Стандартизация государственных услуг в социальной сфере

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 15:17, реферат

Описание работы

Сфера услуг, представляя собой совокупность различных видов деятельности и даже целых отраслей, является в постиндустриальном обществе одной из приоритетных. Отдельной категорий в данной сфере выступают социальные услуги, которые можно трактовать как действие органа исполнительной власти, осуществляемое в контакте с конкретным гражданином (юридическим лицом, организацией), которые чаще всего сами обращаются в соответствующий орган по поводу реализации своих законных прав и обязанностей.

Работа содержит 1 файл

СТАТЬЯ.doc

— 127.50 Кб (Скачать)

     Стандартизация  государственных  услуг в социальной сфере 

     Сфера услуг, представляя собой совокупность различных видов деятельности и даже целых отраслей, является в постиндустриальном обществе одной из приоритетных. Отдельной категорий в данной сфере выступают социальные услуги, которые можно трактовать как действие органа исполнительной власти, осуществляемое в контакте с конкретным гражданином (юридическим лицом, организацией), которые чаще всего сами обращаются в соответствующий орган по поводу реализации своих законных прав и обязанностей. В связи с этим соответствующее действие органа исполнительной власти называется «предоставлением (оказанием) государственной услуги». При этом следует разделять платные и гарантированные государством (финансируемых из бюджетных средств) социальные услуги.

     Согласно  Конституции России должны быть определены социальные минимумы. При этом под социальным минимумом подразумевается не то, что приобретается на средства из личного дохода, а то, что гарантируется и предоставляется государством. Определение социальных минимумов и их стоимостная оценка - задачи, возложенные Бюджетным кодексом РФ, а также Федеральными законами "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», на государственные минимальные социальные стандарты. Они формируются из отраслевых (профессиональных) стандартов, в которых предусматривается набор требований к объему и качеству предоставления (работ) услуг в соответствующей отрасли и регламентируют материально-технические, кадровые, временные и другие виды ресурсов.

     Основным  документом, устанавливающим правовые основы и общий порядок разработки, утверждения и применения минимальных  государственных социальных стандартов, обеспечивающих реализацию социальных гарантий и прав граждан на образование, охрану здоровья и медицинскую помощь, на жилище, на социальное обеспечение, участие в культурной жизни, пользование учреждениями культуры, а также на получение квалифицированной юридической помощи, закрепленных в Конституции Российской Федерации, является Федеральный закон «О минимальных государственных социальных стандартах», принятый Государственной Думой в первом чтении 11 июня 2003 года.

     Существующее  федеральное законодательство на текущий момент требует разработки соответствующей правовой и экономической основы в регионах. Решение вопросов социальной стандартизации объясняется жизненной необходимостью и еще не сформированным в данной области федеральным законодательством. Соответствующие нормативные акты действуют уже в нескольких субъектах Российской Федерации, а также на уровне отдельных муниципальных образований. При этом наблюдаются различные подходы как к сфере применения государственных минимальных социальных стандартов, так и к их содержательной части. В том или ином виде социально-экономическая стандартизация применяется в Самарской и Тульской областях, Республиках Карелия и Татарстан, в Ямало-Ненецком автономном округе.

     В Республике Мордовия в целях реализации Программы реформирования региональных финансов Республики Мордовия на 2006 - 2007 годы и создания системы учета потребности в предоставляемых бюджетных услугах постановлением Правительства Республики Мордовия от 30 июня 2006 г. № 290 утверждены следующие республиканские стандарты качества предоставления бюджетных услуг:

  • Республиканский стандарт "Качество предоставления услуг в области здравоохранения";
  • Республиканский стандарт "Качество предоставления услуг в области образования";
  • Республиканский стандарт "Качество предоставления социальных услуг";
  • Республиканский стандарт "Качество предоставления услуг в области культуры";
  • Республиканский стандарт "Качество предоставления услуг в области физической культуры и спорта".

     Республиканский стандарт "Качество предоставления социальных услуг" (далее - стандарт) распространяется на социальные услуги, предоставляемые государственными учреждениями социального обслуживания системы социальной защиты населения Республики Мордовия, и устанавливает основные положения, определяющие качество социальных услуг, финансируемых за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия.

     Стандарт разработан и действует на основе следующих нормативных правовых актов:

  • Конституция Российской Федерации;
  • Федеральный закон от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов";
  • Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
  • Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации";
  • Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
  • Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";
  • постановление Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1995 г. N 1151 "О Федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания";
  • Конституция Республики Мордовия;
  • постановление Правительства Республики Мордовия от 26 мая 2006 г. N 212 "О республиканском перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными учреждениями социального обслуживания населения и тарифах на платные социальные услуги".
 

 

     

     Жизнеспособность  сферы государственных услуг  в основе своей определяется бюджетными источниками финансирования. Опыт последних лет показывает, что в области использования бюджетных средств возникает много проблем. Неэффективное использование бюджетных источников финансирования в сочетании с хроническим недофинансированием многих отраслей сферы государственных услуг опасно не только в смысле социальной напряженности, но и ставит под вопрос экономическую, физическую, экологическую безопасность населения, домохозяйств, регионов, страны в целом.

     Во  избежание этих проблем Бюджетным кодексом поставлена задача перехода на нормативный метод распределения ресурсов что это такое? по всем уровням бюджетной системы, что сделало бы процесс формирования расходных бюджетов прозрачным, финансирование учреждений и организаций сферы государственных услуг экономически реалистичным. Кроме того, нормативный метод определения потребности в финансировании важнейших отраслей сферы государственных услуг, обслуживающих население, позволил бы защитить конституционные гарантии граждан в области образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения хотя бы на минимальном уровне. 
 

