Использование игровых методов проведения занятий по предмету "Декоративная косметика и визаж"

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 19:14, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы разработать сценарий деловой игры.
Задачи:
1. Рассмотреть педагогические технологии;
2. Изучить игровые технологии;
3. Изучить понятие педагогические технологии;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ 5
1.1.Понятие педагогической технологии 5
1.2.Классификация педагогических технологий. 7
1.3.Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. 14
2. ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 16
2.1. Игровые технологии. 16
2.2. Классификация игр. 19
2.3. Деловая игра. 21
3.РАЗРАБОТКА СЦЕНАРИЯ ДЕЛОВЫЙ ИГРЫ ПО ТЕМЕ "ЭКСПЕРТ В ОБЛАСТИ КОРРЕКЦИИ ЛИЦА". 26
3.1.Сценарий деловой игры "Эксперт в области коррекции лица" по дисциплине "Декоративная косметика и Визаж" 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 30

Работа содержит 1 файл

курсач новый.docx

— 63.30 Кб (Скачать)
  • в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
  • как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
  • в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
  • как технологии внеклассной работы;

     Понятие «игровые педагогические технологии»  включает достаточно обширную группу методов и приемов организации  педагогического процесса в форме  различных педагогических игр.

     В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

     Игровая форма занятий создается на занятиях при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

     Реализация  игровых приемов и ситуаций происходит по таким основным направлениям: дидактическая  цель ставится перед учащимися в  форме игровой задачи; учебная  деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную  деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую  задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается  с игровым результатом.

     Место и роль игровой технологии в учебном  процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания  учителем функций и классификации педагогических игр.

    1. Классификация игр
 

     В первую очередь следует разделить  игры по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.

     По  характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

  1. обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
  2. познавательные, воспитательные, развивающие;
  3. репродуктивные, продуктивные, творческие;
  4. коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.

     Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Укажем лишь важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации. По предметной области выделяются игры по всем дисциплинам.

     И, наконец, специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с  предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.

     Спектр  целевых ориентаций.

     Дидактические - расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.

     Воспитывающие - воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности .

     Развивающие - развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.

     Социализирующие - приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.

     Концептуальные  основы игровых технологий.

     Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности  личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации.

     Игра - пространство "внутренней социализации", средство усвоения социальных установок (Л.С.Выготский).

     Игра - свобода личности в воображении, "иллюзорная реализация нереализуемых  интересов" (А.Н.Леонтъев).

     Способность включаться в игру не связана с  возрастом человека, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности.

     Содержание развивается от игр, в которых основным содержанием является предметная деятельность, к играм, отражающим отношения между людьми, и, наконец, к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и отношения между людьми.

     Особая роль отведена ведущей деятельности, имеющей для каждого возраста свое содержание. В каждой ведущей деятельности возникают и формируются соответствующие психические новообразования. Игра является ведущим видом деятельности для разных возрастов.

     Особенности игровых технологий.

     Все следующие за дошкольным, возрастные периоды со своими ведущими видами деятельности не вытесняют игру, а продолжают включать ее в процесс.

  • развивающие игры могут дать «нишу» для развития творческих способностей;
  • их задания всегда создают условия, опережающие развитие способностей;
  • развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества.

     Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно игры и упражнения формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух смекалку и др. При этом игровой сюжет развивается параллельно основном содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого педагога.

    1. Деловая игра
 

     Деловая игра используется для решения комплексных  задач усвоения нового, закрепления  материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, дает возможность учащимся понять и изучить  учебный материал с различных  позиций.

     В учебном процессе применяются различные  модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой  театр, психо- и социодрама. 

     Виды  деловых игр

     Классификация деловых игр может проводиться  по разным основаниям:

