Специфика вербальной коммуникации

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 01:19, курсовая работа

Описание работы

Думаю, что невозможно представить нашу цивилизацию без такого понятия как межличностного общения, или вербальной коммуникации. Умение произносить звуки, складывать их в слова, слова в предложения, наполненные смыслом, даёт нам самые широкие возможности для взаимодействия и взаимопонимания. Общение – это то, на чём стоит наше общество и что в древние времена, что сегодня, оно остается, пожалуй, самым главным умением всей человеческой жизни. Причём речь идёт не только об индивидуальных бытовых ситуациях. Коммуникация покупателя и продавца, солдата и командира, пилота и авиадиспетчера – в любой сфере деятельности необходимо умение поддерживать словесный контакт помогающий решать те или иные задачи.

Содержание

Введение - 3
1. Коммуникация, как знаковая система - 4
1.1. Сущность и функции вербальной коммуникации - 4
1.2. Текстовые коммуникации - 9
2. Практика вербальной коммуникации - 13
2.1. Виды устной вербальных коммуникаций - 13
2.2 Владение речью -19
2.3 Общая характеристика методов воздействия на потребителя в рекламе – 23
3. Возможности вербальных коммуникаций - 32
Заключение -36
Список использованной литературы -37

Работа содержит 1 файл

курсовая Широков.docx

— 73.09 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РФ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая  работа

Дисциплина: Теория массовых коммуникаций

Тема: Специфика вербальной коммуникации

 

 

 

 

 

 

                           Выполнил:

                                                                   Студент 2 курса, группы Тм-112

                                                                            Широков Б.С.

                                                                            Проверил: Малафеев Д.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

2012

Содержание

Введение - 3

1. Коммуникация, как знаковая система - 4

1.1. Сущность и функции вербальной  коммуникации - 4

1.2. Текстовые коммуникации - 9

2. Практика вербальной коммуникации - 13

2.1. Виды устной вербальных коммуникаций - 13

2.2 Владение речью -19

2.3 Общая характеристика  методов воздействия на потребителя  в рекламе – 23

3. Возможности вербальных коммуникаций - 32

Заключение -36

Список использованной литературы -37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Думаю, что невозможно представить нашу цивилизацию без такого понятия как межличностного общения, или вербальной коммуникации. Умение произносить звуки, складывать их в слова, слова в предложения, наполненные смыслом, даёт нам самые широкие возможности для взаимодействия и взаимопонимания. Общение – это то, на чём стоит наше общество и что в древние времена, что сегодня, оно остается, пожалуй, самым главным умением всей человеческой жизни. Причём речь идёт не только об индивидуальных  бытовых ситуациях. Коммуникация покупателя и продавца, солдата и командира, пилота и авиадиспетчера – в любой сфере деятельности необходимо умение поддерживать словесный контакт помогающий решать те или иные задачи.

Мы привыкли к ежедневному общению  и оно, естественно, кажется нам  очевидным и бесхитростным. Однако это лишь в житейском контексте. На самом деле существует великое  множество исследований, как добиться в коммуникативной ситуации определённого  результата. Какие подбирать слова, как строить фразы и оперировать  фактами, чтобы собеседник реагировал, так как нам нужно.  Может казаться, что, к примеру, политик говорит, как попало, а на самом деле вся его речь была чётко запланирована и ни одной случайно мысли он не высказал.

Цель работы рассказать о вербальной коммуникации и объяснить почему

Задачи:

  1. Выявить виды вербальных коммуникаций.
  2. Предоставить информацию об особенностях их использования.
  3. Рассказать о применении вербальных коммуникаций в сфере маркетинга и рекламы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Коммуникация, как знаковая система

 

1.1. Сущность и функции вербальной коммуникации

Вербальная  коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, т.е. систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Правда, этому должна сопутствовать высокая степень общности понимания ситуации всеми участниками коммуникативного процесса, о которой речь шла выше

К вербальным средствам коммуникации относятся письменная и устная речь, слушание и чтение. Устная и письменная речь участвуют в производстве текста (процесс передачи информации), а слушание и чтение – в восприятии текста, заложенной в нем информации.

Одним из основных средств передачи информации является речь. В речи реализуется и через нее посредством высказываний выполняет свою коммуникативную функцию язык. К основным функциям языка в процессе коммуникации относятся: коммуникативная (функция обмена информацией); конструктивная (формулирование мыслей); апеллятивная (воздействие на адресата); эмотивная (непосредственная эмоциональная реакция на ситуацию); фатическая (обмен ритуальными (этикетными) формулами); метаязыковая (функция толкования). [2. с.345]

Функцию, которую выполняет язык в процессе коммуникации, определяет вид высказывания и отбор слов. В зависимости от целей, которые преследуют участники коммуникации, выделяют следующие типы высказываний: сообщение, мнение, суждение, рекомендация, совет, критическое замечание, комплимент, предложение, вывод, резюме, вопрос, ответ.

