Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 11:20, курсовая работа
Ресторанный бизнес - одна из немногих сфер отечественной экономики, в которой практически с самого начала экономических реформ в полной мере проявились рыночные отношения, и сегодня, спустя десятилетие, это наиболее динамично развивающийся и высокодоходный, а следовательно, перспективный для инвестиций и привлекательный для предпринимателей сегмент российского рынка услуг.
ВВЕДЕНИЕ...............................................................................................................3
1. ПОНЯТИЕ РЕССТОРАННОГО БИЗНЕСА………………………………….5
1. 1. Общие понятия ресторанного бизнеса ……………………………………..5
1. 2. История создания ресторанов.........................................................................7
2. ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЕСТОРАННОГО БИЗНЕСА……………………………………………………………...……….….14
2.1. Этапы развития…………………………………………………………….....14
2.2. Ресторанная публика.......................................................................................21
2.3. Современные тенденции развития ресторанного бизнеса...........................24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................................30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ......................................................................................32
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «Иркутский государственный университет»
Филиал ГОУ ВПО «ИГУ» в г. Братске
Кафедра социальной
философии и социально-культурных технологий
РАЗВИТИЕ РЕСТОРАННОГО БИЗНЕСА
Курсовая
работа по дисциплине «Основы индустрии
гостеприимства»
Студентка 3 курса,
1 группы СКСиТ - 05
Руководитель
Преподаватель
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...................... |
1. ПОНЯТИЕ РЕССТОРАННОГО БИЗНЕСА………………………………….5 |
1. 1. Общие понятия ресторанного бизнеса ……………………………………..5 |
1. 2. История
создания ресторанов........... |
2. ТЕНДЕНЦИИ
И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЕСТОРАННОГО
БИЗНЕСА…………………………………………………………… |
2.1. Этапы
развития………………………………………………………… |
2.2. Ресторанная
публика....................... |
2.3. Современные
тенденции развития ресторанного бизнеса....................... |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................... |
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ.................... |
ВВЕДЕНИЕ
Ресторанный бизнес - одна из немногих сфер отечественной экономики, в которой практически с самого начала экономических реформ в полной мере проявились рыночные отношения, и сегодня, спустя десятилетие, это наиболее динамично развивающийся и высокодоходный, а следовательно, перспективный для инвестиций и привлекательный для предпринимателей сегмент российского рынка услуг.
Во многом развитие ресторанного бизнеса в современной России происходило стохастически, методом проб и ошибок, а научные методы организации и управления отечественными предпринимателями по ряду причин практически не были востребованы. Однако в посткризисный период ситуация коренным образом изменилась: на рынке ресторанных услуг возникла реальная конкуренция, а потребитель стал более искушенным, что поставило перед менеджментом предприятий этой сферы услуг целый ряд новых задач, таких, как необходимость повышения эффективности производства, укрепление конкурентной позиции, а это неизбежно связано с внедрением в повседневную практику ведения бизнеса современных достижений менеджмента и маркетинга.
Степень разработанности проблемы. Теме ресторанного бизнеса посвящено достаточно большое количество публикаций как зарубежных, так и отечественных авторов. Среди наиболее значимых зарубежных публикаций следует упомянуть работы Дж. Уокера, Б. Марвина, К. Эгертона-Томаса, Ф. Котлера, Л. ван дер Вагена, М. Палли.
Цель работы - рассмотреть эволюцию развития ресторанного бизнеса.
В соответствии с поставленной целью курсовой работы были поставлены и решены следующие задачи:
-рассмотреть начало развития ресторанного бизнеса;
-рассмотреть новое время развития;
-рассмотреть современные тенденции развития.
Объектом исследования является удовлетворение потребностей в качественном питании и организации досуга.
Предмет исследования — Ресторанный бизнес.
В числе основных методов, используемых автором в процессе курсового исследования, базовыми являются структурно-функциональный, сравнительный, метод анализа документальных источников, а также метод комплексного анализа.
Настоящая
курсовая работа позволила автору глубоко
и системно изучить зарубежный и российский
опыт ресторанного бизнеса, определить
наиболее оптимальные пути для применения
теоретических знаний на практике.
1. ПОНЯТИЕ РЕССТОРАННОГО БИЗНЕСА
1.1.
Общие понятия ресторанного бизнеса
Ресторанный бизнес - организация такого вида обслуживания, которое обеспечивает клиента едой и напитками в специально отведенном для этого месте и отвечает некоторым основным гигиеническим и законодательным требованиям.
