Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 05:22, отчет по практике
Целью сертификационно-управленческой практики является закрепление теоретических и практических знаний, получаемых студентами в области стратегического менеджмента, процессов управления организацией, управления качеством при производстве продукции, приобретения навыков анализа деятельности предприятия для создания систем менеджмента качества и их подготовки к сертификации.
ВВЕДЕНИЕ 5
1 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОАО «ДАЛЬЗАВОД» 6
1.1 Общие сведения о предприятии 6
2.1 Структура системы управления предприятием 17
2.2 Характеристика групп заинтересованных в деятельности предприятия сторон 19
2.3 Анализ миссии, стратегии и целей предприятия 22
2.4 Анализ показателей объектов управления предприятием и механизмов использования 26
3 АНАЛИЗ СООТВЕТСТВИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ ТРЕБОВАНИЯМ К СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА НА ОСНОВЕ ГОСТ Р ИСО 9001-2008 31
3.1 Анализ документации предприятия на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001- 2008 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
ПРИЛОЖЕНИЕ А 41
Для того, чтобы оценить, насколько поставленные предприятием цели соответствуют его миссии и выдвигаемым требованиям, был проведен совместный анализ таблиц 5 и 6 с применением такого инструмента управления, как SWOT-анализ. С помощью этого инструмента можно реально оценить перспективы предприятия при выполнении данных требований, обеспеченность для этого всеми видами ресурсов, а также учесть возможные негативные последствия, связанные с дополнительными расходами, усложнением партнерских отношений и т.д.
SWOT-анализ - определение и оценка сильных (Strong) и слабых (Weak) сторон работы предприятия, а также возможностей (Opportunity) и угроз (Threat), с которыми оно может столкнуться в течение своей деятельности. Идея SWOT-анализа заключается в следующем: а) принятие усилий для превращения слабостей в силу и угроз в возможности; б) развитие сильных сторон фирмы в соответствии с ее ограниченными возможностями. Анализ внешней среды осуществляется в семи областях: экономика, политика, рынок, технология, конкуренция, международное положение и социально-культурное поведение и позволяет выявить наиболее прибыльные направления совершенствования процессов и роста организации, т.е. благоприятные возможности. Способность реализации этих возможностей выявляет анализ внутренней среды (оценка существующих ресурсов, необходимых для улучшения процессов). В процессе SWOT-анализа проводится как качественный, так и количественный анализ деятельности фирмы и внешней среды. В ходе анализа применяется экспертное оценивание.
Результаты
SWOT-анализа представлены в таблице 7.
Таблица
7 – SWOT - анализ
|
Возможности:
- снижение налогов - участие в тендерах |
Угрозы:
- нет государственных заказов - неплатежеспособность заказчика - конкуренты |
Сильные
стороны:
- сертификация СМК - традиции и культура - опытный персонал |
Стратегия расширения доли рынка путем получения заказов от новых компаний, в том числе государственных, привлечения инвесторов, увеличения объема судоремонта | Стратегия использования СМК и опыта персонала для участия в конкурсах на получение государственных заказов, а также в конкурентной борьбе |
Слабые
стороны:
- менеджмент - оборотные средства - кадровая политика |
Стратегия использования внешних возможностей для совершенствования системы менеджмента, изменения кадровой политики (усиление мотивации персонала) | Стратегия следования за лидерами (использование бенчмаркинга и других методов анализа конкурентов) |
Для
выявления показателей
Таблица 8 - Использование показателей (характеристик) объектов в управлении предприятием.
Объекты управления | Показатели
(характеристики) |
Уровень управления, на котором используется показатель | Использование
в управлении
(вид записи) | |
планирование | контроль | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Финансы | Рост объема
выпускаемой продукции (тыс. руб.)
