В
монотехнологиях весь учебно-воспитательный
процесс строится на какой-либо одной
приоритетной, доминирующей идее, принципе,
концепции, в комплексных - комбинируется
из элементов различных монотехнологий.
Технологии, элементы которых наиболее
часто включаются в другие технологии
и играют для них роль катализаторов,
активизаторов, называют проникающими.
По
типу организации
и управления познавательной
деятельностью
В.П.Беспалько предложена такая
классификация педагогических систем
(технологий). Взаимодействие педагога
с учащимся (управление) может быть разомкнутым
(неконтролируемая и некорректируемая
деятельность учащихся), цикличным
(с контролем, самоконтролем и взаимоконтролем),
рассеянным (фронтальным) или направленным
(индивидуальным) и, наконец, ручным
(вербальным) или автоматизированным
(с помощью учебных средств). Сочетание
этих признаков определяет следующие
виды технологий (по В.П.Беспалько - дидактических
систем):
- классическое
лекционное обучение
(управление - разомкнутое, рассеянное,
ручное);
- обучение
с помощью аудиовизуальных
технических средств
(разомкнутое, рассеянное, автоматизированное);
- система
«консультант» (разомкнутое, направленное,
ручное);
- обучение
с помощью учебной книги
(разомкнутое, направленное, автоматизированное)
- самостоятельная работа;
- система
«малых групп» (цикличное, рассеянное,
ручное) - групповые, дифференцированные
способы обучения;
- компьютерное
обучение (цикличное, рассеянное, автоматизированное);
- система
«репетитор» (цикличное, направленное,
ручное) - индивидуальное обучение;
- «программное
обучение» (цикличное, направленное,
автоматизированное), для которого имеется
заранее составленная программа.
В
практике обычно выступают различные
комбинации этих «монодидактических»
систем, самыми распространенными из
которых являются:
- традиционная
классическая классно-урочная
система Я. А. Коменского, представляющая
комбинацию лекционного способа изложения
и самостоятельной работы с книгой (дидахография);
- современное
традиционное обучение,
использующее дидахографию в сочетании
с техническими средствами;
- групповые
и дифференцированные
способы обучения, когда педагог имеет
возможность обмениваться информацией
со всей группой, а также уделять внимание
отдельным учащимся в качестве репетитора;
- программированное
обучение, основывающееся на адаптивном
программном управлении с частичным использованием
всех остальных видов.
Принципиально
важной стороной в педагогической технологии
является позиция
учащегося в образовательном процессе,
отношение к учащемусяу
со стороны педагогов. Здесь выделяется
несколько типов технологий:
- Авторитарные
технологии, в которых педагог является
единоличным субъектом учебно-воспитательного
процесса, а учащийся есть лишь «объект»,
«винтик». Они отличаются жесткой организацией
учебной жизни, подавлением инициативы
и самостоятельности учащихся, применением
требований и принуждения.
- Высокой степенью
невнимания к личности учащегося отличаются
дидактоцентрические
технологии, в которых также господствуют
субъект-объектные отношения педагога
и учащегося, приоритет обучения над воспитанием,
и самыми главными факторами формирования
личности считаются дидактические средства.
Дидактоцентрические технологии в ряде
источников называют технократическими;
однако последний термин, в отличие от
первого, больше относится к характеру
содержания, а не к стилю педагогических
отношений.
- Личностно-ориентированные
технологии ставят в центр всей образовательной
системы личность учащегося, обеспечение
комфортных, бесконфликтных и безопасных
условий ее развития, реализации ее природных
потенциалов. Личность учащегося в этой
технологии не только субъект, но и субъект
приоритетный; она является целью
образовательной системы, а не средством
достижения какой-либо отвлеченной цели
(что имеет место в авторитарных и дидактоцентрических
технологиях). Такие технологии называют
еще антропоцентрическими.
Таким
образом, личностно-ориентированные
технологии характеризуются антропоцентричностью,
гуманистической и психотерапевтической
направленностью и имеют целью
разностороннее, свободное и творческое
развитие учащегося.
В
рамках личностно-ориентированных
технологий самостоятельными направлениями
выделяются гуманно-личностные технологии,
технологии сотрудничества и технологии
свободного воспитания:
- Гуманно-личностные
технологии отличаются прежде всего
своей гуманистической сущностью, психотерапевтической
направленностью на поддержку личности,
помощь ей. Они «исповедуют» идеи всестороннего
уважения и любви к учащемуся, оптимистическую
веру в его творческие силы, отвергая принуждение.
