Технологическая линия производства плиточного шоколада

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 13:42, курсовая работа

Описание работы

Родиной шоколада, как и дерева какао, является Центральная и Южная Америка. На протяжении многих столетий шоколад употреблялся в виде напитка – индейцы смешивали молотые и обжаренные какао бобы с водой, а затем в эту смесь добавляли красный перец (чили). В середине XVI века ученый-монах Бенцони представил королю Испании доклад о полезных свойствах жидкого шоколада. Доклад тут же засекретили, а шоколад объявили государственной тайной. За ее нарушение были казнены десятки человек.

Содержание

Введение ........................................................................................................................... 4
1 Технохимическая характеристика сырья ................................................................... 7
1.1 Какао бобы ....................................................................................................... 7
1.2 Сахар – песок ................................................................................................. 11
1.3 Сухое молоко ................................................................................................. 13
2 Принципы и способы консервирования ................................................................... 18
3 Технологическая схема производства ...................................................................... 20
3.1 Очистка и сортировка какао бобов ............................................................. 21
3.2 Обжарка какао бобов .................................................................................... 21
3.3 Дробление какао бобов ................................................................................. 25
3.4 Обжарка какао крупки .................................................................................. 26
3.5 Щелочная обработка какао крупки ............................................................. 27
3.6 Получение какао тертого ............................................................................. 28
3.7 Прессование какао тертого .......................................................................... 29
3.8 Производство какао порошка ...................................................................... 29
3.9 Приготовление сахарной пудры .................................................................. 30
3.10 Смешивание компонентов шоколадных масс .......................................... 31
3.11 Вальцевание шоколадных масс ................................................................. 32
3.12 Конширование шоколадных масс ............................................................. 33
3.13 Темперирование шоколадных масс .......................................................... 34
3.14 Формование шоколадных изделий ............................................................ 35
3.15 Завертка и упаковка шоколада .................................................................. 40
4 Требования к качеству готовой продукции .............................................................. 41
4.1 Нормативная документация ......................................................................... 41
4.2 Дефекты шоколада ........................................................................................ 46
5 Основное оборудование, применяемое на различных стадиях производства ...... 49
5.1 Очистка и сортировка какао бобов ............................................................. 49

5.2 Обжарка какао бобов .................................................................................... 50
5.3 Дробление какао бобов ................................................................................. 51
5.4 Получение какао тертого ............................................................................. 53
5.5 Темперирование какао тертого .................................................................... 54
5.6 Прессование какао тертого .......................................................................... 55
5.7 Производство какао порошка ...................................................................... 57
5.8 Приготовление сахарной пудры .................................................................. 58
5.9 Вальцевание шоколадных масс ................................................................... 59
5.10 Конширование шоколадных масс ............................................................. 61
5.11 Темперирование шоколадных масс .......................................................... 63
5.12 Формование плиточного шоколада ........................................................... 64
5.13 Машинно-аппаратурная схема линии производства ............................... 65
6 Специфика техники безопасности при обслуживании технологической линии производства .............................................................................................................. 70
6.1 Техника безопасности при эксплуатации электрооборудования ............. 70
6.2 Техника безопасности при эксплуатации холодильного оборудования . 74
6.3 Техника безопасности при эксплуатации измельчительного и резательного оборудования ............................................................................... 76
6.4 Техника безопасности при эксплуатации транспортных машин ............. 77
6.5 Техника безопасности при эксплуатации котлов и сосудов ..................... 79
6.6 Противопожарная профилактика ................................................................ 80
7 Экологичность производства ..................................................................................... 84
Заключение ..................................................................................................................... 86
Список использованной литературы ........................................................................... 87
Приложение 1 ................................................................................................................. 89

Работа содержит 8 файлов

Пояснительная записка.doc

— 1.28 Мб (Скачать)

Соединительные трубопроводы аммиачных  холодильных установок окрашивают в следующие цвета: всасывающие  – синий; нагнетательный – красный; жидкостные – желтый; рассольные –  серый; водяные – зеленый.

В машинном отделении должны быть аптечки, резиновые фартуки, перчатки и противогазы. Кроме того, в нем вывешивают основные правила по эксплуатации холодильной установки и оказанию доврачебной помощи при отравлении хладагентами.

Перед вводом в эксплуатацию холодильная  установка подлежит регистрации  в местном органе Госгортехнадзора. Приемка в эксплуатацию холодильной установки производится с участием представителя технической инспекции профсоюза.

