взятки, совершает  еще и иные преступные действия, оно подлежит уголовной ответственности  по совокупности преступлений - по части 2 ст. 290 УК РФ и соответствующей статье УК РФ.

     Особо квалифицированный состав получения  взятки (часть 3 ст. 290 УК РФ) связан с  получением взятки лицом, занимающим ответственную  государственную должность.27

     Под лицами, занимающими государственные  должности РФ, понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

     Под лицами, занимающими государственные  должности субъектов РФ, понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые  Конституциями РФ или уставами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

     Особо квалифицированными видами получения  взятки новый УК РФ считает:

     а) получение взятки группой лиц  по предварительному сговору или  организованной группой;

     б) неоднократность ее получения (утратил  силу);

     в) вымогательство взятки;

     г) крупный размер взятки.

     Более опасным видом преступления (ч. 4 ст. 290 УК РФ) признано совершение деяния: группой лиц по предварительному сговору и организованной группой; сопряженное с вымогательством  взятки; в крупном размере. Исходя из того, что получение взятки может  совершаться только специальным  субъектом, группу лиц могут образовать не менее чем два должностных (либо должностное лицо и его соучастник). При этом преступление должно признаваться оконченным с момента принятия взятки хотя бы одним из должностных лиц. Иные, не являющиеся должностными, лица, входящие в состав группы, должны нести  ответственность за соучастие в  получении взятки со ссылкой на ст. 33 УК РФ.

     Организованная  группа характеризуется устойчивостью, более высокой степенью организованности, распределением ролей, наличием организатора и иных соучастников. Исходя из этого, в организованную группу могут входить  участники, не являющиеся должностными лицами, которые заранее объединились с должностными лицами для совершения одного или нескольких преступлений. При наличии к тому оснований  они несут ответственность согласно части 4 ст. 34 УК РФ как организаторы, подстрекатели либо пособники преступления, предусмотренного частью 4 ст. 290 УК РФ. В таких случаях преступление признается оконченным с момента принятия взятки хотя бы одним из должностных лиц.

     Вымогательство  взятки (п. «в» ч. 4 ст. 290 УК РФ) означает требование должностным лицом дача взятки под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам взяткодателя, либо умышленное поставление последнего в такие условия, при которых он вынужден дать взятку с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов.28 При этом вымогательство может быть открытым, т.е. прямо требуется взятка в конкретно определенном виде материальной выгоды. Виновный может реально осуществить свои угрозы и негативные намерения, что не вызывает сомнения у взяткодателя. Взяткополучатель также может создать затруднительные для взяткодателя условия, когда в замаскированном виде реализуются угрозы и негативные намерения взяткополучателя. Это есть завуалированное вымогательство. Так, например, как вымогательство взятки расценивается требование взятки под угрозой привлечения к уголовной ответственности и ареста за мнимое преступление.29

     С другой стороны, само по себе требование дать взятку, не подкрепленное открытой или завуалированной угрозой  ущемить законные права и интересы взяткодателя, не может рассматриваться  как вымогательство взятки.30

     Крупный размер взятки (п. «г» ч. 4 ст. 290 УК РФ) определяется на основании цен на товары, расценок или тарифов за услуги, валютного курса (если взятка давалась в иностранной валюте), существовавших на момент совершения преступления, а при их отсутствии – на основании заключения экспертов. Согласно примечанию к ст. 290 УК РФ крупным размером взятки признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие 150 тыс. руб. В пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда России обращается внимание на то, что, поскольку от размера взятки зависит квалификация преступления, любой переданный предмет или оказанные услуги должны получить денежную оценку на основании действительной стоимости предмета, цен, расценок или тарифов за услуги, сложившихся в данной местности или действовавших на момент совершения преступления, а при их отсутствии – на основании заключения эксперта.31 Если взятка получена в крупном размере по частям, то оконченной в полном объеме считается при получении должностным лицом первой части.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     На  основании рассмотренных при  написании курсовой работы нормативных  документов и научных публикаций, в соответствии с темой данной работы, а также целями и задачами, поставленными во введении, я пришла к следующим немаловажным выводам:

     Взяточничество  относится к числу наиболее латентных  преступлений в связи с тем, что  наблюдается взаимная заинтересованность взяткодателя и взяткополучателя, которая  обычно тщательно скрывается.