- Технологии
сотрудничества
реализуют демократизм, равенство, партнерство
в субъект-субъектных отношениях педагога
и учащегося. Педагог и учащиеся совместно
вырабатывают цели, содержание, дают оценки,
находясь в состоянии со трудничества,
сотворчества.
- Технологии
свободного воспитания
делают акцент на предоставление учащемуся
свободы выбора и самостоятельности в
большей или меньшей сфере его жизнедеятельности.
Осуществляя выбор, студент наилучшим
способом реализует позицию субъекта,
идя к результату от внутреннего побуждения,
а не от внешнего воздействия.
- Эзотерические
технологии основаны на учении об
эзотерическом («неосознаваемом», подсознательном)
знании - Истине и путях, ведущих к ней.
Педагогический процесс - это не сообщение,
не общение, а приобщение
к Истине. В эзотерической парадигме сам
человек становится центром информационного
взаимодействия со Вселенной.
- По
способу, методу,
средство обучения определяют
названия многих существующих технологий:
догматические, репродуктивные,
объяснительно-иллю
тративные, программированного
обучения, проблемного
обучения, развивающего
обучения, саморазвивающего
обучения, диалогические,
коммуникативные, игровые,
творческие и др.
- По
категории обучающихся
наиболее важными и оригинальными являются:
- массовая
(традиционная) технология, рассчитанная
на усредненного учащегося;
- технологии
продвинутого уровня (углубленного изучения
предметов, гимназического, лицейского,
специального образования и др.);
- технологии
компенсирующего обучения (педагогической
коррекции, поддержки, выравнивания и
т.п.);
- различные
виктимологические технологии (сурдо-,
орто-, тифло-, олигофренопедагогика);
- технологии
работы с отклоняющимися (трудными и одаренными)
учащимися в рамках массового обучения.
И,
наконец, названия большого класса современных
технологий определяются содержанием
тех модернизаций и
модификаций, которым в них подвергается
существующая традиционная система.
Монодидактические
технологии применяются очень редко.
Обычно учебный процесс строится так,
что конструируется некоторая полидидактическая
технология, которая объединяет, интегрирует
ряд элементов различных монотехнологий
на основе какой-либо приоритетной оригинальной
авторской идеи. Существенно, что комбинированная
дидактическая технология может обладать
качествами, превосходящими качества
каждой из входящих в нее технологий.
Обычно
комбинированную технологию называют
по той идее (монотехнологии), которая
характеризует основную модернизацию,
делает наибольший вклад в достижение
целей обучения. По направлению модернизации
традиционной системы можно выделить
следующие группы технологий:
- Педагогические
технологии на основе
гуманизации и демократизации
педагогических
отношений. Это технологии с процессуальной
ориентацией, приоритетом личностных
отношений, индивидуального подхода, нежестким
демократическим управлением и яркой
гуманистической направленностью содержания.
К ним относятся педагогика сотрудничества,
гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили,
система преподавания литературы как
предмета, формирующего человека Е.Н.Ильина
и др.
- Педагогические
технологии на основе
активизации и интенсификации
деятельности учащихся. Примеры: игровые
технологии, проблемное обучение, технология
обучения на основе конспектов опорных
сигналов В.Ф.Шаталова, коммуникативное
обучение Е.И.Пассова и др.
- Педагогические
технологии на основе
эффективности организации
и управления
процессом обучения. Примеры: программированное
обучение, технологии дифференцированного
обучения (В.В. Фирсов, Н.П. Гузик), технологии
индивидуализации обучения (А.С. Границкая,
Инге Унт, В.Д. Шадриков), перспективноопережающее
обучение с использованием опорных схем
при комментируемом управлении (С.Н. Лысенкова),
групповые и коллективные способы обучения
(И.Д. Первин, В.К. Дьяченко), компьютерные
(информационные) технологии и др.
- Педагогические
технологии на основе
методического усовершенствования
и дидактического реконструирована
учебного материала: укрупнение дидактических
единиц (УДЕ) П.М. Эрдниева, технология
«Диалог культур» B.C. Библера и СЮ. Курганова,
система «Экология и диалектика» Л.В.Тарасова,
технология реализации теории поэтапного
формирования умственных действий М.Б.
Воловича и др.