Согласно установленным правилам смонтированное холодильное оборудование принимается ремонтными предприятиями  на комплексное обслуживание по договору.

На предприятии приказом администрации  должны быть назначены лица, ответственные  за безопасную эксплуатацию холодильной  установки. В процессе эксплуатации установки необходимо проверять  герметичность аммиачной системы, обеспечивающую отсутствие утечки аммиака и невозможность попадания воздуха в систему.

Места утечки аммиака обнаруживают с помощью химического индикатора – фильтровальной бумаги, пропитанной  в растворе фенолрота (фенолфталеина), спирте-ректификате и глицерине. При наличии в воздухе аммиака индикатор приобретает малиново-красную окраску.

Большую роль в предотвращении возможных  аварий холодильных установок играют предохранительные устройства и  приборы автоматической защиты (реле, терморегулирующие вентили), с помощью которых останавливается компрессор в случае резкого изменения режима работы и подается аварийный сигнал.

Все движущиеся части машин должны быть ограждены. В машинном отделении  запрещается хранение керосина, бензина  и других легковоспламеняющихся  жидкостей. Не допускается располагать в одном помещении с холодильными агрегатами приборы с открытым пламенем.

При установке агрегатов в машинном отделении необходимо предусматривать  проходы, которые должны быть не менее 1 – 1,5 м.

Должна быть предусмотрена приточно-вытяжная вентиляция.

Обнаружению утечки фреона придают  особое значение, так как она может  явиться причиной отравления обслуживающего персонала или пожара. Для определения  места утечки фреона используют галоидные  электронные течеискатели или галоидные лампы. Утечку фреона можно обнаружить с помощью мыльной пены или путем протирания предполагаемого места бензином, а затем оборачивания его чистым листом белой бумаги. Появление жирного пятна будет свидетельствовать об утечки хладагента. При значительной утечке фреона следует немедленно остановить компрессор, включить вентиляцию либо открыть окна и двери и устранить утечку.

Нельзя эксплуатировать холодильные  установки после истечения срока  очередного ежегодного испытания и  проверки защитного заземления электросети и электрооборудования. Опасно пользоваться холодильной установкой, если токонесущие части магнитных пускателей, рубильников, электродвигателей, приборов автоматики не закрыты кожухами, а агрегаты не имеют ограждений. Нельзя принудительно включать холодильную установку при неисправных приборах автоматики и заклинивать электрические контакты приборов.

Не реже одного раза в год специальная  комиссия должна проверять знания персонала  по обслуживанию холодильной установки. Результаты проверки отмечают в журнале.

 

6.3 ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ИЗМЕЛЬЧИТЕЛЬНОГО И РЕЗАТЕЛЬНОГО ОБОРУДОВАНИЯ

 

Измельчительное и резательное  оборудование широко используется в  процессе приготовления шоколадных масс. Этот вид оборудования считается  весьма опасным, так как в качестве рабочих органов применяются ножи, вальцы и лопасти, которые имеют острые режущие кромки. Особая опасность заключается в том, что сырье для обработки подается порциями в рабочую зону, где рабочие органы имеют высокие кинематические характеристики (скорость, частоту вибрации, ускорение и т.д.).

Основные виды травм, которые имеют  место при эксплуатации измельчительно-резательного оборудования:

  • порезы, проколы, переломы костей конечностей при попадании их в рабочую зону;
  • механические травмы от воздействия открытых передач приводного механизма.

Персонал, обслуживающий измельчительное  и резательное оборудование, в  первую очередь должен знать его  опасные зоны, которыми являются участки  машин, где чаще всего возможны случаи травматизма при нарушении правил эксплуатации или техники безопасности. Опасные зоны бывают как снаружи, так и внутри машины. Наружные опасные зоны возникают в основном при наличии открытых передач приводного механизма. При эксплуатации измельчительного и резательного оборудования большую опасность создают не только рабочие органы, но и приводной механизм с электродвигателем. Поэтому измельчительно-резательное оборудование требует от обслуживающих лиц особого внимания. К эксплуатации такого оборудования допускаются лица, сдавшие техминимум и прошедшие инструктаж по технике безопасности.