    Таким образом, сохраняя определенный уровень  бесплатности и доступности медицинской помощи населению в качестве вынужденной меры на современном этапе развития здравоохранения, оговорены нормативно-правовые аспекты платных медицинских услуг. Есть ли в нашем стандарте? 

Уровни  государственного управления   Предложения по формированию нормативно-правовой базы, способствующей развитию системы  государственных  минимальных социальных стандартов в регионах
 
 
   
Федеральный уровень
  • разработка  системы отраслевых нормативов в  отраслях социальной сферы;
  • утверждение обязательных для обеспечения на территории всех субъектов РФ минимальных отраслевых нормативов (устанавливаются исходя из существующих санитарно-гигиенических, психологических, технологических и иных норм);
  • организация контроля за обеспечением выполнения минимальных отраслевых нормативов на территории всех субъектов РФ
 
 
   
Уровень субъектов Российской Федерации
  • разработка  методики расчета социальных и финансовых показателей государственных минимальных социальных стандартов на основе отраслевых нормативов (с учетом социально-экономического развития и специфики территорий);
  • утверждение подушевых норм бюджетной обеспеченности исходя из текущих цен и ежегодная корректировка этих норм с учетом уровня инфляции  
 

Рис. 3. Предложения по формированию нормативно-правовой базы,  
способствующей развитию системы государственных минимальных

социальных  стандартов в регионах 
 
 

     Как известно, государственные минимальные  социальные стандарты Рассмотрим региональные особенности социальных стандартов на примере сферы образования.

     Таким образом, на фоне отсутствия федеральных  основ социальной стандартизации по основным отраслям социально-культурной сферы государственные минимальные социальные стандарты юридически и практически введены в российскую действительность на региональном уровне.  
 

     Распоряжением Правительства Российской Федерации  от 28 февраля 2006 г. N 266-р одобрена Концепция  развития национальной системы стандартизации Есть ли здесь про соц. услуги. «Стандартизация в качестве одного из элементов технического регулирования должна внести достойный вклад в экономическое развитие страны, при этом роль и принципы стандартизации в условиях реформирования российской экономики должны быть адекватны происходящим переменам и соответствовать международной практике.» Целью стандартизации естественно не является упорядочение, которое фактически является средством достижения цели — экономическая (политическая, социальная, либо другая) польза, в противном случае стандартизация бессмысленна.  

     Конституция Российской Федерации (ст. 7) характеризует  наше государство как правовое и  социальное, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную  жизнь и свободное развитие всех граждан. К сожалению, развитие социальной сферы в России сталкивается с рядом весьма масштабных трудностей, среди которых следует отметить, во-первых, ограниченность имеющихся в стране ресурсов и, во-вторых, многочисленность контингентов населения, требующих социальной защиты.

  • связи с имеющимися трудностями в реализации социальной политики большое значение приобретает поиск новых, нетрадиционных ее инструментов и введение их в правовое поле. Одним из таких инструментов являются минимальные социальные стандарты, все чаще упоминаемые в нормативных правовых актах, но пока еще слабо исследованные теоретически. В качестве примеров, наглядно иллюстрирующих широкое распространение социальных стандартов в регулировании социальной сферы, можно указать на:

     - минимальный размер оплаты труда  (Федеральный закон от 19 июня 2000 г.  №82-ФЗ "О минимальном размере  оплаты труда");

     - прожиточный минимум (Федеральный  закон от 24 октября 1997 г. №134-ФЗ "О прожиточном минимуме в  Российской Федерации");

     - социальные нормативы обеспеченности населения объектами социальной инфраструктуры: учреждениями здравоохранения, образования, культуры и т.д. (Распоряжение Правительства РФ от 3 июля 1996 г. №1063-р "Социальные нормы и нормативы") и т.д.

     Проблема  использования социальных стандартов имеет особо важное значение на уровне органов местного самоуправления. Если федеральный и региональный уровни должны отдавать приоритет решению стратегических, концептуальных вопросов социальной политики, то большинство социальных услуг население получает на муниципальном уровне; именно на местах легче всего выявляются конкретные социальные проблемы и определяется круг лиц, нуждающихся в социальной защите. Поэтому не случайно Федеральный закон от 25 сентября 1997 г. №126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" (п. 4 ст. 5) определяет, что формирование местного бюджета осуществляется путем применения единой методологии, государственных минимальных социальных стандартов, социальных норм, устанавливаемых органами государственной власти. Вместе с тем, в соответствии с п. 5 ст. 5 указанного закона, органы государственной власти субъектов Российской Федерации в процессе осуществления бюджетного регулирования и органы местного самоуправления в процессе формирования местных бюджетов руководствуются государственными минимальными социальными стандартами, социальными нормами, нормативами минимальной бюджетной обеспеченности. Нельзя также не отметить, что вводимый в действие с 1 января 2006 г. новый Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 53) содержит норму, согласно которой органы местного самоуправления самостоятельно устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.

  • Анализ существующей нормотворческой практики показывает, что в рассматриваемой нами проблеме необходимо выделить три ключевых вопроса. Во-первых, это определение того, что следует считать минимальным социальным стандартом. Во-вторых, это анализ правовой природы социального стандарта как такового. И наконец, в-третьих, это анализ принципов регулирования социальной сферы на основе минимальных социальных стандартов.

Информация о работе Стандартизация государственных услуг в социальной сфере