Использование игровых методов проведения занятий по предмету "Декоративная косметика и визаж"

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 19:14, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы разработать сценарий деловой игры.
Задачи:
1. Рассмотреть педагогические технологии;
2. Изучить игровые технологии;
3. Изучить понятие педагогические технологии;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ 5
1.1.Понятие педагогической технологии 5
1.2.Классификация педагогических технологий. 7
1.3.Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. 14
2. ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 16
2.1. Игровые технологии. 16
2.2. Классификация игр. 19
2.3. Деловая игра. 21
3.РАЗРАБОТКА СЦЕНАРИЯ ДЕЛОВЫЙ ИГРЫ ПО ТЕМЕ "ЭКСПЕРТ В ОБЛАСТИ КОРРЕКЦИИ ЛИЦА". 26
3.1.Сценарий деловой игры "Эксперт в области коррекции лица" по дисциплине "Декоративная косметика и Визаж" 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 30

Работа содержит 1 файл

курсач новый.docx

— 63.30 Кб (Скачать)

     В монотехнологиях весь учебно-воспитательный процесс строится на какой-либо одной  приоритетной, доминирующей идее, принципе, концепции, в комплексных - комбинируется  из элементов различных монотехнологий. Технологии, элементы которых наиболее часто включаются в другие технологии и играют для них роль катализаторов, активизаторов, называют проникающими.

      

     По  типу организации и управления познавательной деятельностью                 В.П.Беспалько предложена такая классификация педагогических систем (технологий). Взаимодействие педагога с учащимся (управление) может быть разомкнутым (неконтролируемая и некорректируемая деятельность учащихся), цикличным (с контролем, самоконтролем и взаимоконтролем), рассеянным (фронтальным) или направленным (индивидуальным) и, наконец, ручным (вербальным) или автоматизированным (с помощью учебных средств). Сочетание этих признаков определяет следующие виды технологий (по В.П.Беспалько - дидактических систем):

  1. классическое лекционное обучение (управление - разомкнутое, рассеянное, ручное);
  2. обучение с помощью аудиовизуальных технических средств (разомкнутое, рассеянное, автоматизированное);
  3. система «консультант» (разомкнутое, направленное, ручное);
  4. обучение с помощью учебной книги (разомкнутое, направленное, автоматизированное) - самостоятельная работа;
  5. система «малых групп» (цикличное, рассеянное, ручное) - групповые, дифференцированные способы обучения;
  6. компьютерное обучение (цикличное, рассеянное, автоматизированное);
  7. система «репетитор» (цикличное, направленное, ручное) - индивидуальное обучение;
  8. «программное обучение» (цикличное, направленное, автоматизированное), для которого имеется заранее составленная программа.

     В практике обычно выступают различные  комбинации этих «монодидактических»  систем, самыми распространенными из которых являются:

  • традиционная классическая классно-урочная система Я. А. Коменского, представляющая комбинацию лекционного способа изложения и самостоятельной работы с книгой (дидахография);
  • современное традиционное обучение, использующее дидахографию в сочетании с техническими средствами;
  • групповые и дифференцированные способы обучения, когда педагог имеет возможность обмениваться информацией со всей группой, а также уделять внимание отдельным учащимся в качестве репетитора;
  • программированное обучение, основывающееся на адаптивном программном управлении с частичным использованием всех остальных видов.

     Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция учащегося в образовательном процессе, отношение к учащемусяу со стороны педагогов. Здесь выделяется несколько типов технологий:

  1. Авторитарные технологии, в которых педагог является единоличным субъектом учебно-воспитательного процесса, а учащийся есть лишь «объект», «винтик». Они отличаются жесткой организацией учебной жизни, подавлением инициативы и самостоятельности учащихся, применением требований и принуждения.
  2. Высокой степенью невнимания к личности учащегося отличаются дидактоцентрические технологии, в которых также господствуют субъект-объектные отношения педагога и учащегося, приоритет обучения над воспитанием, и самыми главными факторами формирования личности считаются дидактические средства. Дидактоцентрические технологии в ряде источников называют технократическими; однако последний термин, в отличие от первого, больше относится к характеру содержания, а не к стилю педагогических отношений.
  3. Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы личность учащегося, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность учащегося в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели (что имеет место в авторитарных и дидактоцентрических технологиях). Такие технологии называют еще антропоцентрическими.

     Таким образом, личностно-ориентированные  технологии характеризуются антропоцентричностью, гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеют целью  разностороннее, свободное и творческое развитие учащегося.