Прежде чем начать работу на машине, ее необходимо осмотреть, проверить  правильность сборки, надежность крепления  узлов и механизмов, состояния  ограждения, а также зануления, или  заземления, корпуса. Следует обратить внимание на исправность электрической проводки и рубильников. В случае выявления напряжения на корпусе машины, искрения проводки или других дефектов эксплуатировать машину до их устранения запрещается. При обнаружении признаков ненормальной работы машины ее необходимо остановить, отключить от электрической сети и повесить табличку: «Не включать, неисправно!». Устранение неисправностей электромотора, проводки, выключателей должен производить специалист-электрик.

Строго запрещается работать на измельчительных и резательных машинах при снятом верхнем кожухе, отсутствии конечного выключателя и снятом механизме заточки.

Готовность машины к работе проверяют, вращая вручную установочный диск. Машина считается исправной, если во время полного оборота дискового ножа по большей орбите все звенья работают без помех, излишнего стука и трения. Исправность концевого выключателя проверяется при работе машины на холостом ходу.

Категорически запрещается при  включенном электродвигателе снимать  щетки с дискового ножа, направлять и проталкивать заправленный продукт.

После окончания работы машину выключают. Рядом с машиной размещают  плакаты и предупредительные  надписи по технике безопасности.

 

6.4 ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ

ТРАНСПОРТНЫХ И ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ МАШИН

 

На предприятиях по производству кондитерских изделий, в том числе шоколада, очень широко используются машины и  механизмы для подъема, опускания, кантования и транспортировки грузов с целью доставки их к месту  хранения или переработки. Этот вид оборудования является источником серьезных опасностей, так как перемещаемые грузы в вертикальной и горизонтальной плоскости вместе с транспортными и подъемными средствами обладают высокой кинетической и потенциальной энергией, способной причинить травмы человеку.

Поэтому грузы в зависимости  от массы и степень опасности  подразделяют на категории и группы. К первой категории относятся  грузы массой до 80 кг, которые перемещаются с помощью простых приспособлений. На расстояние до 25 м, а для сыпучих  – 15 м эти грузы разрешается переносить вручную. Профессионалам-грузчикам разрешается переносить на спине груз массой до 80 кг на расстояние не более 60 м при условии, что груз будут поднимать и снимать другие лица. Грузы второй категории (от 80 до 500 кг) перемещают с помощью тележек, а для перемещения грузов третьей категории (от 500 кг и более) необходимы лебедки, тали, подъемные краны, автопогрузчики, штабелеры и т.д.

Рассмотрим виды вредных и опасных  факторов, которые имеют место  при выполнении погрузочно-разгрузочных и транспортных работ. К ним относятся:

  • возможность наезда транспортным средством на человека в условиях плохой видимости, малых площадей маневрирования, неисправности тормозов, невнимательности водителя;
  • возможность падения рабочего вместе с грузовой платформой при обрыве тяговых элементов (цепей, тросов, канатов);
  • возможность падения грузчика с высоты грузовой платформы при неправильном выполнении такелажных работ;
  • возможность падения груза на человека при потере грузом устойчивости.

При выполнении погрузочно-разгрузочных работ следует обращать внимание на техническое состояние механизмов, освещенность рабочих мест, характер грузов, их массу, упаковку и маркировку. Предупредительная маркировка указывает на порядок обращения с грузами, например: «Не бросать», «Не кантовать», «Верх» и др.

Для обеспечения погрузочно-разгрузочных операций при складах должны быть эстакады или рампы, располагаемые  на одном уровне с полом вагона или кузова автомашины. Интервалы  при расстановке автомобилей  на погрузочно-разгрузочных площадках друг за другом должны быть не менее 1 м, а между автомобилями, стоящими по фронту, – не менее 1,5 м.

Ширина рабочих проходов в складских  помещениях должна быть не менее 1,5 м, а  при движении тележек – 3,2  м.

Для предупреждения травм при использовании ручных тележек надо следить за тем, чтобы груз устойчиво лежал на ее платформе и не выходил за габариты тележки. Тележки не должны грузиться выше уровня глаз грузчика, скорость передвижения ручных тележек не должна превышать 4 км/ч.

При складировании грузов в штабеля надо выбирать ровные горизонтальные площадки. Штабель должен быть устойчивым, соответствовать определенным нормам по высоте, обеспечивать свободный доступ, быстроту и удобства проверки наличия и отпуска товаров. При отсутствии механизмов не разрешается укладка грузов массой свыше 50 кг на высоту штабеля более 2 м. Устойчивость штабеля достигается различными способами кладки грузов (обратной, перекрестной и т.д.), а также применением деревянных прокладок между их рядами.