  1. По целевой направленности выделяют:
  • ситуационные игры – направленные на анализ предложенных ситуаций, преодоление выявленных в них проблем, на разрешение данных ситуаций и овладение обучающимися способами действий в данных ситуациях;
  • ролевые (позиционные) игры – решающие преимущественно задачи формирования коммуникативной составляющей профессиональной деятельности, определение ролевой позиции, формирование стереотипов профессионального поведения и его коррекции в общении с окружающими;
  • комплексные игры – сочетающие в себе целевую направленность первых и вторых;
  • организационно-деятельностные игры (ОДИ) – направленные на обучение играющих принципам методологической работы по решению различных производственных задач: системным способам выделения и анализа производственных проблем, организации мыследеятельности, обеспечивающих их решение. По мнению некоторых авторов, данные игры очень сложны и практически не имеют дидактической составляющей, поэтому используются в педагогическом процессе крайне редко.
  1. По степени «закрытости» или «открытости», алгоритмизированности или творчесткости можно выделить
  • имитационные игры – осуществляется жесткое моделирование некоторой  стандартной реальной или воображаемой ситуации с закреплением определенных ролей, цель которой – принятие соответствующего профессиональным требованиям решения в данной ситуации (по типу решаемых ими задач они являются ситуационно-дидактическими);
  • инновационные игры – открытого типа, имеющие сложную организационную структуру, предусматривающие возможность саморазвития их участников, перераспределение ими своих ролей в процессе решения поставленных задач (роли не являются строго заданными, а выбираются и развиваются самими участниками в ходе игры). Применяются для решения нестандартных задач и действий в проблемных, сложных ситуациях.
  1. По наличию или отсутствию конфликта в сценарии (26):
  • игры в бесконфликтных (кооперативных) ситуациях, в которых реализуется принцип «индивидуальных вкладов». Данные игры характеризуются частичным или полным совпадением интересов играющих, совместной разработкой различных аспектов проблемы (например: расследование преступления в ролях «следователя», «работника уголовного розыска», «экспертов»);
  • игры с нестрогим соперничеством, основанные на «конкуренции», соперничестве  в разработке одной проблемы, которое делает игру острее и обеспечивает творческую активность студентов в выдвижении новых идей и подходов;
  • игры со строгим соперничеством, основанные на полной противоположности игровых интересов соперников (например: деловая игра «Судебное заседание»).
  1. По степени участия студентов в подготовке ДИ выделяют:
  • игры с предварительной подготовкой студентов – формируют умение анализировать и систематизировать исходный материал и проектировать возможные действия и ситуации. Разновидностью таких игр могут служить игры, основанные на включение студентов в активную исследовательскую деятельность уже на этапе подготовки –  поиск дополнительной информации, сбор и анализ производственных документов, консультирование у специалистов-практиков и т.д.;
  • деловые блиц-игры без предварительной подготовки студентов – позволяют создать условия для развития способности к импровизации, оперативного применения знаний, овладения опытом принятия решений в экстремальных ситуациях.
  1. По длительности ДИ могут быть непродолжительными, занимающими часть занятия или длительными, длящимися целое занятие или даже на протяжении нескольких занятий.
  1. По способу создания и разрешения проблемных ситуаций различаются:
  • ДИ с изначально заданной проблемной ситуацией, которая может быть разрешена на стадии группового обсуждения и совместного принятия решения. Наметив пути решения, определив ролевое поведение участников, студенты разыгрывают ситуацию, реализуя подготовленный ими сценарий, иллюстрируя принятое решение. Наиболее продуктивна в данном случае первая часть игры;
  • ДИ с проблемными ситуациями, возникающими в ходе самой игры. Сама ситуация не носит проблемного характера и может быть воспроизведена по существующим стандартам (в зависимости от позиции участников, их профессиональных знаний и опыта, творческой направленности), или построена так, что проблемные ситуации возникают в ходе ее, когда участники занимают конфликтные позиции в соответствии с принятой им на себя ролью. В таких случаях сценарий не расписан полностью, а лишь намечает основные контуры игры и возможные позиции участников, которые окончательно уточняются уже в игре, в ситуации ролевого взаимодействия. Таким образом, в ходе игры возникают ролевые проблемные ситуации, имитирующие конфликтные отношения ролевого общения, основанные на неизвестном способе или условии действия, анализе затруднений, возникающих в результате недостаточного уровня знаний или предшествующего опыта. Увеличивается доля импровизации, а невозможность полностью реализовать запланированные  ранее действия стимулирует рефлексию, аналитическую деятельность студентов в ходе самого процесса взаимодействия. Данный тип ситуационной ДИ обладает наибольшей диагностичностью и творческим потенциалом, так как в ситуациях импровизации наиболее ярко проявляются ценностные ориентации и творческие возможности личности, развивается способность к принятию нестандартных, творческих решений.      

Информация о работе Использование игровых методов проведения занятий по предмету "Декоративная косметика и визаж"