Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 09:58, курсовая работа
При написании курсовой работы поставлена следующая цель – рассмотреть такое социальное явление как взяточничество с уголовно-правовой точки зрения.
При изучении данного поставлены следующие задачи:
- дать понятие «взяточничество»;
- изучить объективные и субъективные признаки таких составов как получение взятки (ст. 290 УК РФ) и дача взятки (ст. 291 УК РФ);
- рассмотреть меры ответственности за получение взятки.
Введение
Глава 1. Общая характеристика взяточничества
1.Понятие взяточничества по уголовному праву России
2.Ответственность, предусмотренная УК РФ за взяточничество
Глава 2. Анализ составов преступлений получения и дачи взятки (ст. 290, 291 УК РФ)
1.Объективные признаки получения и дачи взятки
2.Субъективные признаки получения и дачи взятки
3.Квалифицированный и особо квалифицированный составы преступления
Заключение
Список использованной литературы
Оглавление
Введение
Глава 1. Общая характеристика взяточничества
Глава 2. Анализ составов преступлений получения и дачи взятки (ст. 290, 291 УК РФ)
Заключение
Список
использованной литературы
Введение
Борьба со взяточничеством представляет собой распространенную форму коррупции (т.е. подкупность государственных чиновников, общественных и политических деятелей) – традиционно находится в центре внимания мирового сообщества. В условиях Российской Федерации на современном этапе проблема борьбы со взяточничеством приобрела серьезную остроту, главным образом, вследствие снижения в последние годы уровня уголовной ответственности (показатель раскрываемости подобных преступлений в РФ, как правило, не превышает 40-50%).1
Получение взятки и дача взятки – относятся к наиболее опасным видам преступления. При совершении таких преступлений, представителями власти и должностными лицами, благодаря занимаемому ими служебному положению и вопреки интересам службы, и причиняют существенный вред нормальной деятельности органов государственной власти, интересам государственной службы или службы в органах местного самоуправления либо содержат реальную угрозу причинения такого вреда. Опасность получения и дачи взятки обуславливается и тем, что они достаточно часто сочетаются с другими тяжкими и особо тяжкими преступлениями, как то: организованное хищение имущества, легализация (отмывание) денежных средств или имущества, приобретенных незаконным путем, незаконным изготовлением оружия и т.д. Кроме того, и само взяточничество нередко принимает устойчивые формы. Взяточники объединяются в организованные группы и преступные сообщества, взяточничеством и другими преступными формами коррупции охватываются в ряде случаев целые хозяйственные и управленческие системы, оно проникает даже во властные и управленческие структуры и в правоприменительные органы.
При написании курсовой работы поставлена следующая цель – рассмотреть такое социальное явление как взяточничество с уголовно-правовой точки зрения.
При изучении данного поставлены следующие задачи:
- дать понятие «взяточничество»;
- изучить объективные и субъективные признаки таких составов как получение взятки (ст. 290 УК РФ) и дача взятки (ст. 291 УК РФ);
-
рассмотреть меры
Опираясь на авторитетные мнения таких авторов, как Завидов Б., Богданов И.Я., Яни П.С., и других известных исследователей, в использованной литературе, в курсовой работе охвачен широкий круг вопросов, относящихся к теме данной работы.
Глава 1. Общая характеристика взяточничества
Взяточничество относится к числу наиболее латентных преступлений в связи с тем, что наблюдается взаимная заинтересованность взяткодателя и взяткополучателя, которая обычно тщательно скрывается. В законодательстве взяточничество рассматривается в качестве одного из видов нарушения служебного долга, как корыстное служебное (должностное) положение. Суть этого преступления заключается в том, что должностное лицо получает от других лиц или организаций заведомо незаконное материальное вознаграждение за свое служебное поведение или в связи с занимаемой должностью.
В российском уголовном праве дается следующее определение взятки. Взятка – это различного рода выгоды материального характера, получаемые должностным лицом за выполнение или невыполнение в интересах дающего или представляемых им лиц каких-либо действий (бездействия), если такое деяние входит в служебные полномочия субъекта, либо он в силу должностного положения может способствовать таким деяниям, а равно за общее покровительство или попустительство по службе.2
УК
РФ предусматривает два
Во-первых, это платеж за ускорение принятия решения входящего в круг служебных обязанностей должностного лица. Предпринимателю выгоднее дать взятку и быстро, например, получить лицензию на торговлю спиртными напитками, чем ждать решения своего вопроса.