Ресторан, в качестве самостоятельной единицы или как часть гостиницы, производит и предлагает клиентам питание с целью удовлетворения их гастрономических потребностей. Экономической целью данного вида деятельности является получение прибыли, независимо от того, имеем ли мы дело с чисто ресторанным бизнесом (отдельно взятые рестораны в специально отведенных местах), или с ресторанами, составляющими часть другого учреждения (например, ресторан в университете)1.
Рестораны могут быть классифицированы в соответствии с их месторасположением, классом и типом пищи и сервиса. Основными типами ресторанов являются:
-городские рестораны. Расположенные в городах, они либо предлагают разнообразный набор блюд, либо специализируются в предоставлении обедов и/или ужинов; работают в определенные часы и имеют многочисленную клиентуру.
-рестораны самообслуживания. Этот вид ресторана связан с быстрым обслуживанием у стойки и относительно низкими ценами за счет того, что в них не предусмотрено обслуживание официантом за столиками. Они расположены в деловых, центральных районах, и их посетители -люди, у которых мало времени для принятия пищи. Такие рестораны отличаются особой планировкой, мебелью, они по особому декорированы и окрашены. Впервые появились в Америке.
-вокзальные рестораны. Расположены на железнодорожных, автобусных вокзалах и аэропортах и работают круглосуточно. У них не очень разнообразное меню и довольно быстрое обслуживание.
-вагоны-рестораны. Имеются в основном в поездах дальнего следования. Основное требование - надежность места, часы работы ограничены.
-рестораны на теплоходах. Бывают разной классности в зависимости от класса, которым путешествуют пассажиры. Работают в определенные часы. Могут являться и ресторанами самообслуживания.
-рестораны для мототуристов, не желающих выходить из машины. Еще один тип американского ресторана. Расположены возле шоссе или крупных автостоянок. В целях экономии времени клиенты обслуживаются прямо в машине официантами, которые подкатывают к ним на роликовых коньках. Могут быть также использованы транспортеры для подачи еды2.
-рестораны в самолетах. Это не совсем рестораны, а просто подача еды и напитков на места пассажирам во время полета. Разнообразие блюд в меню, как правило, невелико, за исключением организации питания путешествующих бизнес - классом и первым классом. Тем не менее, в последнее время ресторанное обслуживание на самолетах считается областью конкуренции между различными авиакомпаниями.
-вегетарианские рестораны. Основными продуктами здесь являются овощи; мясо или рыба отсутствуют. Данный тип ресторана возник в результате сегментации рынка по мере изменений потребностей населения.
-закупочные. Их можно причислить к тем ресторанам, в которых приготовление блюд не занимает длительного времени. Посетителям могут подаваться и напитки. Обычно имеется как минимум одно дежурное блюдо.
-выездные рестораны. Не классический тип ресторана; обслуживаются особые мероприятия - приемы, вечера, когда бывает трудно в домашних условиях приготовить большое количество еды.
Другие рестораны - деятельность, имеющая место там, где она не связана с получением прибыли (больницы, школы и т.д.).
Учитывая
новый стиль жизни, некоторые
рестораны специализируются в области
приготовления пищи на вынос. Клиенты
могут сами зайти в ресторан за едой, либо
заказать доставку ее на дом.
1.2. История создания ресторанов
Первые
предприятия общественного
Совсем
по-иному было на Западе. Его развитая
городская культура,
«Три радости на свете мне даны, И я люблю их преданно и верно; Для счастья мне все три они нужны, Зовут их — женщина, игра, таверна», — писал на рубеже XIII—XIV вв. итальянский поэт Чекко Анджольери.
Западноевропейские таверна и
кафе не связывались напрямую
с
государственным фискальным
На Руси закономерное для всех
средневековых государств
Приходилось как бы заново
«повторять» пройденный путь, возрождая
устойчивое феодальное
Особенно тяжелым было положение русских городов, развитие которых (как и формирование «третьего сословия») задержалось на столетия: в России XV—XVII вв. не было ни Реформации, ни Возрождения. Московские дворяне XV—XVI вв. вырастали, можно сказать, на княжеской службе и всецело зависели от княжеской милости. Они и строили свои отношения с властью на сугубо подданнической основе. У них практически не было никаких корпоративных прав и привилегий по сравнению с дворянами на Западе. Крестьяне и горожане, в свою очередь, через налоговую систему попадали во все большую зависимость и от государства, и от своих владельцев: на Руси XVI—XVII вв. неуклонно развивалось крепостное право4.
Столетия относительной изоляции и постоянной борьбы за сохранение национальной государственности привели к глубоким изменениям в социальной структуре общества и его отношениях с властью. На Западе феодальные корпорации, независимые городские общины уже участвовали в создании институтов гражданского общества, ограждавших индивидуальную и общественную жизнь от произвола или жесткой регламентации со стороны власти, а у нас этого не было и в помине.