Совершенствование системы муниципального менеджмента на основе применения информационных технологий

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 18:08, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – рассмотреть возможность повышения эффективности муниципального менеджмента на основе совершенствования информационного обеспечения процесса управления. Использование для этого автоматизированных систем, безусловно, наилучший (если не единственно возможный) путь.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы муниципального управления 7
1.1. Сущность и содержание муниципального менеджмента 7
1.2. Система и элементы, объект и субъект муниципального управления 14
1.3. Миссия, цели и задачи муниципального управления 17
1.4. Структура органов муниципального управления 18
1.5. Основные принципы муниципального менеджмента 20
2. Анализ эффективности от применения информационных технологий в муниципальном учреждении 27
2.1. Основы информационного обеспечения муниципального управления 27
2.2 Общая характеристика объекта исследования 43
2.3 Анализ материально-технического обеспечения 46
2.4 Анализ эффективности от применения информационных технологий в работе "Отдела по управлению муниципальной собственностью ЗГО" за 2005-2007г.…..............
3. Рекомендации по совершенствованию муниципального менеджмента на основе применения информационных технологий 52
3.1 Внедрение автоматизированной информационной системы 52
3.2. Автоматизация рабочего место руковадителя и сотрудников муниципального учреждения 58

3.3. Анализ эффективности от внедрения современных информационных систем в работу «Отдела по управления муниципальным имуществом ЗГО»
58
Заключение 59

Работа содержит 1 файл

диплом_Катя.doc

— 504.00 Кб (Скачать)

       Муниципальное управление — это самостоятельный  вид профессиональной деятельности, основанный на принципе самоуправления и направленный на удовлетворение общественных интересов и потребностей в рамках, определенных законом.4

       Это понятие включает в себя цель деятельности и специфические средства для достижения поставленных целей. На основе этого определения можно выделить черты муниципальной службы, отличающие ее от службы в органах государственной власти. Они определяются двойственным характером муниципального хозяйства.

       Муниципальный служащий должен обладать знаниями, необходимыми для непосредственной хозяйственной деятельности, поскольку его деятельность мало чем отличается от предпринимательской. С другой стороны, общественный характер распределения полученной в результате деятельности прибыли на приоритетные направления развития муниципального хозяйства и задача регулирования интересов иных собственников, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории муниципального образования, требует знаний и навыков муниципальной и государственной службы.

       Муниципальные органы управления и службы являются ведущими элементами в муниципальном управлении. Деятельность муниципальных органов управления и служб состоит из множества разнохарактерных по содержанию операций, как-то: сбор и подготовка информации, составление справок, заключений и проектов постановлений, которые согласовываются затем со многими органами управления, руководством, после чего рассматриваются на заседаниях и т.д.

       Содержание  этой деятельности реализуется в  конкретных действиях (функциях) муниципальных  служб. Значительная их доля — функции  отраслевого управления, так как система муниципального управления построена на принципах оптимального сочетания территориального и отраслевого управления.

       В деятельности муниципальных управленческих работников, кроме собственно управленческого труда, применяются и другие разновидности умственного труда — исполнительский, технический, не имеющие непосредственного организационного воздействия.

       Для муниципального уровня власти Конституцией РФ определено самостоятельное поле деятельности, ограниченное пределами полномочий данного уровня. Но перед практиками-управленцами, выборными и назначенными должностными ли

       цами, государственными и муниципальными служащими всех уровней и ветвей власти, перед представителями общественно-гражданских  структур и населения России стоит  актуальная задача — осмыслить степень этой самостоятельности и, как следствие, новые принципы функционирования муниципальной власти.

       Муниципальное управление должно соответствовать  характеру решаемых задач, каковыми являются:

  • создание социальной инфраструктуры муниципального образования;
  • стабилизация экономики муниципальных образований;
  • развитие межрегиональных и внутрирегиональных связей;
  • поддержание экологической обстановки;
  • сохранение единого экономического пространства.

       В решении этих задач комплексность  — обязательное условие   повышения   эффективности   воздействия  на  социально-экономические процессы, протекающие в муниципальных образованиях.

       Теоретическое обоснование путей повышения  эффективности муниципального управления и, прежде всего, функционирования всего хозяйственного механизма региона, предполагает его изучение как целостной системы. Эта система основана на всех формах собственности, единстве приоритетных целей и интересов, общих принципах и методах управления во всех звеньях и на всех уровнях управления социально-экономическим комплексом региона.

       Системный характер хозяйственно-управленческого механизма определяется взаимосвязанностью, глубокой взаимной обусловленностью выполняемых им функций. Его действие должно обеспечивать согласованное осуществление каждой из функций развития комплекса. Этот механизм имеет сложную структуру, состоящую из множества слагаемых, и эффективность его влияния на все стороны функционирования экономики муниципального образования определяется, прежде всего, их взаимодействием, обусловливается в главном, как более существенном, именно тем, как работает система хозяйственно-управленческого механизма региона в целом.

       1.  Для предотвращения возможных  негативных последствий, отступлений от сути и смысла процессов муниципализации и перехода к конституционному местному самоуправлению необходим комплексный анализ данного механизма (который сейчас отсутствует) как единой, целостной системы взаимодействующих  элементов.  Анализ   отдельных  подсистем   хозяйственно-управленческого механизма пока что не дополняется необходимым синтезом, а это препятствует дальнейшему развитию теории управления рыночной экономики. На практике многие мероприятия, направленные на повышение эффективности муниципального управления, часто не могут быть реализованы, потому что не обеспечивается их согласованность, и они «отторгаются» в процессе функционирования рыночной экономики. Хозяйственно-управленческий механизм муниципального образования представляет собой целостную систему и обеспечивает согласованное, взаимосвязанное действие всех его звеньев.

       2. Меры, предпринимаемые для преодоления трудностей муниципализации и стабилизации обстановки, часто не дают должных результатов (особенно это касается экономической сферы муниципальных  образований   —   сердцевины  проводимых  реформ). Основным недостатком таких мер является то, что все они проводятся без достаточного экономического обоснования, без  серьезных концептуальных разработок и  осуществляются эмпирически, методом дорогостоящих проб и ошибок. Поэтому существует острая необходимость критически проанализировать и теоретически осмыслить сложившуюся ситуацию в системе муниципального управления.

       Совершенствование муниципального управления ставит задачу осмыслить теоретически новые требования, связанные с развитием рыночных отношений в процессе управления муниципальными образованиями, а также выявить основные причинно-следственные связи, определяющие главные направления муниципального управления. Иными словами, изменения в хозяйственно-управленческом механизме должны осуществляться заблаговременно, на основе научного знания и сознательного действия в соответствии с ним.

       В процессе управления муниципальным  образованием между элементами системы складываются отношения экономические, организационные, правовые, управленческие.

       Предметом муниципального управления являются управленческие отношения, которые складываются в процессе муниципального управления.

       Совместная  деятельность людей создает систему  отношений, вызывающую необходимость сформировать определенный механизм для организации совместной деятельности, поскольку интересы личности постоянно пересекаются с групповыми интересами. Взаимодействие этих интересов требует установления механизма взаимоотношений между людьми.

       По  мере расширения хозяйственной жизни  муниципального образования усложняются  отношения между людьми, изменяются соотношения между частными и общественными интересами. Все это требует разработки более эффективных форм и способов организации и рационализации усложненных связей. Для регулирования этих процессов создаются общественные институты, выполняющие функции координации и контроля в сферах:

  • организации хозяйства и жизни населения;
  • создания властных структур для регулирования процессов самоуправления.

       Государственная власть на основе нормативных правовых актов регулирует отношения элементов процесса самоуправления (людей, частных и общественных интересов).

       Усложнение  общественных отношений в процессе социально-экономического развития муниципального образования носит циклический характер.

       Цикличность данного процесса связана с природой хозяйственной жизни, так как для достижения определенного благополучия необходимы ресурсы и инвестиции, которые у разных предприятий, отраслей и территорий неодинаковы. Поэтому система управления государством в целом и хозяйственными системами в частности зависит от вида и типа хозяйства.

       Цель  муниципального управления — повысить уровень жизнеобеспечения населения муниципального образования. Для этого муниципальное управление решает следующие задачи:

  • создает социальную инфраструктуру;
  • стабилизирует экономику;
  • регулирует социально-экономические процессы;
  • развивает межрегиональные и внутрирегиональных связи;
  • поддерживает экологическую обстановку;
  • сохраняет единое экономическое пространство.

       Для решения этих задач формируется  система муниципального управления, которая:

  • контролирует использование природных ресурсов муниципального образования;
  • охраняет природу;
  • осуществляет санитарный надзор;
  • содержит жилищно-коммунальное хозяйство;
  • создает социальную инфраструктуру;
  • сохраняет памятники;
  • обеспечивает жизнедеятельность и занятость населения;
  • обеспечивает    финансово-экономическую    самостоятельность и т.д.

       Для достижения поставленных целей и  решения вышеперечисленных задач необходимо использовать систему методов управления.  Методы управления — это способы воздействия субъекта управления на управляемый объект. На практике применяется множество методов управления, различных по своему содержанию (в зависимости от того, какие отношения управления они выражают), назначению (средством реализации каких законов они являются), по связям с мотивами деятельности (какие из этих мотивов выражают), по формам применения (единоличные, коллегиальные, коллективные) и другим признакам.

       Важное  место в этой системе принадлежит  методам, цель которых — воздействие на коллективы, определенных работников и целостные социально-экономические системы для достижения целей и задач, поставленных перед данным звеном системы, в том числе: нормативных, экономических, организационно-распорядительных, социально-психологических.

       Методы  управления используются не изолированно, а комплексно. Поэтому управленческая деятельность проявляется как результирующая приложения различных методов и средств. Каждая группа методов имеет свои специфические особенности, собственные формы проявления и рамки применения.

1.2. Система и элементы, объект и субъект муниципального управления

 

      Место и роль муниципального управления в  местном самоуправлении определяется следующими характеристиками:

      а) муниципальное управление – определенный вид деятельности по осуществлению местного самоуправления, имеющий свои функции и компетенцию;

      б) муниципальное управление – деятельность специальных субъектов, обобщенно  обозначаемых как органы муниципального управления (в законодательных актах - местного самоуправления);

      в) муниципальное управление – в основном исполнительная деятельность, осуществляемая в процессе повседневного непосредственного руководства экономической, социальной, политической и духовной сферами муниципального образования;

      г) муниципальное управление – подзаконная деятельность, регламентируемая муниципальным правом.

      Система, формирующая управляющее воздействие, называется управляющей подсистемой (субъектом управления). Система, «испытывающая» на себе внешние воздействия, называется управляемой подсистемой (объектом управления). Обе эти системы в совокупности с учетом их взаимодействия образуют уже новую - систему управления, как совокупность двух подсистем (управляющей и управляемой).

      Для муниципального управления системное  представление его компонентов, элементов и их взаимосвязей имеет принципиальное теоретическое и методологическое значение, оттого, что понимается под системой муниципального управления, какие и в каком порядке включаются в нее управленческие проявления, как они соотносятся между собой и реально взаимодействуют, следует, что является муниципальным управлением.

      Субъекты  муниципального управления имеют сложную организационную структуру, представляют собой совокупность организационно оформленных групп людей (муниципальных служащих), соединенных соответствующими связями и управленческими отношениями.

      Объектом  муниципального управления является муниципальное  образование.

Информация о работе Совершенствование системы муниципального менеджмента на основе применения информационных технологий