Сумма заключенных контрактов с постоянными заказчиками Затраты на техническое обслуживание и ремонт оборудования |
Высший, средний | План |
Счет, отчет |
Продукция / услуги (качество, безопасность) | Количество
возвратов работ цехам для устранения
несоответствий
Количество отступлений от требований ГОСТ, ОСТ, ТУ, СТП, чертежей Объем забракованной продукции по причине нарушения технологической дисциплины |
Средний | Акт-заявка | Отчет, приемосдаточный акт |
Производственные
процессы |
Количество
несоответствий по процессу
Объем производства в нормо-часах Количество нарушений технологической дисциплины |
Высший,
средний, низовой |
График, задание | Отчет, дефектовочный акт |
Вспомогательные процессы | Количество
случаев использования в Простой оборудования в капитальном ремонте Количество отказов оборудования в межремонтный период |
Средний | График, список, задание | Отчет, акт списания, регистрационный журнал |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Персонал | Коэффициент текучести
кадров
Уровень квалификации персонала Затраты на обучение персонала |
Высший, средний, низовой | План, заявка | Аттестат |
Внешние условия | Количество
жалоб заказчиков
Длительность деловых связей с заказчиком (мес.) Количество признанных претензий, полученных от заказчика на качество выполненных работ Содержание вредных веществ в водах акватории |
Высший, средний | Заявка, график | Лист исследований, отчет |
Внутренние условия | Количество
аварий объектов инфраструктуры
Количество нарушений сроков поверки приборов и оборудования Количество случаев превышения ПДК в рабочей зоне |
Высший, средний, низовой | - |
Вывод: При управлении различными объектами на предприятие используется множество показателей (характеристик), которые планируются и контролируются, о чем ведутся соответствующие записи и нормативная документация. Использование показателей (характеристик) объектов управления возможно на разных уровнях управления, в зависимости от ответственности и полномочий руководителей того или иного уровня. При планировании значений финансовых показателей можно сформулировать конкретные количественные цели и задачи, а контроль этих показателей позволяет выявить, достигнуты ли эти цели и каким образом.
Планирование производственных процессов представляет собой разработку карт процессов, планов – графиков по проведению работ в подразделениях и цехах ОАО «Дальзавод».
Показатели качества и безопасности продукции зафиксированы в нормативных документах, технических инструкциях. Контроль за такими показателями осуществляется с помощью лабораторных исследований результаты которых фиксируются в регистрационных журналах.
Планирование кадрового состава необходимо на любом предприятии, в том числе и на ОАО «Дальзавод». Важно, чтобы в наличие был компетентный, квалифицированный и заинтересованный в улучшении качества производимой продукции персонал. На предприятии ведутся записи, подтверждающие характеристики работников.
Планирование
показателей внешней и
Далее
в ходе работы было определено насколько
обозначенные в таблице 8 показатели могут
применяться для оценки достижения целей
предприятия. Для этого была построена
матрица взаимосвязи целей и используемых
показателей и представлена в таблице
9.
Таблица 9 - Матрица взаимосвязей целей предприятия и показателей объектов управления
Цели предприятия | Показатели объектов | |||||
Сумма заключенных контрактов с постоянными заказчиками (тыс. руб.) | Количество отступлений от требований ГОСТ, ОСТ, ТУ, СТП, чертежей | Объем производства в нормо-часах | Уровень квалификации персонала | Количество жалоб заказчиков | Количество аварий объектов инфраструктуры | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Занять устойчивое положение на рынке | + | + | ± | + | + | ± |
Непрерывно повышать качество продукции | + | + | ± | + | + | - |
Непрерывно восхищать все заинтересованные стороны | + | + | - | + | + | - |
Увеличение объема судоремонта | + | + | + | - | + | ± |
Постоянное улучшение СМК в соответствии с требованиями ИСО 9001 | + | + | ± | + | + | + |
Постоянное улучшение качества выполняемых работ | + | + | ± | + | + | ± |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Планомерная модернизация оборудования | ± | - | + | - | ± | + |
Постоянный анализ деятельности, направленный на предупреждение возникновения проблем | - | ± | - | - | ± | ± |
Вовлечение
персонала в непрерывный |
- | ± | - | + | ± | - |
Быстрое реагирование и проведение соответствующих предупреждающих и корректирующих действий после их выявления | ± | ± | + | - | + | + |
Профессиональная подготовка персонала по выбранным направлениям | - | + | - | + | - | ± |
Налаживание внутреннего обмена информацией, для непрерывного улучшения функционирования процессов | - | ± | - | - | ± | - |
Переработать систему оценки процессов СМК | - | ± | - | - | ± | - |
Разработать и утвердить номенклатуру дел предприятия, обеспечить подразделения завода выписками | - | - | ± | - | - | - |
«+» - сильная связь «±» - средняя связь «-» - слабая связь |
Вывод: на основании таблицы 9, можно сказать, что эффективность использования показателей для оценки достижения целей предприятия находится на достаточно высоком уровне. Взаимосвязь всех целей предприятия (долгосрочных, краткосрочных или среднесрочных) и показателей объектов управления легко прослеживается в той или иной степени (сильной, средней или слабой).
Для
оценки действующей системы
Таблица 10 - Анализ документации предприятия на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001
Объекты управления (табл.2) | Наименование документа (внешнего или внутреннего), на основании осуществляется управление в отношении данного объекта | Требование
ГОСТ Р ИСО 9001 (пункт), на выполнение которого направлены действия предусмотренные документом |
Формы записей как результата выполнение требований документов | Пункт ГОСТ Р ИСО 9001, в отношении которого записи могут рассматриваться как свидетельства выполнения требования. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Финансы | Планы производства, планы расчета себестоимости и прибыли | 6.1 Обеспечение ресурсами | Бухгалтерские балансы, журналы-ордера, налоговая отчетность, отчетность 1П, анализ себестоимости и прибыли, программные продукты | 4.2.4 Управление
записями
5.6 Анализ со стороны руководства 8.4 Анализ данных |
Продукция (качество, безопасность) | ГОСТы, ТУ, технологические инструкции | 7.1 Планирование
процессов ЖЦП
7.2.1 Определение требований, относящихся к продукции 7.2.2 Анализ требований, относящихся к продукции 8.2.4 Мониторинг и измерение продукции 8.3 Управление несоответствующей продукцией |
Контрольные и рабочие журналы | 4.2.3 Управление
документацией
4.2.4 Управление записями 8.4 Анализ данных |
Производственные процессы | Карты производственных процессов, планы производства, технологические нормы расхода сырья | 6.3 Инфраструктура
7.3 Проектирование и разработка 7.5 Производство и обслуживание 8.2.3 Мониторинг и измерение процессов 8.5.2 Корректирующие действия 8.5.3 Предупреждающие действия |
Рабочие и контрольные журналы, отчеты о ходе производственных процессов | 4.2.4 Управление
записями
8.2.3 Мониторинг и измерение процессов 8.4 Анализ данных |
Вспомогательные процессы (управление материально-техническими и информационными ресурсами) | Планы высшего руководства относительно поставщиков; заявки на сырье; техническая документация, устанавливающая сроки эксплуатации объектов инфраструктуры; СТП и положения о подразделениях | 4.2.3 Управление
документацией
4.2.4 Управление записями 5.5.3 Внутренний обмен информацией 6.1 Обеспечение ресурсами 6.3 Инфраструктура 7.4 Закупки 7.6 Управление устройствами для мониторинга и измерений |
Книги учета заявок клиентов, бухгалтерская отчетность, отчеты о внутренних аудитах и проверках | 4.2.4 Управление
записями
7.2.1 Определение требования, относящихся к продукции 7.2.2 Анализ требований, относящихся к продукции 7.2.3 Связь с потребителями 8.2.2 Внутренние аудиты |
Персонал | КЗОТ, штатное расписание, табель учета рабочего времени, тарифная сетка, платежная ведомость | 6.2 Человеческие ресурсы | Статистические формы отчетности; записи об образовании, подготовке, навыках и опыте персонала | 4.2.4 Управление
записями
6.2.2 Компетентность, осведомленность и подготовка персонала |
Внешние условия (взаимодействие с потребителями, экологические аспекты, социальн. программы и т.п.) | Заявки клиентов, заказы клиентов | 4.2.4 Управление
записями
5.2 Ориентация на потребителя 5.6 Анализ со стороны руководства 7.2 процессы, связанные с потребителями 8.2.1 Удовлетворенность потребителей 8.4 Анализ данных 8.5.1 Постоянное улучшение |
Отчеты о ремонте, отчеты о изготовлении и поставке деталей | 4.2.4 Управление
записями
7.2.3 Связь с потребителями |
Внутренние условия (производственная среда и т.п.) | Инструкции по ТБ, карты метрологического обеспечения производственных линий | 6.3 Инфраструктура
6.4 Производственная среда |
Журналы регистрации санитарно-гигиенических показателей производственных помещений | 4.2.4 Управление
записями
6.4 Производственная среда |
С
целью установления степени соответствия
всех процессов деятельности предприятия
требованиям ГОСТ Р ИСО 9001 рекомендуется
использовать метод экспертной оценки.
В качестве наивысшей оценки принимается
- 100 баллов, что соответствует полному
выполнению требований стандарта, соответственно
при обнаружении несоответствий баллы
будут понижаться. Обобщенная оценка проанализированных
в ходе практики процессов представлена
в таблице 11.
Таблица 11 - Бальная оценка системы управления предприятия на соответствие ГОСТ Р ИСО 9001
Номер пункта по ГОСТ Р ИСО 9001-2008 | Наименование анализируемого процесса | Оценка | Рекомендации по выполнению требований стандарта в отношении процесса |
1 | 2 | 3 | 4 |
4.2.3 | Управление документацией | 80 | Увеличить количество персонала в фонде НД, внедрение электронного документооборота |
4.2.4 | Управление записями | 70 | Автоматизировать процесс управления записями |
6.2 | Порядок организации подготовки кадров повышения квалификации и компетентности персонала | 70 | назначить ответственного за проведение технической учебы, привлечение специалистов для проведения обучения |
6.4 | Управление производственной средой | 90 | Провести ремонт офисов и цехов, закупить новое оборудование и оргтехнику |
7.6 | Управление устройствами для мониторинга и измерений | 80 | Регулярно проводить поверку и калибровку оборудования для повышения точности испытаний, использования современных средств измерений |
7.4.3 | Входной контроль материалов, сырья и комплектующих изделий | 90 | Закупить новое лабораторное оборудование, внедрить электронный документооборот |
7.5.2 | Управление спецпроцессами | 100 | |
7.3 | Проектирование и разработка конструкторской документации | 100 | |
7.5 | Техническое обслуживание и ремонт оборудования | 60 | Замена оборудования в цехах, постоянное техническое обслуживания |
8.2.3; 8.2.4 | Порядок предъявления продукта основному заказчику | 100 | |
8.2.2 | Внутренний аудит | 100 | Повысить квалификацию внутренних аудиторов, проводить внутренний аудит 2 раза в год |
8.2.4 | Проведение испытаний заказа | 80 | Оптимизировать процесс выполнения заказов (выдерживать сроки выполнения заказа), увеличить состав обслуживающего персонала |
8.3 | Управление несоответствующей продукцией | 50 | Идентифицировать несоответствующую продукцию, определить место хранения списанного оборудования и своевременного его изъятия из производства |
8.5.2; 8.5.3 | Корректирующие и предупреждающие действия | 60 | Оперативно разрабатывать план мероприятий по устранению и предупреждению несоответствий |