Речь  делится на внешнюю и внутреннюю. Внутренняя речь понимается как общение человека с самим собой. Но такое общение не является коммуникацией, так как не происходит обмена информацией. Внешняя речь включает в себя диалог, монолог устную и письменную речь. Проблема диалога является основной для изучения процесса коммуникации. Диалог – вид речи, характеризующийся зависимостью от обстановки разговора, обусловленностью предыдущими высказываниями. Выделяют следующие виды диалога: информативный (процесс передачи информации); манипулятивный (скрытое управление собеседником). Речевыми средствами манипуляции являются: эмоциональное воздействие, использование общественных норм и представлений, лингвистическая подмена информации; полемический; фактический (поддержание контакта).

В процессе коммуникации могут возникнуть коммуникативные барьеры:

Логический  барьер – возникает у партнеров  с неодинаковым видом мышления. В зависимости от того, какие виды и формы мышления преобладают в интеллекте каждого партнера, они общаются на уровне понимания или непонимания.

Стилистический  барьер – несоответствие формы представления  информации ее содержанию. Возникает при неправильной организации сообщения. Сообщение должно быть построено: от внимания к интересу; от интереса к основным положениям; от основных положений к возражениям и вопросам, ответам, выводам, резюмированию.

Семантический (смысловой) барьер – возникает при  несоответствии лингвистического словаря  со смысловой информацией, а также из-за различий в речевом поведении представителей разных культур. [1. с.234]

Фонетический  барьер – препятствия, создаваемые особенностями речи говорящего (дикция, интонация, логические ударения и т.д.). Надо говорить четко, внятно, достаточно громко.

Мы живем в мире слов. Если говорить о паблик рилейшнз уделяет внимание подготовке статей, пресс-релизов, написанию речей. Чарльз Сноу, говоря словами одного из своих героев, пишет:

"На своем веку я составил  немало подобных речей и хорошо  знал, какое значение придают  им парламентские заправилы и  промышленные магнаты. Составляешь  черновик за черновиком, добиваешься  немыслимого, высшего совершенства  стиля, какого не достигал и  Флобер, читаешь и перечитываешь  каждую фразу, чтобы, не дай  бог, не сказать лишнего, —  и, в конце концов, по законам бюрократического языка, построенного на недомолвках, любая речь неизбежно становится куда более расплывчатой, чем была в первом наброске. Я всегда терпеть не мог составлять речи для других и в последнее время совсем отделался от этой работы".

Подробнее о написании речей  с точки зрения паблик рилейшнз см. в. При этом надо помнить даже о таких вещах, как будут расположены слушающие. Как пишет X. Рюкле: "Теснота изменяет душевное состояние. Чем теснее люди друг к другу, тем легче "завести" толпу, сделать ее агрессивной". Есть соответствующие нормы, по которым происходит общение. Выделены четыре соответствующие зоны, нарушение которых так же наказуемо, как и любых других норм речи:

- интимная (15-45 см),

- личная: близкая (45-75 см), дальняя (75-120 см),

- социальная (120-360 см),

- публичная (360 см и далее). . [3. с.101]

Однако мы хотели бы обратить внимание на те или иные оптимальные стратегии вербального воздействия, разрабатываемые в рамках таких наук, как психолингвистика, социолингвистика, теория пропаганды. Исследования показали, что детали политических сообщений через короткое время забываются, но долгое время хранится общее впечатление от сообщения.

"Сильной стороной Рональда  Рейгана как коммуникатора была  не возможность выдавать информацию, но способность построить эффективное  сообщение в нескольких словах ("Задайте себе один вопрос, стало ли вам лучше сегодня,  чем четыре года назад?") и  представлять вопросы в рамках  набора ценностей, которые соответствуют  видению Америки многими людьми. Именно поэтому большинство американцев  игнорировали жалобы прессы, что  Рейган не может излагать факты".

Кстати, одно время Рейган работал  спортивным комментатором, возможно, именно тогда он научился говорить просто, но емко. А его подключение к  ценностям, которые носят общий  характер, является, наверняка, научной  подсказкой. С Рейганом работал исследователь  общественного мнения Р. Верслин, который как раз и отслеживал те глубинные процессы, которые стоят за выбором, предопределяя его. Как пишет газета "День" (1996, 27 нояб.), в среднем американский правительственный чиновник употребляет только полтора процента редко встречающихся слов, в то время как у Джорджа Буша этот показатель достиг четырех процентов.