- Природосообразные,
использующие методы
народной педагогики,
опирающиеся на естественные процессы
развития учащегося; обучение по Л.Н. Толстому,
воспитание грамотности по А. Кушниру,
технология М. Монтессори и Др.
- Альтернативные:
вальдорфская педагогика Р.Штейнера, технология
свободного труда С.Френе, технология
вероятностного образования А.М.Лобка.
- Педагогические
технологии на основе
активизации и
интенсификации деятельности
учащихся
Принцип
активности учащегося в процессе обучения
был и остается одним из основных в дидактике.
Под этим понятием подразумевается такое
качество деятельности, которое характеризуется
высоким уровнем мотивации, осознанной
потребностью в усвоении знаний и умений,
результативностью и соответствием социальным
нормам.
Такого
рода активность сама по себе возникает
нечасто, она является следствием целенаправленных
управленческих педагогических воздействий
и организации педагогической среды,
т.е. применяемой педагогической технологии.
Любая
технология обладает средствами, активизирующими
и интенсифицирующими деятельность
учащихся, в некоторых же технологиях
эти средства составляют главную
идею и основу эффективности результатов.
К таким технологиям
можно отнести игровые технологии,
проблемное обучение, коммуникативные
технологии.
- ИГРОВЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ
- Игровые
технологии
Игра
наряду с трудом и ученьем - один
из основных видов деятельности человека,
удивительный феномен нашего существования.
По
определению, игра - это вид деятельности
в условиях ситуаций, направленных на
воссоздание и усвоение общественного
опыта, в котором складывается и совершенствуется
самоуправление поведением.
В
человеческой практике игровая деятельность
выполняет такие функции:
- развлекательную
(это основная функция игры - развлечь,
доставить удовольствие, воодушевить,
пробудить интерес);
- коммуникативную:
освоение диалектики общения;
- самореализации
в игре как полигоне человеческой практики;
- игротерапевтическую:
преодоление различных трудностей, возникающих
в других видах жизнедеятельности;
- диагностическую:
выявление отклонений от нормативного
поведения, самопознание в процессе игры;
- функцию
коррекции: внесение позитивных изменений
в структуру личностных показателей;
- межнациональной
коммуникации: усвоение единых для
всех людей социально-культурных ценностей;
- социализации:
включение в систему общественных отношений,
усвоение норм человеческого общежития.
Большинству
игр присущи четыре главные черты
(по С.А.Шмакову):
- свободная
развивающая деятельность,
предпринимаемая лишь по желанию учащегося,
ради удовольствия от самого процесса
деятельности, а не только от результата
(процедурное удовольствие);
- творческий,
в значительной мере импровизационный,
очень активный характер
этой деятельности («поле творчества»);
- эмоциональная
приподнятость
деятельности, соперничество, состязательность,
конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная
природа игры, «эмоциональное напряжение»);
- наличие
прямых или косвенных правил,
отражающих содержание игры, логическую
и временную последовательность ее развития.
В
структуру игры как деятельности
органично входит целеполагание, планирование,
реализация цели, а также анализ результатов,
в которых личность полностью реализует
себя как субъект. Мотивация игровой деятельности
обеспечивается ее добровольностью, возможностями
выбора и элементами соревновательности,
удовлетворения потребности в самоутверждении,
самореализации.В структуру игры как
процесса входят:
- роли, взятые
на себя играющими;
- игровые действия
как средство реализации этих ролей;
- игровое употребление
предметов, т.е. замещение реальных вещей
игровыми, условными;
- реальные
отношения между играющими;
- сюжет (содержание)
- область действительности, условно воспроизводимая
в игре.
Значение
игры невозможно исчерпать и оценить
развлекательно-рекреактивными возможностями.
В том и состоит ее феномен,
что, являясь развлечением, отдыхом,
она способна перерасти в обучение,
в творчество, в терапию, в модель
типа человеческих отношений и проявлений
в труде.
Структуру
учебного процесса на основе игры можно
представить в виде этапов:
- создание
проблемной ситуации;
- ход игры;
- обсуждение
результатов игры.
- подведение
итогов игры.
Игру как метод обучения,
передачи опыта старших поколений младшим
люди использовали с древности. Широкое
применение игра находит в народной педагогике.
В современных ОУ, делающих ставку на активизацию
и интенсификацию учебного процесса, игровая
деятельность используется в следующих
случаях: