Анализ составов преступлений получения и дачи взятки

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 09:58, курсовая работа

Описание работы

При написании курсовой работы поставлена следующая цель – рассмотреть такое социальное явление как взяточничество с уголовно-правовой точки зрения.

При изучении данного поставлены следующие задачи:

- дать понятие «взяточничество»;

- изучить объективные и субъективные признаки таких составов как получение взятки (ст. 290 УК РФ) и дача взятки (ст. 291 УК РФ);

- рассмотреть меры ответственности за получение взятки.

Содержание

Введение

Глава 1. Общая характеристика взяточничества

1.Понятие взяточничества по уголовному праву России
2.Ответственность, предусмотренная УК РФ за взяточничество
Глава 2. Анализ составов преступлений получения и дачи взятки (ст. 290, 291 УК РФ)

1.Объективные признаки получения и дачи взятки
2.Субъективные признаки получения и дачи взятки
3.Квалифицированный и особо квалифицированный составы преступления
Заключение

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Взяточничество - Горохова М.Н..docx

— 56.61 Кб (Скачать)

     Ч. 4 ст. 290 УК РФ устанавливает особо  квалифицированные составы получения  взятки. В п. «а» – совершение преступления организованной группой. Сохранен признак вымогательства взятки (п. «в»). Упразднено имевшее ранее  подразделение размеров взятки на крупный  и особо крупный: п. «г» ч. 4 предусматривает  теперь ответственность за получение  взятки в крупном размере (свыше 150 тыс. руб.).12

     Деяния, предусмотренные ч. 4 ст. 290 УК РФ, наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере  до одного миллиона рублей или в  размере заработной платы или  иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.

     Диспозиция  ст. 291 УК РФ звучит как дача взятки должностному лицу лично или через посредника, а действия взяткополучателя теперь рассматриваются как должностным  лицом лично или через посредников  взятки за действие (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц.

     Таким образом, по смыслу закона, при некоторых  обстоятельствах по - средник во взяточничестве может рассматриваться  как исполнитель дачи взятки, так  как действует в интересах  и по сговору с «представляемыми им лицами». А пресловутое «предполагаемые лица» в зависимости от конкретной ситуации несут ответственность как соисполнители либо соучастники в соответствии со ст. 33 УК РФ.

     Согласно  ст. 291 УК РФ ч. 1 дача взятки должностному лицу лично или через посредника – наказывается штрафом в размере  от двухсот тысяч рублей или в  размере заработной платы или  иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.

     Квалифицирующими  признаками преступления по ч. 2 ст. 291 УК РФ является дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (или бездействия). За данное преступление предусматривается наказание  штрафом в размере от ста тысяч  до пятисот тысяч рублей или в  размере заработной платы или  иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до восьми лет.

     В примечании к ст. 291 УК РФ выделяются два независимых основания освобождения взяткодателя от уголовной ответственности:

     а) если со стороны должностного лица в его отношении имело место  вымогательство взятки, или

     б) если он после дачи взятки добровольно  сообщил о случившемся органу, имеющему право возбуждать уголовное  дело. При выявлении любого из этих обстоятельств органы предварительного следствия, прокурор или суд обязаны  освободить взяткодателя от уголовной  ответственности. Именно этой позиции  и придерживается судебная практика.

     В реальной жизни правовая норма примечания к ст. 291 УК РФ по своему содержанию является стимулирующей. Эта норма как  бы побуждает лицо, давшее взятку, к  деятельному раскаянию, к разоблачению взяткополучателей. При этом весьма важным моментом считается то, что  взяткодатель делает сообщение добровольно, только по собственному желанию. Мотивы добровольного сообщения о даче взятки могут быть различными: раскаяние, страх перед наказанием, желание  отомстить взяткополучателю, не выполнившему свои обещания, уговоры знакомых и друзей и т.д. 

 

     

Глава 2. Анализ составов преступлений получения и дачи взятки (ст. 290, 291 УК РФ)

    1. Объективные признаки получения и дачи взятки

     Объект  преступления, предусмотренный главой 30 УК РФ, можно определить как совокупность общественных отношений, обеспечивающих нормальную и законную деятельность органов власти. Предусмотренные  этой главой преступления посягают на функционирование и престиж органов  государственной службы, на интересы государственной службы и на деятельность (интересы) органов местного самоуправления, что составляет видовой объект этой группы посягательств. При этом под  органами власти следует понимать все  установленные законом властные структуры. Под интересами государственной  службы понимается объем обязанностей лица, вытекающих из соответствующих  нормативных актов и трудовых договоров с государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями, а  также организациями, деятельность которых не противоречит закону.

     Получение взятки (ст. 290 УК РФ).

     Законодатель  структурно расположил в УК РФ состав получения взятки (ст.290) впереди  статьи, предусматривающей ответственность  за дачу взятки (ст. 291). Это означает, что он расценивает получение  взятки как значительно более  общественно опасное деяние, нежели дачу взятки. Это положение соответствует  п.5 ст. 15 УК о том, что уголовно-правовая норма состава ст. 290 УК относится к категории особо тяжких преступлений.

     Взятка  – наиболее характерное, опасное  и распространенное преступление, пожалуй, во всей гл. 30 УК, ибо является типичным проявлением коррупции. Высокая  степень общественной опасности  получения взятки заключается еще и в том, что это преступление подрывает основы государственной власти и управления, дискредитирует авторитет этой власти в глазах населения, значительно ущемляет законные интересы и права граждан.13

     Объект  преступления - противоправные должностные  посягательства на основанную на законе деятельность государственного аппарата и авторитет органов власти и  управления.