     Можно выделить следующие основные причины  получения и дачи взятки.

     Во-первых, это платеж за ускорение принятия решения входящего в круг служебных  обязанностей должностного лица. Предпринимателю  выгоднее дать взятку и быстро, например, получить лицензию на торговлю спиртными напитками, чем ждать решения своего вопроса.

     Во-вторых, это платеж за приостановку (остановку) действий чиновника по исполнению им своих обязанностей. Например, непринятие врачом санэпидемстанции мер к нарушителю требований санитарных норм за определенное вознаграждение.

     В-третьих, это платеж за подкуп самого чиновника, для того, чтобы он, оставаясь  служащим в государственных или  муниципальных органах, заботился  о корыстных интересах взяткодателя.

     Объектом  данных преступлений являются противоправные должностные посягательства на основанную на законе деятельность государственного аппарата и авторитет органов  власти и управления.

     Раскрытие данных преступных деяний крайне затруднительно, так как совершение преступления двумя лицами происходит, как правило, тайно и ни одно из них в большинстве  случаев не заинтересовано в раскрытии  преступления.

     Несмотря  на то, что «Взяточничество» - далеко не новая тема, как в российском уголовном праве, так и на практике, она не теряет свою актуальность, поскольку значение борьбы с взяточничеством очень велико.

     В завершении остается подчеркнуть, что  при четком и добросовестном выполнении правоохранительными органами своих  задач, сплоченности общества в борьбе с любыми видами проявлений коррупции, личной заинтересованности граждан  по обеспечению правопорядка в стране, у России появляется шанс миновать криминализации всех сфер жизни путем коррупции, также это будет служить важнейшим шагом вперед на пути построения гражданского общества.

 

     

Библиографический список

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации  от 12 декабря 1993 г.

2. Уголовный  кодекс Российской Федерации  от 13 июня 1996. № 63-ФЗ.

3. Гражданский  кодекс Российской Федерации.  Часть первая от 30 ноября 1994. №  51- ФЗ.

4. Указ  Президента РФ «О борьбе с  коррупцией в системе государственной  службы» от 4 апреля 1992. № 361.

5. Постановление  Пленума Верховного Суда РФ  «О судебной практике по делам  о взяточничестве и коммерческом  подкупе» от 10 февраля 2000. №6.

Список  использованных источников

6. БВС  РСФСР. 1987. № 5. С. 9-10.

7. БВС  РФ. 1999. № 7. С. 9.

8. Богданов  И.Я. Коррупция в России: социально-экономические  и правовые аспекты. – М., 2001. – С. 240.

9. Большой  юридический словарь / под ред.  А.Я.Сухарева. 2-е изд. – М.: ИНФОРМА-М, 2000. – С. 704.

10. Завидов Б. Уголовно-правовой анализ получения взятки // Право и экономика. – 2002. - № 5. – С. 57-62.

11. Завидов Б. Уголовно-правовой анализ дачи взятки // Право и экономика. – 2002. - № 6. – С. 67-69.

12. Комментарий  к Уголовному Кодексу РФ / под  ред. В. М. Лебедева. – М.: Норма, 2005. – С. 912.

13. Коррупция.  Политические, экономические, организационные  и правовые проблемы / под ред.  В.В. Лунеева. – М.: Юрист, 2001. – С. 426.

14. Полосин Н.В. Уголовное право России. Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2003. – С. 272.

15. Примечание  к статье 285 УК РФ.

16. Толкачев  В.В. Коррупционное проявление  через взятку // Гражданин и право.  – 2006. - № 2. – С. 47-54.

17. Уголовное  право России. Особенная часть  / под ред. А. И. Рарога. – 2-е изд., с изм. и доп. – М.: ЭКСМО, 2008. – С. 704. – (Российское юридическое образование).

18. . Яни Л. «Проверка на честность» или уголовно – правовые основания выявления взяточничества // Законность. 2007. – № 1. С. 33.

19. Яни П.С. Взяточничество и должностное преступление: уголовно-правовая ответственность. – М.: ЗАО «Бизнес школа «Интел-Синтез», 2002. – С. 120.

Информация о работе Анализ составов преступлений получения и дачи взятки