Есть также выработанные в рамках психотерапии эффективные стратегии  построения доверия. Например, следующее: "Для начала - установить контакт, установить раппорт, встретить пациента в его собственной модели мира. Сделайте ваше поведение, словесное  и несловесное, таким же, как у  пациента. Я вам примерно это и  показывал — депрессивного пациента должен встречать депрессивный врач".

Воздействие осуществляется на каждом из уровней языка, начиная со звукового. Существующая сегодня наука фоносемантика открывает те или иные значения звуков, высчитанные по ассоциациям носителей данного языка. Так, для русского языка гласные получили следующие типы значений:

А — ярко-красный;

О — яркий светло-желтый или белый;

И - светло-синий;

Е — светлый желто-зеленый;

У — темный сине-зеленый;

Ы — тусклый темно-коричневый или черный.

Есть свои шкалы и для согласных, соответствующая формула, сводящая оценки для всего слова в единое целое. К примеру, слова получают следующие оценки (иногда совпадающие  со значением, иногда - нет):

взрыв - большой, грубый, сильный, страшный, громкий;

вопль — сильный;

гром - грубый, сильный, злой;

гул — большой, грубый, сильный;

лепет — хороший, маленький, нежный, слабый, тихий;

рык — грубый, сильный, страшный;,

свирель — светлый;

треск — шероховатый, угловатый;

шепот - тихий.

Интересны результаты другого исследования, сопоставившего объем пауз и непосредственно  речи в спонтанном и официальном  регистрах. Оказалось, что при переходе к официальной речи объем пауз возрастает от 1,3 до 1,8. . [5. с.37]

Мирче Элиаде говорит о языке шамана как об имитации криков птиц и других животных:

"Как правило, во время ритуала  шаман говорит высоким голосом,  используя лишь "головной резонатор", или фальцетом, показывая этим, что говорит не он, а дух  или бог. Но необходимо отметить, что такой же высокий голос  обычно используется для монотонно-распевного  произнесения магических заклинаний. Магический и распевный — в особенности, в птичьей манере исполнения — часто выражаются одним и тем же термином. Германская вокабула для магического заклинания будет galdr , часто употребляемое с глаголом galan , "петь", термин, в основном применяемый в отношении крика птиц".

Типы голосов оцениваются аудиторией как приятные или нет. Так, специалисты  по паблик рилейшнз пытались перевести британского премьера Эдварда Хита на говорение голосом, аналогичным тому, которым он говорил в неофициальной обстановке. Для этого скрытно записали его разговор, чтобы продемонстрировать ему его иные возможности. Или вот как французская газета "Экспресс" пишет о турецком премьер-министре Эрбакане: "С притворной небрежностью хитрого торгаша на стамбульском базаре Эрбакан способен кого угодно заворожить своим певучим голосом, угощая приглашенных вишневым соком". Жена Брежнева иронизировала над ним, когда слышала его "шамканье" по телевизору (интервью с начальником охраны В. Медведевым — "Всеукраинские ведомости", 1996, 16 авг.). Мэри Спиллейн иронически спрашивает: "Если бы у Ричарда Бартона был такой же голос, как у Джона Мейджора, был бы ли он таким же известным актером? Смог бы мистер Мейджор добиться успехов в политике, если бы говорил, как Ричард Бартон? Она же упоминает о том, что 38% впечатления, которое вы производите на окружающих, зависит от вашего голоса.

Итак, вербальная коммуникация является сильным средством воздействия. Она определяет отношение к человеку, отражает его характер и манеры. Имеет множество нюансов, от тембра голоса до употребляемых слов, которые  влияют на конечный результат взаимодействия людей друг с другом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Текстовые коммуникации

Переходя к письменному уровню, обнаруживаются иные коммуникативные  особенности. Так, анализ выделения  ключевых слов для описания сюжета сказки "Муха-Цокотуха" показал  следующее:

"Два первых эпизода, являющихся  завязкой и занимающих в сказке  всего лишь 4 строчки (около 4% текста), переданы 110 ключевыми словами в  ответах испытуемых.

(это 60% всех ключевых слов  из "другой половины" - самовар,  базар, денежка и др.), а все  изложение дальнейших событий  (121 строчка) передано лишь 72 ключевыми  словами, особенно пострадали  при компрессии эпизоды Нападение  и Веселье. Самые длинные, многословные  в тексте сказки, они оказались  беднее всего представленными  в наборах ключевых слов".

Информация о работе Специфика вербальной коммуникации