     В рамках личностно-ориентированных  технологий самостоятельными направлениями  выделяются гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества и технологии свободного воспитания:

  1. Гуманно-личностные технологии отличаются прежде всего своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они «исповедуют» идеи всестороннего уважения и любви к учащемуся, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение.
  2. Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и учащегося. Педагог и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии со трудничества, сотворчества.
  3. Технологии свободного воспитания делают акцент на предоставление учащемуся свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности. Осуществляя выбор, студент наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.
  4. Эзотерические технологии основаны на учении об эзотерическом («неосознаваемом», подсознательном) знании - Истине и путях, ведущих к ней. Педагогический процесс - это не сообщение, не общение, а приобщение к Истине. В эзотерической парадигме сам человек становится центром информационного взаимодействия со Вселенной.
  5. По способу, методу,  средство обучения определяют названия многих существующих технологий: догматические, репродуктивные, объяснительно-иллю тративные, программированного обучения, проблемного обучения, развивающего обучения, саморазвивающего обучения, диалогические, коммуникативные, игровые, творческие и др.
  6. По категории обучающихся наиболее важными и оригинальными являются:
  • массовая (традиционная) технология, рассчитанная на усредненного учащегося;
  • технологии продвинутого уровня (углубленного изучения предметов, гимназического, лицейского, специального образования и др.);
  • технологии компенсирующего обучения (педагогической коррекции, поддержки, выравнивания и т.п.);
  • различные виктимологические технологии (сурдо-, орто-, тифло-, олигофренопедагогика);
  • технологии работы с отклоняющимися (трудными и одаренными) учащимися в рамках массового обучения.

     И, наконец, названия большого класса современных  технологий определяются содержанием тех модернизаций и модификаций, которым в них подвергается существующая традиционная система.

     Монодидактические технологии применяются очень редко. Обычно учебный процесс строится так, что конструируется некоторая полидидактическая технология, которая объединяет, интегрирует ряд элементов различных монотехнологий на основе какой-либо приоритетной оригинальной авторской идеи. Существенно, что комбинированная дидактическая технология может обладать качествами, превосходящими качества каждой из входящих в нее технологий.

     Обычно  комбинированную технологию называют по той идее (монотехнологии), которая  характеризует основную модернизацию, делает наибольший вклад в достижение целей обучения. По направлению модернизации традиционной системы можно выделить следующие группы технологий:

  1. Педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений. Это технологии с процессуальной ориентацией, приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода, нежестким демократическим управлением и яркой гуманистической направленностью содержания. К ним относятся педагогика сотрудничества, гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили, система преподавания литературы как предмета, формирующего человека Е.Н.Ильина и др.
  2. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Примеры: игровые технологии, проблемное обучение, технология обучения на основе конспектов опорных сигналов В.Ф.Шаталова, коммуникативное обучение Е.И.Пассова и др.
  3. Педагогические технологии на основе эффективности организации и управления процессом обучения. Примеры: программированное обучение, технологии дифференцированного обучения (В.В. Фирсов, Н.П. Гузик), технологии индивидуализации обучения (А.С. Границкая, Инге Унт, В.Д. Шадриков), перспективноопережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении (С.Н. Лысенкова), групповые и коллективные способы обучения (И.Д. Первин, В.К. Дьяченко), компьютерные (информационные) технологии и др.
  4. Педагогические технологии на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирована учебного материала: укрупнение дидактических единиц (УДЕ) П.М. Эрдниева, технология «Диалог культур» B.C. Библера и СЮ. Курганова, система «Экология и диалектика» Л.В.Тарасова, технология реализации теории поэтапного формирования умственных действий М.Б. Воловича и др.
  5. Природосообразные, использующие методы народной педагогики, опирающиеся на естественные процессы развития учащегося; обучение по Л.Н. Толстому, воспитание грамотности по А. Кушниру, технология М. Монтессори и Др.
  6. Альтернативные: вальдорфская педагогика Р.Штейнера, технология свободного труда С.Френе, технология вероятностного образования А.М.Лобка.
    1. Педагогические  технологии на основе активизации и  интенсификации деятельности учащихся
 

     Принцип активности учащегося в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.

     Такого  рода активность сама по себе возникает  нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий  и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии.

     Любая технология обладает средствами, активизирующими  и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях  эти средства составляют главную  идею и основу эффективности результатов.

         К таким технологиям  можно отнести игровые технологии, проблемное обучение, коммуникативные технологии.

  1. ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
    1. Игровые технологии
 

     Игра  наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

     По  определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

     В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

  • развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
  • коммуникативную: освоение диалектики общения;
  • самореализации в игре как полигоне человеческой практики;
  • игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
  • диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
  • функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
  • межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
  • социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

     Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А.Шмакову):

  1. свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию учащегося, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);
  2. творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);
  3. эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);
  4. наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

     В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.В структуру игры как процесса входят:

  • роли, взятые на себя играющими;
  • игровые действия как средство реализации этих ролей;
  • игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;
  • реальные отношения между играющими;
  • сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре.

     Значение  игры невозможно исчерпать и оценить  развлекательно-рекреактивными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

     Структуру учебного процесса на основе   игры можно представить  в виде этапов:

  1. создание проблемной ситуации;
  2. ход игры;
  3. обсуждение результатов игры.
  4. подведение итогов игры.

            Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике. В современных ОУ, делающих ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

Информация о работе Использование игровых методов проведения занятий по предмету "Декоративная косметика и визаж"