Все погрузочно-разгрузочные работы необходимо выполнять в рукавицах.

К управлению и обслуживанию грузоподъемных машин допускаются лица не моложе 18 лет, аттестованные квалификационной комиссией. Перед допуском к работе указанным лицам выдается под  расписку инструкция, определяющая порядок работы, их права и обязанности.

Все грузоподъемные машины  и грузозахватные приспособления должны быть осмотрены  на предмет исправности. Необходимо иметь разрешение на пуск их в работу, которое выдается органами Госгортехнадзора или лицом, осуществляющим в данной организации надзор за оборудованием, не подлежащим регистрации в органах Госгортехнадзора. Основанием для выдачи разрешения является документация завода-изготовителя  и результаты технического освидетельствования.

При эксплуатации подъемно-транспортных средств необходимо соблюдать основные правила техники безопасности.

Не разрешается переносить груз над служебными помещениями. Высота, на которой находится груз при  переноске, должна быть не менее 1 м  от встречных предметов и  2 м от временных построек. Запрещается поправлять тросы, когда груз находится в подвешенном состоянии. Не допускается нахождение под поднятым грузом.

Скорость движения самоходных механизмов внутри складских помещений не должна превышать 6 км/ч при движении по главным проходам и 3 км/ч – при движении по вспомогательным проходам.

Перед началом работы на передвижных  конвейерах и транспортерах проверяют  правильность их установки и устойчивость. Установку транспортеров осуществляют так, чтобы были предусмотрены проходы  вдоль транспортера шириной не менее 1 м. Тяговые органы у этих машин обычно открыты, поэтому при работе у транспортера надо быть особенно внимательным. Необходимо проверять состояние электропроводки, электрооборудования и наличия заземления. Пускатели должны быть расположены либо на самом транспортере, либо на щитке в непосредственной близости от него. На случай экстренной остановки транспортер снабжается несколькими выключателями с обеих сторон.

Во время работы транспортера лента  или пластичный настил должны загружаться  равномерно. Масса одного места, а  также масса груза, находящегося на транспортере, не должна превышать допустимых показателей. Нельзя подправлять на ходу неустойчиво установленный, а также застрявший груз. Выключение электродвигателя следует производить после того, как перемещаемый груз полностью сойдет с ленты.

 

6.5 ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ КОТЛОВ

И СОСУДОВ, РАБОТАЮЩИХ ПОД  ДАВЛЕНИЕМ

 

В процессе изготовления плиточного шоколада на кондитерских фабриках применяют  котлы для получения горячей  воды и пара, а также компрессоры, создающие высокое избыточное давление.

При неправильной эксплуатации оборудования, работающего под давлением, возможны взрывы большой разрушительной силы. Поэтому к обслуживанию установок, работающих под давлением, допускаются  лица, достигшие 18 лет и имеющие  квалификационное удостоверение.

Фронт всех котлов должен быть расположен по прямой линии и обращен к  окнам помещения. Расстояние от фронта котла до противоположной стены  должно быть не менее 3 м, ширина проходов между котлами, а также между  котлом и стенами здания – не менее 1 м.

Запрещается хранения легковоспламеняющихся  и горючих жидкостей вблизи котлов. Все проходы возле котлов и  все выходы из помещения, где они  расположены, должны быть свободными.

В помещении, где расположены котлы, необходимо иметь на каждые две топки один огнетушитель ОП-1 и ящик с сухим песком емкостью 0,5 м3.

При эксплуатации котельных установок  основными причинами неполадок  и аварий котла могут быть недостатки монтажа, неудовлетворительный ремонт, плохой уход за котлом и его арматурой, превышение рабочего давления, понижение уровня воды ниже допустимых пределов.

МАС (1 лист).doc

— 71.00 Кб (Открыть, Скачать)

МАС (2 лист).doc

— 66.50 Кб (Открыть, Скачать)

МАС (3 лист).doc

— 65.50 Кб (Открыть, Скачать)

Машинно-аппаратурная схема.bmp

— 6.31 Мб (Скачать)

Машинно-аппаратурная схема.vc6

— 64.05 Кб (Скачать)

Технологическая схема.vsd

— 48.00 Кб (Скачать)

Титульный лист.doc

— 29.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Технологическая линия производства плиточного шоколада