Во-вторых, это платеж за приостановку (остановку) действий чиновника по исполнению им своих обязанностей. Например, непринятие врачом санэпидемстанции мер к нарушителю требований санитарных норм за определенное вознаграждение.
В-третьих,
это платеж за подкуп самого чиновника,
для того, чтобы он, оставаясь
служащим в государственных или
муниципальных органах, заботился
о корыстных интересах
Применительно к составу получения взятки «мизерные, малоценные подношения, подарки, являющиеся, скорее, знаками внимания, уважительности, в виде, например, пачки или даже блока сигарет, газовой зажигалки, плитки шоколада, коробки конфет, букета цветов, бутылки вина, взяткой считаться не могут».4
Следует
отметить, что по смыслу ст. 575 Гражданского
кодекса РФ, служащим государственных
и муниципальных органов не допускается
принимать в дар имущественные
ценности, стоимость которых превышает
пять установленных
Внешне взятка напоминает договор дарения, хотя по существу не имеет с ним ничего общего, или незаконный договор подряда, где заказчиком нужной услуги выступает взяткодатель, а подрядчиком – взяткополучатель.
Гражданское
законодательство, в котором дается
определение договора дарения, гласит,
что «по договору дарения одна
сторона (даритель) безвозмездно передает
или обязуется передать другой стороне
(одаряемому) вещь в собственность
либо имущественное право (требование)
к себе или к третьему лицу либо
освобождает или обязуется
При наличии встречной передачи вещи или права либо встречного обязательства договор не признается дарением».6
Квалифицируя
действия должностных лиц, получающих
взятку, следует руководствоваться
Указом Президента РФ «О борьбе с коррупцией
в системе государственной
Таким
образом, два этих термина представляют
собой два самостоятельных
Исключительно
высокая степень общественной опасности
получения взятки определяется тем,
что оно резко изменяет форму
нормативно установленного порядка
осуществления некоторых
В судебной практике известны такие случаи, когда прогрессирующая динамика преступных актов дачи-получения взяток обретает черты некой системы с жестко предписанными правилами: младший по чину работник обязан дать взятку старшему, старший передает еще более высокому начальнику, таким путем по восходящей служебной «лестнице» взятка, естественно, увеличиваясь в размере, порой достигает иных безнравственных руководящих должностных лиц того или иного звена органов государственной власти и управления, обретая черты такого остро негативного социального явления как коррупция. 8
УК
РФ определяет это преступление как
получение должностным лицом
лично или через посредника взятки
в виде денег, ценных бумаг, иного
имущества или выгод
Взяточничество
распространено в настоящее время
практически во всех странах мира.
Одной из причин взяточничества является
то, что чиновник может распоряжаться
не принадлежащими ему «ресурсами»
путем принятия или непринятия тех
или иных решений. В число таких
ресурсов могут входить бюджетные
средства, перераспределение
1.2. Ответственность, предусмотренная УК РФ за взяточничество
В новом УК РФ ответственность за получение и дачу взятки предусмотрена в ст. 290 УК РФ и 291 УК РФ. Ст. 290 УК РФ (получение взятки) существенно детализирует предмет взятки, объективную и субъективную сторону преступления, устанавливает ответственность за квалифицированный и особо квалифицированный состав. Часть 1 ст. 173 УК РСФСР вообще не расшифровывала понятие «взятка», говорилось лишь о ее получении «в каком бы то ни было виде».10
По Уголовному Кодексу РФ от 13 июня 1996 года статья 290 предусматривает следующую ответственность за получение взятки:
Получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица, либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе - наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие) – наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Квалифицирующий признак ответственного положения, занимаемого взяткополучателем, строго очерчен и относится к лицам, занимающим государственные должности РФ или субъекта Федерации, а равно главам местно - го самоуправления. Согласно ч. 3 ст.290 УК РФ «деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности на срок до трех лет.
Диспозиция ч. 3 ст. 290 УК РФ, таким образом, является бланкетной и отсылает нас к Федеральному закону «О государственной службе».11
Информация о работе Анализ составов преступлений получения и дачи взятки