     При этом правоприменителю следует учитывать содержание примечания 1 к ст. 285 УК РФ, формулирующий понятие должностного лица применительно ко всей гл. 30 УК РФ «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления». В этой главе находятся и составы преступлений о получении и даче взятки. Это означает, что термин «должностное лицо», фигурирующий в диспозиции ст. 290 УК, надлежит рассматривать во взаимосвязи и совокупности с примечанием 1 к ст. 285 УК РФ.14

     Обязательным  признаком анализируемого преступления является его предмет. Видовой объект и предмет преступления - дача взятки полностью совпадают с аналогичными признаками состава получения взятки. Проблеме определения предмета всегда отводилась значительная роль в российском уголовном праве. Трудности на практике и разные точки зрения, высказываемые  в юридической литературе, по поводу характеристики предмета взятки приводили к расплывчатости и размытости этого понятия. А между тем данный признак состава преступления является исходным моментом при установлении объекта преступления и квалификации деяния.

     Ст. 290 УК РФ гласит, что должностное  лицо должно получить взятку в виде денег, ценных бумаг, иного имущества  или выгод имущественного характера.

     В пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2000 г. № 6 разъясняется, что предметом  взятки наряду с деньгами, ценными  бумагами и иным имуществом могут  быть выгоды имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи и т.п.). Под выгодами имущественного характера следует понимать, в частности, занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами. Указанные выгоды и услуги должны получить в приговоре денежную оценку.15

     Под «деньгами» (валютой) закон понимает как российские, так и иностранные  денежные знаки, имеющие хождение, т.е. находящиеся в финансовом обороте  на момент совершения преступления. Старинные российские и иностранные монеты, не имеющие хождения в качестве средства платежа, но обладающие той или иной нумизматической ценностью, деньгами в смысле ст. 290 УК не являются и должны относиться к взятке в виде «иного имущества», разумеется, при условии, если их среднерыночная стоимость не может быть расценена как ничтожная (например, несколько российских копеек или пятаков чеканки 1915 года), что в силу малозначительности исключает общественную опасность содеянного и на основании ч. 2 ст. 14 УК РФ исключает уголовную ответственность.

     Предметами, имеющими материальную ценность. При передаче валютных ценностей в виде драгоценных камней и драгоценных металлов мы имеем дело с идеальной совокупностью преступлений: дачей - получением взятки (ст. 290-291 УК РФ) и незаконным оборотом драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга (ст. 191 УК РФ), так как перечисленные предметы используются здесь как средство платежа в нарушение правил, установленных законодательством.

     В юридической литературе и судебно-следственной практике до сих пор не нашел однозначного решения вопрос о том, следует  ли относить к предмету взятки фиктивные  дипломы, трудовые книжки, удостоверения  и т.п. Сами по себе они не представляют материальной ценности, но их использование позволяет занимать определенные должности с более высокой оплатой труда, получать пенсию или иные пособия и т.п.

     Когда предметом взятки являются предметы, изъятые из оборота, то содеянное  квалифицируется по совокупности с  преступлением, представляющим собой  незаконный оборот соответствующих  предметов. Так, если предмет взятки - драгоценные металлы, содеянное квалифицируется по ст. 290 и 191 УК РФ. Такая квалификация достаточна при условии, что в обязанности должностного лица не входит осуществление контроля за оборотом вышеназванных предметов.

     В случаях, если взяткодатель является должностным  лицом, в обязанности которого входит контроль за оборотом предметов, изъятых из оборота, то содеянное необходимо дополнительно квалифицировать по ст. 285 и 286 УК РФ, поскольку взяткодатель совершает еще и злоупотребление должностными полномочиями, и превышение власти.

     Выгодами, услугами имущественного характера, например предоставление путевок, проездных  билетов, квартир, ремонт и строительство  домов и квартир, отзыв имущественного иска из суда, уничтожение долговых расписок, оплата долга и т.п.

     Действия  неимущественного характера не могут  выступать в качестве предмета взятки (например, положительная характеристика, рекомендация, статья в газете и  т.п.).

     По  способу вручения различают два  вида взяток:

     а) явная, при которой, вручая предмет взятки должностному лицу, оговаривают те деяния, которые от него требуются;

     б) завуалированная, которую маскируют под передачу денег в долг, подарок к торжественным датам, фиктивно оформленную страховку, проигрыш в карты и т.п.

     По  времени вручения выделяют два вида взяток:

     а) взятка-подкуп, вручаемая до совершения должностным лицом желаемого  деяния;

     б) взятка-благодарность, которая передается после выполнения обусловленных  действий. Однако, передачу такого вознаграждения можно признать взяткой лишь в случае, если она была заранее оговорена между взяткодателем и взяткополучателем. В противном случае мы имеем дело с гражданско-правовым договором дарения.16

     Любой вид взятки обладает следующими признаками:

     а) это должно быть имущественное вознаграждение;

     б) оно вручается должностному лицу государственного органа или органа местного самоуправления;

     в) передача вознаграждения обусловлена  совершением либо не совершением  в интересах дающего каких-либо действий, которые входят в компетенцию  данного должностного лица. Взятка будет иметь место и за общее  покровительство или попустительство  по службе. В последней ситуации взяткодатель передает материальные ценности, не оговаривая конкретного деяния, но рассчитывает, что при необходимости  должностное лицо предпримет выгодное для него действие либо не будет препятствовать его незаконной деятельности. При этом важно установить содержание вины и взяткодателя, и взяткополучателя. Первый должен сознавать, что он передает взятку должностному лицу для того, чтобы тот при необходимости действовал нужным образом в его интересах. Второй должен понимать, что, принимая взятку, как бы обязуется действовать в интересах взяткодателя.

     Фактическое совершение или не совершение в будущем  каких-либо действий со стороны должностного лица значения для квалификации по ст. 290 и 291 УК РФ не имеет.17

Информация о работе Анализ составов преступлений получения и дачи взятки